Финны не хотят закупать «кругляк» за бешеные деньги.
На состоявшейся недавно встрече с российскими журналистами вице-президент Ассоциации лесной промышленности Финляндии Андерс Портин заявил, что если Россия не откажется от увеличения пошлин на лес-"кругляк", то Финляндия перестанет закупать лес в России.
"Прекратить гнать "кругляк" на Запад" потребовал еще в 2006 году Владимир Путин. Правительство послушно отреагировало на это повышением экспортных пошлин. Прежде экспортеры платили 4 евро за кубометр необработанной древесины, сейчас платят уже 15, а с первого января начнет действовать "запретительная" пошлина - 50 евро.
Однако кроме этого за прошедшие два года не было предпринято ничего существенного для налаживания отечественной деревообрабатывающей промышленности. У нас вообще нет заводов, способных обрабатывать березу и осину диаметром до 15 см, а ведь именно этот лес быстрее всего растет, то есть, выгоден для переработки. Его можно выращивать быстрее всего и сразу пускать в переработку. Мы продаем этот лес финнам, а затем покупаем у них сделанную из него бумагу. Половина всей мелованной бумаги в России - финская, а две трети всего ввозимого в Финляндию "кругляка" сейчас дает Россия.
Если финны прекратят закупать "кругляк", наша промышленность потеряет $600 млн в год, и денег на инвестиции в отрасли просто не останется. Кроме того, придется уволить 40 тысяч человек, обеспечивающих сейчас экспорт "кругляка" из России в Финляндию. Если же к финнам присоединятся другие страны-импортеры нашего леса, то наши убытки достигнут уже $3,2 млрд, что полностью похоронит нашу лесную промышленность. Вдобавок, если финнам придется закупать более дорогой лес, то возрастет и стоимость производимой в Финляндии бумаги, стройматериалов и мебели. России предлагается избежать всех этих неприятных последствий, не повышать пошлины на лес и по-прежнему оставаться сырьевым придатком Финляндии.
Нашему правительству предстоит решить непростую задачу: принять ультиматум финнов и отказаться от повышения пошлин или же пойти на неизбежные потери во имя защиты собственной промышленности. Подобные же проблемы придется решать и в других отраслях. Мы снабжаем нефтью полмира и не можем производить качественный бензин: просто нет заводов. Металлы в виде болванок идут за границу, а возвращаются станками и самолетами.
Финляндия сильна своими технологиями, а у нас их нет и не будет, если мы собираемся по-прежнему просто гнать сырье за границу. Именно об этом говорил президент Путин, когда призывал к инновационному развитию.
- У России хватит запасов древесины и для собственных предприятий, и для продажи на экспорт, - уверен Андерс Портин. Он точно просчитал, что наша страна может без всяких проблем оставаться сырьевым придатком Финляндии еще долгие годы.
- Неистощимые лесозаготовки в России могут достигать 560 млн кубометров в год, - рассказывал финский лесопромышленник, - сейчас заготавливают всего 150 млн. Для сравнения: в 1970-е годы объемы составляли 400 млн, а в 1990-е - 300 млн кубов ежегодно.
Все это логично, но остается один простой вопрос. Если России со своими лесами так выгодно экспортировать лес, то почему Финляндия построила собственную лесную промышленность и не стала отправлять "кругляк", скажем, в Швецию? А, наоборот, старается его как можно больше закупать? Ответ прост: обработка дерева приносит финским промышленникам столько денег, что по сравнению с ними $600 млн за наш "кругляк" - это сущие копейки. Продавать мебель и бумагу неизмеримо выгоднее, чем "гнать "кругляк".
- Самая большая доля торгового оборота с Россией у нас приходится не на импорт леса, а на экспорт телефонов Nokia, - гордо заявил посол Харри Хелениус.
Редакция журнала Капитал Страны
Написать комментарий