Евразийский союз создает общую финансовую систему
Для создания Евразийского экономического союза к 2025 году предстоит выровнять экономики России, Казахстана и Белоруссии за счет интенсивных налоговых стимулов и обильного дешевого кредитования. Решить эти проблемы можно путем создания единой финансовой системы, а значит за счет единых стандартов банковского регулирования. Без этого намерение сформировать общую для трех стран платежную систему, включая общую карту, так и останется идеей.
В этом году Московский международный финансовый форум был посвящен теме евразийской интеграции. Можно сказать, что именно здесь и начался процесс создания единой финансовой системы России, Белоруссии и Казахстана.
Договор о создании Евразийского экономического союза был подписан в мае этого года в Астане президентами России, Казахстана и Белоруссии. Он предполагает переход к единому экономическому пространству, то есть объединение энергетических рынков, включая нефть и газ, финансовой системы, включая банковскую и страховую, транспортные артерии и прочее.
Но ЕАЭС создается в непростых макроэкономических условиях – не на подъеме, а в период начала рецессии и давлении запада на Россию, которую не особо поддерживают при этом члены Таможенного союза. Белорусские предприятия пытаются выгадать на реимпорте товаров с Украины и Европы, президент Казахстана вовсе заявил, что может выйти из договора по ЕАЭС.
«Если не будут выполняться правила, описанные в договоре, Казахстан имеет право выйти из ЕАЭС. Я уже это говорил и повторяю снова. Казахстан не будет входить в организации, которые угрожают нашей независимости. Независимость - это самое главное наше богатство», - заявил Нурсултан Назарбаев.
Именно поэтому для создания взаимовыгодных условий договор об ЕАЭС требует тщательной калибровки, особенно в базовой его части – финансовой.
Центробанки трех стран переходят к единому надзору
Теоретически у будущего ЕАЭС неплохие внешние данные. Территории трех стран с общим населением 170 млн человек занимают восьмое место в мире, здесь сосредоточены 1/5 мировых запасов газа, 15% мировой нефти, а финансовая емкость оценивается в 2 трлн долларов. Ожидается, что совокупный экономический эффект позволит достичь общего ВВП в объеме 900 млрд долларов. Но пока главная проблема в том, что правила на всех этих рынках у трех стран разные.
«Впервые за все время интеграции мы в договоре по ЕАЭС определили, что предполагается создание единой финансовой системы по типу еврозоны, - сообщил Тимур Сулейменов, министр по экономике и финансовой политике Евразийского экономического союза. - То есть предполагаются единые регуляторные и надзорные требования, а к 2025 году должен быть создан единый Центральный банк ЕАЭС».
Сулейменов заявил, что уже выступил с предложениям к Центробанкам трех стран об обмене надзорной информацией. Предварительное согласие уже получено. Его министерство уже составило и план гармонизации финансовых законов трех стран, вскоре он будет внесен на рассмотрение национальных правительств, а потом и парламентов.
Член совета директоров Центробанка России Михаил Сухов подтвердил, что три национальных регулятора уже договорились о консолидированном надзоре и информационном обмене.
«Нам следует прийти к единой регуляторной политике, чтобы совместно устранять перекосы в банковской системе, - говорит Михаил Сухов. – Например, у нас 145 банков привлекают под высокий процент вклады населения, и это опасная тенденция, а ораничения по ставкам депозитов действуют только в отношении восьми банков. Мы сейчас готовим законопроект, позволяющий остановить эту безумную конкуренцию».
Соответственно, регуляторам других стран следует принимать зеркальные шаги, чтобы создавать равные условия.
Российский бизнес бежит в Казахстан от налогов
«Мы сталкиваемся с конкуренцией национальных налоговых режимов, мы не совсем ясно пока понимаем, где граница между национальным и международным правом, - говорит заместитель министра финансов РФ Юрий Зубарев. – Таможенный союз дал опыт сочетания таможенных процедур, технических и санитарных регламентов. Теперь же предстоит сочетать финансовые аспекты».
Если привести к единому знаменателю банковское регулирование не составит особого труда, то с налоговыми режимами все намного сложнее. С 2009 года в рамках Таможенного союза действует соглашение о гармонизации косвенных налогов (НДС, акцизы, налог на недвижимость и прочие), то же самое придется сделать по основным налогам.
«По косвенным налогам уже началась работа по гармонизации акцизов в отношении табачной и алкогольной продукции, пересекающей границы стран-участников ЕАЭС», - сказал Тимур Сулейменов.
Есть уже и первые достижения: с начала 2015 года начнут действовать первые общие правила в отношении субъектов экономической деятельности. В частности, гражданин при открытии предприятия в соседнем государстве уже на следующий день будет считаться резидентом, а не спустя 183 дня как сейчас (будет платить налог в один бюджет, а не два). То же самое будет действовать для физических лиц, что важно при уплате налогов на доходы, автомобильной страховки и прочих платежей. Кроме того, уже составлен план по гармонизации законов в отношении рынка ценных бумаг, готовится общий законопроект по аудиторской деятельности.
«Бизнес жалуется, что даже в рамках Таможенного союза различие в законах стран-участниц создают большие проблемы, - говорит Тимур Сулейменов. – Поэтому мы обращаемся к Центробанкам и министерствам и просим при формировании своих стратегий ориентироваться на соглашение по интеграции, чтобы потом не усложнять гармонизацию законодательства».
Более подробно о проблемах бизнеса, и главным образом российского, доложил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. В частности, экономические возможности у трех государств разные. Сейчас наблюдается миграция белорусского бизнеса в Россию, а российского – в Казахстан.
«Вот здесь представитель Минфина говорил о необходимости здоровой конкуренции юрисдикций трех стран, - говорит Александр Шохин. – Но то, что сейчас делает Минфин – это заведомо проигрышная конкуренция, я имею ввиду ужесточение налоговых режимов. Стоимость производства в России уже намного выше, чем в Казахстане, поэтому мы ожидаем продолжение миграции бизнеса, который будет пополнять бюджет Казахстана, а не наш».
Если в Белоруссии НДС составляет 20%, в России 18,1%1, то в Казахстане 12%. НДФЛ в России 13%, в Белоруссии 12, а в Казахстане 10%. Помимо этого в России вводят налог с продаж (3%), чего нет в союзных государствах. Ожидается повышение налога на дивиденды, водопользование и другие. Также большие проблемы бизнесу создают забюрократизированные сложные технические регламенты.
«Пока что эффект от действия Таможенного союза ощутили ресурсодобывющие предприятии и перерабатывающие, остальные никак. – Таможенник на границе читать союзный договор не будет, ему мы должны дать четкую инструкцию, составленную на основе лучших практик. Также мы должны проводить оценку регулирующего воздействия на бизнес при принятии законов по ЕАЭС».
«Нам периодически указывают на низкие ставки в Казахстане, - не согласился с Шохиным Юрий Зубарев.- Но когда мы говорим: а посмотрите какие у них меры по деофшоризации экономики. Тогда нам отвечают: не надо туда смотреть. В Казахстане невозможно использовать фирмы-однодневки или оффшорные компании при госзакупках, предлагаем сделать тоже самое. Нам бизнес отвечает: не надо, это будет торможение развития».
По словам Зубарева, рост налоговой нагрузки необходим для балансировки бюджета, расходы которого в отличие от Казахстанского регулярно растут в том числе на крупные инвестиционные проекты.
Одна платежная карта на троих
Без финансового базиса любые договоры о едином пространстве так и останутся на бумаге. В свою очередь этот базис должен выражаться в создании единой платежной системы с последующим переходом к созданию общей валюты.
«Без введения единой электронной платежной системы в режиме реального времени экономическая интеграция попросту не состоится, - считает Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков. - Причем она должна интегрирована с международными платежными системами. Сейчас Россия уже ощущает холодное дыхание международных платежных систем, поэтому надо создавать собственную».
Сейчас на Евразийском пространстве 50% сделок заключалось в рублях, 35% в долларах. В 2012 году уже 60% в рублях и 30 в долларах. Остальные 10% пришлись на валюты союзных государств.
«Чтобы увеличить долю национальных валют, нужна политическая воля, - говорит Игорь Суворов, президент Межгосударственного банка Содружества независимых государств. – Укрепление этих валют невозможно без создания совместных сильных банков. Европейский банк реконструкции и развития отворачивается от России, возможности Евразийского банка развития, созданного в рамках Таможенного союза, имеет очень ограниченные возможности. А без сильных совместных банков мы не снизим долю доллара в ЕАЭС».
При переходе к единой валюте в ЕАЭС финансисты предлагают использовать опыт еврозоны, где до введения евро 27 действовал принцип валютной змеи для выравнивания колебаний курсов национальных валют. В отличие от всех других стран-членов Международного валютного фонда, допускавших отклонение курсов национальных валют от паритетов к доллару США в пределах ±1%, шесть стран Европейского экономического союза договорились ограничить колебания курсов своих валют в пределах ±0,75%. Такая договорённость практически исключала валютные риски во взаимной торговле, что давало определённые преимущества в конкурентной борьбе.
«Это не единственная подсказка, которую дает нам опыт еврозоны, - говорит Лидия Красавина, директор Центра исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ. – Предтечей евро была межнациональная валютная единица экю. Даже в советское время мы брали кредиты в экю, настолько широки были ее границы и возможности. Но при создании общенациональной валюты мы столкнемся с проблемой присоединения других стран к ЕАЭС – Киргизии и Армении. Их экономики пока не готовы к финансовой интеграции».
Игорь Суворов уверен, что при создании единой финансовой системы ЕАЭС следует ориентироваться на опыт БРИКС. Эти страны создали мощный финансовый институт для совместных проектов – Международный банк развития.
«Также нашу будущую общую платежную карточку надо первым делом совместить с платежной системой БРИКС, тогда она будет более жизнеспособна», - считает эксперт.
Для ЕАЭС нужно экономическое чудо
Большие проблемы при создании единого финансового пространства можно ожидать и ввиду неравномерности развития экономик у трех государств. В Белоруссии, например, финансовые рынки не развиты почти во всех направлениях. Если в России и Казахстане экспорт превалирует над импортом, то в Белоруссии нет.
«Мы пока не видим больших экономических эффектов от действия Таможенного союза. Отсюда и скепсис у бизнеса, который в ЕАЭС можно заинтересовать только дополнительными стимулами, - говорит Александр Широв, заместитель директора Института Народного хозяйства и прогнозирования РАН. – Мы же пока при торможении экономического роста скатываемся к принятию краткосрочных мер, не заботясь о долгосрочных. Неравномерность развития экономик, а Белоруссия, например, в фазе структурного торможения сейчас, могут свести на нет все усилия по интеграции.
Долгосрочными мерами могли бы стать совместные инвестиции в общие крупные проекты трех стран.
«Главная задача – наполнить кредитами и инвестициями общее экономическое пространство, говорит Сергей Глазьев, советник президента РФ, - тогда ЕАЭС будет иметь экономический смысл. Сейчас 75% торговых транзакций приходится на Россию. Доля Казахстана и Белоруссии в общей доле кредитования инвестпроектов составляет считанные проценты. Но и экономика России тоже слаба, зависит от внешних факторов сильней, чем от внутренних, а инвестируют в основном крупные госкомпании. Мы и сейчас кредитуем больше, чем занимаем на западе, но это краткосрочные кредиты. В итоге за длинным рублем идут за рубеж и по сути стимулируют не нашу финансовую систему».
По мнению Сергея Глазьева, для оживления экономической активности в ЕАЭС необходимо выдавать длинные и дешевые кредиты. Возможности для этого он видит в повышении прозрачности валютного контроля, установлении налога на бегство капитала за рубеж. Валютные активы он предложил предприятиям переводить в валюты стран БРИКС, чтобы быть менее уязвимыми из-за санкций со стороны Европы и США.
«ЕАЭС открывает нам большие возможности для создания кооперации для замещения европейского и американского импорта, но без длинных и дешевых кредитов мы этого не достигнем», - считает Глазьев.
По мнению Якова Миркина, заведующего отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, при создании ЕАЭС надо как минимум ставить задачу экономического чуда по опыту Китая, Южной Кореи, Сингапура и Малайзии.
«Для этого нужен финансовый форсаж экономики, то есть активное кредитование со стороны частных банков наряду с налоговыми стимулами, - говорит Яков Миркин. – Речь идет не о разовом вбросе денег, а о долгосрочной политике. Для этого надо таргетировать не инфляцию, а кредитную ставку. У нас же как в 2000-м году кредитование населения составляло 20%, на том же уровне ост и в 2014. Это стыдно».
Основные материалы форума будут взяты за основу правительством ЕАЭС, а на основе их анализа для национальных правительств будут созданы рекомендации по гармонизации законодательства.
Александр Лабыкин, оригинал «Expert Online»
Написать комментарий