Евразийский экономический союз – геополитические амбиции России?
Россия, Казахстан и Белоруссия объявили о создании Евразийского экономического союза – нового интеграционного проекта, который носит сугубо экономический характер и заработает в полную силу к 2025 году. Почему для Казахстана и Белоруссии он выгоден экономически, а для России политически?
Новый этап интеграции
Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанный в Астане 29 мая 2014 года, фактически объединяет договоренности, действующие на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также часть нормативных актов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Таким образом, ЕАЭС – это не замена Таможенного союза, а очередной этап объединения трех стран. Правда, этап менее масштабный, чем планировалось когда-то, поскольку объединение проводится только в сфере экономики и не предусматривает интеграции каких-либо госструктур на наднациональном уровне. Из окончательного текста договора исключены пункты, касающиеся общей внешней политики, межпарламентского сотрудничества, паспортно-визовой сферы общей охраны границ, экспортного контроля и еще ряда подобных вопросов.
При этом все решения органы ЕАЭС будут принимать консенсусом, то есть решение не может быть принято, если с ним будет несогласно хотя бы одно государство. Евразийская экономическая комиссия будет обязана выносить проект каждого решения на рассмотрение бизнеса и населения государств-членов. Проекты решений должны будут публиковаться на официальном сайте Союза минимум за 30 дней до их принятия, и все желающие смогут оставлять свои комментарии и замечания, которые потом будут рассматриваться Комиссией вместе с проектом решения.
Деятельность органов Союза финансируется за счет долевых взносов государств-членов. На сегодня общий бюджет равен 6,6 млрд руб. Из них 87,97% составляет взнос РФ (5,8 млрд руб.), 7,33% – доля Казахстана (480 млн руб.), Белоруссии – 4,7 % (312 млн руб.).
Что же будет общим?
На территории трех стран поэтапно будет установлен режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг, а также равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре и общие правила таможенно-тарифного регулирования.
Список отраслей, которых не коснется интеграция, удалось значительно сократить к моменту подписания договора. Из него исключены все гражданские рынки, кроме алкоголя и табака. Остались лишь сферы, в которых интеграция и не планировалась изначально, в частности, оборонно-промышленная индустрия.
Правда интеграция будет происходить очень медленно и постепенно, сроки формирования общего рынка для некоторых отраслей весьма отдаленные. Раньше всего – с 2015 года – начнется формирование единого рынка услуг, сначала по небольшим секторам, далее – по важным и обширным сегментам: финансовым услугам, транспорту, телекоммуникациям и строительству. В 2017-2019 годах планируется унифицировать требования к банкам, страховым компаниям и брокерским домам, а после 2020 года выданные этим организациям лицензии будут взаимно признаваться на территории всех стран-членов ЕАЭС. В завершение интеграции финансовых рынков к 2025 году планируется создать наднациональный орган по регулированию финансового рынка, располагаться он будет в Алма-Ате. Общий рынок строительных услуг планируется лишь к 2025 году.
Общий рынок лекарств и медтехники появится в 2016 году, электроэнергетики – к 2019 году, а нефти и газа – к 2025 году. До этого все спорные вопросы будут регулироваться отдельными соглашениями. Равный доступ к энергетической инфраструктуре должен быть обеспечен к 2016 году, но до этого предстоит достичь консенсуса еще в целом ряде принципиальных вопросов. В сфере промышленности к 2017 году предусмотрена координация отраслевых программ и мер на случай кризиса.
Введение единой валюты договором не предусмотрено, но будут расширяться расчеты в национальных валютах. В 2013 году 55% расчетов проводилось в российских рублях, 35% – в долларах, 8% – в евро, а на долю тенге и белорусского рубля приходилось не больше 2%.
Что будет ограничено
Договор предусматривает ограничение господдержки в промышленности и сельском хозяйстве. Субсидии, которые предоставляются предприятиям, должны быть согласованы с Евразийской Комиссией (ЕАК).
Агропромышленную отрасль страны-члены ЕАЭС могут финансировать только в рамках госпрограмм и за счет закупки продовольствия в госрезерв. Демпинг и прямое финансирование конкретных агропредприятий с привязкой к объему экспорта запрещены – так же как и субсидирование транспортных тарифов на перевозку экспортных сельскохозтоваров. Объем господдержки сельского хозяйства постепенно должен уменьшаться. В 2015 году он не должен превышать 12% от общего объема производства, а к 2016 году –10%.
Правда, на весь 2015 год устанавливается переходный период, и антидемпинговые и компенсационные меры продолжают действовать. В течение этого года остаются в силе и преференции в торговых договорах с третьими странами, но по окончании этого срока договоры должны быть перезаключены от имени союза или денонсированы.
Кроме того, страны-члены ЕАЭС должны поддерживать устойчивость своих национальных экономик, так чтобы госдолг каждой из них не превышал 50% ВВП, дефицит бюджета был не больше 3%, а инфляция – не выше 5% от самого низкого уровня инфляции среди государств-участников ЕЭС. Если эти показатели будут превышены, страна должна будет предпринять шаги для улучшения ситуации, однако никаких мер принуждения по отношению к ней договор о ЕАЭС не предусматривает.
Выгоды общие и частные
ЕАЭС создан в противовес Европе (Евросоюзу) и США. Это мощный инструмент противостояния им, который значительно усиливает позиции стран-участниц на политической и экономической мировых аренах, считает экономист Владислав Жуковский.
Конечно, каждая из стран-членов преследует свои интересы. Для России этот союз, в первую очередь, представляет интерес с политической точки зрения, для Белоруссии и Казахстана – с экономической. России важно геополитическое развитие, выстраивание мощного валютно-финансового, экономического и военно-политического союза на пространстве СНГ. Для Белоруссии и Казахстана главное в вопросе создания ЕАЭС – российское сырье (щедрые субсидии, кредиты, льготы, сокращение пошлин) и доступ на новые рынки, поясняет экономист.
Многие эксперты считают, что на данном этапе больше всего от создания ЕАЭС и «выравнивания экономик» выиграет Белоруссия, а меньше всего – Россия. Действительно, доля торговли со странами Таможенного союза (ТС) у Белоруссии составляет 46,4% от всего внешнеторгового оборота, у Казахстана – 18,2%, у России – 7,5%. При этом именно на Россию падает основное бремя расходов, да и вынужденные налоговые маневры из-за снижения экспортных пошлин на нефть тревожат российских производителей.
Тем не менее, в долгосрочной оценке, этот союз выгоден всем трем его членам, в том числе и России, поскольку позволяет создать более устойчивую экономическую систему и полнее использовать потенциал каждой страны.
«Со временем сотрудничество может принести мощный экономический эффект. Общий рынок потребителей стран-участниц союза на сегодняшний день составляет 170 млн человек, плюс взаимные инвестиции. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году оценивается в размере около 900 млрд долларов. Экономический потенциал ЕАЭС очень высок. Евразийский союз будет продвигать торговлю между странами-участницами, повышая пошлины на товары из других стран», – поясняет Владислав Жуковский.
Перспективы ЕАЭС
Процесс создания единых рынков будет долгим и постепенным, придется согласовывать каждый шаг, на решение основных интеграционных задач понадобится порядка 10 лет. «В перспективе ЕАЭС должен привести к созданию единой валюты, общей внешней политики и гражданства, общего энергетического и нефтегазового рынков входящих в него стран», – считает Владислав Жуковский.
«Объединенный союз будет значимой величиной на мировом рынке, а его экономика, в целом, будет напоминать российскую – все-таки объем ВВП РФ почти в 8 раз больше ВВП Казахстана и Белоруссии вместе взятых», – уверен аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. Вполне возможно, что в ближайшие годы к ЕАЭС присоединятся и другие страны, считает аналитик.
Далее читайте:
Евразийский экономический союз: будет ли Россия субсидировать Белоруссию и Казахстан?
Написать комментарий
Культуру нельзя насадить декретами. У многих зуд великодержавный и не хватает терпения. Учитесь терпению и стройте прежде всего экономический союз. Социокультурное строительство пойдет следом-смотрите опыт Евросоюза, соотношение экономической мощи в пользу России, 8 к 1 и культура других участников постепенно сместиться в сторону российской.
«Объединенный союз будет значимой величиной на мировом рынке, а его экономика, в целом, будет напоминать российскую – все-таки объем ВВП РФ почти в 8 раз больше ВВП Казахстана и Белоруссии вместе взятых», – уверен аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко." ВВП России - это 3% мирового ВВП, добавка к нему ещё одной восьмой - существенно ли это? Особенно, если учесть, что ВВП РСФСР был больше ВВП нынешней России ( и не на восьмую), а СССР по экономической мощности был вторым в мире, но не мог сделать свой рубль полновесным. Как ныне и Китай, занявыший место СССР. Подобные рассуждения годятся для неспециалиста и свидетельствуют о профессиональном несоответствии того, кто так заявляет. Скорее есть шанс поглощения этого союза Китаем - тогда он станет весомым в мире. Но такое произойдёт, скорее всего, после развала России на Европейскую и Азиатскую Россию. Именно такой развал является для Путина единственным шансом на сохранение власти наподобие Северной Кореи. Устойчивость лукашенковской Белоруссии очень сильно зависти от устойчивости России и от талантов Лукашено - и это не вечно. Судьба Белоруссии - Европа. Но при этом Азиатская (Урало-Сибирская) Россия несомненно станет предельно зависимой от Китая. Последние соглашения с Китаем, а также китайские планы на использование демографической мощи Китая и экономической мощи Сибири - именно про это.
Все-таки в отличие от ЕС это несколько ущербный союз. Исключены (что уже совсем непонятно) вопросы интеграции на уровне культуры и т.д. Тут Казахстан особо "помог". А ведь любая цивилизация (в том числе евразийская) - это социокультурный комплекс большого масштаба, как же об этом "забыли"...