Евразийский экономический союз: будет ли Россия субсидировать Белоруссию и Казахстан?
С 1 января 2015 года Россия, Белоруссия и Казахстан образуют Евразийский экономический союз (ЕАС). За оставшееся время будущим членам ЕАЭС предстоит решить, как будет регулироваться рынок нефти и нефтепродуктов. Почему России это может быть невыгодно?
Экономическая интеграция с Белоруссией и Казахстаном будет стоить России увеличения объема субсидий соседним экономикам до 30 млрд долларов в год, признает заместитель министра финансов Сергей Шаталов, а нефтяной отрасли – резкого увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2015 года. Дело в том, что ЕАС предполагает снятие тарифных и прочих ограничений во взаимной торговле. В первую очередь это может негативно сказаться на нефтедобыче, нефтепереработке и нефтехимии. Однако партнеры по ЕАС от этого могут только выиграть.
Белоруссия
Собственные запасы нефти в республике сравнительно невелики. Пик добычи пришелся на 1975 год (7,96 млн т), затем объемы постепенно уменьшались. Сегодня на 63 месторождениях страны в общей сложности добывается порядка 1,7 млн т в год (в 2013 году – 1,645 млн т). Государственный монополист по нефтедобыче в Белоруссии, производственное объединение «Белоруснефть», согласно данным на сайте компании, также добывает нефть на шести месторождениях в Венесуэле. Общий объем добычи за пять лет составил более 4,26 млн т. С 2013 года «Белоруснефть» начала добычу нефти также в России (в Ямало-Ненецком автономном округе). В активе предприятия шесть месторождений, пока разрабатывается четыре (на трех добывается нефть, и на одном – газовый конденсат и природный газ). Общий объем извлекаемых запасов и ресурсов составляет свыше 40 млн т, годовая добыча нефти и газового конденсата – порядка 140 тыс. т. В планах компании – увеличить объем добычи нефти на российских месторождениях на 50%. Практически всю добытую нефть республика экспортирует в сыром виде, в основном в Германию. В 2013 году было экспортировано 1,619 млн т, на 1,241 млрд долларов. Пошлины от экспорта собственной нефти республика, естественно, зачисляет в свой бюджет.
Но гораздо больше доходов – примерно треть от всей экспортной выручки республики – приносит Белоруссии экспорт нефтепродуктов – их республика продает почти в девять раз больше, чем сырой нефти. В 2013 году, правда, объем экспорта в этой сфере уменьшился на 22,5% – до 13,563 млн т, общая выручка при этом снизилась на 29,8% –до 10,176 млрд долларов. Для производства нефтепродуктов используется в основном российская нефть. С 2011 года Белоруссия импортирует ее беспошлинно, но перечисляет в бюджет РФ пошлины за экспорт произведенных из нее нефтепродуктов. В 2013 году общая сумма этих перечислений превысила 3,3 млрд долларов.
Нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в республике всего два – Мозырский и Новополоцкий. Основными акционерами ОАО «Мозырский НПЗ» являются правительство Белоруссии (42,76% акций) и НГК «Славнефть» (42,58% акций). Еще 12,25% акций владеет ОАО «МНПЗ+», 2,41% – физлица. «Славнефть» – российская компания, 99,7 % ее акций контролируется на паритетных началах компаниями «Газпром нефть» и «Роснефть». Госдолю в «Мозырском НПЗ» и ОАО «МНПЗ+» Белоруссия готова продать за 518 млн долларов. Среди возможных претендентов на покупку завода называют «Роснефть» и «Газпром нефть». Одним из условий приватизации Мозырского НПЗ является фактически удвоение его мощности к 2020 году, так чтобы к этому времени поставки нефти на предприятие увеличились до 20 млн т.
Сейчас Белоруссия импортирует нефть исключительно из России, однако объемы поставок меньше, чем хотела бы республика. Так, в 2014 году вместо запланированных 23 млн т нефти, возможно, будет поставлено лишь 21 млн т. При этом о своей готовность поставлять нефть на белорусские НПЗ заявил Казахстан, но налаживание прямых поставок оттуда возможно лишь в рамках ЕАЭС, когда будут согласованы все вопросы по равному доступу членов ЕАЭС к инфраструктуре друг друга и установлен единый тарифа за пользование этой инфраструктурой.
Казахстан
У Казахстана, наоборот, больше нефти, но хуже с ее переработкой. Доказанные запасы составляют 5,6 млрд т, и объем добычи «черного золота» постоянно растет: в 2013 году было добыто 81,7 млн т, в 2014 – планируется добыть 83 млн т, к 2018 году этот показатель намечено довести до 110 млн т. Большая часть добытой нефти экспортируется. В 2013 году Казахстан экспортировал 68,158 млн т нефти и газового конденсата на 55,221 млрд долларов.
Экспорт нефтепродуктов на порядок меньше: в 2013 году – 5,252 млн т на 3,144 млрд долларов.
В республике работают три НПЗ: Атырауский, Шымкентский и Павлодарский. Каждый из них перерабатывает порядка 5 млн т нефти в год. Все эти предприятия сейчас модернизируются, поскольку технологическая изношенность не позволяет им выходить на проектную мощность. Экспорт целого ряда нефтепродуктов временно приостановлен, поскольку их не хватает на внутреннем рынке. Импорт нефтепродуктов в 2013 году составил 2,490 млн т (рост на 20,1%) – на сумму 1,573 млрд долларов.
В сфере нефтепереработки экономика республики на 30% зависит от поставок из России. И дело не только в технологической отсталости предприятий (уровень переработки нефти здесь составляет около 45%, что вдвое ниже среднемирового показателя), но и в их недозагрузке. Нефтяным компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть, чем поставлять ее на местные НПЗ. Экспортная пошлина хотя и повысилась за последние три года вчетверо, но все равно относительно невелика: 80 долларов за тонну. А вот нефть, реализуемая внутри страны, облагается НДС в 12% – и это еще больше отталкивает нефтекомпании от ее поставки на внутренний рынок.
Объем российских поставок нефти в Казахстан по внутренним ценам в последние несколько лет составляет порядка 7 млн т. При этом «Роснефть» заинтересована в использовании казахстанского трубопровода Атасу – Алашанькоу для увеличения объема поставок российской нефти в Китай. С 1 января 2014 года действуют новые правила поставок. Все поставки «Роснефти» направляются на НПЗ в Павлодаре и Шымкенте, а Казахстан в рамках транзитного соглашения (по сути, своповой операции) экспортирует в Китай 7 млн т своей нефти. Объем беспошлинного импорта светлых нефтепродуктов из России составит 1,2–1,5 млн т. При этом, во избежание реэкспорта, Астана вводит запрет на их вывоз и обязуется в течение года повысить пошлины на них до уровня российских (90% от экспортной пошлины на нефть). Поставок темных нефтепродуктов из России в Казахстан не будет.
По подсчетам Минфина, возможные убытки от беспошлинных поставок нефти в Казахстан составят 70 млрд руб., нефтепродуктов – 18–21 млрд руб. Возмещение этих убытков возложено на «Роснефть», которая будет платить экспортную пошлину в российский бюджет за нефть, экспортируемую в Китай через казахский трубопровод.
Россия
Согласно данным Министерства природных ресурсов, запасы нефти в России на 1 января 2013 года составляли 17,8 млрд т. По оценке экспертов Минприроды и ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», этих объемов российской экономике хватит на 30 лет. Впрочем, если оценивать запасы с учетом экономической эффективности их разработки, результат будет намного скромнее – 10,9 млрд тонн. Оценки ряда экспертов еще более скептичны. «Активных запасов, то есть запасов, которые можно отбирать стандартным методом воздействия, хватит на 6–8 лет. Трудноизвлекаемых, которые сегодня стоят на балансе и требуют применения капиталоемких технологий, хватит на 15–20 лет. Если в российской нефтяной промышленности не произойдет кардинальных изменений, то уже к 2030 –2035 году Россия не сможет не только экспортировать нефть, но и обеспечивать свои внутренние потребности», – считает руководитель дирекции по научной работе Института геологии и разработки горючих ископаемых (ИГиРГИ) Евгений Грунис.
Хотя недра формально и принадлежат государству, но контроль за их рациональным использованием фактически сведен к нулю, нет ни госстандартов, ни правил разработки месторождений. «На государственном уровне решаются лишь вопросы налоговой нагрузки на отрасль, а не создания нормальных условий для ее развития», – поясняет эксперт. В профильных ведомствах – Минэнерго и Минприроды – сегодня вообще нет нефтепромысловых геологов и специалистов по разработке месторождений, зато можно встретить в избытке юристов, финансистов и других специалистов различных отраслей.
Геологоразведка выполняется за счет бюджета только на 5%, остальное – за счет недропользователей. В итоге, объем разведочного бурения с начала 1990-х сократился в шесть раз, коэффициент прироста запасов (т.е. разница между разведанными за год запасами и объемом добытой за этот год нефти) составляет всего 1,03, то есть является простым воспроизведением. Компании экономят не только на геологоразведке, но и на способах добычи нефти. Разработка недр ведется хищнически. Коэффициент извлечения нефти (КИН), как правило, не превышает 0,3 – 0,34. Это значит, что 66% нефти остается не добытыми, компании не желают дополнительно тратить деньги на более эффективные методы и технологии, предпочитая перейти на новое месторождение. При этом фактически 93% текущих запасов нефти уже распределено между компаниями и 7% представлено мелкими месторождениями, находящимися на грани рентабельности.
Налоговый маневр
Система налогов не способствует не только развитию нефтедобывающей отрасли, но и наполнению госбюджета. С 2014 года начато поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и пошлин на светлые нефтепродукты (т.е. бензин и дизтопливо) и поэтапное повышение налога на добавочную стоимость (НДПИ). Базовая ставка НДПИ в 2014 году равна 493 руб., в 2015 году – 530 руб., в 2016 году – 559 руб. за тонну нефти. Предельная ставка экспортной пошлины на нефть на 2014 год устанавливается в размере 59% (вместо прежних 60%), на 2015 год – 57% и на 2016 год – 55% от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти и уровнем в 182,5 доллара за тонну. В марте 2014 года, например, экспортная пошлина на нефть составила 384,4 доллара за тонну (т.е. 14 107 руб.), а средняя цена нефти – 789 долларов за тонну.
Предпринятый маневр, по оценке чиновников, принесет в госбюджет дополнительно 170 млрд руб. в ближайшие три года. На сегодня в России добывается нефти больше, чем экспортируется – 517 млн т против 240 млн т соответственно. Другими словами, среднегодовой объем добычи нефти в 2,15 раз превышает объем экспорта. Очевидно, однако, что разница между размером НДПИ и экспортной пошлины составляет несколько порядков, и повышение НДПИ никоим образом не компенсирует доходов, выпадающих из госбюджета при снижении экспортной пошлины и росте экспорта. Таким образом, обещанные дополнительные доходы в бюджет будут получены, главным образом, за счет роста экспорта нефти. Получается, что правительство оказывает налоговую поддержку крупнейшим нефтегазовым корпорациям (которые и без того захлебываются от притока нефтедолларов), упростив им процедуру вывоза нефти на экспорт, повысив рентабельность их продаж на внешнем рынке и обеспечив им дополнительные доходы. При этом перераспределение налоговой нагрузки с экспорта нефти на ее добычу вызовет значительное подорожание топлива. Так, бензин, по оценке экспертов, уже в 2014 году подорожает на 11-13%.
Между тем, для получения дополнительных доходов в госбюджет можно было бы ввести в нефтяной отрасли налог на прибыль – ведь рентабельность здесь одна из самых высоких. Для сравнения: средний уровень рентабельности в обрабатывающей промышленности составляет менее 11,5%, в станкостроении и машиностроении не поднимается выше 9-11%, а в АПК и вовсе колеблется в диапазоне 6,5-7%. В нефтегазовом комплексе рентабельность инвестиций и производства достигает 20-25%, в нефтехимии – порядка 30-35%. Однако взимать налог со сверхдоходов нефтяных компаний правительство пока не намерено.
Пошлины, акцизы и ЕАЭС
Базовый договор об ограничениях в торговле нефтепродуктами страны ТС планируют подписать в середине мая 2014 года. До этого всем участникам процесса предстоит договориться о том, какими темпами будет проводиться отмена ограничений: сразу и полностью или постепенно и частично.
Самым «фантастическим» и самым неприятным вариантом для России была бы отмена всех тарифных и нетарифных ограничений сразу и целиком, считает замминистра финансов России Сергей Шаталов. По его оценке, в этом случае потери российского бюджета могут составить порядка 30 млрд руб. в год. Чтобы их исключить, правительству, по словам чиновника, придется быстрее, чем планировалось, снижать экспортные пошлины и увеличивать НДПИ. При этом цена на нефть на внутреннем рынке резко возрастет и тогда, чтобы не росли цены на моторное топливо, правительство, возможно, резко снизит акцизы на бензин.
Самым спокойным и безболезненным стал бы другой экстремальный сценарий, при котором все ограничения сохранялись бы и дальше – тогда российский бюджет не понес бы дополнительных потерь, и налоговый маневр можно было бы осуществлять ранее запланированными темпами.
Пока, по словам Шаталова, найти компромиссный вариант сторонам не удалось. Переговоры продолжаются.
Написать комментарий
Молодцы , давно надо было создать свой союз в противовес Евросоюзу ,жаль только, что СНГ себя изжило .Но время перезагрузки уже пришло, надо восстанавливать не только СНГ ,но и весь состав бывшего Соц. Блока,тем более особых усилий для этого не потребуется .