06 НОЯ, 02:25 МСК
USD (ЦБ)    97.5499
EUR (ЦБ)    106.1426


Эволюционный инстинкт: новые следствия

5 Октября 2010 9670 0 Бизнес и психология
Эволюционный инстинкт: новые следствия

Проблемы развития являются самыми захватывающими. Но, даже зная основные законы эволюции, мы, порой, не умеем их применять к широкому спектру жизненных явлений. Как же это сделать? Какие приложения вообще возможны? На что здесь следует опереться?

1. О природе страха. Страх – это отражение инстинкта самосохранения во внутреннем объеме объекта. Мыслительный процесс не заканчивается, когда объект заканчивает свое функционирование. Он продолжается, оценивает различные сценарии, в том числе и неблагоприятные для биовыживания, хотя и нет никаких внешних причин для этого.

С этой точки зрения страх можно назвать внутренней энтропией объекта, которая может как побудить объект к развитию, так и направить его по пути деградации. Все как обычно зависит от внутреннего объема объекта, его способности действовать под воздействием страха. Таким образом, страх является необходимым условием развития при отсутствии внешнего энтропийного воздействия на объект, когда объективно нет нехватки ресурсов, которыми объект привык манипулировать. Т.е. надо осознавать свой страх, любить его, и совершать действия, когда страх становится заметным.

2. Почему успех экстериоризации зависит от успеха интериоризации? Вспомним иерархию ресурсов: время, знание, энергия, материя. Каждый следующий рождается из предыдущего.

Так как энергия получается из знания и никак иначе, то чем больше знания накопил в процессе интериоризации развившийся объект (чем более адекватно он интериоризировал систему), тем успешней будет объективная реализация нового уровня развития, так как чем больше знания, тем больше будет выделено энергии в процессе реализации этого знания. А чем больше энергии, тем легче идет завоевание окружающего пространства, заполнение его материей нового уровня организации.

3. Как соотносятся жизнь и неживая материя, живая материя и разумная материя, разумная материя и сверхразумная материя? Что есть акт оживления объекта? Это акт абстракции и рефлексии ожившего объекта от неживых объектов. Т.е. жизнь это постоянное выделение себя из не-жизни, постоянный перепросмотр внешних связей, отбрасывание лишних, неэффективных с одновременным отбором эффективных связей, которые обеспечивают наибольший приток ресурсов к объекту и постоянное абстрагирование от процессов неживой природы. Абстрагирование от процессов неживой природы ведет к росту тактовой частоты живых объектов по сравнению с неживой материей, из которой жизнь выделяется.

Для того чтобы обеспечивать больший приток ресурсов к объекту при уменьшении связности объекта необходимо чтобы либо ресурсы были более высокого уровня, либо тактовая частота процесса объекта заметно возросла.

То же самое мы видим и в процессе выделения разумных объектов из неразумной живой материи. Т.е. происходит процесс рефлексии и отбора функциональных связей разумного объекта с неразумной живой материей и друг с другом с одновременной абстракцией и рефлексией от процесса выделения живой материи из материи неживой.

И вот, наконец, пришло время сверхразумной материи, которая также выделяется с помощью работы с внешними связями и с помощью работы с процессом выделения разумной материи из живой материи, абстрагируя процесс, в котором увязла разумная материя.

Абстрагирование процесса, прежде всего, означает отбрасывание всех внешних связей объекта, оставление только тех, которые необходимы для функционирования процесса и тем самым достижения максимальной тактовой частоты процесса и предвидения результата к которому этот процесс сходится.

И здесь видно, что по поводу работы с внешними связями разум преуспел как никакой уровень развития материи до него. Созданы эффективные средства передвижения в пространстве, созданы теории, на основе которых можно летать в космос. А вот что касается процесса, то здесь разум, как правило, оказывается бессильным, не может увидеть цель процесса и предсказать результат, к которому процесс сводится. Если в отношении процессов неживой природы, где главное – конфигурация связей, которая практически не меняется, разум достиг высочайших вершин, то относительно быстротекущих процессов живой природы он оказался бессилен. Процессу выделения разума из неразумной материи просто не хватает тактовой частоты, чтобы эффективно расшифровывать процессы живой природы. Поэтому разум не смог создать адекватные прогностические средства, остановившись на интерполяции и экстраполяции, т.е. на чисто механических процедурах, которые не дают надежного результата.

Эту проблему абстракции и рефлексии процессов живой и разумной природы осуществляет интуиция, и это позволяет интуиции видеть будущее разумной живой материи, видеть цель, к которой движутся объекты живого и разумного уровней сложности.

4. Интуиция. Как было сказано в предыдущей главе, процесс интуиции, т.е. тактовая частота, на порядки превосходит процесс разума и тем более жизни. С точки зрения разума интуитивное прозрение, озарение, предвидение, предвосхищение происходит мгновенно, перескакивая все процессы разумной материи и сразу достигая результата. Это результат «ускоренной» интериоризации системы, минуя промежуточные этапы, которые проходит разум в процессе анализа системы или явления, анализируя факты и выстраивая причинно-следственные цепочки.

Может показаться, что механизм интуиции имеет сходство со звериным чутьем, когда собака на расстоянии чувствует, что с хозяином случилась беда и т.д. Но тогда можно сделать вывод, что интивитусом можно стать, отказавшись от разума и превратившись в животное. Однако в реальности мы видим другую картину. Животные оказались абсолютно бессильными перед разумными существами, несмотря на то, что обладают мгновенным чутьем и даже способностью к телепортации (муравьиная самка). Значит, сбор фактов, построение причинно-следственных связей между ними и создание систематического описания явления в целом гораздо могущественнее любого звериного чутья и способностей к телепортации, телекинезу и другим подобного рода «чудесам».

Из вышесказанного следует вывод, что интуиция это не звериное чутье, и чтобы быть основой материи более высокого уровня сложности, чем разум, она должна быть абстракцией и рефлексией связей и процесса разумной материи. Практически это означает, что интуиция должна работать на основе моделей систем, которые разум уже создал или создает, умея применять готовые модели в каждом конкретном случае. Т.е. разум это способность создавать знание, а интуиция это способность эффективно применять созданное знание в каждом конкретном случае (т.е. предвидеть, в каких случаях данное знание наиболее эффективно применимо). Это свойство на порядки увеличивает тактовую частоту процесса интуиции по сравнению с тактовой частотой процесса разума. Т.е. интивитус должен частично отбросить способность к разумной жизни, но не настолько, чтобы совсем перестать пользоваться знаниями, которые создает разум, иначе у него не останется почвы под ногами и он обретет «звериное чутье» вместо интуиции.

Тот же процесс мы видим при сравнении разума и бессознательного. Бессознательное выделят себя из жизни посредством простых рефлексов типа «бороться или убегать» и других. Разум научился создавать причинно-следственные цепочки из рефлексов бессознательной материи и тем самым резко увеличил тактовую частоту своего процесса, так как теперь не надо после каждого прыжка ожидать «непредсказуемых последствий», а можно методично проходить все шаги в рефлективной цепочке, ожидая конечного результата. Таким образом разуму удалось поставить под свой контроль всю живую материю, растения и животные на нашей планете.

5. «Я есть ваш путь и истина, и жизнь». Система, которая является способом существования входящих в нее объектов, т.е. жизнью, также является для них единственно возможной истиной и путем развития.

Истина – это нечто, с чем бессмысленно спорить. И действительно, бессмысленно спорить о том, что дает тебе саму возможность существования.

А про то, что система есть путь, говорит первое правило УМР – о тенденции развивающихся объектов к поднятию уровня своей организации до всей системы.

6. «Нет пророка в своем отечестве». Когда объект интериоризирует всю систему, поднимается до ее уровня, он приобретает некоторое знание о ее недостатках и в некоторых случаях проявляет тенденцию к действиям, направленным на исправление недостатков. Однако с точки зрения системы это нонсенс, недоразумение, так как система и без объекта знает свои недостатки, более того она и объект «знает» лучше, чем он сам себя, так как именно система такой объект и сформировала, являясь для него способом существования. Т.е. объект не способен «доказать» системе ее недостатки оставаясь внутри системы.

Это полный аналог теоремы Гёделя о неполноте. Не все истинные утверждения теории можно вывести, оставаясь в рамках ее аксиом и правил вывода. Для доказательства некоторых истинных утверждений необходимо выйти за рамки теории, посмотреть на нее со стороны. Именно это и делает развившийся объект, когда он выходит за рамки системы и начинает строить новую систему связей с объектами его уровня развития, который сейчас стал таким же, как у всей системы, из которой он развился. И выходя за пределы системы, разрушая связи с ней, объект может разрушить систему, так как он разрывают реальные связи системы, по которым могли течь необходимые для существования системы ресурсы.

 7. Бог (Абсолют). Что же такое Абсолют, исходя из теории Эволюционного инстинкта? Для ответа на этот вопрос вспомним, что ресурсы образуют строгую иерархию по принципу несводимости высших ресурсов к низшим (невозможности получить высшие из низших) и, наоборот, сводимости низших ресурсов к высшим (т.е принципиальной возможности выделения из высших ресурсов низших).

Наблюдения ученых показывают, что наш мир состоит из энергии. А энергию можно получить только из знания, т.е. перед тем как наш мир начал существовать должна была распасться, разрушиться некая сложнейшая структура, распад которой дал энергию и, как следствие, материю для нашего мира. Вот эта структура и есть Бог, Абсолют, к которому стремится вся материя, которая делает попытки развития. Это стремлению порождает все взаимодействия в нашем мире, включая тяготение и другие физические силы и взаимодействия. Материя пытается воссоздать разрушившийся Абсолют, так как Абсолют до того, как распасться, являлся системой – способом существования материи нашего мира. Сам же Абсолют – это объект, который интериоризировал весь доступный ему мир и не смог вступить в новую систему связей с окружающим его миром и размножение приобрело взрывной характер (большой взрыв), что привело к разрушению данного объекта и превращению его в Абсолют для нового мира.

Все миры вложены друг в друга как матрешки и разделены друг от друга своими процессами (тактовыми частотами), которые тем выше, чем дальше идет эволюция вглубь материи (т.е. становится идеальнее) и объединены общими связями (пространством, которое делает возможным установление связей между объектами разного уровня сложности и в пределе разных миров). Самый первый мир образовался в процессе выделения бытия из небытия, появился первый процесс (время). Остальные миры образуются в результате интериоризации предыдущего мира с образованием объекта нового уровня сложности и после его разрушения образованием нового мира с новым процессом (временем).

Одновременно идет обратный процесс части материи Абсолюта под действием энтропии (которая суть инерция предыдущего мира, который стремится вернуть развившийся объект к себе), она опускается на предыдущей уровень развития через увеличение связности между собой и материей предыдущего мира. Идет понижение тактовой частоты материи и уменьшение ее глобальности.

8. Герой, Аватар и т.д. Шкалу развития в процентах можно представить себе следующим образом. На нижнем конце находится материя в фазе самосохранения, существующая исключительно во времени системы, без расширения во внешний мир и без попыток развития, рефлексии системы, ее интериоризации. На другом конце этой шкалы находится Бог, Абсолют, объект, который интериоризировал всю доступную ему систему внешних связей и стал полностью независимым от материи интериоризированной системы.

Герои, Аватары – это объекты, находящиеся ближе к верхнему концу эволюционной шкалы, объекты, которые после фазы интериоризации вступили в фазу экстериоризации. Так как по уровню развития они ближе к верхней части шкалы, они резко выделяются среди окружающих их объектов и по необходимости несут в себе 3 ключевых свойства:

  • одиночество (они только что вышли из фазы субъективной интериоризации, которой предшествовала фаза автономизации, разрыва связей с внешним миром);
  • идеальность (их мотивация идет изнутри наружу, а не наоборот, они сами определяют, в каком направлении двигаться и что делать, они никак не детерменированы внешней деградантской средой);
  • сверхъестественные способности (наличие таких способностей определяется их относительно удачным развитием, поднятием уровня организации по сравнению с объектами, которые остались на предыдущем уровне организации).

9. Вертикальная ось эволюции (трансэонная эволюция). Вертикальная ось эволюции – это ось, которая проходит через объекты–Абсолюты, т.е. объекты, из которых образуются новые миры с материей нового, более высокого уровня сложности. Другие оси эволюции находятся каждая под своим углом по отношению к вертикальной оси. Оси с наименьшими углами отклонения проходят через череду героев, оси с наибольшими углами отклонения проходят через деградантов.

10. Иллюстрация теории эволюционного инстинкта (УМР) на примере ракеты с ядерной боеголовкой на борту (отвод ресурсов от системы, сопровождающийся взрывным увеличением связности). Ракета – это система, которая состоит из боеголовки, системы навигации и нескольких ступеней с топливом (рис.1). Боеголовка на порядок меньше по массе и объему чем топливные ступени ракеты.

Цель ракеты – доставить боеголовку в пункт назначения, т.е. увеличить «глобальность» боеголовки, которая в данном примере есть создание связи с удаленными частями материи и передачи им огромного заряда энергии.

Как же происходит доставка? В точном соответствии с изложенной теорией эволюции, которая есть универсальная теория любого движения. Начинается все с огромного увеличения энтропии в системе – ракете, т.е. поджигается топливо, а этот процесс ведет к взрывному увеличению энтропии. Остальные части ракеты буквально подбрасываются этим взрывом энтропии системы и начинается движение неразрушенных частей. Далее энтропия достигает следующей ступени и так далее, пока ракета не долетает до цели. Но до цели в точном соответствии с теорией эволюции долетает только небольшая ее часть – боеголовка.

Далее происходит детонация боеголовки и начинается «размножение» боеголовки в пространстве возле точки приземления, которое проходит те же этапы, что и вся ракета для того доставки боеголовки до пункта назначения.

Т.е. в этом примере мы имеем систему (созданную конструктором ракеты), объект системы (боегововка), способный не разрушиться при энтропийном воздействии (т.е. имеющий достаточный внутренний объем, чтобы достичь цели) и оптимальное энтропийное воздействие (выведенное с помощью знания физических законов неживой природы).



Рис.1. Ракета с ядерной боеголовкой и 3-мя топливными ступенями.


11. Примеры самоорганизации неживой материи при подводе и оттоке ресурсов (энтропии) из системы. Как правильно было отмечено в [3-4], энтропией можно обмениваться, уменьшать и увеличивать ее, если в этот процесс вовлечены внешние по отношению к рассматриваемой системе силы.

Теория эволюции также хорошо объясняет случаи так называемой «самоорганизации» неживой материи. Все эти примеры связаны с тем, что энтропия системы резко увеличивается или резко уменьшается путем подвода (отвода) к ней (из нее) дополнительного количества ресурсов извне.

В случае подвода ресурсов в большинстве таких экспериментов хаос системы от этого только увеличивается (кристаллы плавятся, вода тает и т.д.), как и предсказывает теория. Но в уникальных случаях, при наличии у материи, подвергшейся подводу энтропии, внутреннего объема материя может начать структурироваться в упорядоченные структуры (как в примере с подогревом масла на сковородке до определенной температуры). Причем во всех случаях самоорганизации температура, при которой это происходит, должна поддерживаться в очень узком диапазоне, иначе эффект самоорганизации исчезает и хаос увеличивается. Эти процессы прекрасно иллюстрируют постулат теории эволюции о том, что для начала развития необходимо не просто энтропийное воздействие на систему, но именно «оптимальное» энтропийное воздействие. Слишком слабое воздействие не сможет запустить процесс развития, а слишком сильное – может разрушить систему вместе с объектами, для которых она являлась способом существования.

При отводе ресурсов от системы (уменьшение энтропии) также возможно начало процесса самоорганизации, сопровождающееся ростом упорядоченности. Мы видим это на примере замерзания воды при отводе энергии, кристаллизации соли при испарении воды и т.д.

12. Система мать-ребенок. Хорошей иллюстрацией теории третьего инстинкта может служить эволюция системы мать-ребенок. До определенного момента ребенок живет в процессе матери, получает от нее все необходимые ресурсы (в основном по пуповине). В какой-то момент времени энтропия ребенка (минимально необходимое количество ресурсов (R) и связей (L)) становится больше, чем антиэнтропия матери, мать уже не в состоянии обеспечивать ребенка всем необходимым. И в этот момент ребенок разрывает свои связи с матерью и в прямом смысле этого слова разрушает систему мать-ребенок и на выходе мы имеем два объекта предыдущего уровня сложности (т.е. до того как образовалась система мать-ребенок), т.е. произошло размножение.

13. Теория информации инженера Мареева в свете Эволюционного инстинкта. В этой главе поговорим немного про теорию информации инженера Мареева, развитую им в [5].

Работа начинается с определения того, что такое информация. Приводятся примеры того, как избыток стрелок и объектов в какой-нибудь схеме ведет к уменьшению информации в этой схеме, так как ее становится невозможно читать специалисту. Прекрасная иллюстрация выводов из [1], где показано, что при неконтролируемом росте связности (пространства) количество ресурсов (в данном случае знания) может резко уменьшиться вплоть до нуля.

Далее автор вводит постулаты и принципы своей теории информации:

Постулат 1 (общефилософский). Информация представляет собой основополагающее понятие, не определяемое другими понятиями. Материальный и нематериальный мир соткан только из информации. Весь мир в совокупности представляет собой единую информационную систему, которая неоднородна и может быть структурирована в терминах так называемых информационных структур.

Постулат 2 (конструктивный). Всякая информационная структура обладает способностью размножаться, то есть копировать свою конструкцию в сравнительно большом количестве экземпляров, создавая при этом пространство для их существования. Такие экземпляры становятся "носителями", пригодными для конструирования информационных структур более высокого уровня иерархии сложности. С другой стороны, всякая информационная структура сконструирована из носителей, которые представляют собой информационные структуры более низкого уровня иерархии.

Информационные структуры характеризуются семью признаками. Эти же признаки в качестве управляющих принципов участвуют в процессе синтеза информации (то есть, создания информационных структур):

Принцип 1. Фиксация носителей.
Принцип 2. Вытеснение конкурирующих типов.
Принцип 3. Скольжение, внутренние степени свободы.
Принцип 4. Пространство, порождение несущего пространства.
Принцип 5. Самоподобие и размножение носителей.
Принцип 6. Тождественность носителей.
Принцип 7. Завихрение причинно-следственных связей.

Как видно из приведенного отрывка, все постулаты касаются в основном вопросов успешного воспроизведения информации (носители, конкуренция, скольжение и т.п.), что в общем-то не представляет особого интереса, так как уже много сказано о том, что программное обеспечение в отличие от аппаратного практически не нуждается в материальных затратах на свое воспроизводство.

Интересен принцип 7: завихрение причинно-следственных связей с нижнего уровня иерархии на высший уровень (с уровня индивида на уровень социума).

Завихрение причинно-следственных связей – это в терминах эволюционного инстинкта взаимное соответствие системы и объекта, для которого система является способом существования. По мысли автора любая информационная структура состоит из причинно-следственных вихрей с обязательным наличием положительной обратной связи.

Спонтанное нарушение симметрии хаоса – импульс развития, для которого нет достаточных условий, только необходимые, которые были подробно рассмотрены в [1-2]. Поэтому нарушение симметрии хаоса всегда спонтанное.

В работе [5] сделано интересное предположение о том, что наиболее адекватным аппаратом для описания теории информации является теория категорий, которая оперирует понятиями объектов и связей (стрелок, морфизмов) между ними. Это хорошо соотносится с определениями пространства и материи из [1]. Можно сделать предположение, что подобный аппарат действительно будет очень полезен при анализе пространственной составляющей материи.

Далее, исходя из введенных принципов, автор дает определение синтеза информации в программировании. «Синтез информации в программировании заключается в разработке таких модулей, которые могут быть названы "универсальными модулями". Универсальным модулем будем называть такую конструкцию, которая обладает следующими свойствами: конструкция модуля простая, то есть легко читается специалистом; большинство специалистов знают обозначение (уникальное имя) и свойства данного универсального модуля; модуль собран только из универсальных модулей».

Данное определение действительно представляет практический интерес, так как довольно операционально. В программировании сейчас набирает ход явление, называемое порождающее программирование, основная цель которого перейти от написания уникальных программ к их конвейерной сборке из «универсальных модулей».

Много внимания автор уделил отличию информации от энергии, и эти размышления обладают определенной новизной и неожиданностью.

«Все кристаллические структуры при нагревании расплавляются и испаряются. Для того, чтобы такие структуры возникли, необходимо отвести от пара и жидкости энергию, только после этого вокруг центров кристаллизации зарождаются и развиваются структуры с дальним порядком. Центр кристаллизации – это центр спонтанного нарушения симметрии хаоса…

В фашистской Германии кадровый потенциал членов партии оценивали по следующей шкале (в порядке увеличения полезности): глупые и энергичные – к службе не пригодны (это и на Руси всегда было известно: "Дурак с инициативой – катастрофа"); глупые и ленивые – только в качестве рядовых; умные и энергичные – пригодны к службе в чине не выше младших офицеров; умные и ленивые – целесообразны для высшего руководящего состава. В партийном строительстве нужны люди, умеющие создавать очень жесткую управленческую информационную структуру. Для структуры нужен центр кристаллизации (ум) и недостаток энергии (леность)…

Если смотреть на проблему корпоративного охлаждения шире, то для стабилизации работы организационной структуры можно применить следующий алгоритм: создать недостаток внутренней энергии на каждом рабочем месте. Это достигается за счет предельного уменьшения численности персонала, так чтобы загрузка каждого сотрудника стала столь высока, чтобы у него пропало желание проявлять инициативу. При этом лишняя энергия уйдет вместе с лишними людьми. Поставить на руководящие должности "центры кристаллизации", то есть людей умных, но ленивых, которые бы сумели формализовать бизнес-процессы своих отделов. Энергичные кадры в этой ситуации не годятся, они проводят на работе по 14 часов, сами хватаются за все дела, "тянут лямку", готовы умереть, лишь бы не дать энтропии уменьшиться. Внедрить корпоративную информационную систему, которая окончательно стабилизирует процесс, отведя всю оставшуюся энергию в полезное русло (на повышение эффективности). Эффективное расширение организационной структуры путем копирования уже имеющейся: создание новых подразделений, филиалов и так далее.

Откуда берутся библиотеки стандартных элементов, функций и объектов? Они возникают только после того, как энергии разработчиков становится недостаточно для манипуляции с блоками, содержащими тысячи однородных компонентов».

Приведенный здесь отрывок из [5] показывает, что такое создание информационных структур в терминах инженера Мареева.

Создание информационных структур (новой информации) – это синоним развития в терминах [1,2]. Чтобы развиваться, объект должен подвергнуться действию Энтропии, т.е. ощутить недостаток ресурсов, поэтому, отводя энергию от некоторых видов материи, автоматически запускается процесс кристаллизации этой материи (соль, вода и др.). И наоборот, подводя к объектам излишнее количество ресурсов, происходит процесс деградации структуры (кристаллы плавятся и испаряются, если их подвергнуть температурной обработке).

В терминах Эволюционного инстинкта [1] инженер Мареев говорит примерно следующее: избыток ресурсов и процесс развития – антиподы!

В заключение можно сказать, что инженер Мареев предложил хорошую модель процесса идеализации и размножения информационных структур, что в контексте [1-2] может рассматриваться как хорошее приближение к теории эффективного размножения объектов (материи) с новым уровнем сложности, которые вошли в фазу объективной экстериоризации.

Что же касается самого механизма развития, то здесь автор остался на позициях традиционного детерминизма и ничего нового не сказал.

14. Спонтанная народная мудрость и эволюционный инстинкт. «Все тайное становится явным», т.е. вслед за субъективной интериоризацией (тайна) следует объективная экстериоризация (раскрытие тайны).

«Мал золотник да дорог!», «Полцарства за коня!», «Много званных, да мало избранных». То есть эволюция идет с увеличением сложности и уменьшением объема эволюционирующей материи и для удачного свершения требует пожертвовать целым (системой) ради лучшей его части (развивающимся объектом).

«Разделяй и властвуй». Чтобы властвовать над объектом, надо вывести его в фазу размножения и получить возможность его наблюдать (декогеренция), экстериоризации, т.е. расчленить его на части если не физически, то мысленно, построить модель объекта. Принципиально невозможно управлять объектом, который находится в фазе субъективной интериоризации, так как в этом случае он не доступен для обмена ресурсами с внешним миром, а значит, управляющие сигналы не могут до него доходить.

Матрешка – архетип эволюции: каждый следующий уровень сложности вложен в предыдущий и количество материи постоянно уменьшается с ростом уровня сложности. Следующий уровень сложности соотносится с текущим как внутреннее соотносится с внешним.

Семя (яблоко, груша, арбуз и т.д.) прекрасно иллюстрирует тот факт, что в процессе эволюции до цели добирается незначительная часть материи, остальная погибает под энтропийным воздействием.

Пульс, волна и т.д. – это отражение основного эволюционного цикла: автономизация, интериоризация, реализация, автономизация и т.д.

15. Резонанс. Резонанс – ключевое понятие во взаимоотношениях объектов и их процессов. Резонанс процессов аналогичен близости в пространстве.

16. Книга Тота (Таро) и эволюционный инстинкт. Первые четыре аркана Таро (Маг, Жрица, Император, Императрица) отражают иерархию ресурсов теории эволюционного инстинкта: процесс (время), знание (гнозис), энергию (магию) и материю (науку).

Аналогия – единственный продуктивный метод познания (гнозиса). Этот постулат Таро является прямым следствием теории эволюционного инстинкта. На разных уровнях развития материи идут одни и те же процессы (процессы движения материи в пространстве времени (процесса системы), уровня сложности и пространства (связности)), и только аналогия может позволить нам увидеть общее, детерминированное эволюционным процессом в самых отдаленных друг от друга областях знания.

Далее надо проверить, как в картах отражены остальные аспекты теории эволюционного инстинкта (интериоризация, экстериоризация, сложность, пространство, УМР).

17. Теория контуров Лири–Уилсона и эволюционный инстинкт. Каждый контур теории Лири–Уилсона четко соответствует нахождению человека в одной из систем в процессе его развития с момента рождения и до смерти. Каждая система стремится переделать объект по своему образу и подобию, что и является причиной импринтинга. Импринтинг происходит по следующей схеме: объект только попал в систему, испытывает недостаток ресурсов, в результате он слабо дифференцирован от системы (способа своего существования), не может сопротивляться системе и в результате система диктует объекту правила, по которым он может в ней играть (импринты).

Если еще глубже посмотреть на проблему с точки зрения эволюционного инстинкта, то объект попадает в систему после процесса интериоризации, который сопровождается разрывом связей с предыдущей системой, а значит и с уменьшением ресурсов объекта. Именно для восстановления поступления ресурсов в больших объемах объект вступает в фазу объективной экстериоризации и начинает создавать новую систему связей с окружающей средой (системой).

Как правильно замечено Лири и Уилсоном [7], имринтирование происходит на ранних стадиях «вживания» (интерграции) объекта в новую систему.

18. Модель человека по Фельдману и эволюционный инстинкт. Из всех известных автору моделей человека, модель Фельдмана наиболее близко подходит к основным понятиям эволюционного инстинкта. В модели представлены все три базовых инстинкта: время разогрева (темперамент, процесс, инстинкт самосохранения), кодировка (пространство, инстинкт размножения) и уровень сложности (уровни отличаются глобальностью систем, в которых и с которыми оперирует человек).

19. Количество и качество. Количество – это произведение процесса системы на связность усредненного объекта системы, т.е. TsL. Это и есть то, что называется «объемом материи» в [1-2], и это характеристика внешняя.

В противоположность количеству качество – это уровень сложности, т.е. произведение глобальности объекта (Go) на его внутренний процесс (To), и это характеристика внутренняя.

В процессе субъективной интериоризации (развития) происходит переход количества в качество, т.е. внешних связей и процесса системы в качество внутренней организации объекта, а именно, в возрастание тактовой частоты процесса объекта и его глобальности.

В процессе объективной экстериоризации происходит противоположный процесс, переход внутренней организации объекта во внешний мир путем создания большого количества связей с внешней средой и, как следствие, в пределе происходит растрачивание тактовой частоты процесса объекта и уменьшения глобальности связей объекта. Это приводит объект к состоянию предыдущего уровня организации.

20. Модель эволюции по Веллеру. Веллер в [10] предложил энергоэволюционную модель вселенной и выделил три этапа эволюционного цикла: ощущения, разум, действия. Этот цикл рекурсивно повторяется, так же как и основной цикл теории эволюционного инстинкта: самосохранение, развитие, размножение.

Если под ощущением понимать «ощущение» нехватки ресурсов, под разумом – инструмент интериоризации, а под действиями – экстериоризацию (размножение), то картина получается очень близкая к той, что рисует теория эволюционного инстинкта.

Ну, а то, что из всех видов ресурсов Веллер видит одну лишь энергию, никак не мешает общему пониманию его идеи. Эволюция стремится к большей глобальности, что позволяет делать более масштабные изменения в окружающей среде. В целом хорошее философское приближение к теории эволюционного инстинкта.

21. Теория познания. В работе [6] предложен оригинальный взгляд на сущность процесса познания, выведенный из сократовского «Я знаю, что я ничего не знаю» и обобщенного в форме принципа полной конспирации, который звучит так: «принцип полной конспирации – едиственный закон природы».

Как только что-то узнаешь, знание начинает превращаться в энергию (так как знание и есть то, что заставляет материю двигаться, выделять энергию, совершать работу) – и ты опять ничего не знаешь.

Новым может быть только изложение предмета, делает вывод автор, и это прекрасно соотносится с теорией эволюционного инстинкта и основным методом создания нового – интериоризацией.

Любая конкретная, специфическая информация есть ложь, так как противоречит принципу полной конспирации, одна из формулировок которого гласит, что мы не можем выудить у природы ничего принципиально нового и уж тем более конкретного.

У природы всего две объективные силы – инерция и энтропия. Все остальные – частные проявления этих двух сил. А на самом деле сила всего одна – сила инерции, так как энтропия – это инерция, внешняя по отношению к развивающемуся объекту. Поэтому новое знание – это нонсенс, инерция может только сохранять то, что есть – и больше ничего!

Принцип полной конспирации как единственный закон природы означает, что сколько уровней абстракции к материи не применяй, в основе все равно лежит один и тот же неизменный Абсолют и его частности, доступные конкретному наблюдателю.

Принцип полной конспирации, примененный к самому себе запускает следующий виток абстрагирования (так как нуждается в проверке им самим, противоречие в том, что мы знаем про существование данного принципа, хотя, согласно этому принципу, не должны были бы знать). Т.е. запускается процесс опровержения той конкретной информации, что в нем заложена, а именно, что этот принцип «единственный».

Отсюда следует всеобщность метода аналогии как единственного способа познания нового, так как все подобно первообразу, Абсолюту, и знает больше тот, кто видит большей аналогий всего со всем.

Абдукция – аналогия частного с частным.

Индукция (эпагоге) – аналогия от частного к общему.

Дедукция – аналогия от общего к частному.

Видим мы, как правило, лишь частные проявления общего, поэтому автор [6] наиболее мощным инструментом познания считает индукцию или эпагоге – восхождение от частного к общему.

22. Душа и дух. Душа – это процесс, программа.

Дух – это всегда Святой Дух, стремление к одухотворению, глобальности, улучшению Души, процесса, стремление стать большим, чем ты являешься сейчас.

23. Дуб. Дуб является хорошей иллюстрацией теории эволюционного инстинкта. Молодой дуб наращивает корневую систему и крону, укореняется на земле и на небе, а уж потом начинает наращивать ствол (размножаться).

24. Абсолютный процесс (время) На роль абсолютного процесса (т.е. основополагающего процесса, к которому сводятся все другие процессы) можно выделить несколько претендентов:

  • Эволюционный цикл движения материи как абстракция;
  • Процесс разрушения абсолюта, который дал жизнь нашему эону времени (энтропия);
  • Процесс воссоздания разрушенного Абсолюта малой частью его материи (внутренняя инерция, интериоризация);

Энтропия – это внешняя по отношению к развивающемуся объекту инерция (системы или предыдущего эона). Интериоризация – это внутренняя инерция разрушающейся системы, цель которой сохранить систему если не всю в полном объеме, то хотя бы ее абстракцию путем погружения основных ее связей и функций внутрь развивающегося объекта (объектов).

Может быть, Абсолютный процесс – это процесс выделения Бытия из Небытия, тот первый импульс, который привел к выделению внутреннего из внешнего и созданию материи как механизма взаимоперехода Бытия в Небытие и обратно?

При усложнении материи темп ее процесса ускоряется, но достигается это благодаря тому, что в развитии участвует ничтожное количество материи, остальная материя «списывается» в Небытие за «бесперспективностью».

25. Абсолютное пространство (связность). Абсолютное пространство – это Небытие, где нет внутреннего и внешнего, не может существовать никакой процесс (времени больше нет).

26. Случайное и детерминированное. Все что относится к сфере развития, а именно удачного развития, носит непредсказуемый и в тоже время детерминированный характер. Случайным кажется результат развития ввиду его полной непредсказуемости, но это не означает, что этот процесс недетерминирован. Случайным результат развития делает то, что у успешного развития есть только необходимые предпосылки, но нет достаточных условий. Вкупе с тем, что единственная сила – это сила инерции, которая может только сохранять статус-кво или действовать как разрушающая энтропия, любое развитие может правомерно рассматриваться как «чудо», Божественное вдохновение и т.д. Даже если развитие и произошло, то оно затронет только ничтожную часть материи, которая делала попытки развития.

В то время как неудавшееся развитие – это закономерность, исключения из этой закономерности только подтверждают правило. Инерция приведет к тому, что Бытие будет полностью поглощено Небытием, только произойдет это за бесконечное число шагов.

В работе [9] делается попытка объяснить природу случайности на примере редких событий, которые автор называет Черными лебедями. Черный лебедь – это событие, которое влечет за собой крупные системные последствия типа Великой депрессии 30-х годов 20 века в США, падения фондовых бирж, финансовых кризисов и т.д. Помимо серьезных последствий таких событий, автор также выделяет такое их свойство, как ретроспективная предсказуемость. Т.е. оглядываясь назад, непонятно, как можно было проглядеть наступление такого события.

Свойства Черных лебедей хорошо объясняются теорией эволюционного инстинкта. Их непредсказуемость следует из принципиальной непредсказуемости результатов процесса развития, интериоризации и последующей экстериоризации. А их ретроспективная предсказуемость также неудивительна, так как интериоризируется система, которую могут наблюдать все, а развиваются те, кто угадал ракурс интериоризации, который был доступен и всем остальным.

Также в работе [9] проводится параллель между гауссовой кривой распределения, имеющей колоколообразную форму и гиперболической кривой. Первая работает в предсказуемых системах (среднестан, немасштабируемых) а вторая – в непредсказуемых системах (крайнестан, масштабируемых). Это явление исчерпывающим образом объясняет теория эволюционного инстинкта (рис.1 в [1]). Колоколобразная кривая распределения соответствует полному циклу эволюции: самосохранение, развитие, размножение, самосохранение, когда кривая в точке бифуркации уходит вниз в сторону большей связности и потери глобальности (размножение переходит в самосохранение путем бесперспективной попытки удовлетворить нехватку ресурсов увеличением количества локальных внутрисистемных связей). Основную часть площади под колоколом занимают объекты, находящиеся в динамическом равновесии инстинктов размножения и самосохранения. А гиперболическая кривая соответствует линиям вверх от точки бифуркации, т.е. там, где принимается решение продолжить эволюционное развитие путем интериоризации исчерпавшей себя системы связей и выхода на новый уровень глобальности. На рис.1 в [1] точки бифуркации, кажется, лежат на прямой вместо того, чтобы образовывать гиперболическую кривую. Этот недостаток целиком и полностью лежит на совести автора работы [1] и его частичной неспособности правильно изображать графически свои и чужие идеи.

Чтобы загладить свою вину, автор перерисовал ниже рис.1 из [1] в более наглядном виде (рис.1).



Рис.1. Улучшенный рисунок 1 из [1], где точки бифуркации образуют гиперболическую кривую эволюции.


Резюмируя, можно сказать, что гауссово распределение соответствует стабильной системе, а гиперболическая кривая соответствует эволюционирующей системе. Вот почему вес человека распределен по гауссиане (человек не эволюционирует биологически уже многие тысячи лет) и в то же самое время распределение доходов подчиняется гиперболическому закону (когда 5% всех людей владеют 95% всех денег), так как человек постоянно социально эволюционирует, а в мире эволюции победитель получает все.

Также в работе [9] автор вводит понятие «генератора реальности», полностью отказываясь от всяких попыток теоретического объяснения работы этого «генератора». Теория эволюционного инстинкта восполняет этот пробел, как это видно на примере объяснения перехода гауссова распределения вероятностей в гиперболическое.

«Генератор реальности» - это и есть Универсальный механизм развития со всеми, вытекающими из него следствиями.

27. Жертва Спасителя. Жертва – это основополагающий архетип эволюционного инстинкта. Процесс интериоризации требует отказа от того, что есть, в пользу того, что будет. Жертва Христа – это апофеоз жертвенности, смерть Бога и рождение нового Мира внутри него и из него. Все другие жертвы, например, жертва гуру по отношению к ученику (жертва своего процесса в пользу менее развитого существа) есть частичные подобия жертвы Спасителя. Также мы жертвуем нашим детям, домашним животным и всем другим существам, которым мы уделяем часть нашего процесса, знаний, энергии или денег.

Чрезмерная жертвенность приводит к потере уровня сложности, опуская его до уровня того, кому приносится жертва.

Отдельно требует рассмотрения тот факт, что мы приносим жертвы Богам, ибо не совсем понятно, как может менее организованное (а значит менее наделенное ресурсами) существо жертвовать существу более организованному и более наделенному ресурсами. Можно предположить, что жертва делает нас подобными Богам, наделяет сверхъестественными способностями, т.е. это некоторый вид магии (священной?). Или жертву Богам следует понимать буквально в русле эволюционного инстинкта, а именно: отказываясь от ресурсов в настоящем, мы приобретаем возможность (интериоризация) получить их гораздо больше в будущем, т.е. жертва понимается как решимость к развитию.

Резюмируя, в жертве Христа можно выделить два аспекта:

  • жертва в пользу развития;
  • жертва искупления. Христос, умерев, создал новый мир, более идеальный, чем наш и в тоже время это наш мир, очищенный от грязи, одухотворенный, в который Христос взял все лучшее из нашего мира.

28. Анализ. Анализ может казаться произвольным и в каком-то смысле это так и есть. Однако единственный эффективный анализ – это системный анализ. Все остальные виды анализа автоматически приводят к ложным заключениям. Нехватка ресурсов также должна анализироваться системно.

29. Синтез. Синтез гораздо более детерминирован, чем анализ. Могут быть многие способы правдоподобного анализа, но правдоподобный синтез в каком-то смысле единственный. Соединив объекты неправильно или соединив не соединяемые объекты, мы всегда получаем нежизнеспособную систему, которая быстро разрушается.

30. Энергия и знание. Почему чем меньше у меня энергии, тем продуктивнее мое мышление?

Один из ответов может быть таким: чем меньше энергии, тем слабее эго (а эго – это энергетическая структура) и, как следствие, менее обусловленное сознание.

31. Глубина и широта. При аристократическом устройстве общества наука и искусство были уделом избранных и были созданы великие артефакты в сфере искусства, науки и т.д. При демократическом устройстве эти занятия стали доступны массам и в результате шедевры перестали появляться, великих артефактов не стало – энтропия нивелировала все.

32. Учитель и ученик. Чем больше учеников, тем ниже их средний уровень. А чем из меньше, тем уровень выше и выше вероятность ухода от учителя. Это также относится к вопросам управления и бизнеса, с кем и в каком составе это надо делать.

33. Вечное. Вечное – это максимальная тактовая частота процесса в случае «рая» и полная остановка процесса в случае «ада».

Вечное – это не длительность, а безысходность или безальтернативность чего-то и не важно, «хорошее» это или «плохое».

34. Голография. Голография – это синоним фрактальности. Так же как фрактальное строение материи подразумевает, что часть повторяет целое, так и в голографии по части можно восстановить целое, хоть и с меньшими подробностями.

35. Психика. Психика – это часть внутреннего объема объекта, позволяющая этому объекту производить интериоризацию внешнего окружения во внутренний объем, а затем применять полученный результат вовне в процесс экстериоризации внутреннего объема во внешний мир.

Из приведенного определения прямо следует тот факт, что психика должна содержать в себе интериоризацию всех трех инстинктов, которыми движется материя во внешнем мире – инстинктами самосохранения, развития и размножения. Помимо интериоризации инстинкта должен быть интериориоризирован и эволюционный цикл «самосохранение, развитие, размножение», который запускается ростом внутренней энтропии (страхами и желаниями) и подталкивается к внутреннему движению психической материи внутри объекта (т.е. к изменению процесса (мыслей) и пространства (связей) между нервными клетками).

Из этих наблюдений можно вывести горизонтальную структуру психики – конфликт между инстинктами самосохранения и размножения, так как ресурсов не хватает, а умирать не хочется, и вертикальную структуру психики, которая строится по тем же законам, по которым идет эволюция внешнего по отношению к психике мира.

Каждый уровень психики вложен в предыдущий как матрешка и реализован на порядок меньшим количеством материи, чем предыдущий. Каждый следующий уровень отделен от предыдущего процессом (временем) своего выделения из предыдущего уровня организации материи: бессознательное отделено от внешнего мира рефлексами (процессом), сознание отделено от бессознательного разумом (процессом выделения сознания из малой части материи, реализующей бессознательное), сверхсознание отделено от сознания интуицией (процессом выделения сверхсознания из малой части материи, реализующей сознание) и т.д.

36. Психология. Из всех известных автору мастеров психологии ближе всех к психологии эволюционного инстинкта подошел Абрахам Маслоу («Мотивация и личность»). В этой работе он вводит иерархию (пирамиду) потребностей и дает прекрасное описание самоактуализирующейся личности, которая должна обладать такими свойствами как спонтанность, склонность к уединению, автономия, свежесть восприятия и т.д., которые хорошо согласуются с эволюционным процессом: автономизация, интериоризация и реализация.

Пирамида потребностей хорошо согласуется с пирамидой ресурсов, представленной в [1]. Самоактуализация запускается недостатком высших ресурсов, когда низшие, биовыживательные ресурсы присутствуют.

37. Экономика. Экономика – это процесс производства, потребления и распределения материальных благ. Поэтому все экономические агенты делятся на три вида: производители, потребители и распределители благ.

Основными агентами экономики являются производители и потребители. В зависимости от фазы развития социальной системы они выполняют разные роли. В фазе размножения социальной системы производитель (через распространителя) диктует свою волю потребителю, заставляя его покупать те товары и услуги, которые он производит. Наоборот, в фазе самосохранения, потребитель диктует производителю, что и когда производить. Великая депрессия в США в тридцатые годы двадцатого века была переломным моментом, когда потребитель, перестав потреблять, вверг в коллапс всю экономическую систему. Это совпало по времени с фазой перехода социальной системы христианского мира от размножения к самосохранению.

В случае если социальная система находится в фазе развития, экономические отношения перестают иметь большое значение, так как развитие с необходимостью сопровождается аскетизмом (автономизация, абстрагирование и т.д.).

38. Политика. Политику можно и нужно рассматривать в системе трех координат эволюционного инстинкта – самосохраниния (процесса (времени) системы), развития (интериоризации) и размножения (пространства, связности с внешним миром).

Левое–правое в системе координат процесс–развитие (консервативность–революционность) – это совсем другое явление, чем левое–правое в системе координат развитие–пространство (индивидуализм–коллективизм). Развитие хочет заменить общее частью (революционность), а консерватизм хочет оставить все как есть (неизменный процесс). Развитие по необходимости ведет к автономизации (индивидуализму части по отношению к целому), а размножение ведет по необходимости к коллективизму, построению все большего количества связей с другими объектами.

39. Синхронистичность. На первый взгляд, в явлении синхронистичности нет ничего оригинального с точки зрения теории эволюционного инстинкта. Ведь что такое синхронистичность, как не резонанс внутреннего объема (психики) с внешним окружением (системой). Но ведь все, что внутри, когда-то было или еще есть снаружи, а все что снаружи, когда-то было или еще есть у чего-то внутри, а значит, синхронистичностью должны быть пронизаны все наши действия, поступки, размышления и т.д. Любой процесс есть в основе своей процесс перехода внешнего во внутреннее и обратно, и это означает, что внутреннее и внешнее синхронизованы в данном процессе.

40. Мужчина, женщина и ребенок. Мужчина, женщина и процесс, который ведет к рождению ребенка, полностью детерминированы процессом размножения с последующим переходом в самосохранение.

Мужчина играет роль объекта, который находится в начальной фазе размножения (активное начало, избыток ресурсов), а женщина играет роль объекта, который находится в фазе самосохраниния (пассивное начало, недостаток ресурсов). Активное начало вступает в связь с пассивным началом и оплодотворяет его. После этого роль мужчины практически закончена и он становится не нужен, если только он не взял на себя роль поставщика ресурсов для вновь возникшей системы «мать-ребенок».

Большинство браков распадается либо по причине того, что мужчина не пригоден к роли поставщика ресурсов, либо женщина не нуждается в нем как в поставщике ресурсов. При этом ресурсы могут быть разного уровня. Многие женщины живут с мужьями не из-за денег, а из-за знаний и энергии, которыми те обладают, терпя при этом страдания на материальном уровне.

Это наблюдение верно и в фазе ухаживания. При выборе партнера женская особь также детерминируется ресурсной составляющей мужской особи. Мужская особь может сама являться дефицитным ресурсом (семя альфа самца выглядит привлекательнее, чем семя аутсайдера) или обладать ресурсами для дальнейшего выращивания потомства. Частенько один самец выполняет первую роль, а другие вторую роль.

А далее все по Фрейду. Если рождается мальчик, он хочет быть похожим на отца во всем, в том числе и в том, чтобы быть привлекательным для своей матери. А девочка хочет быть похожа во всем на мать, в том числе быть привлекательной для своего отца. Мальчик хочет заменить собой отца для матери – Эдипов комплекс, а девочка хочет заменить собой мать для отца – комплекс Электры.

41. Сотворение. Сотворение (генезис) – это выделение бытия из небытия в результате какого-то единичного события. Так об этом пишут все посвященные творению религиозные тексты (Библия, Ригведа, Изумрудная скрижаль и т.д.).

Единственное в чем авторы едины, так это в том, что до этого не было ничего, что можно было бы наделить хоть каким-нибудь качеством, и выразить это словами невозможно.

Как рождается новый мир из максимально развившегося объекта мы раньше уже описали, но как описать выделение бытия из небытия, если до этого не было ни объекта (который мог бы развиваться), ни системы (к которой можно было бы развиваться) и никакой процесс (время) не мог существовать в принципе.

Остается сделать предположение, что этот начальный толчок, всплеск, приведший к выделению бытия из небытия, созданию первого процесса (времени) и пространства находится вне причинно-следственных отношений и имеет исключительно Божественную природу (природу свободной, ничем не обусловленной воли).

Зато обратный переход бытия в небытие, их слияния – процесс, обусловленный объективными силами инерции и энтропии, которые в любом случае погасят этот Божественный порыв, но сделано это будет через бесконечное число попыток, которые в пределе увенчаются успехом.

42. Бытие и небытие. Бытие и небытие соотносятся друг с другом как внутреннее и внешнее, как процесс и пространство. Материя есть процесс перехода бытия в небытие и обратно. Процесс выделения бытия из небытия – суть «время», первичный процесс, который есть граница между небытием, где не могут существовать никакие процессы, и бытием, где процессы образуют иерархию, отражающую уровни развития различных частей материи. Процесс поглощения бытия небытием происходит через рост связности (пространства) в результате чего процесс (время) замедляется и в пределе останавливается совсем, т.е. достигается чистое небытие.

Система и развивающийся объект соотносятся между собой как относительное небытие и бытие.

Выделение бытия из небытия и рождение процесса (времени) суть событие единичное. Обратный процесс поглощения бытия небытием через рост связности суть процесс множественный, требующий создания бесконечного количества связей для того, чтобы полностью погасить любой процесс (время).



Литература

  1. Дроздов А.Ю. Эволюционный инстинкт// Капитал страны (http://www.kapital-rus.ru/articles/article/178396).
  2. Третий инстинкт (http://instinct3.narod.ru/index1.html).
  3. Швец А.В. Экономическая теория в свете энтропии (http://www.shvetsandrey.narod.ru/).
  4. Швец А.В. И снова об энтропии и эволюции (http://www.shvetsandrey.narod.ru/).
  5. Инженер Мареев. Новая теория информации (http://www.eme.ru/statii/nov_teor.htm).
  6. А.А.Вотяков. Логос (Русский стиль мышления). М.: «София», 1998.
  7. Р.А. Уилсон. Психология эволюции. М.: «Экслибрис», 2002.
  8. Фельдман Я.А. Теория уровней и модель человека. М.: «Доброе слово: черная белка», 2005.
  9. Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри, 2009.
  10. Веллер М. Все о жизни. С-Пб.: Издательство «Фолио», 2005.
Александр Дроздов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more