Это неловкое чувство брезгливости
Известный французский актер Жерар Депардье на новогодних каникулах получил российское гражданство, прославил Россию и уехал жить обратно во Францию. Что он еще натворил? Какие выводы можно сделать из эскапады богатого француза и публичной личности? Что нового мы узнали о положении вещей?
«Вызывающий брезгливость» – с этих слов, сказанных премьер-министром Франции Жаном-Марком Эро в адрес Жерара Депардье, месяц назад разгорелся громкий скандал. Высказывание привело Депардье в бешенство и, по словам французского политика Даниэля Кон-Бендита, сделало из него «законченного кретина».
Сначала актер вызвал всеобщее недовольство, отказавшись платить высокий подоходный налог во Франции, а после назвал Россию «великой демократией». Но скептики засомневались в искренности – с приобретением российского гражданства Депардье автоматически не стал налоговым резидентом России. Согласно международному праву первоочередным критерием для выплаты налогов является место постоянного проживания, а уже после этого наличие того или иного гражданства.
Незадолго до выдачи российского паспорта новоиспеченному гражданину, последний был замечен с гастролью в Чеченской Республике, где умудрился спеть осанну чеченскому авторитаризму. «Надо быть сумасшедшим или совершенно пьяным, чтобы назвать Россию страной великой демократии», – прокомментировал позже слова Депардье о России Даниэль Кон-Бендит, лидер французской партии зеленых.
И хотя Депардье в отличие от человеческих качеств автократов хуже разбирается в типах политического устройства, пространство и время не устают шутить с ним злые шутки. Внезапно его заносит в Мордовию, в одной из исправительных колоний которой сидит Наталья Толоконникова, участница скандально известной панк-группы Pussy Riot. Узнав об этом совпадении, во Франции предлагают справедливый обмен – современных художников передать французам, взамен забрав миллионера Депардье; ведь российская модель капитализма словно бы создана для комфортного проживания сверхбогатых – замечают комментаторы. Большинство состоятельных россиян регистрируют движимое и недвижимое имущество за рубежом, например, в Великобритании. Подтверждая это, Депардье напишет в своем Твиттере: «Еще раз спасибо за все, Владимир».
Во вторник известный актер не явится в суд по делу о вождении в нетрезвом виде, а к вечеру профсоюз французских журналистов (SNJ-CGT) направит ему письмо с просьбой спросить у своего друга Владимира Путина о том, на какой стадии пребывают расследования убийств российских журналистов и почему телевидение зависит от воли президента.
Конечно, наименее вероятно превращение Депардье в адвоката российского режима или гаранта его существования. Сомнение в этом подтверждает его бывшая супруга Элизабет. «Он так поступил, потому что его недостаточно любили и мало обращали на него внимание, – говорит она в интервью радиостанции RTL. – А когда у него появляется чувство, что он отвержен, он идет на провокации».
Провокатор Депардье родился тремя годами позже создания системы социального страхования, которая была принята в послевоенной Франции в 1945 году. С 14 лет любимец публики трудился в типографии – сначала печатником, затем наладчиком оборудования. В открытом письме Жан-Марку Эро он подчеркивает, что всегда платил налоги, кто бы не находился у власти.
Читателям, не знакомым с особенностями французской экономики и социального обеспечения, трудно уловить истинный смысл сказанного Депардье. В свое оправдание актер намекнул, что никогда не зависел от государства в части получения пособия по безработице (6 миллионов трудоспособных граждан Франции на данный момент получают пособия, составляющие 57% от их прежнего заработка) и предпочитал помощи государства тяжелый труд.
Правда, какая тут взаимосвязь с 75-процентным налогом на сверхдоходы, который был признан неконституционным, но в случае принятия распространялся бы на сумму заработка свыше одного миллиона евро в год? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к цифрам: Франция тратит 30% своего ВВП (400 миллиардов евро) на социальное страхование. Беспрецедентная политика способствует неукротимому росту государственного долга, а количество граждан, «сидящих» на пособии, ежегодно увеличивается. Президент Франсуа Олланд заинтересован в сохранении социализма в отдельно взятой стране и решил, что богатые люди проявят еще большую солидарность с безработными и нуждающимися. Неслучайно Депардье отмечает свое согласие с прежними правилами.
Если проследить внутреннюю логику идеи поднятия налогов до 75%, которые пойдут на благополучие общества, то первым делом возникает противоречие с самой капиталистической системой, стимулирующей отдельных людей к беспредельному обогащению. Безусловно, Депардье открыто отказался быть абсолютным донором для общества и финансировать безработицу, образование и здравоохранение. Правда, только таким образом он мог остаться капиталистическим эгоистом и продолжать зарабатывать свыше миллиона в год. Почему же у некоторых такой поступок вызывает брезгливость?
Вероятно, потому что страсть к богатству, люксовый фетишизм и dolce vita воспринимаются нами как социальное извращение. И, тем не менее, это извращение помещено внутрь самой капиталистической системы. Немецкий философ Петер Слотердайк говорит в древнегреческих понятиях эроса и тюмоса о влечении к собирательству и влечении к славе через одаривание. По мысли философа, эрос принципиально эгоистичен, а тюмос позволял когда-то меценатам гордиться своей щедростью.
Поэтому вопрос к Депардье может быть более общим: хотели бы сегодня богатые, нажившие свои состояния на эгоистической логике капитализма, которая подразумевает в том или ином роде эксплуатацию, участвовать в благосостоянии общества? В России никто из участников приватизации 90-х не хотел бы этого, что определяет этику состоятельных россиян, построенную на отсутствии долга перед обществом. Но и Депардье из тщеславия приходится напоминать, что он исправно платил свой долг Франции, несмотря на анонимность налогообложения. «Я всегда честно оплачивал мои счета и отдавал имевшиеся долги», – добавляет он.
Никогда еще любовь к своей стране не стояла так близко с налогами, как в открытом письме Депардье. Оправдание его финансового космополитизма находится в том, что настоящий долг перед родиной он отдает в качестве фильмов, насыщая культуру. Даже если мы не разделяем позицию Депардье, нужно признать – Франция при социалисте Олланде переживает очередной спазм национального государства. Потому что – разве свободное движение капитала, конкуренция на уровне государств за капиталы, инвестиции и налоги не являются основами глобального капитализма?
Понятно одно: система социального страхования из эпохи национального государства в эру глобализации может действовать исключительно разорительно. Левое правительство решило давить на солидарность, руководствуясь капиталистическими методами и государственной машиной. Депардье стал первым, кто не повиновался одной из функций государства – принуждению, и показал прелесть глобального мира для богатых и его ужасающие последствия для 26 миллионов безработных по всей Европе, так как именно обычные налогоплательщики поддержали сверхбогатых в кризис 2008 года, который был спровоцирован их эгоизмом и жаждой преумножения богатства.
Поэтому случай Депардье можно назвать проявления одновременно и политической, и экономической брезгливости со стороны общества. И если либеральные позиции политической критики очерчены довольно четко, то с налоговой политикой многое не прояснено.
По всей видимости, урок Франции для остального мира в том, что нужно менять не налоговую политику, тем более не насильственно, а экономическую этику государственного принуждения. Щедрость богатых людей должна подкрепляться их прославлением. Но не в последнюю очередь благополучие общества находится в руках самого общества. Армии граждан на пособии, откровенно не желающих работать, не хватит никакой щедрости со стороны таких, как Депардье, даже в России.
Написать комментарий
Депардье капиатлист самый настоящий. Его творчество в кино всего лишь брэнд для его продукции, которую он продаёт в системе своих ресторанов, производя на своих винных заводах из выращенного винограда на своих виноградниках. В гитлеровской Германии ни кто не скрывался. Российские преступники укрываются в Англии, которая таковых не выдаёт ни каким государствам. Мелкие преступники типа Оксанова укрываются в Америке. Они там чувствуют себя как неуловимые ДЖО. Их просто ни кто не ловит. Ловля дороже того, что они смогли украсть. Что касаемо приёма Депардье Россией, это следует рассматривать как адекватный ответ на укрывательсто наших крупных воров. Россия укрывает честных и порядочных людей, а не преступников. Что касаемо морали, которую этот емигрант прочитал Мельникову, так это старческий маразм ускоренно развившийся на почве непрочтения Экономик-с Самуэльсона. Я знаю в России ивестного человека, который так же как Оксанов из америки, из Украины всем рекомендует учить Маркса. Капитал, который в споре со мной на одном из форумов, выяснилось сам первый том не смог одолеть дальш8 228 страницы. этот человек соплеменник Оксанова Анатолий Васерман. Так что Мельников не печалься это всего лишь клиника.Маразм, как и *****ц не лечится.
О! Если бы господин Мельников читал современные учебники экономикс для студентов - он не стал бы разбрасываться "капитализмом", как он сделал в этой статье. А ведь я неоднократно советовал ему читать эти учебники. Создаётся впечатление, что господину Мельникову выгодно путать "Божий дар и яичницу": так легче дурачить российскую публику. Депардьё никакой не капиталист: его доходы не от эксплуатации конкретных работников на конкретном предприятии, принадлежащем Депардьё. Его доходы - плата общества за зрелища. И в этом, безусловно, заслуга Депардьё, как талантливого артиста. Т.е. принципиально, Депардьё мало отличается от Брина или Гейтса, ставших миллиардерами, благодаря своим талантам. Капитализмом Маркса здесь не пахнет. Другое дело - налоги. 75% - немало. Но при Рузвельте налогообложение богатых доходило и до 90%. И платили, а не бежали в СССР. Но не надо сравнивать сверхбогатство Депарльё со сверхбогатством того же Гейтса. Билли Гейтс производит реальный продукт, которым пользуются миллионы и миллионы людей, и они платят Биллт Гейтсу за ПОЛЕЗНОСТЬ его продукта. Депардьё производит фикцию, причем не он лично, а те, кто делает фильмы с его участием. И платят за фикцию, за соответствие образов в кино вкусам публики. В том числе и тех безработных, которым он не хочет давать деньги на пособия. Неизвестно, насколько сократились бы доходы Депардьё, если бы фильмы с его участием перестали смотреть безработные и низкообеспеченные - точно, что намного. Т.е Депардьё капиталист в мом смысле, что ЭКСПУАТИРУЕТ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ. Суперпкапиталист. Билли Гейтс не проедает свои доходы: он вкладывает средства в развитие свой фирмы, т.е на благо потребителям и на создание рабочих мест там, где используются разработки его фирмы. Билли Гейтс тратит громадные средства на благотворительность. Перед нами два "капиталиста": один богатеет на благо общества, другой просто играет на вкусах публики. Брезгливость в отношении Депардьё вполне уместна, это Крёз, который может умереть с голоду, обжираясь золотом. Человечество ещё с древнейших времён поставило точки над i в отноршении таких крёзов. И то, что Депардьё сбежал в фашистскую Россию, лишь бы не платить тем, кто нуждается - достаточное основание для презрения и брезгливости. Именно из того, что Депардьё представляет собой как личность, проистекают и его поступки: братание с Путиным, с Кадыровым. История знает подобный пример: Мартин Андерсен Нексе не покинул свою родину, он всего лишь поддержал Гитлера - и его талантливые произведения много лет было запрещено издавать. Такова БРЕЗГЛИВОСТЬ ОБЩЕСТВА. Жаль,что это не прозвучало у Мельникова. А безграмотные слова про "капитализм" - позор для сотрудника журнала. Оксанов.
Помнится мне как знаменитый боксер Али обнимался с генсеком Брежневым, а потом бойкотировал Олимпиаду в Москве. А приключения француза в России вызывают не то улыбку юмора, не то улыбку сарказма. Гримасы " нашего городка". Что нам мало сирийского Асада? Так мучительно больно за нашу Россию. А детский вопрос на уровне бюрократии двух держав настолько бестактен,вызывает чувство стыда за головотяпство высокопоставленных дядей и тетей. Уберите грязные руки от детей.
Что ж, Французам виднее, насколько справедливо г-н Эро назвал Депардье "вызывающим брезгливость", но если все же это высказывание справедливо, какие чувства должен вызывать руководитель страны, демонстративно проявляющий благосклонность к "вызывающему брезгливость"?