Энергосбережение может обойтись России дороже, чем сэкономленная энергия
Федеральный закон №261 "Об энергосбережении" плохо применим в реальной практике и может потребовать затрат, которые превысят стоимость сэкономленных энергоресурсов. Проблемам реализации этого закона была посвящена специальная конференция состоявшаяся в Совете Федерации 20 июня 2011 г. О чем же шла речь?
ФЗ-261 далек от экономических реалий
Авторы закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" весьма приблизительно оценили затраты, которые понадобятся для реализации мер, предусмотренных законом. По подсчетам экономистов, только из федерального бюджета для этого ежегодно потребуется выделять почти на два порядка средств больше по сравнению с тем объемом, который прогнозировался при принятии закона.
В материалах к законопроекту не содержалось экономических оценок эффективности предлагаемых законодательных мер. По обоснованному мнению экспертов и ведущих экономистов, затраты на реализацию мер, предусмотренных законом, могут существенно превысить стоимость сэкономленных энергоресурсов.
"Проблема энергосбережения является для России менее актуальной, чем проблема трудосбережения, утверждает академик Ивантер в статье "Трудосбережение как приоритет". По оценкам ученого, при одинаковых капиталовложениях в программы энергосбережения в США и России, в нашей стране на единицу вложенных средств будет сэкономлено 15 долл., а в США - 90 долл. То есть, отдача от капиталовложений в реализацию программ энергосбережений в нашей стране в шесть раз меньше, чем в США.
Законы, которые принимаются, невозможно реализовать на практике, - упрекнула законотворцев председатель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по ценовой политике Валентина Лемешева. Она призвала их предоставлять проекты законов на обсуждение в регионы и посетовала на отсутствие нормативов энергопотерь и методик оценки эффективности инвестиций. Необходимы общие правила игры, всем понятные, и контроль за их соблюдением, подчеркнула Валентина Лемешева. Пока даже существующая на сегодня информационная база по вопросам энергосбережения и объемов производства создается на основании пяти источников: каждое министерство имеет свой источник, в регионах - то же самое. Необходимо создать единую информационную базу.
Реализация закона приведет к росту тарифов
Единственным решением большинства проблем, связанных с реализацией ФЗ-61, станет рост тарифов, считает Валентина Лемешева. "Бюджетных денег для этого нет, - поясняет она, - все заемные средства, фонды и кредиты в любом случае пойдут в цену, потому что предприятие ЖКХ и энергетики - они все высоко регулируемые организации. Когда мы говорим, что, допустим, 20% средств дать из муниципального, регионального и федерального бюджетов, а 80 % денег найти внебюджетных средств - то для этих предприятий это означает рост тарифов - и не более того. Что же такое инвестиции в тариф? В России нет методических указаний по формированию соответствующих инвестиционных программ. Сегодня федеральная служба по тарифам ограничивает нас в предельных индексах роста тарифов. У нас был такой механизм как инвестиционная надбавка к тарифам на ЖКХ, которая сегодня в расчет предельных индексов не включалась. Ее с 2011 г. отменили. Доход на инвестированный капитал сегодня почему-то распространяется только на сетевые энергетические предприятия. А что делать с генерациями? Их надо развивать при помощи государственно-частного партнерства. Кто же сегодня придет на наши котельные, какой инвестор - ведь для их окупаемости понадобится 17-19 лет?
Тарифы ЖКХ не завышены, они низкие, в республике Саха ни одного рубля инвестиционных денег в тарифах не предусмотрено. Откуда мы возьмем эти деньги? Как мы будем реализовывать 261-ФЗ по вопросам внедрения приборов учета, если сам регулятор не заинтересован в установке приборов учета? И регулятор, и поставщик их саботируют, потому что это означает рост тарифов. Объемы упадут, сумма постоянных затрат останется, поставщик потеряет выручку, у регулятора вырастет тариф.
Сегодня решать вопросы энергосбережения и энергоэффективности надо через территориальный принцип. Надо взять отдельное поселение и разобраться, что там нужно делать. Чтобы сегодня внедрять приборы учета, надо прежде всего посмотреть, как будет развиваться этот населенный пункт. Если внедрение приборов учета приводит к росту тарифа - потому что объемы падают, тогда необходима программа активизации теплового, водопроводного и энергетического хозяйства для того, чтобы одновременно адекватно снижать затраты. Для этого необходим план перспективного развития этого района".
Прежде чем экономить, надо наладить учет
Первым шагом в реализации ФЗ-261 должна стать организация учета потребляемой энергии и проведение энергетических обследований, а также разработка программ энергосбережения, создание демонстрационных центров обучения, подчеркнул руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Министерства энергетики РФ Алексей Туликов. "Это позволит сформировать пакет инвестиционных документов и привлечь внебюджетное финансирование. В отсутствие глобального резерва в бюджете на энергосбережение реальным механизмом финансирования энергосбережения является привлечение внебюджетных источников - в том числе, развитие института энергосервиса. Необходимо формирование прединвестиционной документации - ТЭО, бизнес-планов, которые позволили бы объективно и эффективно реализовать мероприятия по энергосбережению".
"Прибор учета не экономит - он позволяет начать считать, сколько кто потребляет, - пояснил директор Сосновоборского Муниципального унитарного предприятия "Теплоснабжающие предприятия г. Сосновый Бор Ленинградской области Михаил Воронков. - Следующий этап - это комплекс мероприятий, чтобы люди поняли, зачем это нужно было делать. Основной идеей статьи13 ФЗ-261 является не просто установка приборов учета энергоресурсов, а переход на цивилизованный коммерческий учет и расчет за потребленную энергию. Поэтому необходима не просто установка приборов учета, а создание комплексной системы коммерческого учета производимых, транспортируемых и потребляемых энергоресурсов. Сферу учета энергоресурсов необходимо преобразовать в полноценный, стабильный, социально ответственный и эффективный бизнес. Необходим субъект, который был бы заинтересован в создании и развитии эффективного бизнеса коммерческого учета энергоресурсов. Им мог бы стать оператор коммерческого учета энергоресурсов, независимая организация, ответственная за внедрение приборов учета энергоресурсов и информационно-измерительных систем, сбор коммерческой информации, эксплуатацию и техническое обслуживание всего комплекса средств по учету энергоресурсов".
Авторы закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" весьма приблизительно оценили затраты, которые понадобятся для реализации мер, предусмотренных законом. По подсчетам экономистов, только из федерального бюджета для этого ежегодно потребуется выделять почти на два порядка средств больше по сравнению с тем объемом, который прогнозировался при принятии закона.
В материалах к законопроекту не содержалось экономических оценок эффективности предлагаемых законодательных мер. По обоснованному мнению экспертов и ведущих экономистов, затраты на реализацию мер, предусмотренных законом, могут существенно превысить стоимость сэкономленных энергоресурсов.
"Проблема энергосбережения является для России менее актуальной, чем проблема трудосбережения, утверждает академик Ивантер в статье "Трудосбережение как приоритет". По оценкам ученого, при одинаковых капиталовложениях в программы энергосбережения в США и России, в нашей стране на единицу вложенных средств будет сэкономлено 15 долл., а в США - 90 долл. То есть, отдача от капиталовложений в реализацию программ энергосбережений в нашей стране в шесть раз меньше, чем в США.
Законы, которые принимаются, невозможно реализовать на практике, - упрекнула законотворцев председатель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по ценовой политике Валентина Лемешева. Она призвала их предоставлять проекты законов на обсуждение в регионы и посетовала на отсутствие нормативов энергопотерь и методик оценки эффективности инвестиций. Необходимы общие правила игры, всем понятные, и контроль за их соблюдением, подчеркнула Валентина Лемешева. Пока даже существующая на сегодня информационная база по вопросам энергосбережения и объемов производства создается на основании пяти источников: каждое министерство имеет свой источник, в регионах - то же самое. Необходимо создать единую информационную базу.
Реализация закона приведет к росту тарифов
Единственным решением большинства проблем, связанных с реализацией ФЗ-61, станет рост тарифов, считает Валентина Лемешева. "Бюджетных денег для этого нет, - поясняет она, - все заемные средства, фонды и кредиты в любом случае пойдут в цену, потому что предприятие ЖКХ и энергетики - они все высоко регулируемые организации. Когда мы говорим, что, допустим, 20% средств дать из муниципального, регионального и федерального бюджетов, а 80 % денег найти внебюджетных средств - то для этих предприятий это означает рост тарифов - и не более того. Что же такое инвестиции в тариф? В России нет методических указаний по формированию соответствующих инвестиционных программ. Сегодня федеральная служба по тарифам ограничивает нас в предельных индексах роста тарифов. У нас был такой механизм как инвестиционная надбавка к тарифам на ЖКХ, которая сегодня в расчет предельных индексов не включалась. Ее с 2011 г. отменили. Доход на инвестированный капитал сегодня почему-то распространяется только на сетевые энергетические предприятия. А что делать с генерациями? Их надо развивать при помощи государственно-частного партнерства. Кто же сегодня придет на наши котельные, какой инвестор - ведь для их окупаемости понадобится 17-19 лет?
Тарифы ЖКХ не завышены, они низкие, в республике Саха ни одного рубля инвестиционных денег в тарифах не предусмотрено. Откуда мы возьмем эти деньги? Как мы будем реализовывать 261-ФЗ по вопросам внедрения приборов учета, если сам регулятор не заинтересован в установке приборов учета? И регулятор, и поставщик их саботируют, потому что это означает рост тарифов. Объемы упадут, сумма постоянных затрат останется, поставщик потеряет выручку, у регулятора вырастет тариф.
Сегодня решать вопросы энергосбережения и энергоэффективности надо через территориальный принцип. Надо взять отдельное поселение и разобраться, что там нужно делать. Чтобы сегодня внедрять приборы учета, надо прежде всего посмотреть, как будет развиваться этот населенный пункт. Если внедрение приборов учета приводит к росту тарифа - потому что объемы падают, тогда необходима программа активизации теплового, водопроводного и энергетического хозяйства для того, чтобы одновременно адекватно снижать затраты. Для этого необходим план перспективного развития этого района".
Прежде чем экономить, надо наладить учет
Первым шагом в реализации ФЗ-261 должна стать организация учета потребляемой энергии и проведение энергетических обследований, а также разработка программ энергосбережения, создание демонстрационных центров обучения, подчеркнул руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Министерства энергетики РФ Алексей Туликов. "Это позволит сформировать пакет инвестиционных документов и привлечь внебюджетное финансирование. В отсутствие глобального резерва в бюджете на энергосбережение реальным механизмом финансирования энергосбережения является привлечение внебюджетных источников - в том числе, развитие института энергосервиса. Необходимо формирование прединвестиционной документации - ТЭО, бизнес-планов, которые позволили бы объективно и эффективно реализовать мероприятия по энергосбережению".
"Прибор учета не экономит - он позволяет начать считать, сколько кто потребляет, - пояснил директор Сосновоборского Муниципального унитарного предприятия "Теплоснабжающие предприятия г. Сосновый Бор Ленинградской области Михаил Воронков. - Следующий этап - это комплекс мероприятий, чтобы люди поняли, зачем это нужно было делать. Основной идеей статьи13 ФЗ-261 является не просто установка приборов учета энергоресурсов, а переход на цивилизованный коммерческий учет и расчет за потребленную энергию. Поэтому необходима не просто установка приборов учета, а создание комплексной системы коммерческого учета производимых, транспортируемых и потребляемых энергоресурсов. Сферу учета энергоресурсов необходимо преобразовать в полноценный, стабильный, социально ответственный и эффективный бизнес. Необходим субъект, который был бы заинтересован в создании и развитии эффективного бизнеса коммерческого учета энергоресурсов. Им мог бы стать оператор коммерческого учета энергоресурсов, независимая организация, ответственная за внедрение приборов учета энергоресурсов и информационно-измерительных систем, сбор коммерческой информации, эксплуатацию и техническое обслуживание всего комплекса средств по учету энергоресурсов".
Написать комментарий