Дмитрий Ливанов и вузы: оптимизация вместо образования
Ради чего на самом деле проводится реформа вузов? Кого стоит больше благодарить за нее – лично министра образования или правительство в целом? Каким будет высшее образование в результате реформ?
Хроника оптимизации
О необходимости сократить количество высших учебных заведений в России правительство заявило еще в 2006 году, выдвинув программу по созданию федеральных вузов.
В 2008 году впервые были озвучены количественные показатели. По оценке тогдашнего главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, для России, с учетом ее площади и населения, достаточно 50 университетов и 150-200 вузов. Как заявил Дмитрий Медведев, бывший на тот момент Президентом РФ, все остальное подлежит преобразованию. «Часть из них могут стать филиалами этих университетов, а часть должны быть преобразованы либо в профессиональные средние учебные заведения, либо закрыться, если называть вещи своими именами», – продолжил его мысль министр Фурсенко.
За полтора года – с марта 2010 года по сентябрь 2011 года – Минобрнауки, в соответствии с полученным заданием, было реорганизовано и закрыто порядка 40 вузов – более 10% от общего числа. Кроме того, было закрыто в общей сложности несколько сотен филиалов.
В июле 2012 года вновь ставший президентом России Владимир Путин поставил перед Минобрнауки задачу до конца 2012 года выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить до мая 2013 года программу реорганизации учебных заведений. В свою очередь министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что в ближайшие три года планируется сокращение вузов на 20%, а числа их филиалов – на 30%.
Все по-честному
Непонятно, почему у населения создалась иллюзия, будто реорганизацию вузов правительство проводит, чтобы улучшить качество образования. Для обоснования своих действий власти, как правило, приводят совсем иной довод: «стране не нужно столько вузов и столько студентов». То есть, правительство почти открытым текстом заявляет: реформы проводятся с единственной целью – оптимизировать бюджетные потоки и направить их в нужное русло. Правда, о том, что необходимость такой оптимизации предписана условиями кредитов, полученными в начале 2000-ных от Международного банка реконструкции и развития (МБРР, входит в группу Всемирного банка), наше правительство предпочитает не упоминать – видимо, уберегая народ от тщетных волнений, поскольку все уже давно решено.
Слова нынешнего министра образования никоим образом не расходятся с генеральной линией правительства. Дмитрий Ливанов заявил, что необходимо сократить в два раза число бюджетных мест в российских вузах и постепенно отказаться от бесплатного высшего образования вообще, используя для финансирования подготовки новых специалистов другие механизмы, в том числе — образовательные кредиты. О планах государства неуклонно снижать финансирование образования, сообщил представитель Агентства стратегических инициатив (АСИ). Это агентство создано Правительством РФ в 2011 году, наблюдательный совет АСИ возглавляет Владимир Путин. Политика правительства в сфере образования озвучена достаточно четко: «Даже в тех отраслях, которые являются системообразующими, например в здравоохранении или оказании соцслуг, государство будет стимулировать приход бизнеса», – заявил на совещании Российского союза ректоров (РСР) в апреле 2013 года Дмитрий Песков, занимающий в АСИ пост директора направления «Молодые профессионалы». «Впереди очень тяжелое десятилетие: по нашей оценке, для системы высшего образования оно будет близким к катастрофе… Если вы хотите выжить в такой ситуации, то главным источником средств должен стать бизнес. Те, кто по-прежнему будет ориентироваться только на поддержку со стороны государства, практически обречены», – заметил он.
О том, каким должно стать качество образования в результате предпринимаемых реформ, министры образования заявляют с обезоруживающей прямотой: «Пороком советской системы образования было стремление создать человека-творца, тогда как задача образования РФ – создать квалифицированного потребителя, способного пользоваться результатами труда других», – утверждал Андрей Фурсенко. «Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того, студентов надо учить современным технологиям, а не тем, что используются в России», – продолжает эту линию Дмитрий Ливанов. «В настоящее время стране инженеров надо не так уж и много», – заявил он, едва заступив на пост министра.
Вне логики и прозрачности
За последние два десятилетия количество вузов действительно выросло в разы, и многие из них дают скорее «корочки», чем образование – такие вузы действительно не нужны. Однако если исходить из интересов государства, то необходимо оценить, насколько востребованы выпускники каждого вуза сегодня, специалисты какого профиля и в каком количестве необходимы будут стране в ближайшие 10, 15, 20 лет. Таким анализом Минобрнауки не затрудняется, оно отказалось также от помощи и консультаций сотрудников РАН. Вместо этого оно оценило «эффективность» вузов, основываясь на показателях, многие из которых не имеют отношения к качеству образования – например, учитывалось количество квадратных метров на одного обучающегося.
В итоге, «неэффективными» оказались 136 высших учебных заведений страны – в том числе и целый ряд известных вузов: РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького. Правда, поднявшаяся волна возмущения заставила Минобрнауки сократить этот список. Тем не менее, судьба вузов чаще всего решается «за кулисами», даже если руководство вуза уличает чиновников в ошибке – или, более того, в подлоге – Минобрнауки не спешит менять приговор. Так, Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) заявил, что при оценке работы вуза два из пяти ключевых показателей мониторинга – данные о научно-исследовательской и финансово-экономической деятельности вуза – были сознательно занижены министерством: вуз предоставил одни цифры, а в отчете появились другие. Скандал замяли: за подлог никого не наказали, за клевету никого не привлекли, а РГТЭУ, как и было запланировано, присоединили к РЭУ им. Плеханова.
Какой из этого вывод? Рейтинг «эффективности» нужен Минобрнауки, в основном, для проформы. Слияние вузов имеет целью вовсе не повышение качества образования, а консолидацию материальных активов. Нужен благовидный предлог – например, чтобы земли и недвижимость Горного университета (МГГУ) в центре столицы перешли в собственность соседствующего с ним МИСиС, из стен которого вышел перспективный ученый Дмитрий Ливанов. При этом в приказе о присоединении МГГУ к МИСиС из семи страниц текста лишь три маленьких пункта посвящены правам преподавателей и студентов, все остальное касается налоговых и имущественных процедур, отмечает председатель отделения проблем управления РАЕН, профессор, доктор юридических наук Александр Лагуткин. В приказе нет гарантий ни по сохранению рабочих мест для преподавателей, ни по сохранению специальности для студентов. Между тем многих специальностей, по которым учились студенты МГГУ, в МИСиС просто нет. Судя по всему, Минобрнауки в первую очередь заботят не студенты и преподаватели, а бюджетные средства и имущество вузов.
Слияния и поглощения
Для обоснования неэффективности вуза все средства хороши. Но все чаще используется компромат – и это вполне закономерно, поскольку сегодня безупречная репутация ректора становится, к сожалению, все большей редкостью. Однако о бескомпромиссной борьбе за чистоту нравов при этом нет и речи. «Показательной порке» подвергаются лишь те, кто мешает – и лишь когда «настал момент». Например, некоторое время назад начались разговоры о возможном присоединении Государственного университета управления (ГУУ) к Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Затем, в ноябре 2012 года, ГУУ попал в список неэффективных вузов. И, наконец, в апреле 2013 года новый ректор демонстративно, почти как в голливудских боевиках, был взят с поличным на взятке. Ему инкриминируется получение «отката» в размере 7 млн руб. за заключение 58-миллионного контракта с клининговой компанией на уборку помещений и территории вуза. Интересно, что предыдущий ректор ГУУ тоже был осужден за крупную взятку, но в итоге ему сначала сократили срок, а потом и вовсе сняли судимость (он, правда, потерял на этом все свое немалое имущество – но это уже совсем другая история).
В начале славного пути
К слову сказать, образцово-показательный МИСиС тоже не избежал коррупционных скандалов. Так, в 2009 году против руководства института было возбуждено уголовное дело по ст. 159 («Мошенничество»). Поводом стало незаконное перечисление средств строительным организациям. В 1993 году в одном из корпусов института произошел пожар, полностью выгорели четвертый и пятый этажи, а также чердак. На восстановление корпуса ушло 12 лет. Как обнаружило следствие, в 2004-2005 годах руководство МИСиС незаконно перечислило 57 млн руб. на расчетные счета фиктивных организаций, якобы участвовавших в реконструкции. Дело замяли – возможно, потому что Юрий Карабасов (кстати, тесть Дмитрия Ливанова), который в 1992-2007 годах был ректором МИСиС, к 2009 году стал уже депутатом Госдумы и секретарем политсовета московского отделения партии «Единая Россия». Сегодня он является президентом МИСиС. Между прочим, сам Дмитрий Ливанов в 2000−2004 годах занимал в этом вузе пост проректора по международному сотрудничеству.
Еще одна подозрительная история касается более позднего периода, когда Дмитрий Ливанов был уже ректором МИСиС. На строительство нового учебного городка в подмосковном поселке Коммунарка, куда должен переехать МИСиС, вузу перечислили из госбюджета 1,8 млрд рублей. Однако стройка так и не началась. Куда делись деньги, пока неизвестно.
Секреты эффективности от Дмитрия Ливанова
Опыт работы в министерстве в 2004-2007 годах, несомненно, оказался полезен Дмитрию Ливанову, когда его избрали ректором МИСиС. Уже спустя год, осенью 2008 года, указом Президента РФ Дмитрия Медведева вуз получил статус Национального исследовательского технологического университета (НИТУ). Сегодня он является также одним из центров развития нанотехнологий с соответствующим финансированием – отнюдь не в наноразмерах. Только на первом этапе ведомство Чубайса выделило МИСиС и МФТИ 11 млн рублей.
«Чтобы университет был хорошим и качественным, надо соединить три компонента — это хорошие студенты, хорошие сотрудники и качественное управление. Прежде всего, система образования очень у нас архаична. Не говорю о 5-летнем образовании, но даже 4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура — это устаревшее. Мы догоняем поезд, который уже ушел. Надо говорить о схеме 2+2+2: бакалавриат разбивается на общий и прикладной и дополняется интенсивными курсами», – считает министр.
Что касается студентов и преподавателей, то количество тех и других должно сокращаться, а требования к ним – повышаться. В частности, в МИСиС установлен предельный возраст для профессоров, сейчас старше 60 лет преподавателей в вузе нет. Каждые три года проводится аттестация, во время которой отсеивается до 10% сотрудников. Благодаря тому, что преподавателей стало меньше, базовая зарплата их увеличилась до 25 тысяч. Но, в принципе, вуз нацелен не на отечественные, а на зарубежные кадры. Как рассказал Ливанов в одном из выступлений, у вуза была конкретная цель – пригласить минимум сто преподавателей из-за рубежа, самой высшей квалификации, на каждого из них нужно до 10 млн рублей. Таким образом, в системе, выстраиваемой нынешним министром образования, отечественные преподаватели ценятся не очень высоко. Об этом, в частности, свидетельствует и его знаменитая сентенция по поводу низких зарплат в вузах: «Это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги». На вопрос же, насколько правомерно устанавливать зарплату ректорам в 400-500 тыс. руб. в месяц, министр ответил: «Ректоры выступают в качестве менеджеров, и их труд должен оплачиваться на соответствующем уровне».
Также читайте:
Современный профиль вузовской науки в России и перспективы его изменения
Вузы и школы: зарплаты или подработки?
Разведка и экономика: смена приоритетов
Написать комментарий
А. А Зимин писал: "Теперь понятно, почему двоечник так любит эту цифру... Generalplan Ost auf dem Marsch. Свершается не план Гитлера, а план Даллеса.Это хуже фашизма.В своих планах и деяниях против России Америка не учитывает одного.Кто к нам с мечом, тот от меча и погибнет.А без меча Россию ни кому не взять. У всех кишка тонка. А Россия терпела Романовых, терпела Ульяновых, А в сравнении с ними Ливановы это некованные блохи, переживём и их блошиные укусы.
А про цену труда это он правильно сказал: если зарплата 10000 р., то работать на все 30000 будут только... ктоо? А все остальные, по естественным физиологическим причинам съедут до халтуры на 5000-9000 р. в месяц и при росте зарплат - переучиваться не будут.
"Надо говорить о схеме 2+2+2..." Ну да, два года в начальной школе, два -- в средненькой... Теперь понятно, почему двоечник так любит эту цифру... Generalplan Ost auf dem Marsch