Для развития ГЧП нужны новые законы и достойные проекты
Государственно-частное партнерство может стать хорошим подспорьем в реализации инфраструктурных проектов. Но чтобы оно было действительно эффективным, нужно выработать такой механизм сотрудничества, который был бы удобен и выгоден обеим сторонам. Что необходимо для того, чтобы инвесторы захотели сотрудничать с государством?
Московские власти обсудили перспективы развития ГЧП
Государственно-частное партнерство (ГЧП) может служить эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций в капиталоемкие проекты в различных отраслях экономики: от тяжелой промышленности и энергетики до развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры. Однако количество проектов в сфере ГЧП остается незначительным.
О том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы инвесторы активнее сотрудничали с государством, рассказали участники круглого стола на тему "Вопросы правовых моделей реализуемых проектов государственно-частного партнерства. Создание фонда прямых инвестиций в объекты инфраструктуры" Это мероприятие было организовано Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы и Московским Агентством поддержки экспорта и инвестиций (МАПЭИ).
В заседании круглого стола приняли участие министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы Сергей Черемин, начальник отдела развития ГЧП Департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития РФ Мария Ярмальчук, директор Центра ГЧП Внешэкономбанка Александр Баженов, заместитель генерального директора - руководитель Комплекса по корпоративному управлению МГУП "Мосводоканал" Денис Янев, председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев и другие эксперты и специалисты.
Что мешает развитию ГЧП?
Хотя первый опыт цивилизованного государственно-частного партнерства относится еще к 1996 г., за прошедшие 15 лет особого прогресса в этой сфере не отмечается. Объясняется это целым рядом причин. Главными из них эксперты считают:
1. Ограниченность нормативно-правовой базы. Отношения сторон в сфере ГЧП регулируются, в основном, на основе нескольких федеральных законов: 94-го ФЗ, закона о субъектах, закона о концессионных соглашениях и т.п. Никакого базового федерального закона о ГЧП на сегодняшний день нет. О том, каким он должен быть, нужен ли он вообще или можно ограничиться принятием поправок к уже существующим законам, эксперты пока дискутируют. Однако, безусловно, изменения в этой сфере необходимы. Больше всего инвесторов сдерживает отсутствие каких-либо гарантий по рискам. Сегодня, в основном, единственная гарантия инвествложений сводится к компенсациям при досрочном расторжении договора, пояснила Партнер компании "Герберт Смит СНГ ЛЛП" Ольга Ревзина. Однако нет никакой методологии расчета, чтобы определить объем средств, уже затраченных к этому моменту инвестором, - подчеркнул Александр Баженов, - в законе не прописано, какая часть расходов инвестора компенсируется. Необходимо совершенствовать законодательно-правовую базу для развития финансового обеспечения проектов, бюджетных и залоговых механизмов.
2. Нет четко определенных целей, для чего именно нужно ГЧП. Нет долгосрочных экономических планов. Реализация проектов за счет бюджета зачастую происходит быстрее и надежнее, отмечает Александр Баженов. Поэтому власти – федеральные, региональные, муниципальные – должны четко определить, в каких сферах они хотят привлечь инвестиции на условиях ГЧП, с какой целью, в какие сроки, какие проекты инвестора заинтересуют и какие гарантии его привлекут. Региональная экономическая политика, как правило, краткосрочная, планы строятся всего на 4 года – такая практика не для ГЧП, поскольку оно рассчитано на долгосрочные инвестиции в капиталоемкие проекты. Одним из самых острых вопросов в этой сфере является, например, долгосрочное регулирование тарифов на энергию и водоснабжение.
3. Недостаток интересных проектов. Задача формирования фонда прямых инвестиций в объекты инфраструктуры – вторичная, - подчеркнул Александр Баженов. – Гораздо важнее наличие проектов, в которые могут быть вложены эти средства. Здесь стоит идти от общих интересов – города или региона – к конкретному проекту.
Регионы должны быть активнее, но не торопиться
Конечно регионы должны предпринимать какие-то шаги для развития сотрудничества с бизнесом в сфере ГЧП. Однако излишняя спешка здесь вряд ли уместна. На сегодняшний день региональное законодательство не может компенсировать несовершенства федеральной правовой базы, отметил управляющий партнер юридической компании "Линия права" Юрий Туктаров. Он пояснил, что разделение рисков на юридические и политические носит довольно условный характер, и в 80% случаев споры в сфере ГЧП решаются на основании федеральных законов.
Рынок ГЧП еще только формируется, здесь все должно быть синхронизировано и, прежде всего, на государственном уровне, – подчеркнул Павел Селезнев. Сегодня продолжается формирование федеральной правовой базы в этой сфере. Многие региональные инициативы вступают в противоречие с федеральными законами и потому блокируются федеральными налоговыми органами и Счетной палатой. Реализацию проектов ГЧП лучше основывать не на политической воле, а на прочном юридическом фундаменте и потому надо действовать в рамках государственного законодательства, – считает Павел Селезнев.
Написать комментарий