Детское образование и «модернизация снизу»: опыт столетней давности и современные реалии
Модернизация экономики страны, особенно отраслей реального сектора, тесно связана с успехами в сфере образования. Причем повышение уровня образования положительно сказывается не только на крупном бизнесе и государственных проектах, поставляя им квалифицированные кадры, но и способствует «модернизации снизу», стимулируя граждан к проявлению деловой инициативы.
Профессия для сирот
В начале прошлого века в Российской Империи была широко распространена очень полезная, на мой взгляд, система прикладного детского образования. В качестве примеров приведу некоторые исторические сведения об обучении детей-сирот в Вятской губернии.
Сведения о приютах в Вятской губернии
Город Вятка
Детский приют для мальчиков в Память 300-летия Романовых.
Возраст детей от 3 до 11 лет.
Дети обучаются переплетному мастерству.
Прозоровский ремесленный приют для девочек 8-16 лет.
Дети обучаются шитью дамских платьев, изящному рукоделию и белошвейному мастерству в собственной мастерской.
Город Елабуга
Александровский детский приют.
Возраст детей от 5 до 17 лет.
Дети обучаются шитью, метке белья и вышивке гладью.
Училище слепых детей.
Возраст детей от 2 до 21 года.
Дети обучаются сапожному и веревочному ремеслу и корзиноплетению.
Город Сарапул
Дом трудолюбия и «Ясли».
Возраст детей от 8 до 17 лет.
Дети обучаются сапожному, слесарному, столярному, переплетному и портновскому ремеслам.
Город Яранск
Детский дом трудолюбия.
Дети обучаются золотому и серебряному делу, слесарному ремеслу, корзиночному, сапожному и портновскому ремеслам, живописи.
Примечание. Все дети, находящиеся в приютах, проходили общеобразовательное обучение в школах или народных училищах. (Сборник статистических сведений о заведениях закрытого призрения детей, в том числе сирот сельского населения. Петроград, 1916, с. 72-82, 344-345).
Подход к обучению предполагал полное овладение профессией. За три года обучения в учебных столярных мастерских Вятского губернского земства ремесленник должен был самостоятельно изготовить все виды мебели ? от табуретки до резного буфета. Таким образом, после окончания мастерских ее выпускник мог поехать в уездный город или большое село и сразу открыть свою мебельную мастерскую. В Вятской Мариинской женской гимназии был специальный класс по обучению фармацевтов. После его окончания выпускница гимназии могла заведовать сельской аптекой. А после окончания курсов при университете выпускницы получали звание помощника провизора и могли заведовать уже уездной аптекой.
Условия для «модернизации снизу»
Чтобы создать условия для «модернизации снизу», необходимо уже сейчас давать детям практическое, прикладное образование: выходя из школы, они уже должны иметь возможности для заработка. Это позволит, во-первых, дать региону востребованных специалистов, и, во-вторых, сэкономить силы и время самих выпускников, освободив их от «обязательного» высшего образования, которое становится все менее практически применимым.
Этим выпускники высвободят время для дистанционного обучения на специализированных курсах повышения квалификации или получения новой специализации: новые дистанционные программы обучения появляются сегодня чуть ли не ежедневно. В одном только Массачусетском технологическом институте в США уже действует около 500 курсов по обучению практическим специальностям. Самообразование подтолкнет молодых людей к посещению библиотек (это сегодня огромная проблема) и изучению иностранных языков, что значительно расширит их возможности для постоянного повышения квалификации в избранной специальности или выбора новой специализации. В условиях жесткой конкуренции на кадровом рынке это становится очень актуально. Наконец, такая система даст толчок к «модернизации снизу», которая является предпочтительной для постоянного и всестороннего культурного и экономического развития страны.
Написать комментарий
Наш паровоз, вперёд лети!