День России без Путина или без одного миллион
Сегодня в День России проходит самая масштабная протестная акция «Марш миллионов». Главная ее установка – Россия без Путина. Как повлияет на протестные настроения новый закон о митингах, накладывающий драконовские штрафы на его участников? И почему власть постепенно впадает в паранойю, а Путин утрачивает лидерство?
Из всех комментариев по поводу подписания В.Путиным нового закона о митингах, повысившего штрафы за несанкционированные акции и нарушение порядка проведения согласованных мероприятий в 150 раз, пожалуй, самым точным было сказанное Глебом Павловским на «Эхе Москвы». Он связал появление закона, попирающего конституционные права, с паранойей в окружении Путина. Это довольно удачная и меткая характеристика, вполне созвучная хэштэгу #привет37год, который гражданские активисты выводили в тренды Твиттера сразу после новостей об обысках в квартирах оппозиции.
Но если во времена сталинского террора, согласно главенствующей точке зрения, паранойей было охвачено все общество, а ежедневные расстрелы по 12 тысяч человек могут быть объяснены разве что массовым психозом, то сегодня ситуация больше похожа на фарсовую. Паранойей на сей раз охвачены верхи, тогда как низы не устают отпускать в их сторону острые шпильки. И это далеко не случайная, не типично российская, констелляция в отношениях власти и общества. Недаром на приближающемся Санкт-Петербургском международном экономическом форуме будут обсуждать «Роль лидера в эпоху перемен». Хотя лучше было бы переформулировать основную тему и определиться не с ролью, а с лидером в наши нелегкие времена.
Путин на третьем президентском сроке утрачивает свое лидерство и встречает сильное сопротивление общественности. Очевидно, это происходит потому, что он перестал соответствовать одновременно и стандартам, и времени; он как будто не здесь и сейчас. Бесконечное напоминание о прошлых достижениях и педаль на стабильности приводят к пониманию простой вещи, изящно выраженной философом Юргеном Хабермасом: не столько времена сейчас стали хуже, сколько наши стандарты незаметно повысились. Одной стабильности теперь мало, необходим всеобщий плюрализм и легко меняющийся не политик, а талантливый менеджер. Это не прихоть «авангарда общества», а реальность глобального капитализма – специфической идеологии, входящей в конфликт с прежними идеологическими режимами. Одним словом, нужен тот самый Путин 2.0, о котором говорили перед выборами.
Но вместо этого Россия получила очередную версию патриархально мыслящего правителя, подкупающего большинство своим патернализмом, то есть гарантированной социальной опекой, по большей части мнимой. Нельзя не заметить крайнюю материалистичность путинского взгляда на движение и развитие общества. Главный его козырь сводится к тому, что жить стало лучше именно в экономическом смысле. В то же самое время его режим лишен какой-либо духовности, о чем свидетельствует скандальная акция Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Панк-коллектив пересек секулярные границы и показал, насколько инструментальную роль в поддержке власти играет сегодня церковь. По этой же причине путинская риторика столь легко обесценивается критиками сырьевого проклятия.
Понятно, что идеология, построенная на материальных ценностях, канет в Лету вместе с ними. Поэтому граждане стали предъявлять повышенные стандарты к власти. Поменялось еще и то, что протесты сами по себе сделали нас более чувствительными ко лжи властных структур. Но для качественного скачка и преобразования этого не достаточно. Либеральная борьба за политические права, лежащая в основе всего протестного движения в России, не поднимает до общественной повестки более глубокие противоречия. Она останавливается и заостряется на несоблюдении прав и очередных плевках на конституцию. Но позвольте, конституционными правами пренебрегали и будут пренебрегать всегда, только теперь власть это делает открыто, ограничивая конкретные свободы, а если не нравится – #давайдосвидания!
Другими словами, Путин третьего народного призыва менее лицемерен и от того кажется более мерзким. При этом все, чего реально удалось достичь оппозиции, искренне обеспокоенной правами человека и гражданина, так это создать социальный имидж, которым человек наделяется в тот момент, когда солидаризуется с маршем несогласных как с модным поветрием. Сегодняшняя акция – «Марш миллионов» – это, по сути, lifestyle манифестация и из «миллиона» участников едва ли треть воспринимают борьбу как личный проект.
Но не слишком ли дорогой сделал протестную моду Путин, приняв закон, который не учитывает ничего, начиная от городского духа и заканчивая общественной природой? «Мы жили в бесправной стране и продолжаем в ней жить, – пишет на своей странице в Фейсбуке журналистка Маша Гессен. – И раньше каждый мог попасть в тюрьму или быть ограбленным, потому что оказался не в том месте не в тот момент. Просто мы считали правилом, что нас кривая вывозит. Я думаю, что примерно с такой же частотой она будет вывозить и сейчас – что изменится от того, что теперь право нас прищучить законодательно закреплено? Разве раньше для этого был нужен закон? Это лишние страхи, именно этой реакции ждут от нас».
На том же «Эхе Москвы» Глеб Павловский с прохладцей оценил запугивание штрафами: «Ну, если возникнет механизм штрафов, возникнет механизм демпфирования этих штрафов, возникнет солидарная несомненно в обществе компенсация этих штрафов, тот или иной фонд помощи. Такие вещи возникали не раз в нашей истории. Это нормально». О том же самом успел заявить и активист Илья Яшин, сказав о сборе пожертвований в пользу оштрафованных. И хотя цена вопроса выросла во всех смыслах, власти не могут бесконечно игнорировать предъявляемые им стандарты, нагло им не соответствуя. В противном случае рано или поздно это приведет к революционной ситуации.
Написать комментарий