Демократия и диктатура сквозь призму экономики и религии
Экономические чудеса случаются сплошь и рядом, но почему-то обходят стороной Россию. В чем причины нашей извечной неустроенности? Можно ли вывести формулу успеха? Российские и зарубежные ученые и деятели культуры уже обнаружили некоторые закономерности. Каковы они?
1. Кто на свете всех умнее?
Еще в начале XX века немецкий социолог и экономист Макс Вебер обнаружил, что успешнее всего экономика развивается в странах, где государственной религией является протестантизм. Эту закономерность он объяснял тем, что у протестантов усердный труд и предпринимательская деятельность считаются делом богоугодным, успешный бизнес и богатство воспринимаются как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.
Ряд современных российских социологов и экономистов возражают, правда, что экономические успехи протестантов были обусловлены более высоким уровнем их грамотности – по сравнению с католиками, православными и представителями прочих конфессий. Тем не менее, мысль о том, что причины экономической отсталости или процветания необходимо искать в культурных различиях общества, продолжает будоражить пытливые умы ученых.
Американский социолог Лоуренс Харрисон проанализировал влияние религии на экономику на основе данных по 117 странам. Согласно его выводам, протестантские страны действительно лидируют по модернизации, индексу человеческого развития и уровню доверия. При этом у них наиболее низкий уровень коррупции. Почти столь же благоприятно для развития экономики и конфуцианство. Так в классификации Харрисона называется некая обобщенная культура Восточной Азии, куда, помимо собственно конфуцианства, вплетены также элементы даосизма, буддизма и другие верования. Здесь общую картину несколько портит Китай – в нем многие экономические показатели, учитываемые Харрисоном, ниже, чем в прочих "конфуцианских" странах. Однако средние показатели по другим государствам этой группы – Японии, Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура – схожи с показателями католических стран по индексу человеческого развития, грамотности, включая женскую, ВВП на душу населения, распределению доходов. Уровень доверия в основном выше именно у приверженцев учения Конфуция, нежели у католиков, а уровень коррупции примерно одинаков.
Православные страны по экономическим показателям отстают от католических, а по уровню коррупции обгоняют их. Ислам сильно отстает от западных религий и конфуцианства практически во всех аспектах. В отношении буддизма сделать какие-то общие выводы трудно из-за больших различий в странах, исповедующих эту религию. Однако в целом американский социолог отмечает, что буддизм не обладает значительной силой, подталкивающей к модернизации. Экономические успехи, по мнению ученого, обусловлены и степенью демократичности или авторитаризма той или иной религии.
Свои выводы относительно влияния культуры на экономику профессор Харрисон представил президенту Д.Медведеву во время встречи 26 мая 2010 г. Насколько внимательно российское правительство отнесется к культурному фактору, покажет время. Повсеместного обращения в протестантизм и конфуцианство пока не наблюдается.
2. Диктатура, демократия или просто закон?
Еще одним общепризнанным залогом экономических успехов считается демократия. Однако если поначалу в качестве главного ее качества называлась свобода, то теперь на первое место вышла законность.
Демократизация стимулирует экономический рост лишь в странах с сильным правопорядком, – утверждают российские экономисты Виктор Полтерович и Владимир Попов, ссылаясь не только на результаты собственных исследований, но и на работы зарубежных ученых.
В странах же со слабым правопорядком "демократизация ведет к возникновению так называемых нелиберальных демократий – в таких странах теневая экономика расширяется, коррупция и социальное неравенство растет, институциональный потенциал государства слабеет, качество макроэкономической политики ухудшается".
По мнению экономистов, переход к демократии от автократии, так же как и рыночные реформы, должен производиться постепенно и идти рука об руку с укреплением правопорядка. Шоковая демократизация при слабом правопорядке может привести к множеству отрицательных экономических и социальных последствий.
Очевидно, что к подобным выводам ученые пришли, в том числе и на отрицательном российском опыте 90-х. Еще более показательным и печальным примером может послужить Кыргызстан. "В середине 90-х годов был одной из самых демократических стран на постсоветском пространстве, его фактически поместили на доску почета в МВФ и "Freedom House" и первым из бывших советских республик, даже раньше Эстонии, приняли в ВТО в 1998 г. В итоге, коррупция расцвела, как нигде, социальное неравенство и преступность возросли, чуть ли не половина национальной экономики или, точнее, того, что от нее осталось, перешла в руки "семьи", и дело в итоге в 2005 г. закончилось очередной "революцией".
Поэтому для России путь к экономическому успеху лежит не через немедленную демократизацию любой ценой, а через укрепление правопорядка. "Немедленная повсеместная выборность чиновников при низком правопорядке ведет только к "приватизации" самих демократических процедур, к покупке-продаже услуг чиновников на политическом рынке, при которой выигрывает, разумеется, крупный бизнес, а основная часть рядовых избирателей напрочь отстраняется от влияния на политические решения", – подчеркивают экономисты.
Интересно, что большинство россиян придерживается похожих взглядов и сомнительным благам рыночной демократии предпочитает сильную власть, которая способна навести в стране порядок. По опросам ВЦИОМ, проведенным в 2010 г., 72% процента россиян считают порядок важнее демократии и лишь 16% думают иначе.
"Под порядком россияне понимают главным образом политическую и экономическую стабильность страны (41%), социальную защиту малоимущих слоев населения (29%), прекращение борьбы властей (27%), возможность для каждого реализовать свои права (25%) и строгое соблюдение законов (24%). Несколько реже в определение порядка попадают строгая дисциплина (18%) и привлечение силовых структур к борьбе с преступностью (7%). Меньше всего наши сограждане связывают порядок с ограничением демократических прав и свобод и лозунгом, открывающим путь к диктатуре (по 1%).
Демократию россияне определяют в первую очередь как свободу слова, печати и вероисповедания (44%). Вторым популярным представлением является экономическое процветание страны (28%). Менее распространены такие трактовки демократии, как строгая законность (21%), порядок и стабильность (19%), выборность властей (18%), пустая болтовня (11%), свобода действий для каждого (10%). Реже всего респонденты понимают под демократией анархию и безвластие, гарантию прав меньшинств (по 6%), подчинение меньшинства большинству (4%)".
3. Волшебный треугольник
Наиболее широкий взгляд на проблемы развития государства присущ аргентинскому социологу Мариано Грондоне. По его мнению, "концепцию развития любого государства можно представить в виде треугольника, сторонами которого служат экономика, политика и система ценностей. Путь развития государства и общества в значительной степени определяется тем, какая из этих сторон является основанием "треугольника". "Если концентрироваться только на экономике и не менять ценностные представления в обществе, они станут препятствием на пути развития, – считает ученый. – Успешность развития измеряется не несколькими годами экономического роста, а десятилетиями устойчивого социально-экономического и политического положения граждан".
По мнению кинорежиссера Андрея Кончаловского, нам необходимо, наконец, разобраться со своими национальными особенностями. "Я убежден, что русские "национальные особенности" таят в себе не только конструктивные, но и разрушительные силы, и эти силы могут оказать более глубокое влияние на течение событий в России, чем силы внешние – будь то США, Китай или глобализация. Пока мы не расшифруем этические установки, тормозящие развитие страны, мы не создадим гражданское общество". "Самая сложная задача, стоящая перед российским правительством, – попытаться внедрить в общество систему личного и коллективного чувства ответственности", – считает режиссер.
Написать комментарий