08 МАЙ, 17:14 МСК
USD (ЦБ)    80.8612
EUR (ЦБ)    92.1439


Кино — дело купеческое: Ханжонков против Дранкова

8 Мая 2025 137 0 Культура
Кино — дело купеческое: Ханжонков против Дранкова

Мы продолжаем рассказывать о культурологическом, историческом и художественном проекте «Купец VS» наших коллег и партнеров компании «Арт-Ледокол».

И сейчас многие из наших читателей с изумлением узнают: начало российскому кино положили не деятели культуры и не государство, а купцы.

В начале XX века кинематограф в России рождался не в театрах, а в лавках базарных площадей. И первые, кто увидел в модных тогда «движущихся картинках» будущее — это двое предпринимателей с очень непохожим взглядом на жизнь: Александр Дранков и Александр Ханжонков.

Дранков: кино как товар

Дранков — одесский фотограф и ловкий делец — первым почувствовал коммерческий потенциал кино. Для него оно было товаром: быстрым, доходным, захватывающим, открывающим двери в высшее общество. Он первым начал снимать хронику, первым прокрутил фильм в массовом прокате, первым ввел рекламу. И, кстати, первые откровенные фильмы для взрослых — это тоже он. Его фильмы — это события, сенсации, броские афиши. Он знал: публика хочет зрелища. И давал ей это.

Ханжонков: кино как прорыв в неизведанное

Ханжонков — сын казака и офицер в отставке— поверил в кино как в новое художественное средство. Он вложился в «Песнь про купца Калашникова» — первый игровой фильм, снятый россиянами, для отечественного зрителя на отечественном литературном материале. Он сотрудничал с Мейерхольдом, Протазановым, Гончаровым. Строил студии, пытался понять и сформулировать законы киноязыка. Там, где Дранков спешил заработать, Ханжонков строил. Там, где один продавал, другой создавал.

Их «киновойна»

Это было не просто соперничество. Это был конфликт двух мировоззрений. Дранков выигрывал на короткой дистанции— быстрее, громче, ближе к народу. Ханжонков «бежал» марафон — вдумчиво, глубоко, с перспективой.

После революции: бега

После революции частная инициатива в кино была ликвидирована. Дранков эмигрировал в Константинополь, где, утратив доступ к камере, но не к публике, открыл… тараканьи бега. Билеты, ставки, азарт, шоу — он вновь превратил движущуюся точку в зрелище, дающее доход.

Ханжонков оказался в эмиграции в Германии, Пытался наладить кинопроизводство и там, особенно интересно, что он экспериментировал со звуком. Но денег не хватило, чтобы довести проект до успеха. Пришлось его свернуть. В 1923 году он вернулся на Родину, его позвали работать в кино. Трудился на «Русьфилье» и в «Пролеткино», был осужден по доносу, затем оправдан, писал мемуары.

Александр Дранков в том же 1923 году тоже принял для себя решение покинуть Константинополь и уехал в Америку. Планировал снять блокбастер о Николае Втором и Матильде Кшесинской, но не удалось. В кино он вернуться не сумел.

Наследие

Сегодня имя Александра Дранкова почти забыто. А Ханжонков вошёл в историю как отец русского кино. Он был первым, кто увидел в кинематографе не только бизнес, но и дух времени. Первый, кто решился делать из аттракциона — искусство.

И это только затравка, небольшой намёк на то, что вы увидите в одной из серий проекта «Купец VS». Мы рассказываем, как купцы создавали страну — её дороги, фабрики, идеи, мечты. И её кино.

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more