Мы продолжаем рассказывать о культурологическом, историческом и художественном проекте «Купец VS» наших коллег и партнеров компании «Арт-Ледокол».
И сейчас многие из наших читателей с изумлением узнают: начало российскому кино положили не деятели культуры и не государство, а купцы.
В начале XX века кинематограф в России рождался не в театрах, а в лавках базарных площадей. И первые, кто увидел в модных тогда «движущихся картинках» будущее — это двое предпринимателей с очень непохожим взглядом на жизнь: Александр Дранков и Александр Ханжонков.
Дранков: кино как товар
Дранков — одесский фотограф и ловкий делец — первым почувствовал коммерческий потенциал кино. Для него оно было товаром: быстрым, доходным, захватывающим, открывающим двери в высшее общество. Он первым начал снимать хронику, первым прокрутил фильм в массовом прокате, первым ввел рекламу. И, кстати, первые откровенные фильмы для взрослых — это тоже он. Его фильмы — это события, сенсации, броские афиши. Он знал: публика хочет зрелища. И давал ей это.
Ханжонков: кино как прорыв в неизведанное
Ханжонков — сын казака и офицер в отставке— поверил в кино как в новое художественное средство. Он вложился в «Песнь про купца Калашникова» — первый игровой фильм, снятый россиянами, для отечественного зрителя на отечественном литературном материале. Он сотрудничал с Мейерхольдом, Протазановым, Гончаровым. Строил студии, пытался понять и сформулировать законы киноязыка. Там, где Дранков спешил заработать, Ханжонков строил. Там, где один продавал, другой создавал.
Их «киновойна»
Это было не просто соперничество. Это был конфликт двух мировоззрений. Дранков выигрывал на короткой дистанции— быстрее, громче, ближе к народу. Ханжонков «бежал» марафон — вдумчиво, глубоко, с перспективой.
После революции: бега
После революции частная инициатива в кино была ликвидирована. Дранков эмигрировал в Константинополь, где, утратив доступ к камере, но не к публике, открыл… тараканьи бега. Билеты, ставки, азарт, шоу — он вновь превратил движущуюся точку в зрелище, дающее доход.
Ханжонков оказался в эмиграции в Германии, Пытался наладить кинопроизводство и там, особенно интересно, что он экспериментировал со звуком. Но денег не хватило, чтобы довести проект до успеха. Пришлось его свернуть. В 1923 году он вернулся на Родину, его позвали работать в кино. Трудился на «Русьфилье» и в «Пролеткино», был осужден по доносу, затем оправдан, писал мемуары.
Александр Дранков в том же 1923 году тоже принял для себя решение покинуть Константинополь и уехал в Америку. Планировал снять блокбастер о Николае Втором и Матильде Кшесинской, но не удалось. В кино он вернуться не сумел.
Наследие
Сегодня имя Александра Дранкова почти забыто. А Ханжонков вошёл в историю как отец русского кино. Он был первым, кто увидел в кинематографе не только бизнес, но и дух времени. Первый, кто решился делать из аттракциона — искусство.
И это только затравка, небольшой намёк на то, что вы увидите в одной из серий проекта «Купец VS». Мы рассказываем, как купцы создавали страну — её дороги, фабрики, идеи, мечты. И её кино.
Написать комментарий