Что важнее - рост экономики или макроэкономическая стабильность?
За месяц до формирования нового правительства России вновь обнаружилось, что члены правительства нынешнего по-разному представляют себе стратегию развития России. 1 апреля в рамках нескольких экономических конференций в Москве и Сингапуре разгорелась дискуссия между вице-премьером Александром Жуковым, главой МЭРТа Эльвирой Набиуллиной, вице-премьером, главой Минфина Алексеем Кудриным, первым зампредом ЦБ Алексеем Улюкаевым и вице-премьером — главой аппарата правительства Сергеем Нарышкиным.
Алексей Кудрин и Алексей Улюкаев, выступавшие в ВШЭ, опасаются перегрева российской экономики, который может привести к макроэкономической нестабильности, поскольку именно "перегретая" экономика более восприимчива к внешним шокам. В качестве признаков перегрева Алексей Улюкаев назвал возобновление роста инфляции, дисбаланс роста доходов и производительности труда, а также разрыв между внутренним спросом и внутренним предложением. По мнению первого зампреда ЦБ, в этой ситуации "следует сконцентрироваться на сохранении макроэкономической стабильности и более консервативной бюджетной и монетарной политики".
Алексей Кудрин подчеркнул, что российская экономика все еще слишком сильно зависит от мировых цен на нефть. Непредсказуемость нефтяных цен, которые давно носят спекулятивный характер и оторвались от базовых показателей спроса и предложения, становятся, по мнению главы минфина, фактором нестабильности. Он категорически против "вливания" нефтедолларов" в экономику. По его мнению, основные деньги в экономике возникают не за счет государственных вливаний, а благодаря привлечению средств коммерческих банков. В России это привлечение в последние годы растет, но пока на каждый "государственный" рубль частники вкладывают три рубля, тогда как в развитых странах, при пересчете на нашу валюту, от 6 до 10 рублей. Господин Кудрин считает, что расширение кредитования за счет госресурсов может привести к тому, что кредиты станут некачественными, а проблемы в конечном итоге будет вынуждено решать государство. Глава Минфина считает также неэффективной политику наращивания госинвестиций. По его мнению, поддержка отдельных отраслей может привести к избыточной перекапитализации. "А потом выяснится, что те ресурсы, которые были вложены, не столь эффективны. Это может привести к падениям рынков, к снижению темпов роста — по сути, из-за того, что произошло неэффективное перераспределение капитала".
Точку зрения Кудрина и Улюкаева разделяет и Сергей Нарышкин, выступавший на форуме "Тройки Диалог" в Сингапуре. Основными рисками реализации стратегии-2020 он назвал рост инфляции, бюджетных расходов, увеличение совокупного долга российской экономики, укрепление рубля, рост процентных ставок по кредитам и рост социального расслоения. Выступая перед инвесторами, Сергей Нарышкин провозгласил курс "консервативной бюджетной политики", основанной на сокращении инвестиций в экономику средств, полученных от сырьевого экспорта, и поощрении роста производительности труда. Именно такая стратегия, уверен он, обеспечит макроэкономическую стабильность в России в случае снижения цен на нефть.
Александр Жуков и Эльвира Набиуллина считают, что в настоящий момент для России приоритетной задачей является рост экономики. "Мы могли бы зажать денежную массу, ужесточить денежно-кредитную политику, снизили бы инфляцию, но это отрицательно сказалось бы на темпах роста и поставило в сложное положение банковскую систему, - сказал на конференции в Финансовой академии Александр Жуков. Этих крайностей будем избегать". По его словам, правительство будет стремиться снизить инфляцию, но не любой ценой. То есть приоритет правительства — экономический рост любой ценой.
Эльвира Набиуллина, выступая на конференции в Высшей школе экономики, также подчеркнула: "Мы не можем себе позволить замедление темпов роста в отличие от некоторых развитых стран". "Важно, чтобы применяемые денежные и бюджетные меры не ограничивали экономический рост. Мы только запустили маховик экономического роста, и важно его не охладить, в том числе разговорами о перегреве экономики". По мнению Эльвиры Набиуллиной, излишняя жесткость денежной политики может стать тормозом экономического роста. По ее словам, мы сейчас находимся в сложной ситуации: с одной стороны, перед страной стоят амбициозные задачи, с другой - новые вызовы подает глобализация. Стране надо повышать качество человеческого капитала, а это требует немалых затрат на образование, здравоохранение, экологию, и использование частных инвестиций на первом этапе в этих сферах затруднительно. Надо решать проблемы со снятием инфраструктурных ограничений, но и здесь, опять же, деньги бизнеса должны быть поддержаны государственными гарантиями. Наконец, понадобятся большие средства для реализации крупных прорывных проектов в сфере высоких технологий. Минэкономразвития считает, что развитию предприятий могло бы помочь снижение налогов. Как пояснила Эльвира Набиуллина, идея этого предложения заключается не в ослаблении бюджета, а в придании налогам стимулирующей роли, пояснила Набиуллина. По ее мнению, надо дать предприятиям возможность за счет снижения налогов получить новые ресурсы на развитие, которые они пока не могут получить в виде банковских кредитов. Второе предложение - это использовать для экономики пенсионные деньги или средства Фонда национального благосостояния. Сейчас, говорит министр, появилось много долгосрочных проектов, под которые нужны "длинные" деньги, а в банковской системе их пока нет. В перспективе капитализация банков повысится, средства появятся, но деньги-то нужны сейчас. Причем министр признала, что такие вливания могут подстегнуть и инфляцию, но не так сильно, как потребительские кредиты. В заключение она подчеркнула, что сейчас важнее не спорить, что первично - макроэкономическая стабильность или рост экономики, а искать баланс между ними.
Редакция журнала Капитал Страны
Написать комментарий