Что мешает Западу решиться на жесткие санкции в отношении России?
Евросоюз и США до сих пор не приняли экономических санкций против России, которые могли бы существенно затруднить положение страны. До сих пор речь шла о персональных санкциях в адрес российских депутатов и чиновников. Что останавливает Запад?
Это очень сложно, признал глава МИД Франции Лоран Фабиус в эфире радиостанции Europe 1. С одной стороны, из-за ситуации вокруг присоединения Крыма Франция откладывает на неопределенный срок поставку в Россию двух вертолетоносцев «Мистраль». С другой – от контракта с Россией зависит тысяча рабочих мест на судостроительном заводе в Сен-Назере. С учетом того, что военный бюджет Франции урезается, занять мощности завода, скорее всего, будет нечем. Поэтому французской судостроительной промышленности необходим контракт на 1,2 млрд евро, который был заключен в 2008 году при поддержке бывшего президента Николя Саркози. России вертолетоносцы понадобились после войны с Грузией, когда выяснилось, что российские военно-морские силы не могут оперативно перемещать пехоту. Предприятия Объединенной судостроительной корпорации оказались неспособны произвести корабли такого типа. Тогда российские власти договорились с Францией, хотя ее союзники по блоку НАТО не одобряли согласие французской стороны.
Первый корабль «Владивосток» уже проходит ходовые испытания, и должен быть передан России в 2014 году. Второй, «Севастополь», находится на стадии строительства. Срок его сдачи – 2015 год. Правда, оба корабля могут так и не покинуть французские верфи, став предметом санкций, что нежелательно для французского руководства. Поэтому отмена российского заказа будет возможна лишь на «третьем уровне» санкций – нашли не очень изящный выход во французском МИДе. Пока же ограничения касаются отдельных лиц. Совет по вопросам иностранных дел Евросоюза запретил въезд и заморозил активы 21 должностного лица из России и Украины, сообщил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Санкции США затронули главу Совета Федерации Валентину Матвиенко, вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, помощника президента Владислава Суркова, депутата Госдумы Елену Мизулину, спикера Верховного совета Республики Крым Владимира Константинова, премьер-министр Крыма Сергея Аксенова, президента Украины Виктора Януковича и других.
Сколько-нибудь серьезных экономических или политических последствий принятые в отношении конкретных личностей рестриктивные меры не повлекли. Запад, наоборот, помогает президенту Владимиру Путину проводить его политику национализации элиты, о которой он объявил в обращении к Федеральному собранию еще в декабре 2012 года, потребовав вывести российские компании из офшоров и создать для них комфортные условия в России. Не в последнюю очередь незначительный эффект политики санкций обусловлен тем, что в дипломатических кругах Европы никак не могут принять «сбалансированный» пакет ограничений против России, который бы затрагивал в равной степени экономические интересы всех членов европейского сообщества. Франция уже заявила, что откажется от контракта на поставку «Мистралей» если Великобритания решительно выступит против российских «олигархов», что в экономическом плане будет менее болезненно как для Евросоюза, так и для России. Политический Лондон настаивает на жестком подходе, поэтому ему нужно ввести финансовые санкции, которые будут поддержаны санкциями в области энергетического и военного сотрудничества другими странами Евросоюза.
Однако, по подсчетам Bloomberg, за последние два года российские компании, которыми руководят в том числе «олигархи», заключили за рубежом сделок на 181 млрд долларов. Большая их часть была оформлена в лондонском Сити. За это время Россия отличилась самым крупным поглощением – в 2012-2013 году «Роснефть» приобрела ТНК-ВР за 55 млрд долларов. Вторая крупная сделка, которая так же состоялась в Лондоне, была заключена в марте этого года. Российский миллиардер Михаил Фридман, совладелец консорциума «Альфа-Групп», приобрел за 7,1 млрд долларов нефтедобывающую компания Dea у немецкого концерна RWE (RWEOY) через свою инвестиционную структуру LetterOne в Люксембурге. Здесь нужно отметить, что Министерство экономики и энергетики ФРГ оставило за собой право проверить целесообразность сделки, но ее факт уже говорит об ощутимых препятствиях для введения санкций. Согласно Bloomberg, за пять лет на российские компании пришлось 13% от средств, которые были привлечены на Лондонской бирже. Из 63 млрд долларов это больше восьми миллиардов. Сегодня на бирже торгуются акции «Газпрома», «Роснефти», «Северстали» и прочих. Санкции со стороны Лондона приведут к гарантированному оттоку капитала и обернутся ударом по Сити, считают аналитики агентства Bloomberg.
В то время как иностранные инвесторы распродавали российские активы, обрушив индекс ММВБ на 17% с начала января и ослабив рубль на 11%, российские компании продолжали приобретать европейские активы. Буквально в понедельник «Роснефть» анонсировала покупку 13% акций итальянского консорциума Pirelli за 500 млн евро. Компании сотрудничают с 2012 года – согласно договоренности на заправках и автосервисах «Роснефти» продаются шины Pirelli. Российской компании будут принадлежать 50% акций нового холдинга, совладельцами которого станут глава Pirelli Марко Тронкетти Провера, а также итальянские банки UniCredit и Intesa Sanpaolo. Кроме этого, если Минфин США не воспрепятствует, «Роснефть» закроет в Лондоне сделку по покупке нефтетрейдингового бизнеса Morgan Stanley. На прошлой неделе газета The Wall Street Journal написала, что сделка может быть заблокирована комитетом по иностранным инвестициям. Одновременно с этим стало известно, что президент «Роснефти» Игорь Сечин и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер попали в черные списки из 130 российских чиновников, против которых могут быть введены санкции.
Новости о последних приобретениях российских компаний за рубежом создают впечатление, что Россия откупается от санкций, увеличивая потенциальный ущерб для своих европейских партнеров в случае их принятия. Однако главы компаний настроены более чем решительно. «Все, что мы до сих пор слышим, – это перенос вопросов серьезной политики из области собственно политической на область личностную. Угрозы, шантаж, персональное пакостничество – это свидетельство бессилия. Что, в общем-то, унизительно для уважающих себя стран», – заметил в интервью «Прайм» Игорь Сечин. Президент «Роснефти» подчеркнул, что такого рода санкции ведут к консолидации лояльной элиты и привел в пример Кубу. Он также указал на слабое экономическое положение ЕС и США и наличие возможностей перенести деятельность российских компаний в другие страны.
Этим вариантом отчасти уже воспользовался совладелец «Металлоинвеста» миллиардер Алишер Усманов. На этой неделе он продал принадлежавшие ему акции американских компаний Facebook и Apple. Вырученные средства Усманов вложил в китайские технологические компании Alibaba Group Holding Ltd., JD.com и другие. До этого в 2013 году российский бизнесмен купил акции Apple на сумму 100 млн долларов. Принадлежащая ему компания Mail.ru Group с 2010 года держала 2,4% акций Facebook. В Alibaba Group Усманов впервые инвестировал в 2011 году, когда интернет-ритейлер оценивался в 32 млрд долларов. На сегодняшний день рыночная капитализация Alibaba в свете предстоящего IPO в США может составлять до 140 млрд долларов. Глава управляющей компании Усманова USM Advisors LLC Иван Стрешинский сказал в интервью Bloomberg, что «Металлоинвест» так же может переориентировать поставки сырья в Китай, если экономические санкции со стороны ЕС и США все же будут введены.
На VI Российско-японском инвестиционном форуме, который в эти дни проходит в Токио, Игорь Сечин начал выстраивать диалог с одной из важных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Он предложил три совместных инвестиционных проекта: завод по производству сжиженного природного газа на острове Сахалин, Восточный нефтехимический комплекс и шельфовые разработки в Карском море. Также Сечин отметил, что волатильность на фондовом рынке из-за событий на Украине снизила стоимость акций «Роснефти», но уже осенью на балансе компании появятся новые запасы. Это увеличит стоимость ценных бумаг, чем должны воспользоваться бизнесмены. Сам Сечин, а также ряд топ-менеджеров решили заработать на рыночной конъюнктуре и приобрели пакеты акций на фоне падения их стоимости. Согласно сообщению компании, президент «Роснефти» купил 4,49 млн акций за чуть более чем 1 млрд руб. Его примеру последовали первый вице-президент Эрик Морис Лирон, вице-президенты, финансовый директор и директоры ряда департаментов, а так же назначенный в январе пресс-секретарем и директором департамента информации и рекламы компании журналист Михаил Леонтьев, который купил 42 тыс. акций за 9,8 млн руб.
На том же форуме было заявлено, что Япония заняла седьмое место в списке экономических партнеров России. Товарооборот между странами достиг исторического максимума – 33,2 млрд долларов. Но к 2017 году рассчитывается, что он вырастет до 50 млрд. Помешают ли этому экономические санкции, пока непонятно. «Как говорится в известном популярном фильме: "кто нам мешает, тот нам и поможет". Спасибо большое!» – сказал Сечин о возможности негативного сценария. Если большинство российских компаний в результате западных угроз диверсифицируют свои поставки, установят больше связей со странами АТЭС и выведут большую часть средств из европейских офшорных юрисдикций, слова благодарности в адрес западных партнеров скажет и Владимир Путин.
Написать комментарий
Согласен с высказыванием..
Уважаемые политики ,члены Евросоюза и США, Вам необходимо успокоиться сходить в зоопарк, в обязательном порядке и посмотреть на павлинов. Это я к тому, что за самым красивым павлинным хвостом, скрываеться обычная куринная жопа- так, что меньше пафоса господа.