Чисто символически: для кого Центробанк понизил ключевую ставку на 1%?
В пятницу Центробанк РФ снизил ключевую ставку на 1% – до 14% годовых. Ставка оказалась ниже инфляции в 16%. Кому регулятор посылает сигнал? Будет ли снижение инфляции происходить за счет накоплений граждан? И почему сокращаются валютные резервы?
Юрий Разумец, партнер финансовой компании Globaleye: Банк России проводит достаточно дальновидную и смелую политику, что радует. Видимо, в ведомстве появился один или несколько сильных специалистов, которые действительно таргетируют курс рубля и хотя бы приблизились к таргетированию инфляции. Очевидно, что снижение ставки на 1% до 14% не окажет заметного влияния на макроэкономические процессы и даже опустит ставку ниже инфляции, сделав ее реальное значение отрицательным. Но этим понижением ЦБ дает сигнал предпринимателям, что стоимость заимствований снижается и будет снижаться, а значит, повышает уверенность бизнеса в будущем. По моим оценкам, до конца года ставка может быть снижена еще 1-2%, точно так же, в виде сигнала для финансовых рынков об окончании периода высокой волатильности.
Полагаю, что ЦБ необходимо стимулировать экономику и предоставлять более дешевые кредитные ресурсы, особенно в той ситуации, когда финансирование на западных рынках практически закрыто. Это именно тот путь, по которому предпочтительнее идти, в отличие от пути, когда предлагается, например, выдавать наличные деньги из материнского капитала физлицам. Необходимо стимулировать именно наиболее предприимчивую часть населения, предпринимателей, которые смогут дать импульс экономическому росту. А не физлицам, которые потратят выданные деньги на товары и услуги и разгонят таким образом инфляцию.
ЦБ тратил достаточно много золотовалютных резервов (ЗВР) на интервенции на валютном рынке, очевидно, что теперь планируется сократить их число. Для Банка России это будет означать сохранение ЗВР, а для нас с вами, к сожалению – дальнейшее снижение курса рубля и поиски возможностей для сохранения сбережений, поиск надежных пенсионных и страховых программ. Дефицит валюты у ЦБ маловероятен, просто меньше валюты будет продаваться на открытом рынке для снижения ее курса.
Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента Альпари: По прогнозу мегарегулятора, проводимая денежно-кредитная политика и снижение экономической активности будут способствовать замедлению годовых темпов прироста потребительских цен до уровня около 9% через год – к марту 2015 года и до целевого уровня 4% в 2017 году, что выглядит чересчур оптимистично. По мере ослабления инфляционных рисков Банк России будет готов продолжить снижение ключевой ставки, что дает основание полагать, что принятое в пятницу решение стоит трактовать как сигнал того, что власти готовы идти навстречу бизнесу и понижать ставки на более существенную величину, когда конъюнктура будет более благоприятная. Следующее заседание состоится 30 апреля, если инфляционные ожидания упадут существенно, то мегарегулятор вполне может снизить ставку еще на несколько процентных пунктов.
По оценкам Банка России, ВВП в 2015 году снизится на 3,5-4,0%. Реальные цифры будут зависеть от ситуации на нефтяном рынке и от геополитики. При благоприятной картине, по итогам года возможен даже небольшой экономический рост, если нефтяные котировки вернутся к отметкам 80 долларов за баррель Brent и выше.
Что касается выплаты по внешним долгам, то выплаты осуществляются корпоративным сектором за счет валютной выручки или посредством покупки валюты на бирже. Дефицит валюты ЦБ не грозит. Планы по тратам резервов будут корректироваться в зависимости от ситуации – если стабильности финансового сектора ничто не будет угрожать, то ЦБ вполне удержится в рамках, если ситуация будет угрожающей, что мегарегулятору придется реагировать соответственно.
Говоря об объемах резервов, стоит учитывать курсы валют – доллара и евро, соответственно снижение величины отчасти объясняется существенным ослаблением курса евро.
Виталий Лакеев, ведущий аналитик Локо-Банка: Снижение ключевой ставки ЦБ направлено на поддержание экономической активности. Высокая стоимость заемных средств создает риски заметного торможения экономики. В настоящее время ЦБ старается найти баланс между сдерживанием инфляции и экономическим ростом. К тому же за последнее время ситуация в экономике несколько улучшилась: статистика по недельной инфляции свидетельствует о первых признаках замедления роста цен, а ситуация на валютном рынке нормализовалась. Таким образом, у ЦБ появилось больше аргументов в пользу снижения ставки.
Мы ожидаем, что в этом году ЦБ продолжит политику по снижению ставок. При условии отсутствия серьезных «внешних шоков» к концу года ключевая ставка может быть снижена еще на несколько процентов.
В 2015 году ЦБ практически не проводил валютных интервенций на рынке. Снижение резервов объясняется преимущественно предоставлением на возвратной основе валютной ликвидности банкам через валютное РЕПО и кредитные аукционы (данная сумма вычитается из резервов), а также из-за валютной переоценки активов в евро.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Полагаем, что данное решение укладывается в стратегическую задачу ЦБ РФ по поддержанию экономического роста в стране в сумме с минимизацией инфляции (которая сейчас намного выше таргетируемого регулятором уровня в 4%). Сейчас рубль торгуется на уровне 64 по бивалютной корзине и практически месяц мы видим укрепление российской валюты. Инфляция, по оперативным данным, также постепенно замедляется. Если в январе месячный прирост цен составил 3,85% (м/м), то в феврале этот показатель снизился до 2,2% (м/м). В первые дни марта эта тенденция сохраняется (за неделю с 3 по 10 марта рост цен составил минимальные с октября 2014 года 0,2%). А вот перспективы роста российской экономики пока туманны. По оценкам ЦБ, в 2015 году рост будет отрицательным, в рамках 3,5-4%, что, конечно, не устраивает власти, так что снижение процентной ставки должно немного поддержать бизнес, для которого это значит сопоставимое снижение ставок по кредитам. Для вкладчиков ситуация не изменилась – снижение ставок со стороны ЦБ, а значит и со стороны банков, по депозитам было ожидаемо, так что открытые в начале 2015 года вклады по-прежнему остаются одним из самых интересных в текущем году вложений. Если тенденция по росту цен и динамика российской валюты в ближайшее время сохранятся, то на следующем заседании ЦБ РФ вполне возможно очередное снижение ключевой процентной ставки.
Падение международных резервов – не интервенции, а переоценка активов, номинированных в других валютах в доллары США. Международные резервы считаются именно в этой валюте, а она сейчас выросла до своих многолетних максимумов. К примеру, евро упало к доллару за последний год примерно на 30%.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Снижение ключевой ставки стимулирует производство. В нашей экономике, которая по факту является закрытой, это единственный способ снизить инфляцию, но не за счет уменьшения денежной массы, а за счет увеличения товарной массы. При условии, что вслед за ключевой ставкой будет снижена ставка коммерческих банков. Это необходимо производителям и, в конечном счете, потребителям, то есть простым гражданам. Возможно, ставка будет снижаться еще, хотя бы до 10%.
Предоставлять дешевые деньги нужно, иначе инфляция будет расти за счет уменьшения объемов производства. Что касается граждан, то решение любых проблем у нас идет за счет людей. Традиция такая. И сейчас будет тоже. И дело не только в доходах, будут гореть наши накопления.
Если до конца года нужно потратить 150 млрд долларов (на выплату корпоративных долгов – КС), а собираются 50 млрд, то либо не все будет выплачено, либо в рамках удержатся не удастся. Дефицит валюты хотя и возможен, но маловероятен. До сих пор валюты в страну поступает больше, чем из нее уходит.
Написать комментарий
Из прдставленных здесь всех экспертов только Юрий Разумец выглядит специалистом, и не сообщает банальности, как остальные. Хотя 1% снижения ставки - это просто смешно: при нынешней ставки такой "великий почин" навряд ли кого растрогает. Даже в магазинах для того, чтобы поваысить спрос никто не даёт скидку в 6% - стесняются. Хотя бы 10%. Прекраснее оптимизм Дарьи Желанновой о росте цены на нефть до 80-ти долларов за баррель Оптиммизм не наказуем, но весьма полезно привести основания. Экономист, тем более, должен основываться не на надеждах, а на понимании того, что произошло с ценами на нефть. Иное - надежда на то, что обязательно прояснится, хотя всё небо затянуто тяжёлыми тучами и идет занудный и долгий дождь. Подстать этому и оптимизм Антона Сороко: "Если в январе месячный прирост цен составил 3,85% (м/м), то в феврале этот показатель снизился до 2,2% (м/м)" Нет сомнений, что 2,2 % - это просто великолепно, и никак несравнимо с такой же суммарной годовой инфляцией в некоторых странах. Но такие оптимистические заключения не очень годятся даже для кухонной беседы домохозяек. Я к тому, что выступая не просто "из кухни", а от солидной финансовой организации, как-то принято учитывать и то, как "прогноз" скажется на репутации этой организации. К сожалению, все мы были свидетелями таких погнозов здешних экспертов, по которым "хозяин" обычно делает оргвыводы.