«Черный лебедь» Нассима Талеба: новый взгляд на случайность
В 2009 г. в издательстве «КоЛибри» вышла в свет книга Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Эта книга уже успела стать мировым бестселлером. Но о чем она? Что нового вносит автор в наши представления об экономическом мире?
1. Стоит ли читать «Черного лебедя»? В 2009 г. в издательстве «КоЛибри» вышла в свет книга американского финансиста ливанского происхождения Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» [1]. И не сказать об этой книге нельзя по нескольким причинам.
Во-первых, она сразу стала бестселлером, продержалась в списке бестселлеров «New York Times» 17 недель и сейчас уже переведена на 27 языков мира. Игнорировать такие книги не стоит.
Во-вторых, личность Н.Талеба заслуживает того, чтобы к нему прислушаться. Он не простой биржевой трейдер, а современный преуспевающий интеллектуал. Уроженец Ливана, выпускник Сорбонны и престижной Уортонской бизнес-школы, человек, прекрасно владеющий многими языками и обладающий обширной эрудицией, эмигрант, добившийся финансового успеха. Талеб не просто смог в хорошие времена получить свой десяток миллионов долларов, но его компании удалось в разгар финансового кризиса 2008-2009 гг. заработать (а не потерять!) для своих инвесторов полмиллиарда долларов. Сегодня он является не просто финансовым гуру, но и поистине культовой фигурой современности. К этому следует добавить его огромные связи, личное знакомство со многими выдающимися учеными современности, включая многих лауреатов Нобелевской премии по экономике. На наш взгляд, такой колоритной персоне стоит уделить внимание и осмыслить ее концепции.
В-третьих, в своей книге Талеб собрал весь свой опыт в качестве финансового трейдера, включая практические навыки и теоретические представления. В частности, он специализировался на сложных финансовых инструментах – деривативах, требующих серьезного знания математики и очень аккуратного управления. По этой тематике он и защитил докторскую диссертацию [1, с.55]. Тем самым, не входя в когорту академических исследователей, Нассим Талеб все-таки не чуждается этой среды и свободно говорит на ее языке. Ну и в качестве легкого довеска к сказанному: Нассим Талеб за годы работы собственноручно прогнал через статистические модели 20 млн. данных [1, с.434]. Подобный профессиональный опыт дает автору приличный лимит доверия со стороны читателя.
В-четвертых, книга Талеба затрагивает фундаментальные аспекты функционирования экономических и социальных систем. Фактически автор делает попытку переосмыслить природу социальной случайности. Не удивительно, что по ходу дела Талеб ниспровергает чуть ли не всю экономическую науку с ее высокого пьедестала, отрицает реалистичность гауссовой кривой и подвергает уничтожающей критике деятельность современных аналитиков. Подобный замах на догмы, успевшие стать классическими, требует самого пристального разбора.
2. Преувеличения Нассима Талеба. Прежде чем приступить к обстоятельному анализу теоретических взглядов Талеба, коротко коснемся тех моментов, которые в его книге представляются, по крайней мере, спорными.
Во-первых, на протяжении всей книги Н.Талеб проводит мысль о том, что чуть ли не все экономисты и аналитики – это чистой воды жулики и шарлатаны, а, может быть, в придачу к этому еще и глупцы. Это связано с тем, что вся их работа основана на ложных допущениях и неэффективном инструментарии. И, надо сказать, автор приводит массу убедительных примеров, подтверждающих его вывод.
Однако, на наш взгляд, делает он все это зря. Дело в том, что по большинству ключевых вопросов, которые затрагиваются в книге, Талеб может найти множество единомышленников именно в среде экономистов. Среди них есть масса людей, которые непредвзято смотрят на вещи и прекрасно осознают накопленные проблемы. Многие из них искренне обеспокоены своим бессилием в описании экономической системы. Более того, в среде экономистов давно сформировалась группа «оппортунистов», которая отрицает те методы и подходы, которые так старательно ругает Нассим Талеб. Так что восприятие экономистов в качестве однородной массы одинаково мыслящих злобных субъектов явно не соответствует действительности. Кроме того, не следует отрицать и тот факт, что среди экономистов имеется огромное число выдающихся интеллектуалов, которым удалось существенно продвинуться в понимании устройства и функционирования рынков. При этом они строят свои модели и теории, которые опираются на самые разнообразные методы, а не только на те, против которых так активно протестует Талеб.
Во-вторых, ливанец категорически отрицает статистические методы в экономике и особенно нормальное распределение Гаусса. Особым диатрибам со стороны Талеба подвергается эконометрика со своим изощренным математическим аппаратом. И здесь автор отнюдь не голословен.
Однако и тут есть некоторое передергивание фактов и излишняя драматизация ситуации. Если быть справедливым, то надо признать, что эконометрика вполне сносно работает для массовых и относительно простых событий. В этом случае ее результаты можно использовать и для анализа ретроспективы, чтобы лучше разобраться в ситуации, и для прогнозирования, чтобы прикинуть необходимые ресурсы и усилия для достижения тех или иных результатов. Никто не утверждает, что эконометрические зависимости являются железобетонными и не могут нарушаться, но для получения некоторых ориентиров они вполне могут использоваться. Надо сказать, что в арсенале современной эконометрики есть и такие методы, которые не предполагают выполнения гипотезы о нормальном распределении. Так что, если эконометрическим инструментарием пользоваться аккуратно и с умом, то он вполне может быть полезен.
Любопытным фактом, который нельзя обойти вниманием, является то, что огромное большинство математиков и экономистов либо отрицает, либо презирает, либо скептически воспринимает методы эконометрики. И здесь есть множество причин, которые отнюдь не сводятся к гипотезе нормального распределения. Для примера сошлемся на мнение профессора В.Д.Фурасова, который небезосновательно полагает, что дисциплина, в основе которой лежит довольно грубый и примитивный по своей сути метод наименьших квадратов с его бесконечными аранжировками, не может претендовать на достойное место в научной иерархии. Так почему же тогда эконометрикой все-таки пользуются? Ответ тривиален: потому что у нее нет достойной альтернативы. Как еще можно от абстрактных математических функций перейти к конкретным зависимостям с оцифрованными параметрами? Любые способы идентификации и оценки зависимостей основаны на серьезных допущениях, так или иначе приводящих либо к эконометрике, либо к чему-то очень похожему на нее. И даже фрактальные методы, о которых говорит Н.Талеб, по большому счету не дают ничего принципиально нового для практических расчетов.
Из сказанного отнюдь не следует, что эконометрика – это авангард современной науки. Пытаясь повысить достоверность модельных расчетов, эконометрики разрабатывают все новые и новые тесты, многие из которых противоречат друг другу и самому смыслу моделируемых процессов. И все же они пока безальтернативны. В этой связи критику Талеба, на наш взгляд, следует воспринимать не как сигнал к отрицанию методов эконометрики, а как призыв к осторожности в их применении. Данный тезис можно переформулировать и таким образом: сегодня следует оттачивать искусство применения основополагающих эконометрических методов, не подпадая под диктат их нынешнего разнообразия.
Если же пытаться дать оценку избыточной критической составляющей «Черного лебедя», то она оправдана двумя обстоятельствами: глубиной инструментального кризиса экономической науки и ростом цены ошибок, совершаемых с помощью изощренных математических моделей.
3. Эффект масштабируемости и новая концепция истории. Помимо критики существующих подходов автор «Черного лебедя» развивает свое видение социальной динамики. И здесь он высказывает ряд довольно интересных и ценных идей. Остановимся на них подробнее.
В целом пафос «Черного лебедя» таков, что позволяет говорить о преемственности взглядов Нассима Талеба и Джорджа Сороса. Оба скептически относятся к применению точных методов к финансовым рынкам, и оба выдвигают оригинальные концепции истории. Можно смело утверждать, что «выкладки» Н.Талеба очень хорошо дополняют схемы Дж.Сороса. Рассмотрим основные положения социальной динамики по Талебу. Учитывая, что автор «Черного лебедя», как правило, не дает стройной теоретической концепции, а складывает ее по кирпичикам в виде разнообразных примеров, постараемся немного «обработать» его мысли и придать им более компактный вид.
Ключевым понятием, которым оперирует Нассим Талеб, это масштабируемость, под которой понимается способность некоего экономического результата невероятно усиливаться (масштабироваться) без эквивалентных затрат. Типичным примером такого явления может служить распространение компакт-дисков с записями пианиста. Эффект масштабирования проявляется в том, что пианист играет один раз, его записывают, а потом аудитория его слушателей может расширяться сколь угодно сильно без дополнительных усилий со стороны пианиста. Если пианист приобретает популярность и тираж дисков становится огромным, то мы сталкиваемся с эффектом, когда получаемый конечный результат оказывается совершенно не пропорционален исходным затратам труда музыканта. В условиях же отсутствия звукозаписывающих устройств пианист мог расширять число своих поклонников только путем дополнительного исполнения программы: чем больше исполнений, тем больше слушателей. В этом случае мы имеем дело с немасштабируемым явлением, когда результаты строго соответствуют затратам.
Следующим шагом в концепции Талеба является разнесение всех социальных явлений на немасштабируемые и масштабируемые. Распределение первых подчиняется нормальному распределению и описывается горбообразной кривой Гаусса, тогда как правило распределения вторых задается гиперболической кривой (степенной кривой Парето). Соответственно совокупность всех масштабируемых явлений образует самостоятельное множество, которое Талеб называет Среднестаном (или Мидлстаном). Аналогичным образом совокупность всех немасштабируемых явлений образует другое множество, называемое Крайнестаном (или Экстремистаном).
Разница в свойствах масштабируемых и немасштабируемых явлений детерминируется различием их природы. Так, если первые принадлежат миру природных феноменов, то вторые Талеб называет социальными, вкладывая в это понятие то, что они сотворены человеком [1, с.74]. Классическим примером немасштабируемого явления может служить вес людей, а масштабируемого – их доход. Если вес является сугубо физической характеристикой, то богатство – информационной. Действительно, деньги на счете в банке – вещь виртуальная, это всего лишь абстрактная цифра; в ряде случаев их даже нельзя потрогать [1, с.75]. Соответственно волатильность физических величин невысока, а вариативность информационных величин почти ничем не ограничена.
Различие в природе масштабируемых и немасштабируемых явлений приводит к разнице в свойствах их распределений. Так, для феноменов Среднестана характерен следующий закон: никакой единичный случай не внесет существенных изменений в среднее значение или сумму достаточно большой выборки [1, с.73]. Иллюстрацией этого закона служит группа из тысячи человек с замером параметра их веса. Если к этой выборке добавить даже самого толстого человека на Земле, то ни средний вес этой выборки, ни ее сумма сильно не изменятся; добавка веса составит доли процента от изначальной суммы выборки. Применительно к феноменам Крайнестана действует совершенной иной закон: единичный случай оказывает непропорционально большое влияние на среднее значение или сумму достаточно большой выборки [1, с.74]. Иллюстрацией этого закона служит группа из тысячи обычных людей с замером параметра их личного дохода. Если к этой выборке добавить самого богатого человека на Земле с состоянием в десятки миллиардов долларов, то средний доход и сумма этой выборки принципиально изменятся; теперь уже изначальный суммарный доход выборки составит доли процента от добавки дохода.
Все профессии и виды человеческой деятельности распределены между двумя мирами – Среднестаном и Крайнестаном. В Среднестане оказываются профессии, в которых не может происходить ничего из ряда вон выходящего (дантисты, учителя, рабочие и т.п.). Здесь нельзя за короткое время добиться феноменальных результатов. Пример: упорный труд дантиста на протяжении 30 лет наверняка увенчается относительно скромным успехом (дом, машина, отдых и пр.). В Крайнестане все наоборот: здесь концентрируются профессии, где возможны «взлеты» и «прострелы» (ученые, биржевые игроки, писатели и т.п.). Здесь действует принцип «победитель получает все». Пример: писательница Дж.К.Роулинг, создав своего Гарри Поттера, обрела невиданную ранее славу и материальный успех, ибо тиражи ее книг достигают четырех сотен миллионов экземпляров. Иными словами, в Среднестане царит некая разумная унификация и усреднение, в то время как в Крайнестане властвует колоссальная дифференциация и неравенство.
И в этой точке мы подходим к еще одному важному вопросу: оборотной стороной скромности в Среднестане является высокая стабильность; оборотной стороной фантастического успеха в Крайнестане является повышенный риск. Таким образом, в Среднестане скапливаются все скромные и стабильные профессии и явления, тогда как в Крайнестане локализуется весь успех и все риски системы. Хотя Нассим Талеб и старается дистанцироваться от экономистов, его схема сегментации экономической системы на Среднестан и Крайнестан полностью соответствует основополагающему тезису современной экономической теории: высокоприбыльные инвестиции одновременно являются и высокорискованными. А коль скоро это так, то именно в среде Крайнестана появляются некие особые события, которые Талеб, переходя на язык метафор, называет Черными лебедями.
Эти события обладают тремя свойствами: непредсказуемостью, наличием серьезных последствий и ретроспективной объяснимостью [1, с.270]. По мнению Талеба, эти относительно редкие Черные лебеди ответственны почти за все, что происходит в мире [1, с.10]. Именно эти уникальные события и творят историю. Например, абсолютно непредвиденные террористические акты 11 сентября 2001 года буквально перевернули мир, спровоцировав гонку вооружений в США, войну в Ираке с его дроблением на несколько частей, войну в Афганистане с расширением исходящего из него во все уголки мира наркотрафика, возникновение глобального терроризма и т.п.
Нарисованная картина позволяет выстроить эволюционную логику истории. Так, мировое пространство событий разделено в определенной пропорции на два сегмента – Среднестан и Крайнестан. В Крайнестане скапливаются все возможности и все риски социальной системы, а потому именно оттуда периодически и вылетают Черные лебеди, преобразующие всю систему. С течением времени мир усложняется, а это означает что доля Крайнестана, где сосредоточена вся системная сложность, возрастает. Типичным примером такой перегруппировки сил между двумя мирами может служить случай со спортсменами. Так, 100 лет назад люди с удовольствием занимались боксом, играли в теннис и футбол, но через 50 лет эти занятия-хобби перешли в разряд профессиональной деятельности, а еще через 50 лет – в наше время – гонорары наиболее успешных спортсменов стали поражать воображение. Подобная миграция профессий и событий из Среднестана в Крайнестан приводит к тому, что из расширяющегося Крайнестана все чаще и чаще появляются Черные лебеди, ускоряющие все изменения и саму эволюцию социальной системы. Так возникает самоподдерживающийся процесс с положительными прямыми и обратными связями с образованием цикла «рост сложности→рост числа Черных лебедей→рост сложности». Данный процесс дополнительно усугубляется еще и тем обстоятельством, что рост сложности системы приводит и к «усилению» Черных лебедей, т.е. их влияние становится все более масштабным и глобальным. Соответственно возникает эффект, в соответствии с которым эволюция идет с ускорением во времени и глобализацией в пространстве [2]. Разумеется, данный тезис конкретизируется и применительно к истории – она ускоряется и глобализуется.
Таким образом, концепция Талеба хорошо вписывается в более общие схемы эволюции, что само по себе служит дополнительным аргументом в пользу ее истинности и плодотворности.
4. Концепция детерминированной неожиданности. Изложенная выше схема логичным образом подводит к переосмыслению природы непредвиденных событий – Черных лебедей. В основе же дальнейших рассуждений лежит представление о том, что распределение событий в Среднестане подчиняется нормальному распределению Гаусса, а в Крайнестане – гиперболическому распределению Парето.
Талеб настаивает на том, что наиболее значимые события современности попадают именно в разряд масштабируемых, а потому не могут быть описаны кривой Гаусса. Так, он обращает наше внимание на тот факт, что за последние 50 лет половина всей прибыли на финансовых рынках была получена в течение всего лишь 10 дней [1, с.433]. Еще более впечатляющий пример связан с обвалом фондового рынка в 1987 году, когда амплитуда падения превышала 20 стандартных отклонений, что в соответствии с гауссовым распределением может происходить не чаще одного раза в несколько миллиардов жизней Вселенной [1, с.435]. Иными словами в социальных системах иногда возникают события, которые по идее просто не должны были бы происходить. В чем же здесь дело?
Прежде всего, Талеб жестко разделяет три вида событий – случайные, редкие и непредсказуемые. И путать эти события категорически нельзя. Так, случайные события – это те события, которые нам заранее известны, но какое именно из них наступит нам известно лишь с некоторой вероятностью. Пример: игральная кость имеет шесть граней, но какая из них ляжет в конкретный момент времени – не известно. По мнению Талеба, социальные явления не имеют никакого отношения к таким событиям, ибо они по своей природе являются не случайными, а закономерными или детерминированными. Однако эти детерминированные события могут быть настолько редкими, что мы может даже не знать об их существовании и не учитывать в своих прогнозах. Если раньше такое событие никогда нам не встречалось, то логичным образом оно становится непредсказуемым или невероятным (фактически невозможным). Соответственно при его появлении оно воспринимается как чудо, хотя, строго говоря, оно таковым не является. Так вот, если случайные события хоть как-то прогнозируемы, то очень редкие события на практике оказываются непредсказуемы.
Из сказанного вытекает некое противоречие: если социальные события все-таки являются детерминированными, то они подчиняются каким-то законам, а, следовательно, их так или иначе все-таки можно угадать. Данное противоречие снимается путем рассмотрения гиперболического распределения, которое упорядочивает и структурирует все социальные явления. Но здесь имеется ряд тонких моментов, которые Талеб проговаривает в явном виде, за счет чего и формируется новый взгляд на детерминированную случайность.
Во-первых, вводя в рассмотрение эффект масштабирования, Талеб настаивает на том, что никаких ограничений на него накладывать не следует. Иными словами, усиление некоего результата может быть бесконечным. Это означает, что возрастающий хвост гиперболы уходит в бесконечность и область значений изучаемого явления сверху не определена.
Во-вторых, на практике при построении статистического гиперболического распределения мы всегда ограничиваем область значений кривой неким верхним пределом, который когда-то уже наблюдался. Тем самым осуществляется процедура «усечения» гипотетической кривой путем «отрезания» некоторой части возрастающего хвоста [1, с.421]. Таким образом, происходит подмена множества возможных событий на множество наблюдаемых событий, что впоследствии играет самую нелицеприятную роль в понимании реальности. Разумеется, эффект «усечения» распространяется и на нисходящий хвост гиперболы.
В-третьих, произведя процедуру «усечения», мы автоматически теряем множество событий, которые с одной стороны являются очень редкими, а с другой – очень мощными. Например, сегодня мы можем ограничить кривую распределения личных доходов цифрой в 100 млрд. долларов, т.к. ее пока не превысил ни один человек на земле. Но это отнюдь не означает, что через некоторое время не появится человек, обладающий богатством, исчисляемым в триллион долларов, хотя сегодня это и кажется абсолютно невозможным. И вот тогда мы и столкнемся с Черным лебедем, возможность которого, как это ни парадоксально, уже была заложена в той части гиперболы, которую мы отсекли как не имеющую смысла.
Таким образом, ошибки в представлении о будущем возникают даже не столько из-за неправильной экстраполяции, сколько из-за боязни самой этой экстраполяции на зону заоблачных значений. Соответственно и сами Черные лебеди являются следствием узости наших представлений о мире.
Любопытно, но и сам процесс познания в трактовке Талеба представляет собой итеративный процесс построения некоей фрактальной (гиперболической) зависимости путем «надстройки» все новых и новых хвостов, для которых раньше просто не было данных. Причина такой ущербной методологии кроется, по мнению Талеба, в том, что некоторым социальным процессам нужно очень много времени, чтобы раскрыть свои фрактальные свойства. Результат – мы недооцениваем силу возможного всплеска [1, с.421]. А так как всплески слишком редки, то в дело вступает психология, когда наблюдатель просто теряет бдительность и принимает гиперболическое распределение за нормальное.
За бортом рассмотрения данной концепции остается главный вопрос: а каков же механизм структуризации социальных явлений? Какова общая модель появления Черных лебедей?
Надо сказать, что здесь Талеб просто прекращает какие-либо сложные рассуждения, вводя в оборот такое понятие, как генератор событий. На протяжении своей книги он немного по-разному называет эту мифическую конструкцию: «генератор мира» [1, с.424], «генератор реальности» [1, с.427], «генерирующее устройство» [1, с.421]. Он настаивает на том, что мы не видим этот механизм и не понимаем его работу. Тем самым Талеб фактически вводит в рассмотрение некий аналог кибернетического «черного ящика», на вход которого что-то поступает, и на выходе которого что-то выходит. Усложнение определенного процесса приводит к тому, что на выходе генератора событий формируется гиперболическое распределение, которое, в конечном счете, и порождает Черных лебедей.
Надо сказать, что подобные рассуждения, затрагивающие масштаб явлений, уже демонстрировали и другие авторы. Например, Н.С.Бабич, анализируя успех «Гарри Поттера», справедливо отмечал, что продажа книги тиражом в 400 млн. экземпляров – явление чрезвычайно редкое, и потому удивительное. Но в современном мире ежегодно издаются сотни тысяч книг, их общий счет давно идет на десятки миллионов. В таком огромном массиве могут происходить события, вероятность которых меньше одной миллионной. И книги с гигантскими тиражами – событие по-прежнему редкое относительно общего числа выпускаемых произведений, но все чаще появляющееся в абсолютных масштабах. Примером тому может служить еще один громкий бестселлер последних лет – «Код Да Винчи» Дэна Брауна. Соответственно за счет масштабного роста явлений в самых разных областях жизни мы можем становиться свидетелями таких событий, вероятность которых очень мала [3]. Таким образом, и здесь мы в неявной форме сталкиваемся с идеей генератора событий.
Имеется у Талеба и замечательная догадка о том, что некоторые фрактальные события могут некоторое время маскироваться под гауссов процесс [1, с.421]. На самом деле это не совсем так и дело обстоит гораздо сложнее. Дело в том, что как разные профессии могут переходить со временем из разряда немасштабируемых в разряд масштабируемых, так и гауссова кривая со временем может деформироваться настолько, что постепенно превращается в гиперболу. Но это происходит постепенно, иногда настолько долго, что успевают сформироваться некие догмы, которые и мешают правильно воспринять некоторые события. Таким образом, как Среднестан подвержен эволюции и размыванию, так и гауссова кривая подвержена такой же эволюции; эти два вида процессов взаимосвязаны и идут параллельно.
Логическим завершением концепции масштабируемости социальных явлений служит введение Талебом градации Черных лебедей и понятия Серых лебедей. Так, успешное редкое событие, дающее положительный эффект типа фантастического тиража книги автора выступает для него позитивным Черным лебедем (или «хорошим», счастливым). Аналогичное событие, дающее отрицательный эффект типа неожиданного банкротства компании выступает для ее руководства негативным Черным лебедем (или «плохим», злым). Сама же борьба с Черным лебедем в целом обречена на провал, но в ряде случаев, как полагает Талеб, можно добиться локального успеха, когда некоторые редкие события мы все же можем ожидать, не зная при этом их свойств и параметров. Такие события называются Серыми лебедями. Например, мы может предположить, что через какое-то время найдется книга, которая будет издана гораздо большим тиражом, чем «Гарри Поттер», но каким именно и когда это произойдет – не ясно. Неопределенность здесь снижается, но по-прежнему остается достаточно высокой.
5. Некоторые следствия концепции масштабируемости. Из концепции Талеба вытекает много довольно интересных выводов. Остановимся только на некоторых из них, которые кажутся наиболее интересными и важными.
Прежде всего, это роль лидера. Если речь идет о мировой экономике и роли разных стран, то здесь мы сразу должны остановится на США, экономическое господство которых в последнее время все больше подвергается сомнению. Талеб здесь абсолютно категоричен, проводя мысль о том, что кто оседлал масштабируемые явления, тот и будет получать все мировые бонусы. И с этой точки зрения Америка выглядит очень хорошо – она генерирует идеи, позволяя другим странам и народам доводить их до практической реализации. Тем самым США производят масштабируемые продукты, тогда как другие – немасштабируемые. Одно дело придумать персональный компьютер как таковой и разработать принципы его работы, а другое дело собирать эти компьютеры в огромном количестве по уже готовым технологиями. Соответственно Штаты получают непропорционально высокие бонусы по сравнению с теми странами, которые просто производят материальные субстраты. И дело здесь не в том, что США создали несправедливую систему экономических отношений и кого-то эксплуатируют, а в том, что они действительно оседлали качественно новый вид производства – производство идей. Масштабируемость здесь предельно высока, а соответственно и конкурировать с Америкой весьма проблематично.
Если же говорить не в масштабах страны, а применительно к отдельному индивидууму, то правило остается тем же, но решение становится гораздо более сложным. Если вы хотите максимального успеха, то вы должны в своей жизни делать ставку на сильно масштабируемые профессии и события; в противном случае вы рискуете остаться в среде серых середнячков. Но если вы встаете на путь эксплуатации эффекта масштаба, то вы одновременно с этим встаете на путь с огромным потенциалом риска, ибо при неблагоприятном стечении обстоятельств вы можете не получить ничего. Здесь уже каждый выбирает сам. Талеб нас призывает делать выбор осмысленно, а не наугад. Но главное, надо иметь в виду, что все самое интересное и эволюционно значимое лежит именно в Крайнестане.
Есть и методологическое следствие из концепции Талеба, состоящее в том, что не стоит слишком усердствовать при построении прогнозов. Это почти заведомо невозможная вещь. Просто надо предполагать некоторые критические события, быть к ним морально готовым и при их наступлении действовать быстро и эффективно. Иными словами, скрупулезное распутывание клубка социальных явлений не имеет смысла, ибо на это уйдет слишком много времени и сил, а результат все равно будет смешным. Поэтому надо просто наблюдать, включать интуицию, избегать «плохих» Черных лебедей (т.е. опасных событий с катастрофическими последствиями) и идти в сторону «хороших» Черных лебедей (т.е. событий с потенциально большими положительными результатами).
В завершение было бы справедливым задать сакраментальный вопрос: а что нового сказал нам Нассим Талеб? Неужели без него мы этого не знали? Не является ли его концепция очередным перепевом того, что уже давно обсуждалось?
На наш взгляд, ответ должен быть таков: каждый отдельный фрагмент концепции Талеба давно и неоднократно был раскрыт другими исследователями и не несет в себе ничего нового, но соединенные все вместе они превратились в оригинальную систему. Фактически Талеб, как это часто бывает, заполнил некоторые пробелы, увязал концы с концами, дал новые содержательные трактовки и интерпретации, в результате чего и получилась работоспособная схема. А дальше все просто: кому его концепция не нравится, тот может отказаться от нее, а кому нравится – тому имеет смысл ею пользоваться как можно чаще. Талеб внес свой вклад в понимание современного свехсложного, быстро эволюционирующего мира – и это главное!
Литература
1. Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри, 2009.
2. Третий инстинкт (http://instinct3.narod.ru).
3. Бабич Н.С. Гарри Поттер и кое-что еще// «Капитал страны», 21.04.2009.
Написать комментарий
Действительно!
Вот здесь энтузиаст выкладывает свой альтернативный перевод Черного Лебедя http://nassim-taleb.ru/
Я согласна с мнением господина Торосяна о том, что книга Н. Талеба «Черный лебедь» — это не учебник по экономике. Это размышления очень незаурядного человека о жизни и о том, как найти в ней свое место. Целесообразными кажутся мне и итоговые вопросы автора данной статьи: "А что нового сказал нам Нассим Талеб? Неужели без него мы этого не знали?". На мой взгляд, Насим Талеб действительно связал воедино весь накопленный багаж знаний современного общества, да и не только современного: есть народная поговорка "Или пан, или пропан" (аналоги ее есть не только в русском языке), которая точно определяет суть Крайнестана. Не могу согласиться с мнением автора, что "надо просто наблюдать, включать интуицию, избегать «плохих» Черных лебедей (т.е. опасных событий с катастрофическими последствиями) и идти в сторону «хороших» Черных лебедей (т.е. событий с потенциально большими положительными результатами)"- это взгляд на "черных лебедей" только с одной стороны. "Черный лебедь" мирового кризиса помог пополнить список российских миллионеров, война для определенного спектра населения - способ заработать многомиллионные суммы на торговле оружием. Можно привести пример и не удаляясь так далеко от темы. Взять хотя бы цитату из начала статьи "Талеб не просто смог в хорошие времена получить свой десяток миллионов долларов, но его компании удалось в разгар финансового кризиса 2008-2009 гг. заработать (а не потерять!) для своих инвесторов полмиллиарда долларов". Получается, что цвет «лебедя» субъективен.
А мне понравилось. Точка.
За одно только последнее десятилетие человечество пережило ряд тяжелейших потрясений: 11 сентября 2001 года, война в Осетии, мировой финансовый кризис. Все эти события, представляющиеся нам сейчас закономерными, казались абсолютно невозможными, пока они не произошли. Сорокадевятилетний ливанец, выпускник Сорбонны и нью-йоркский финансовый гуру Нассим Талеб называет такие непредсказуемые происшествия Черными лебедями. Он убежден: именно они являются движущей силой не только истории, но и жизни каждого отдельного человека. И чтобы преуспеть, надо научиться их "приручать". Сразу после выхода этой книги автор блестяще продемонстрировал свою "не-теорию" на практике: на фоне финансового кризиса компания Талеба заработала (а не потеряла!) для инвесторов полмиллиарда долларов. Однако, "Черный лебедь" - не учебник по экономике. Это размышления незаурядного человека о жизни и о том, как найти в ней свое место.
Нассим Талеб утверждает - свободный рынок хорош не тем, что создает стимулы и вознаграждает навыки, как это принято было всегда считать, а тем, что позволяет людям, действующим методом проб и ошибок, преодолевая неудачи, натыкаться на удачи. Свободный человек интересен тем, что открыт и для того и для другого. Достаточно просто почувствовать: мир действительно сильно соответствует описаниям Талеба. Все наши попытки выстраивать будущее на основе знаний о прошлом — нелепы. Мы судим по тому, что есть, а не по всей выборке; и если бы мы имели в своем распоряжении скрытые свидетельства, то наши представления о будущем были бы совсем другими.Термин «черный лебедь» взят как яркий пример по настоящему неожиданного (на самом деле просто невиданного) события – до открытия Австралии считалось, что лебеди могут быть только белыми. Помимо необыкновенности и неожиданности, событие, которое Талеб предлагает классифицировать как Черный Лебедь, должно влечь значимые последствия и это можно легко объяснить задним числом. Главная же идея Талеба заключается в предпочтении людей, в том числе инвесторов, игнорировать собственный опыт столкновения с неожиданными, но значимыми событиями. Именно на этом была разработана стратегия собственного инвестиционного фонда Нассима Талеба. Фонд вкладывал деньги в опционы (по сути, похожи на сделки пари или ставки в букмекерской конторе) выбирая те из них, которые стоили дешево, но приносили хорошую прибыль в случае какого либо неожиданного события. Вероятность дефолта по облигациям Dubai World является как раз таким событием, не знаю, заработал ли на этом Талеб, но кто-то это обязательно сделал.
Книга "Черный лебедь" Талеба - очень хорошая и нужная.Эта книга заставляет задуматься о своем месте в современном мире. Человек, которого коснулся финансовый кризис или другие неприятные события, описанные в книге сможет переосмыслить свою жизнь, стать успешным и не бояться будущего.
Замечательная книга! Описанные в книге "черные лебеди" лишний раз наталкивают меня на мысли о "цикличности", как наук(история, математика, социология и т.д.), так и миров(людей, природы, космоса и т.д.). Написано, конечно, достаточно сухо и по-экономически, но для развития очень не повредит. Вообще странно! прочитав Талеба, первое, о чем подумал, было: - "случайностей не бывает".
Черный лебедь по Талебу – это редкое непредсказуемое событие, масштабы которого несопоставимы с ежедневными рутинными событиями. Черные лебеди могут быть как хорошие, дающие позитивные последствия, так и плохие, приносящие разрушения, убытки и смерти. Основным мотивом повествования стала борьба с классическими научными моделями оценки рисков. Талеб небезуспешно критикует гауссовское распределение, модели на его основе и людей, пользующихся этими моделями, считая, что реальная жизнь непредсказуема и слишком сложна, чтобы быть втиснута в какую-либо математическую модель. Талеб также считает полностью бесперспективным и опасным занятие построения моделей предсказания поведения в будущем на основе данных, полученных в прошлом. Талеб сконцентрирован на идее появления редких непредсказуемых событий, благодаря которым как раз и происходят прорывы в технологиях, которые дают основную прибыль на финансовых рынках, которые влияют на мир значительно сильнее, чем все мелкие моменты, происходящие в нашей жизни ежедневно. Талеб говорит, что в трейдинге лучше терять немного и долго, но не упустить возможность заработать в момент сильного потрясения. Он предостерегает нас от людей, которые долго и монотонно зарабатывают центы, рискуя при этом в одночасье потерять доллары. Из практических советов выделяется рекомендация держать 85% капитала в безрисковых ценных бумагах казначейства США и 15% вкладывать в высокорискованные проекты, способные стать в будущем черными лебедями. При этом лично я не совсем понимаю, почему он вообще не допускает возможность появления главного черного лебедя – дефолта правительства США. Интересно, на что бы был похож мир без доллара, пропавшего в одночасье со всеми теми ценными бумагами, стоимость которых в них номинирована?
Книга Н. Талеба «Черный лебедь» — это не учебник по экономике. Это размышления очень незаурядного человека о жизни и о том, как найти в ней свое место. За одно только последнее десятилетие человечество пережило ряд тяжелейших потрясений: 11 сентября 2001 года, война в Осетии, мировой финансовый кризис. Все эти события, представляющиеся нам сейчас закономерными, казались абсолютно невозможными, пока они не произошли. Сорокадевятилетний ливанец, выпускник Сорбонны и нью-йоркский финансовый гуру Нассим Талеб называет такие непредсказуемые происшествия Черными лебедями. Он убежден: именно они дают толчок как истории в целом, так и существованию каждого отдельного человека. И чтобы преуспеть, надо знать, как с ними обращаться. Сразу после выхода этой книги автор блестяще продемонстрировал свою «не-теорию» на практике: на фоне финансового кризиса компания Талеба заработала (а не потеряла!) для инвесторов полмиллиарда долларов
Нассим Талеб, как он сам себя называет — скептик-эмпирик. Есть ещё одно редкое сочетание: он трейдер на финансовых рынках и философ одновременно. Своей идеей Чёрного лебедя Талеб всколыхнул академическую общественность, да ещё как! Шутка ли — нагло усомниться в идеях математиков и экономистов, за которые те получили Нобелевские премии?! И не просто усомниться, а вступить с ними в полемику! Не церемонится Талеб и с теми, кого он называет "пустыми костюмами" — аналитиками, футурологами, экономическими экспертами — заявляя, что в своей области они разбираются не лучше водителя лимузина! Книга написана в виде эссе, подача материала живая, но из-за этого немного страдает стройность изложения. Как и следовало ожидать, описано много всевозможных парадоксов и нелепостей, основанных на "прискорбной ограниченности мышления". Основные идеи книги: "миром движет аномальное, неизвестное и маловероятное (маловероятное с нашей нынешней, непросвещённой точки зрения)", "никто не знает, что происходит". Чересчур категорично? Пожалуй, да. Но учитывая, что автор профессиональный скептик и эмпирик, не терпящий теоретизирования, он готов отстаивать свои идеи, пусть даже выраженные столь однозначно. Что с успехом и делает — в своей книге. Простым языком и в понятных образах.
Нассим Талеб, 49-летний американский финансовый аналитик ливанского происхождения написал книгу «Черный лебедь». Почему «Черный лебедь»? Дело в том, что до открытия Австралии биологи думали, что черных лебедей не существует в природе, как, например, розовых слонов или фиолетовых фламинго. Понятие «Черный лебедь» - стало крылатым выражением, а увлечение самой идеей подобно интеллектуальной эпидемии на Западе. Главная идея проста - нужно сосредоточиться не на том, что мы знаем, а на том, чего мы не знаем. Но это все я узнала уже потом. После рецензии в «Афише» решила прочитать книгу, а уже потом узнала, что ее многие ждали, а большинство уже давно прочитали на английском. Талеб считает себя скорее философом, на размышления о будущей теории его натолкнула книга, прочитанная в 15-летнем возрасте, во время обстрела его родного города в Ливане. Получив престижное образование, Талеб стал квант-инженером и трейдером. Во время кризиса его компания заработала для инвесторов полмиллиарда долларов. Я люблю жанр нон-фикшн, и хотя у меня не экономическое образование, а о бирже я имею довольно смутное представление, я получила огромное удовольствие от чтения книги. Умный, иногда довольно злой автор, рассказывает об идее, которая, расплетаясь, уводит к множеству других идей, все это приправлено интересными историями из жизни незаурядного человека и не только. Представляю, какое бы эта книга имела на меня влияние, если бы я имела дело с финансами. Предупреждаю - первые 30 стр книги идут немного со скрипом, а потом не можешь оторваться.
За одно только последнее десятилетие человечество пережило ряд тяжелейших потрясений: 11 сентября 2001 года, война в Осетии, мировой финансовый кризис. Все эти события, представляющиеся нам сейчас закономерными, казались абсолютно невозможными, пока они не произошли. Сорокадевятилетний ливанец, выпускник Сорбонны и нью-йоркский финансовый гуру Нассим Талеб называет такие непредсказуемые происшествия Черными лебедями. Он убежден: именно они являются движущей силой не только истории, но и жизни каждого отдельного человека. И чтобы преуспеть, надо научиться их "приручать". Талеб пишет, что до открытия Австралии люди в старом мире считали, что все лебеди – белые, и в этой вере нет ничего удивительного, так как она полностью подтверждалась эмпирическими данными. Открытие первого чёрного лебедя было большим сюрпризом для орнитологов, но главное, по словам Талеба, в истории не это. Она иллюстрирует жёсткую ограниченность нашей способности учиться на основании опыта и хрупкость нашего знания. Одно единственное наблюдение может разрушить обобщение, основанное на миллионах наблюдений в течение тысячелетий. Талеб предлагает называть «Чёрным Лебедем» событие, которое имеет три следующих атрибута: 1) Оно необычно и лежит за пределами наших ожиданий 2) Последствия этого события крайне велики 3) Несмотря на нерядовой характер этого события, человеческая природа заставляет нас придумать такие объяснения этому событию, что оно выглядит задним числом объяснимым и предсказуемым. То есть три отличительных свойства Чёрного Лебедя – этот редкость, значительные последствия и ретроспективная предсказуемость. Небольшое количество Чёрных Лебедей объясняет, по словам Талеба, почти все свойства нашего мира: успех идей и стран, динамику исторических событий, личную историю людей. Более того, по мнению Талеба, с ходом истории, от неолита до наших дней, частота Чёрных Лебедей растёт и жизнь становится всё более непредсказуемой.
За что я люблю подобные книги, так это за оптимизм, энтузиазм и вдохновение, которыми они заряжают. Вообще теории о том, что, если идея на первый взгляд не кажется абсрдной, значит, ее даже не имеет смысла рассматривать, замечательны тем, что человек, вдохновленный на открытие, будет более восприимчив ко всему новому, необычному и абсурдному. Оригинальные авантюрные идеи действительно приходят, осталось только решиться на их реализацию. Билл Клинтон сказал: "Если читать 17 разных периодических изданий в день, вы будете знать все". Само собой возникает закономерный вопрос: если каждый ень от корки до корки прочитывать 17 газет и журналов, останется ли время и силы на совершение действий (хотя бы умственных)? Ответ Талеба точен: ежедневное чтение СМИ уменьшает объем ваших знаний. Действительно, информация, безусловно, полезна и интересна в развлекательном плане, однако, она имеет очень важное свойство быстро устаревать. Поэтому, если те или иные данные тут же не преобразовывать во что-то новое, то в перспективе они превратятся просто в исторический факт, не имеющий по собой никакой ценности, а время, потраченное на ознакомление с ними, окажется просто невозвратимой потерей.
Интереснейшая статья! Заставляет задуматься и еще раз осмыслить правильность своих решений. Кто из нас не хочет добиться в жизни максимального успеха? Кто хочет провести свою жизнь в среди серых средничков? Но делая ставку на масшатабируемые профессии, и при этом вставая на путь с огромным потенциалом риска, можно действительно в итоге не получить ничего. Что лучше - "синица в руке или журавль в небе"? Отличный совет - предполагать критический события, а при их наступлении действовать быстро и эффективно, включить интуицию, избегать опасных событий с катастрофическими последствиями, идти в сторону событий с потенциально большими положительными результатами. Спасибо автору!
Талеб в своей книге приводит множество примеров из бизнеса, повседневной жизни, экономики, истории, литературы. 11 сентября очень сильно отличается от обычного плохого дня; Билл Гейтс гораздо богаче среднего человека (можно собрать целый стадион людей. Различия в их росте действительно незначительны, тут можно привести среднюю величину; но разница в материальном состоянии — очень значительна; у Гейтса денег больше, чем у всего стадиона людей). Достаточно просто почувствовать: мир действительно сильно соответствует описаниям Талеба. Все наши попытки выстраивать будущее на основе знаний о прошлом — нелепы. Мы судим по тому, что есть, а не по всей выборке; и если бы мы имели в своем распоряжении скрытые свидетельства, то наши представления о будущем были бы совсем другими. Вариант, который по нашему мнению нам известен — не является правильным. Талеб предлагает не исходить из обычных средних показателей, а все время учитывать возможность появления "Черного лебедя".
"Черный лебедь" довольно-таки интересная работа автора, и, на мой взгляд, логичная. Как показывает история развития человечества, "черные лебеди", то есть наиболее значимые события,которые имели влияние на весь мир, были, и сегодня их частота увеличивается. Я согласна с автором, что многие события можно предсказать, исходя из предшествующего опыта и определенной ситуации,но не все.Этот вопрос, а предсказуемо ли вообще все будущее,не раз поднимался и до Талеба,просто он обосновал свою теорию с точки зрения экономики, психологии.
В книге приведены примеры - про черных лебедей, возможно, он прав, я не знаю, а вот мировые войны 20 века и 9/11, мне кажется, это вполне закономерные события. Первая мировая и вторая мировая были следствием невозможности мирного передела мира, когда благодаря ДВС изменились условия мирового рынка. А "война против терроризма", объявленная после 9/11 по большому счету есть 3-я мировая. Единственное отличие "войны против терроризма" что она еще и позволила отсрочить экономический кризис в США.
Книга Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» написана очень легким и доступным языком, и читается на одном дыхании. Николаса Нассима Талеба часто называют - «гуру» мира финансов, самым популярным ныне американским мыслителем, причем настолько востребованным, что ему авансом за еще ненаписанную очередную книгу одно издательство выплатило четыре миллиона долларов. Талеб стал автором экономической концепции «черного лебедя». «Черным лебедем» Талеб называет событие (в экономике, или в частной жизни, неважно), которое имеет три обязательных атрибута: 1. Оно необычно и лежит за пределами наших ожиданий; 2. Последствия этого события крайне велики; 3. Несмотря на нерядовой характер этого события, человеческая природа заставляет нас придумать такие объяснения этому событию, что оно выглядит задним числом объяснимым и предсказуемым. Другими словами, у «Черного лебедя» есть три отличительные черты - редкость, значительные последствия и ретроспективная предсказуемость. Согласно Талебу, логика «Черных лебедей» состоит в следующей формуле: то, о чем мы не знаем и не догадываемся, гораздо важнее того, что для нас очевидно. Именно в соответствии с этой формулой большинство «Черных лебедей» случились только потому, что они были неожиданны. Возможность хороших «Черных лебедей» - это позитивная сторона: невероятные открытия, неожиданный успех, в том числе и материальный, внезапный сюрприз и т.д. Нассим Талеб утверждает - свободный рынок хорош не тем, что создает стимулы и вознаграждает навыки, как это принято было всегда считать, а тем, что позволяет людям, действующим методом проб и ошибок, преодолевая неудачи, натыкаться на удачи. Свободный человек интересен тем, что открыт и для того и для другого. Простым смертным Нассим Талеб советует «волноваться о том, на что можно реально повлиять и не слишком доверять знаниям». «Надо быть человеком в меру имеющихся человеческих качеств, - говорит он, - Homo sum - я есть человек. Не принимайте олимпийских моделей человека. Так вы сможете добиться большего в обществе... И самое главное: признавайте влияние случайности на свою жизнь и принимайте его. Мир непрозрачен, он не познан и не может быть познан. Из его глубин поднимаются «черные лебеди», которые могут уничтожить или освободить нас. Сегодня они нас убивают, так что не забудьте побриться. Но мы можем найти выход - надо только положиться на чутье и забыть про четкие планы. Ведь именно это получается у нас лучше всего». И самое главное, что беда не в том, что по-настоящему крупные явления непредсказуемы, а в том, что человек тешит себя иллюзией, будто живет в понятном мире: раз большая часть жизненных мелочей предсказуема, то значит все должно идти по плану.