Чем выставки могут помочь отечественным производителям и экономике
Как влияет кризис на масштабы выставок и состав их участников? Об этом рассказали представители ТПП РФ и ЗАО «Экспоцентр» на встрече с журналистами 30 января 2015 года. Каковы итоги работы Экспоцентра за прошедший год и его планы на год 2015-й?
Влияние кризиса
В 2014 году Экспоцентр отметил свое 55-летие. Год выдался сложным из-за ухудшения геополитической и экономической обстановки. Но хотя общее количество выставок, проводимых на площадке ЦВК «Экспоцентр», по сравнению с предыдущим годом, немного сократилось (с 95 до 91), зато увеличилось число собственных выставок (в 2014 году их было 35) и конгрессных событий (с 820 до 824). По мнению генерального директора ЗАО «Экспоцентр» Сергея Беднова, экономические трудности легче преодолевать сообща, поэтому в ближайшем будущем могут появиться альянсы выставочных компаний, и Экспоцентр уже ведет ряд соответствующих переговоров.
В 2015 году общий объем выставочной деятельности может сократиться на 15–20%. Чтобы уменьшить влияние санкций, Экспоцентр расширяет географию взаимодействия и привлекает новых партнеров. Зарубежные производители не хотят терять российский рынок и сохраняют интерес к проводимым выставкам. Тем не менее, состав участников немного меняется, на смену некоторым западным компаниям приходят азиатские и латиноамериканские.
Новые проекты
Несмотря на кризис, Экспоцентр работает над новыми проектами. Весной 2014 года состоялась первая Всероссийская выставка-продажа курортных и туристических услуг Республики Крым и города Севастополь. Экспоцентр развивает этот проект вместе с министерством туризма Крыма, и осенью состоится выставка «Крым круглый год».
Еще одной премьерой 2014 года стал Международный электроэнергетический форум RuGrids-Electro, организованный ОАО «Россети». Экспоцентр и Россети продолжат сотрудничество по проведению Международного электроэнергетического форума в 2015 и 2016 годах.
Кроме того, Экспоцентр также заключил соглашение с компанией Energy of Global Solutions о взаимодействии в подготовке и организации Национальных нефтегазовых форумов. Первое совместное мероприятие – Третий Национальный нефтегазовый форум состоится 10–12 марта 2015 года.
Большое внимание Экспоцентр уделяет деловой программе выставок, стараясь чтобы она была не только интересной и актуальной, но и прежде всего полезной для участников. Например, на выставке «Продэкспо-2015», которая состоится в феврале, будет работать Центр закупки сетей. Сетевые компании вместе с поставщиками будут прорабатывать вопросы по поставке продукции в их сети. В рамках этой инициативы планируется также предпринять шаги для решения проблемы допуска к сетям малого бизнеса, возможно, организовать в будущем центр закупки сетей для малого бизнеса. Создание механизмов и возможностей для заключения контрактов и взаимодействия предприятий – важнейшее условие успеха выставки, считает глава «Экспоцентра»
Помощь бизнесу
Выставки – это важный маркетинговый инструмент, и значение его особенно возрастает в условиях объявленного правительством курса на импортозамещение, подчеркнул Сергей Беднов. Поэтому сейчас необходимо разработать механизм, который обеспечил бы участие в выставках российских компаний. Надо создать комплекс преференций, направленных, в первую очередь, на поддержку производителей импортозамещающей, экспортно ориентированной и инновационной продукции.
У Экпоцентра уже накоплен положительный опыт по поддержке малого бизнеса. Сегодня это направление становится еще более актуальным, поскольку, согласно антикризисному плану правительства, критерии отнесения к малому и среднему бизнесу расширяются, и количество предприятий, которые можно будет отнести к разряду малых, по прогнозам, увеличится на 8 тысяч, отметил вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко. Он пояснил, что в региональных бюджетах в обязательном порядке закладываются ресурсы для поддержки малого и среднего предпринимательства. Одно из направлений этой поддержки – компенсация расходов малых предприятий на участие в выставках. Особенно важно это для компаний, которые производят инновационную продукцию.
«Экспоцентр» уже в течение трех лет успешно сотрудничает в этом направлении с московским правительством и ГБУ «Малый бизнес Москвы». Благодаря субсидиям, которые предоставляются правительством Москвы, присутствие московских малых и средних компаний на выставках значительно возросло. Предприятиям компенсируется до 70% затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, максимальный размер субсидии составляет 300 тыс. рублей. Общее финансирование этой программы московским правительством за прошедшие два года выросло с 60 млн рублей до 90 млн рублей.
Подобные программы реализуются и в других регионах. В Санкт-Петербурге, например, на субсидирование выставочных затрат малым компаниям выделяется около 5 млн. рублей – хотя это и не много, но все же лучше, чем ничего, отметил Сергей Беднов. Он подчеркнул, что в компенсации затрат особенно нуждаются предприятия из регионов – ведь большинство выставок проходит в Москве, и потому затраты для региональных компаний значительно выше, поскольку им приходится оплачивать еще дорогу и проживание. Однако региональные компании гораздо менее охотно пользуются субсидиями из местных бюджетов – в основном, из-за недостатка информации и бюрократических сложностей: трудно оформить заявку и трудно потом по ней отчитаться. Необходимо тиражировать успешный московский опыт в регионы, и первые шаги в этом направлении уже делаются, отметила Оксана Куц, начальник рекламно-маркетингового управления ЗАО «Экспоцентр».
Существенной поддержку бизнесу должны оказать и создаваемые с участием Экспоцентра центры субконтрактации. Они помогут крупным компаниям и их потенциальным субподрядчикам, малым предприятиям, найти друг друга. Такой центр уже создан, например, для металлообрабатывающих предприятий. Результаты этой работы будут представлены на ближайшей отраслевой выставке, которая запланирована на весну.
Продвижение российских товаров
Выставки имеют огромное значение для создания положительного имиджа страны и продвижения российских товаров, подчеркнул Сергей Беднов. И особенно значимой их роль стала после вступления в ВТО, ведь поддержка участия российских компаний в выставках – это чуть ли не единственная сфера, на которую ВТО не накладывает никаких ограничений. Во всех остальных сферах господдержка отечественных предпринимателей строго ограничена.
Государству необходимо пользоваться этой возможностью для продвижения российских товаров на международный рынок. Необходимо поддерживать участие российских компаний в выставках, которые проводятся не только в России, но и за рубежом. Примером здесь может служить Китай, правительство которого действует весьма активно и напористо.
Написать комментарий