Чего ждут предприниматели от новой Госдумы
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается менее эффективной, чем ожидалось. Все из-за несогласованности законов и их недифференцированности. Участие ТПП РФ в судьбе малого бизнеса могло быть более плодотворным. Что для этого необходимо? Что было сказано об этом Юрий Ткаченко, главой ТПП РФ Краснодарского края?
ТПП – в поддержку малого бизнеса
Малый бизнес в Краснодарском крае – это 295 тыс. малых и средних предприятий, 1 млн. людей, занятых в этом секторе экономики – это 42% всего экономически способного населения – оборот в этом секторе составляет порядка 1,3 млрд. руб.
Прирост есть по отношению к 2010 г., но в 2011 г. имеется отток – на 6 тыс. уменьшилось кол-во предприятий этой категории (т.е. на 2% от их общего числа). Безусловно, конечно, сказалось в какой-то части и страховые взносы, были и другие причины. В основном, это коснулось начинающих предпринимателей.
Нас волнуют не те показатели, которых мы достигли, а тот отток или слабый количественный рост, который наблюдается в этой сфере. В крае достаточно много создано всяких структур, поддерживающих малый и средний бизнес – в т.ч. и ТПП Краснодарского края. Она представляет собой систему палат – это 33 палаты, 18% всех палат России приходится на Краснодарский край - и объединяет более 4,5 тыс. предпринимателей, 650 человек работает в системе.
Большинство палат у нас размещены в сельской местности – наш край аграрный, и идея состоит в том, чтобы приблизить все услуги непосредственно к бизнесу. Сегодня в крае 17 тыс. крестьянских хозяйств, 800 тыс. личных подсобных хозяйств, которые уже в 2010-2011 гг. выработали более 53% мясной продукции, 60% овощной, молока почти 55% - т.е. мелкий и средний сельхоз производители уже очень хорошо набирают силу. Личные подсобные хозяйства и являются сегодня основными поставщиками овощей и плодов. В прошлом году от них было получено 300 тыс. т плодов, 1 млн. т овощей, 400 тыс. т бахчевых.
Проблемы малых сельхозпроизводителей
Эти цифры можно было бы и удвоить, но проблема в том, что у нас отсутствует оптовое звено на рынке. Есть сегодня закон о торговле, закон о торговой деятельности, но эти законы не имеют ни положения, ни порядка реализации скоропортящейся продукции – плоды и овощи именно к ней и относятся. Крестьянину-то некогда на рынке стоять, он должен на земле работать. Мы изучаем опыт и Турции, и Италии, и Испании, и других стран. Там все очень просто: крестьянин привозит, все сдает на рынок, в течение 3-4 часов, и уезжает – все. Это все происходит ночью даже. Два года назад наши законодатели послали проект закона в Госдуму. И комитеты все прошли, и поддержка есть, но закона до сих пор нет. А это просто крайне необходимо. Для мелких сельхозпроизводителей сегодня самая большая проблема – куда деть продукцию, а не как ее произвести.
Следующая проблема по сельхозпроизводителям – они с благодарностью приняли все решения правительства по дотациям и субсидиям. Но что получается: фермер, который купил трактор или какой-то механизм, должен неделями проходить чиновников, для того, чтобы получить эту субсидию. Все равно, в итоге, все эти документы приходят в банк – так давайте ликвидируем всю эту схему, лучше банка все равно никто деньги не проконтролирует.
То же самое – с дотациями в растениеводстве и животноводстве. Есть опыт Запада: есть 100 га земли - положено тебе 100 рублей, вот сто рублей и получи на каждый гектар или, например, на одну голову крупного рогатого скота. Почему же мы всё ходим кругами вокруг этих проблем?
Есть сегодня задача правительства по усилению ферм. Это очень важно. В Краснодарском крае в 1990 г. было 400 с лишним тысяч голов крупного рогатого скота. Сегодня – всего 130 тысяч. И семейные фермы могут решить эту проблему. Но даже самая мало рентабельная ферма – это 100 голов – стоит 30 млн. руб. Край из бюджета дает 5 млн., банк дает 5 млн. Мы пока еще больше 15 семей не набрали в крае. Желающих нашли, но нужна поддержка государства хотя бы на первом этапе, чтобы мы могли поддержать эту очень важную отрасль.
И еще один вопрос – экологический контроль для малых сельхозпроизводителей. Сегодня закон один – что для малых, что для больших предприятий. Он должен так же экологический паспорт иметь, такую же должен вести отчетность. Но фермер имеет всего 10 гектар земли. Наверное, здесь можно как-то дифференцированно подойти, упростить.
ТПП должны участвовать в законотворчестве
Губернатор и администрация Краснодарского края передала торгово-промышленной палате очень много функций, поручений, которые мы выполняем. Нас наделили и законодательной инициативой – это единственная палата в России, которая имеет законодательную инициативу. Это основная площадка, где рассматриваются проблемы и создаются основы для законодателей. Почему бы и остальным палатам Российской Федерации не предоставить такую же возможность участвовать активно в законотворчестве?
Российская ТПП уже более 20 лет работает с предпринимателями. Опыт накоплен огромный. Потенциал очень приличный. Но мы сможем гораздо больше делать, если будем обладать правом регистрации субъектов хозяйственной деятельности. Что это дает? Сегодня у нас в России нет общедоступной информационной базы предпринимателей. Да, есть сегодня налоговый учет, великолепно поставленный, но предприниматель не может там получить информацию, она недоступна для него. А торгово-промышленные палаты могли бы спокойно такую информацию предоставлять и имеют для этого и кадры, и все ресурсы, и денег на это не нужно.
Нам передано очень много полномочий, но проблема в том, что при этом нередко возникают противоречия с существующими федеральными законами. Тенденция по предоставлению более широких полномочий регионам в сфере развития предпринимательской деятельности уже наметилась. Может быть, новый состав Госдумы мог бы это тоже рассмотреть. Возможно, было бы целесообразным вернуть правила по законодательной инициативе российской ТПП.
Написать комментарий