23 ДЕК, 00:12 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Чего ждать от «Ростехнологий»?

20 Апреля 2009 9688 2 Редакционные статьи
Чего ждать от «Ростехнологий»?

На государственные корпорации по-прежнему возлагаются большие надежды по поднятию российской экономики. От «Ростехнологий» ждут построения передового отечественного машиностроения. Сможет ли эта корпорация оправдать возлагаемые на нее надежды?

Чего только не делает наше правительство для развития промышленности. Один из смелых экспериментов в этой области - создание госкорпораций. Самой масштабной стала Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции - "Ростехнологии", образованная в конце 2007 года. В нее вошло 180 унитарных предприятий и государственные доли 249 акционерных обществ. Среди ее крупнейших активов - дочерние компании «Рособоронэкспорта», «ВСМПО-Ависма», АвтоВАЗа, КамАЗа, «Русспецстали» и «Оборонпрома».

По мнению генерального директора корпорации Сергея Чемезова, без госкорпораций и крупных холдингов невозможно развитие отраслей, где требуются большие затраты, а получение прибыли возможно лишь через несколько лет. Частный бизнес не готов мириться с медленной окупаемостью и потому неохотно идет в авиацию, судостроение, машиностроение, а без достаточного финансирования эти отрасли не выживут. Госкорпорация, по словам Чемезова, кроме инвестиций, предполагает также общее управление бизнесом: предприятия одной отрасли должны конкурировать не между собой, а с ведущими мировыми производителями.

Базой для создания госкорпорации "Ростехнологии" стал государственный посредник в сфере торговли оружием - "Рособоронэкспорт". В состав корпорации передано около 30% предприятий российского ОПК. Глава "Ростехнологий" считает, что "проблемы ОПК во многом связаны с неоптимальной схемой управления оборонными отраслями". Для оптимизации управления необходимо реформирование предприятий ОПК и промышленного комплекса. "Корпорация за короткое время подготовила проекты и определила механизм создания 19 интегрированных структур уже в этом году", - сообщает Сергей Чемезов.

Однако реформы не решат всех проблем. Как признал глава "Ростехнологий", несмотря на то, что многие оборонные предприятия загружены лишь наполовину, они с трудом выполняют зарубежные заказы. Причины этого - устаревшее оборудование и отсутствие квалифицированных кадров.

По оценкам специалистов, износ основных производственных мощностей составляет 75%, а современная производственная база машиностроения - всего 8%. Эксперты убеждены: добиться серьезного роста производства высокотехнологичной продукции удастся только при объеме инвестиций не менее 30% ВВП, тогда как запланировано их на ближайшие три года 20-22%.

Необходимо обеспечить отраслевые предприятия до 2015 года 700 тыс. механообрабатывающих станков. Для их закупки потребуется более 800 млрд. руб. Только для простого воспроизводства станочного парка нужно ежегодно закупать 50 тыс. единиц нового оборудования. На разработку и приобретение новых технологий, перепрофилирование производственных мощностей в машиностроении потребуется 100-150 млрд. долл.

Не менее важно и снизить с предпенсионного средний возраст работающих на предприятиях. Для решения кадровой проблемы в российские вузы планируется вернуть систему обязательного распределения выпускников. Соглашение об этом подписали глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов и президент Союза ректоров, ректор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. Взамен "Ростехнологии" и учрежденный ими «Союз машиностроителей» готовы идти на серьезные инвестиции в область образования. Первое соглашение о подготовке кадров для компании "Ростехнологии" заключили с Московским государственным институтом международных отношений. В этом году в вузе начнет работать кафедра по подготовке менеджерских кадров в области военно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества.

Помимо оборонной промышленности в структуре "Ростехнологий" консолидированы активы самых разных отраслей - автомобильной, авиационной, машиностроительной и других. Согласно планам, внутри "Ростехнологий" все эти активы должны распределиться по так называемым дивизионам. Госкорпорация намерена объединить часть активов полученных предприятий для создания крупных компаний. Так, на основе активов АвтоВАЗа, КамАЗа и группы СОК планируется создать холдинг по выпуску автокомпонентов, который займет до 40% автокомпонентного рынка России. На базе нескольких авиакомпаний создается авиакомпания "Росавиа", которая может стать одной из крупнейших на российском рынке.

"Ростехнологии" намерены поддержать и столь далекие от оборонной промышленности сферы, как добыча полезных ископаемых и строительство медицинских центров. Так, госкорпорация примет участие в освоении Удоканского месторождения меди в Читинской области. Помимо этого, указом президента в госкорпорацию войдет ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию". Это означает, что "Ростехнологии" становятся заказчиком по строительству 12 федеральных центров высоких медицинских технологий в разных городах России. По мнению экспертов, концентрация финансовых средств в госкорпорации позволит эффективнее распорядиться ими и снизит социальные риски реализации национальных проектов.

Однако многие аналитики полагают, что более эффективной формой управления отраслевыми активами могли бы стать государственные холдинги. "Это более рационально, госхолдинги более подотчетны государству и более интересны иностранным инвесторам", - уверен аналитик Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Это на фоне того, что госкорпорация дает значительно больше автономии топ-менеджменту, снижая при этом контроль со стороны федерального центра.

Дмитрий Васильев, главный редактор журнала "Экспорт вооружений", указывает, что "Ростехнологии" увеличивают свое влияние в самых разных отраслях промышленности и при этом не подотчетны никому, кроме президента. "Став крупной многопрофильной корпорацией, "Ростехнологии" объединяют в себе весь жизненный цикл промышленного изделия (от начальной разработки и испытаний до поставок сырья, производства и маркетинга). Влияние такой структуры на экономику России сопоставимо с влиянием "Газпрома" или "Роснефти", - указывает Дмитрий Васильев.

При этом корпорация не обнародует детальную долгосрочную стратегию по осуществлению целей, ради которых она создавалась: как именно она намерена содействовать "разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции", а также "привлечению инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая ОПК". Пока заявлен только первый шаг: подготовка контролируемых предприятий к успешному выходу на биржу (IPO). Предполагается, что это произойдет в 2009 году. Ближайшими кандидатами станут "Вертолеты России", "ВСМПО-Ависма" и АвтоВАЗ. По мнению Дмитрия Васильева, "можно предположить, что по мере выведения активов на биржу и вовлечения в бизнес частного капитала "Ростехнологии" будут превращаться из управляющей компании в контрольно-надзорный орган. Не зря корпорацию уже окрестили "теневым" Минпромом, поэтому имеет смысл задуматься о форме исполнения этой задачи. И здесь присутствует несколько негативных моментов.

Первый - низкая прозрачность корпорации. Единственная форма ее отчетности - годовой отчет, заверенный аудитором. В результате никто и никогда не узнает реального положения дел в корпорации, тем более, когда она имеет дело с государственной тайной: не желая раскрывать неугодную информацию, всегда можно сослаться на гриф "секретно".

Второе - фактически "Ростехнологии" подконтрольны только главе государства. Таким образом, риск слияния политики и бизнеса серьезно повышается, причем на самом высоком уровне власти. Наконец, формально являясь некоммерческой организацией (НКО), корпорация выведена из-под действия системы контроля НКО, на нее также не распространяется закон о банкротстве. По сути, "Ростехнологии" являются холдинговой госкомпанией с особым "статусом неприкосновенности". В совокупности это означает риск выхода "Ростехнологий" из-под регулярного государственного контроля", - предупреждает эксперт.

Политолог Станислав Белковский помимо отсутствия контроля указывает также на неспособность руководства корпорации управлять такими огромными активами. Госкорпорация "Ростехнологии", получившая в прошлом году промышленные государственные активы стоимостью не менее 18-20 миллиардов долларов, в нынешнем феврале обратилась к правительству с просьбой выделить ей в общей сложности 7,22 миллиарда долларов в виде денежных средств и государственных гарантий. "За недолгое время своего существования "Ростехнологии" доказала, что у нее нет менеджерского и кадрового потенциала, чтобы управлять огромными активами, которые она получила от государства. Сам Чемезов, думаю, плохо представляет, для чего ему нужны кредиты. Есть опасения, что получение денег от государства сведется к их распределению на сомнительные проекты", - считает политолог. По его мнению, западные банки также вряд ли согласятся предоставить кредиты "Ростехнологиям", поскольку для них непонятен правовой статус госкорпорации. "В сущности, корпорация "Ростехнологии" является частным отраслевым министерством», - указывает Станислав Белковский, подчеркивая, что "подобного рода госкорпорации в форме некоммерческих организаций нет ни в одной цивилизованной стране мира". По мнению политолога, "самым правильным решением, была бы ликвидация государственных корпораций в форме некоммерческих организаций, включая "Ростехнологии". Возврат переданных им пакетов акций предприятий в государственную собственность, и при необходимости бюджетное кредитование, либо финансирование соответствующих предприятий. Это была бы намного более контролируемая и управляемая структура".

         Если резюмировать сказанное, то можно утверждать, что неоднозначный статус «Ростехнологий» предопределяет и неоднозначность их результатов. Скорее всего, положительные результаты все-таки будут, но с экономической точки зрения они не будут оправданными. С тех денег, которые выделяются корпорации, можно получить гораздо больший эффект, если изменить механизм их связывания посредством государственных структур-монстров.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
И
08.01.2014 0 0
Исин гаджимурадов:

Ростенологиям и заводам в 16 отраслях нельзя покупать станки институтам инадо работать на заводах и применять мои технологии инновации. Жду вызова завода для производства экоробота на известной базе из известных комплектующих Владикавказе 362040, а я 63 тел8672 746780

И
08.01.2014 0 0
Исин гаджимурадов:

Энергоэффективность экоробота Исина ПЛАН НОВОГО СТАНДАРТА И КВАЛИФИКАЦИИ прошу ввести в подготовку инженеров срочно Повышение производительности и 10 мировых рекордов Исключение влияния крутизны склона, камней,влажности почвы, веса, числа и размера колёс и гусениц.Спасение 16 отраслей от бедности и террора. Удвоение. утроение КПД двигателей и машин .Решение проблем роботизации, экологизации, защиты человека и техники. Законы преобразования сопротивлений в движущую силу и повышение эффективности БКП. Покажите внутренний спрос и стратегический вектор на технологический прорыв в 16 отраслях с правовой охраной 53 технических и физических законов Исина. Развитие 16 отраслей путём применения прорывных технологий и конкурентоспособных машин исключит безработицу и бедность.терро р чиновников и мошенничество власти в науке, образовании, производстве. В Волгограде покажу работу для 500тыс. человек и они дадут технику Югу РФ- более 5 млн человек,а это исключит безработицу , бедность и террор Администрация противодействует выполнению задач -посланий Президента Наука без новых выгод, без новых знаний разрушает страну Надо ликвидировать источник зла и террора во власти Регулирование степени сжатия на ходу (многотопливность). Сижение трущихся деталей,преобразование сопротивления в движущую силу в земледелии, (в поле) и силы инерции в силу торможения для защиты техники и природы срочно передайте автозаводам Спасите СшА от снежной трагедии передачгй технологии по патенту 2491384 Передайте письмо Примакову Евгению Максимовичу в РАН Спасите ваше сколково внесением моего курса



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more