Частные инвестиции, антикризисная Альбука и как «рассказать интересно»
Старт новых проектов в разгар кризиса многие считали и продолжают считать безумной затеей. Впрочем, существует и другое мнение: хочешь добиться рыночного успеха - начинай в кризис, когда барьеры входа на рынок снижаются. Представляем предпринимателя, который рискнул и выиграл - Михаил Ланцов, инициатор и вдохновитель проекта Альбука (albooka.com).
Наша справка:
Михаил Ланцов – предприниматель, 46 лет. Занимается бизнесом с 1991 года. Один из наиболее известных проектов – интернет-провайдер «Корвет Телеком». После продажи «Корвет Телеком» в 2007 году, работал директором департамента технического развития и советником генерального директора в группе компаний АКАДО. В 2011 году вместе с партнёрами реализовал новый предпринимательский проект «Альбука».
Альбука - проект, созданный и развиваемый на средства частных инвесторов. Основное направление - развитие и совершенствование сетевого пользовательского контента. Система преобразования контента в наиболее удобные формы его восприятия включает в себя полиграфическое производство, работающее по принципу "Печать по требованию". Полиграфия обеспечивается цифровой офсетной машиной HP Indigo 3550.
Михаил, когда обстановка не слишком благоприятна, инвесторы стараются не вкладываться в рискованные проекты. Ощущаете ли вы на себе рыночный пессимизм? Со стороны инвесторов - определенно, со стороны потребителей - нет. Что касается старта проекта, откладывать не имеет смысла. Мы видим, что люди с большим удовольствием создают собственные книги, просматривают чужие, делятся ими в социальных сетях. К примеру, книга "Коты, кошки" за месяц набрала 50 тысяч просмотров! И это в ситуации, когда проекту «без году неделя», и осведомленность о нем не слишком высокая.
Это ваш первый предпринимательский проект?
Нет, не первый. Наиболее значимый проект - интернет-провайдер "Корвет-Телеком", который в 2007 году был продан компании НКС. Часть своей корветовской команды я привел в Альбуку (albooka.com). Плюс нам удалось привлечь в свои ряды сильнейших специалистов, которые выводили на рынок такие известные проекты, как: Стрим, Интернет от МГТС, АКАДО, Матрикс (Украина).
Во всей истории с Альбукой (albooka.com) есть одна не совсем понятная на первый взгляд вещь. Мы наблюдаем, как контент всё больше перемещается в сеть, а вы, вдруг, разворачиваете полиграфическое производство. Где логика?
Я бы сказал, что этот процесс не однонаправленный. Мы реально видим, как лучший сетевой контент находит свое воплощение в печатной форме. Книги ведущих блоггеров Доли, Уткина, Сталика имели большой рыночный успех. Это означает, что печатный контент имеет некую дополнительную ценность, которой нет у сетевого. Кроме очевидных ценностных факторов: способности быть подарком, лучшего оформления, внутренней авторской энергетики, - есть и коммерческий фактор. Печатная форма воспринимается традиционно как платная, в отличие от блогов, и дает возможность монетизировать ценный контент.
Кстати, аналогичные процессы мы видим и в части видео-контента, youtube постепенно становится OTT (Over The Top) оператором и будет зарабатывать не только на рекламе, но и на продаже контента, распространяемого традиционным способом через телевизионный приемник.
Итак, давайте уточним, почему люди придут к вам и будут создавать контент у вас, а не в ЖЖ или ВКонтакте или еще где-нибудь?
Я бы перевел этот вопрос из плоскости будущего времени в настоящее. Приходят и создают. А потом транслируют его в ЖЖ, ВКонтакте , Facebook...
Нет никакого противостояния с социальными сетями, поскольку они нуждаются в интересном контенте, а мы помогаем его создавать и оформлять.
К слову, у нас появилось достаточное количество блоггерского контента. Казалось бы, зачем это блоггерам? У них есть привычная форма подачи материала, есть
Очередной «Завтрак с блоггерами». Обсуждается тема коллективного творчества в сети.
аудитория, зачем им переоформлять контент? Сегодня мы не можем точно назвать все составляющие мотивации. В определенной степени, это реинкарнация их же контента за счет новой формы - не дневниковой, а "традиционной" книжной. Причем этот контент можно выпустить в виде книги без издательско-типографских «хождений по мукам».
Получается, что это фиксация лучшего контента, который теряется в просторах сети. С другой стороны это дополнительные смыслы для расширения личного общения, роста репутации в качестве автора.
Возвращаясь к сути вопроса, отвечу так: придут, потому что здесь удобно создавать контент, потому что здесь просто его опубликовать и обсудить, потому что здесь помогут, потому что есть огромное число шаблонов, фонов и прочих элементов, которые придают контенту форму завершенного произведения и повышают его ценность. Ну а такой контент не стыдно транслировать в любые социальные сети, печатать и дарить.
Ну положим, что все это так. Вы считаете, что люди будут печатать книги в таком количестве, чтобы проект стал рентабельным?
Печать книг это не единственная составляющая доходов компании в будущем. Конечно, на старте проекта именно она должна обеспечить быстрое достижение точки операционной безубыточности.
Мы уверены, что печатать будут. Уже сейчас у нас прирост заказов на печать - десятки процентов в месяц. Зарубежный опыт демонстрирует, что "печать по требованию" вполне себе доходный рынок, который на протяжении последних нескольких лет рос на сотни процентов в год. И у нас нет оснований считать, что в России это будет происходить как-то иначе. А ведь Альбука (albooka.com) не сводится к печати по требованию; у нас «печать по требованию» - только составная часть целого комплекса сервисов по созданию, публикации и обсуждению контента.
К тому же достижение рентабельности - это задачка тактическая. Стратегической же задачей является рост капитализации. Синергия интернет-сервиса и реального производства поднимает капитализацию компании, прежде всего, за счет "нерекламного" денежного потока, который увеличивает доход в расчете на одного пользователя ресурса.
Можете привести какие-то фактические данные о состоянии проекта?
Когда мы стартовали в конце октября прошлого года, появление на сайте 1-2 альбук в день было событием. Сейчас счет ежедневно выкладываемых альбук идет на десятки. За четыре месяца с момента запуска проекта мы имеем около 20 тысяч зарегистрированных пользователей, 4 тысячи единиц пользовательского контента, 10-15 тысяч ежедневных уникальных посетителей. Среднемесячный рост выручки составляет около 200%.
А кто ваши прямые конкуренты?
Мы затрагиваем несколько рынков: рынок средств создания контента, рынок "печати по требованию", рынок средств визуализации контента, рынок дизайнерских услуг и еще несколько рынков. И вроде везде есть прямые конкуренты, но они же и являются нашими партнерами. Например, у нас есть собственные графические редакторы, и в этом плане мы вроде конкурируем с другими участниками. Но мы принимаем и файлы, сделанные в других редакторах, DGFoto, inDesign, Lightroom…
Аналогично и с другими рынками. Например, печать по требованию. Мы готовы рассматривать все эти компании в качестве партнеров, особенно, в рамках регионального развития.
Так, вот это уже интересно. Пока вы ни разу не обмолвились об этом - вы планируете выйти в другие города?
Собственно, мы уже вышли. Пока скромно, и московский контент преобладает, но тем не менее, процесс пошел. Естественно, мы говорим не только о регионах, но и о других странах.
Вы имеете в виду СНГ?
Не только...Сейчас обсуждаем возможности выхода на один из крупнейших азиатских рынков. Пока, конечно, всё происходит на уровне переговоров. Мы не рассчитываем, что это будет простой процесс, поскольку необходимо адаптировать платформу к рынкам с учетом местного законодательства, ментальных особенностей.
Из всего вышесказанного следует, что вам потребуется привлекать дополнительные денежные ресурсы?
Мы рассчитываем на привлечение денег, как и любая другая растущая компания, поскольку это - выигранное время и дополнительные возможности. Чем быстрее мы расширяемся, тем большую часть рынка мы получаем. Быстро, не давая никому опомниться. Так же, как мы, уже начинают думать в мире. Думают о концепции web 3.0, о монетизации сетевого контента, о развитии контента в социальных сетях. Поэтому, чтобы стать лидерами нам придется бежать очень быстро. А для этого нужны деньги.
О каком уровне привлечения идет речь?
Мы готовы обсуждать предложения от 10 миллионов долларов. Проект гибко масштабируемый и, по сути, от объема инвестиций будет зависеть скорость экспансии и уровень предложений, который мы сможем предложить локальным партнерам. Я бы отметил здесь еще один важный антикризисный аспект. Во время кризиса интерес к продуктам «про творчество» и «про инновационный/прикольный досуг» резко возрастает. Это типично кризисное явление – вместо того, чтобы, как «на подъеме», тратить деньги на все более дорогое времяпрепровождение и подарки, люди предпочитают семейный домашний досуг, подарки делают сами, вместо «создания» дорогих по деньгам новых переживаний, впечатлений, знаний
они утилизируют уже существующие… Кроме того, сегодня начинает проявляться еще один кризис, который можно условно назвать «предел потребительства». «Сделайте мне красиво!», «Ах, мне уже все приелось, хочется чего-нибудь новенького» - этой пресыщенности на смену приходит понимание, что многие вещи важно делать самим, что рукотворное несет совершенно иную энергетику для укрепления отношений, что творить новое своими силами и вдохновением куда интереснее, полезнее и ценнее…
Вы, фактически, говорите о международном характере проекта и, по сути, собираетесь экспортировать трафик. Вы уверены, что мир примет вас?
Ну, если мы приняли Facebook, Youtube, то почему мир не примет Альбуку? Главное, чтобы пользователям было удобно и комфортно с ней работать. Проблема России в том, что мы априори себя ставим в позицию проигравшего в сфере хайтековских технологий. Вот нефть, газ - это понятно, а вот программы, приложения и трафик - это не для нас. Можно считать нас прожектерами, мечтателями, но мы будем ставить "неподъемные" задачи и добьемся результата.
Дорогу осилит идущий...
Михаил! Спасибо за интересный разговор. Желаем Вам успехов и будем следить за развитием вашего проекта.
Написать комментарий
Владимир, я не понял политических сентенции, но то, что начинающая компания предоставлена у нас сама себе - с этим я согласен. Кредиты начинающему бизнесу никто не даст, инвестиционный механизм очень сложен - именно поэтому рассчитывать можно на себя и друзей. Что касается издания чего бы то ни было, Альбука отличается от Lambert радикально. У нас издателями являются сами авторы и они не несут затрат на сетевую публикацию. Более того, они не несут затрат, если они выставляют свою книгу в продажу (речь о полиграфической версии) и получают роялти от продаж. Но все-таки надо понимать, что Альбука - сервис, построенный на интеграции сетевого и печатного представления контента.
Одним из конкурентов в этом бизнесе является германское издательство LAMBERT Akademie Publishing, которое публикует научные работы и диссертации. Публикует быстро (в течении недели) и бесплатно для авторов и даже платит авторский гонорар. К примеру я опубликрвал там за эту зиму (2012 года) четыре монографии, общим объемои около 2000 листов. Вот их названия:: Движущие силы и инструменты развития, Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной,Бизнес крестьянских подворий в России, Устойчивое развитие сельских территорий Центрального Черноземья России. Года три назад аналогичное предложение мне делал Центрально-Черноземный сбербанк России, но получив от меня предложения, он даже не подтвердил свое намерение. Я же не стал напоминать. Вот и получается, что мы удивляемся то Японскому, то Китайскому, то Твйваньскому или иному «чуду». При этом не поддерживая в финансовом плане идеи российских научных научных работников и изобретателей. Развитые страны потому и развитые, что «ловят на лету» появляющиеся идеи. Российские же «денежные мешки» и политики черствы к развитию интеллектуального потенциали страны. Лишь вдохновенно болтают и скулят по то по поводу проблем модернизации, повороту ее к инновационной экономике и прочих направлений развития.Все уходит в свисток, в трескотню. Хорошо лищь получается воровство и «борьба» за власть, которой в итоге не умеют с пользой для народа распорядиться.
Считаю, что данное направление бизнеса весьма перспективно и полезно, поскольку это - реально выигранное время и дополнительные возможности. Желаю быстрого расширения Альбуке, как внутри России, так и за ее пределами!Руководству и всей команде успехов, реализации всех задач и финансового благополучия.