Будущее Китая решится в ближайшие две пятилетки
У Китая есть все предпосылки для того, чтобы стать лидером мировой экономики. Однако сможет ли он сделать это. И если да, то в какие сроки? О проблемах и достижениях Китая корреспонденту «Капитала страны» рассказал заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
У Китая есть все предпосылки для того, чтобы стать лидером мировой экономики. Однако сможет ли он сделать это. И если да, то в какие сроки? О проблемах и достижениях Китая корреспонденту «Капитала страны» рассказал доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, глава Центра экономических и социальных исследований Китая Андрей Владимирович Островский.
1. Темпы роста
Китай, несмотря на кризис, даже в последние годы стабильно сохраняет высокие темпы роста. Сейчас по объему ВВП – 4,9 трлн. долл. – Китай пока здорово отстает от США – 14,2 трлн.долл. Но если Америка будет развиваться такими же темпами, как сегодня – по 2% в год, а Китай сохранит сегодняшние темпы развития – по 10% в год, то перед нами простая арифметическая задачка со сложными процентами: когда Китай догонит США? Ответ на поверхности: к 2020 году Китай догонит Америку. А если к этому добавить, что у Америки огромный государственный долг, который равен примерно объему ВВП, а у Китая такового нет, и китайцы являются основными кредиторами Америки, то уже понятно, чья возьмет.
Конечно, высокие темпы роста ВВП Китай удерживает за счет экспорта. По итогам последних трех лет, до кризиса доля внешней торговли составляла больше 60% от объема ВВП. Однако у Китая есть возможность уменьшить свою зависимость от экспорта. С наступлением кризиса Китай благополучно ужался, объем экспорта уменьшился – в том числе в США и страны Евросоюза – и доля внешней торговли в общем объеме ВВП сократилась до 40%. В результате Китай расширил внутренний рынок, именно туда стала поступать большая часть продукции – а внутренний рынок у Китая огромный – 1 млрд. 334 млн. населения.
Благосостояние китайцев растет, так что за счет внутреннего потребления могут развиваться не только легкая и пищевая промышленность, но и более серьезные отрасли – например, автомобилестроение. Производство автомобилей в Китае растет. За один только прошлый год в стране произведено 18,65 млн. автомобилей всех видов. Уже 2 года Китай по производству автомобилей занимает 1-е место в мире, обогнав США и Японию. При этом экспорт автомобилей в кризис снизился, зато стимулируется внутренний спрос. Китайцы покупают более 10 млн. автомобилей в год. Конечно, рост числа автовладельцев влечет за собой новые проблемы – с парковками, развязками и улучшением качества дорог, но в Китае они успешно решаются, стимулируя тем самым и развитие сопутствующих отраслей: дорожно-строительной, нефтеперерабатывающей и т.д. Например, производство бензина растет в среднем на 8-10 млн. тонн в год, а дизельного топлива – на 15-20 млн. т в год. В 2008 г. было произведено 135 млн. дизтоплива и 61,5 млн. т бензина – этого вполне хватает для нужд китайских автовладельцев.
2. Подушка безопасности
У Китая есть еще один значительный внутренний ресурс, чтобы поддерживать высокие темпы роста ВВП – это огромная сумма денег на депозитах. Согласно данным о доходах финансовых организаций КНР за последние два года, самые большие кассовые доходы приходятся на депозиты. В 2009 г. они составили примерно 3/4 всех кассовых доходов финансовых организаций. 65 трлн. юаней в Китае лежат на депозитах частных лиц и предприятий. Для сравнения, объем ВВП Китая – 39,8 трлн. юаней. При таких депозитах Китай может спать спокойно. Это очень мощная подушка безопасности. Причем на ее создание ушло не так уж много времени: еще в 1984 г. страна была очень бедной, большая часть населения жила ниже уровня прожиточного минимума, а средняя зарплата составляла 60 юаней.
Однако даже в самые трудные времена китайцы традиционно старались отложить часть средств на будущее, поскольку система социального обеспечения начала развиваться в стране лишь в последнее время, и большинству китайцев до сих пор приходится рассчитывать, в основном, на личные сбережения.
Доверие к банкам в Китае очень велико. Ставки их почти не меняются. И хотя ставки по депозитам у них низкие – 2,8–3,2%, зато ставка по кредитам не выше 6%. Стандартная кредитная ставка – 5,36%.
При этом общие темпы инфляции невысокие. Инфляция, которая опережала прирост реальной заработной платы, была отмечена только дважды: в 1988-89 гг. (в период выступлений оппозиции на площади Тяньаньмэнь) и в 1992-1994 гг. (перед началом всех реформ: налоговой, системы труда – когда закрывались нерентабельные предприятия или выгоняли лишних работников с предприятий, и им рекомендовали самим создавать свои частные предприятия). Индекс потребительских цен в 2010 г. составил 103,3%, отпускных цен промышленных предприятий – 105,5%, с Россией даже и сравнивать не стоит.
3. Объемы инвестиций
Наличие огромной массы денег позволяет Китаю увеличивать объем инвестиций в создание инфраструктуры и в основные производственные фонды. Только за последний год доля инвестиций в основные производственные фонды составила 70% от объема ВВП. За последнее время резко увеличились объемы инвестиций в сельское хозяйство и инфраструктуру деревни. Китай строит дороги, мосты, предприятия. Только на антикризисные меры с конца 2008 года руководство КНР потратило 4 трлн. юаней (около 600 млрд. долл.).
Большие объемы инвестиций позволяют ускорить строительство и ввод в действие объектов, что уменьшает срок окупаемости вложенных средств. Отчасти благодаря этому Китаю удается поддерживать индекс потребительских цен на уровне ниже доходов населения – в том числе и в сельской местности. Будь то индекс потребительский, индекс розничных товарных цен, оптовых цен промышленных предприятий – все равно цены на товары ниже уровня доходов населения. В городах же, начиная с 1995 г., сохраняется соотношение прироста ВВП, прироста заработной платы и индекса потребительских цен, при котором реальный прирост заработной платы всегда выше, чем прирост ВВП.
4. Уменьшение социального неравенства
Возрастает объем государственных инвестиций и в различные социальные программы, что также способствует развитию экономики. Одна из злободневных проблем Китая – рост социального неравенства. Степень неравенства в распределении доходов в стране отражает индекс Джини, который варьируется от 0,1 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство). В Китае индекс Джини – 0,415 – это достаточно высокий показатель. Стандартным считается 0,2-0,3. Но у нас этот показатель еще выше, так что не нам Китай критиковать.
Уровень доходов населения в Китае сильно различается в зависимости от районов: восточные, приморские районы гораздо богаче, чем западные. Уровень жизни жителей Шанхая, например, вполне сопоставим сегодня с уровнем жизни жителей Чикаго или Вашингтона. Однако о жителях Тибета или провинции Юньнань этого уже не скажешь – там уровень жизни существенно ниже.
Кроме того, уровень жизни в городе намного выше уровня жизни в деревне. Есть расслоение по отраслям: зарплата в финансовой или компьютерной сфере намного выше, чем, например, в легкой или в сельской промышленности. То есть, в Китае, как и в любом обществе, существуют разрывы по роли и месту в общественной организации труда, по месту проживания.
Чтобы уменьшить разрыв по отраслям, в Китае, как и в других странах, используется механизм дотаций. Через механизм перелива капитала происходит постепенное выравнивание доходов в различных отраслях. В Китае сегодня государство пока еще контролирует цены на отдельные виды продукции, например, на газ и нефть, на транспортные тарифы, дотирует цены на бензин – и правильно делает, потому что иначе могла бы рухнуть экономика. Благодаря госдотациям цены на ключевые товарные позиции – энергоресурсы, транспортные тарифы – держатся на более-менее низком уровне, который выгоден и рентабелен не только для крупных монополий, но и для частных и индивидуальных предпринимателей.
5. Национальные меньшинства
Правительство Китая проводит также планомерную политику по развитию депрессивных регионов, для того чтобы уменьшить их отставание от развитых приморских территорий. При этом немало средств вкладывается в два самых западных автономных района – Тибет и Синьцзян, где проживают национальные меньшинства. Определенные круги за рубежом пытаются превратить эти районы в "очаги нестабильности" и поднять их население на "борьбу за независимость". Между тем очевидно, что без дотаций из госбюджета Китая эти территории просто не смогут существовать. И бюджет Тибета, и бюджет Синьцзяна дефицитны. Синьцзян сейчас обеспечивает себя процентов на 30, а Тибет и на 10% не обеспечивает. В Тибете вся продукция привозная, он живет исключительно за счет Центра. Центр построил там железную дорогу и автомобильную, аэродромы. Конечно, сам Тибет их построить бы не смог.
В Синьцзяне после открытия месторождений природного газа и нефти положение немного улучшилось. Ряд территорий, например, Курля, Турфан, за счет добычи газа стали профицитными. Но в целом у Синьцзяна общий бюджет по-прежнему остается дефицитным. Правда, этот район активно развивается, и лет через 10-15 судьба Синьцзяна будет примерно такой же, как у российской Югры: он выйдет на первое место по добыче нефти, а по газу он занимает первое место уже сегодня. Сейчас в Синьцзяне идет строительство жилья для сельских жителей – на это выделяются очень большие дотации. К каждому уезду прикрепили какую-то провинцию в приморском районе Китая, которая субсидирует строительство жилья для уйгурских крестьян.
Никакого ущемления национальных культур и религий ни в Тибете, ни в Синьцзяне не наблюдается. Очередным поводом для беспокойства западных правозащитников стало решение правительства КНР ввести в школьные образовательные программы в этих районах обучение китайскому языку. Однако это вполне правомерное решение, обоснованное необходимостью иметь единый для всей страны язык. Наряду с китайскими школами в этих автономных районах есть школы и с тибетским языком, и с уйгурским.
Утверждения о почти тотальном закрытии монастырей и мечетей тоже не соответствуют реальному положению дел. В Тибете монастырей очень много, все главные монастыри, которые действовали еще до образования КНР, продолжают действовать. В Синьцзяне в ряде городов, по статистике, мечетей больше, чем школ, и влияние мулл в этом районе весьма велико.
К сожалению, большой авторитет религиозных деятелей используется зарубежными кругами, которые пытаются искусственно разжечь вражду на национальной почве.
6. Подъем жизни на селе
Китайские руководители неоднократно повторяли; "Мы в долгу перед селом". Село жило хорошо в первые годы реформ, сразу после перехода на систему подворного подряда, до 1984 г. С 1984 г. село начали ущемлять – прирост реальных доходов сельских жителей был всего 3-5%.
По антикризисной программе 2008 г. большая часть средств пошла в инфраструктуру сельских районов: чуть меньше 2 трлн. юаней из общей суммы в 4 трлн. юаней. И результаты не замедлили сказаться. В 2010 г. прирост ВВП составил 10,3%, а прирост реальных доходов сельского населения – 10,9%. За последние 25 лет впервые рост доходов сельского населения превысил рост ВВП. До этого он всегда был ниже.
Однако Китаю еще предстоит решить целый ряд проблем, связанных с жизнью на селе. Главные из них – это избыток крестьян и перераспределение земель. Когда в 1978 г. в стране внедрили систему подворного подряда (по подряду крестьянин отдавал государству установленный объем продукции по госценам, а остаток мог продать сам по рыночным ценам), то уже тогда выяснилось, что количество крестьян в Китае избыточно, 800 млн. – это слишком большая цифра. Как и во всем мире, доля сельского населения в Китае снижается. Сегодня между городом и деревней находится примерно 200 млн. жителей Китая. В деревне они не нужны, зато в городах в приморских районах сейчас возникает серьезный дефицит рабочей силы. По-прежнему остро стоит сегодня и проблема перераспределения земель. На бывших крестьянских землях строят дороги и предприятия. Самих крестьян при этом переселяют в другие места.
7. Социальные программы
Резко увеличились за последнее время объемы инвестиций в сферы социального страхования и здравоохранения. Еще в 90-е гг. говорили о том, что туда вкладывается мало средств, народу слабо доступно образование, здравоохранение, и на сегодняшний день эти проблемы, конечно, еще остаются. Например, значительная часть населения, особенно сельского, не охвачена пенсионной системой. Но если посмотреть на цифры, то в настоящее время системой городского пенсионного обеспечения пользуется 235 млн. человек, системой страхования по безработице – 127 млн. человек (при увольнении с работы можно до двух лет получать деньги – небольшие, но жить на них можно), системой медицинского страхования в городах – 165 млн. человек, страхования от несчастных случаев на производстве – 149 млн. чел., системой страхования при родах – 108 млн. человек.
Все эти программы страхования строятся по принципу "трех третей": часть денег предоставляет государство (из госбюджета), часть – предприятие (доля от фонда заработной платы), часть перечисляется из зарплаты застрахованного гражданина.
Село менее затронуто системой социального страхования – там это одна из важнейших проблем. Но если раньше крестьянин, который уходил на работу в город, не пользовался системой городского социального страхования, и при несчастных случаях на производстве дело предоставлялось на усмотрение фирмы, которая нанимала работника, то сейчас бывших крестьян, проработавших больше года на предприятии, берут на учет в городскую систему социального страхования.
В деревне стабильно действует так называемая "система пяти обеспечений": бедным семьям там доплачивают из местного бюджета деревни.
8. Уровень образования
Значительные средства вкладываются также государством в сферу образования. Уровень охвата образованием в Китае стабильно растет. По охвату средним образованием из заканчивающих начальную школу 99% переходят в среднюю; из средней школы 1-й ступени в полную среднюю школу (в Китае образование 6+3+3) – т.е. после 9 классов в следующие три класса (до 12) переходит 85%; и из полной средней школы в вузы поступает 77%. Такой высокий уровень поступления и низкий уровень отсева означает, что где-то через 10 лет средний уровень образования в Китае будет очень высоким. Причем в Китае срок получения полного высшего образования (12+4+2) будет составлять 18 лет. То есть, у большей части населения время обучения будет составлять 18 лет: с 6 до 24 лет.
Cегодня в Китае средняя продолжительность обучения составляет 7,5 лет – это неполное среднее образование, ожидаемая – 11,4 года. Пока Китай отстает от Америки. Там средняя продолжительность обучения составляет 12,4 года, ожидаемая – 15,7 лет. Это довольно высокий показатель. Выше США на сегодняшний день только Норвегия и Новая Зеландия (12,5), в Германии средняя продолжительность обучения составляет 12,2 года.
В России средняя продолжительность обучения составляет 8,8 лет – это ниже, чем в 90-х гг., т.е. люди не заканчивают даже среднюю школу. Ожидаемая продолжительность – 14 лет.
9. Инновации
Китайцы уже сделали пробный запуск истребителя пятого поколения J-20, запускают в космос людей, сфотографировали обратную сторону Луны. Китай уже показал своими запусками в космос, что у них тоже высокий уровень технологий. Китайский компьютер “Тяньхэ” (Млечный путь) – самый быстродействующий в мире, занимает 1-е место. То есть технологический уровень Китая сегодня уже достаточно высок, им есть, что показать. Конечно, на сегодняшний день Китай еще не вышел на американский уровень, но, судя по всему, это будет достигнуто в течение ближайших 5-10 лет.
10. Проблема энергоресурсов
Одной из самых важных проблем для Китая является дефицит энергоресурсов. Пока главный энергоресурс Китая – это каменный уголь. По объему его добычи – порядка 2973 млн. т – страна занимает 1-е место в мире. Импорт угля тоже увеличивается, и цены на него быстро растут.
Доля нефти в энергопотреблении Китая невелика и составляет всего около 18%. Китай производит около 200 млн. т нефти, столько же примерно импортирует и будет импортировать еще больше.
Наращивает Китай и добычу, и импорт природного газа. Однако ожидания нашего Газпрома, что Китай согласится покупать газ по его цене ничем не оправданы. У Китая есть более выгодные варианты. В 2006 г. было подписано соглашение о поставках газа с Туркменией: она поставляет газ по цене 150 долл. за 1000 кубометров по газопроводу, который проложен через Казахстан и Узбекистан. В Китай поступает также сжиженный газ из Катара и Австралии. Быстрыми темпами строится газопровод, по которому пойдет газ из Мьянмы. Газпром должен бороться за китайский рынок, а не просто стоять и ждать у моря погоды.
Большие планы у Китая в отношении ресурсов Африки, туда вбрасываются довольно серьезные деньги. Китай входит в структуры нефтяных, газовых и прочих компаний, добывающих ресурсы в Африке. В настоящее время Ангола, Судан и Ливия входят в десятку ведущих импортеров нефти в КНР. Доля внешней торговли с африканскими странами увеличилась в разы. Еще 10 лет назад объем внешней торговли едва-едва превышал 10 млрд. долл. – со всеми странами Африки, от Египта до ЮАР. Сегодня этот объем уже больше 120 млрд. долл. в год.
11. «Бронепоезд на запасном пути»
Не последнюю роль в укреплении авторитета экономики играет рост военного потенциала страны. Так, авторитет американского доллара поддержан, в основном, военной мощью США: они печатают бумажки, а за счет огромного военного бюджета объясняют, что эти бумажки надо признавать за настоящие деньги. Но Китай тоже очень резко увеличил военный потенциал. Поэтому убедить его в ценности доллара Америке уже не удается, тем более, что Китай является главным кредитором США. Военные потенциалы США и Китая, конечно, пока не соотносимы, но просто так воевать с Китаем никто уже не захочет.
При этом решать территориальные споры Китай сегодня предпочитает мирным путем. Так, для присоединения Тайваня он налаживает с ним тесные экономические связи и стремится использовать ту же модель объединения, что и в Гонконге: «одна страна – две системы». Уже сегодня Тайвань идет по этому пути. В 2000–2008 гг., когда там правила Демократическая прогрессивная партия во главе с Чэнь Шуйбянем, провозглашался курс на независимость и особый статус Тайваня. Правящая сегодня партия Гоминьдан придерживается другой точки зрения: что Китай – это родина предков, что надо объединяться. Сегодня идет торг об условиях этого объединения. Смены политического курса в ближайшее время вряд ли стоит ожидать, поскольку предыдущий президент Чэнь Шуйбянь был уличен в коррупции и дискредитировал себя и свою партию. Сегодня Тайвань с Китаем заключают все больше и больше соглашений, которые экономически привязывают Тайвань к Китаю. Когда наступит момент, когда Тайвань будет экономически привязан к КНР уже окончательно, тогда будут подписываться и другие соглашения.
12. Решающие пятилетки
Нет никаких оснований считать, что в ближайшие 10 лет Китай станет лидером мировой экономики и займет место США. Однако достичь лидирующих позиций к 2020 г. Китай вполне может. У Китая есть множество внутренних проблем, но те же самые проблемы есть и у США: те же национальные проблемы, те же экономические. Самая главная проблема США – проблема госдолга. В Китае такой проблемы не стоит. Однако вместо нее есть проблема не менее серьезная.
Сейчас Китай вступает в решающий период, когда и определится дальнейшая тенденция его развития. Он уже дошел до того периода, когда не может развивать экономику за счет массового привлечения рабочей силы. В 2015 году Китай выйдет на так называемую "точку Льюиса", когда доля экономически активного населения в общей численности населения будет максимальной. Начиная с 2014–2015 гг. доля экономически активного населения (населения в рабочем возрасте) начнет неуклонно снижаться, увеличится количество пенсионеров. Это результат многолетней политики "одна семья – один ребенок". Поэтому Китаю необходимо переходить от экстенсивных форм развития производства к интенсивным – т.е. больше ориентироваться на повышение производительности труда на единицу работника: больше новинок, больше новых станков, оборудования, новых проектов.
Если Китай в ближайшие 5-10 лет (с 2011 по 2020 г.) сможет совершить такой переход в производстве, значит, он останется лидером. Не сможет – значит, с ним случится то же, что произошло в свое время с Японией, Турцией и Кореей. Поэтому китаеведы очень внимательно следят сейчас за материалами, которые касаются социально-экономического развития страны в 12-й пятилетке (2011-2015 гг.), которая начинается в этом году. В марте 2011 г. состоится сессия Всекитайского собрания народных представителей – это аналог российской Госдумы, – на которой будут обсуждаться основные планы, как будет развиваться Китай в ближайшие 5 лет. От развития Китая в ближайшие две пятилетки будет зависеть, сможет ли он удерживать высокие темпы прироста ВВП (от 7 до 13% в год) или упадет до 4-6%, а то и ниже.
Написать комментарий
Живу в Китае 8 лет. Могу сказать, что это статья типичного китаефила. Индекс потребительский цен, рост доходов, объемы инвестици, как в России все плохо и бла-бла-бла. Ничего не говорится про неспособность справится с экологической проблемой (Пекин и во многом почти весь север Китая сейчас постоянно в адском дыму), поскольку многие заводы работают полулегально, а проверки проводятся чисто формально. Про ужасное качество продуктов в магазинах Китая и огромный фактический (а не на бумаге) рост цен на многие продукты. Чтобы не быть голословным - ездил в январе 2014 г. в Россию. Литр молока в тетрапаке стоил 42 рубля. В Китае в это же время полтитра молока в тетрапаке стоило 7,2 юаня. 7,2 * 5,8 = 41,8. Т. е. на 100% дороже, чем в России. Многие другие товары тоже оказались на 30-50% дороже, перечислять долго. Про замороженное строительство и города-призраки. Про сверхдорогое сырье, поскольку источники сырья сосредоточены в руках 2-3 монополистов. И, как следствие, про цену продукции, например, черной и цветной металлургии, которая на 20-30% выше общемировых, из-за чего Китай не может продать ее на мировых рынках, а внутри страны эта продукция не нужна, т. к. все крупные города застроены, малые развиваются более медленными темпами, чем растет производства, люди по 3 года ждут получения номеров на автомобили и поэтому автомобили тоже продаются медленнее, чем растет производство. И прочее...