Борьба с пьянством в разгаре
С нового года российские власти развязали антиалкогольную кампанию, цель которой – снижение потребления крепких алкогольных напитков. Какие инструменты используются в борьбе против спиртного? Как в связи с этим выглядит российский рынок алкогольных напитков, что изменилось на нем с 1 января 2013 года и будут ли в России пить больше пива и вина?
С 1 января карманы россиян уже смогли полноценно ощутить удар от поднятия цен на водку. Стоимость привычного напитка к праздничному застолью выросла на 30%. Таким образом, самая дешевая поллитровая бутылка стала стоить вместо 125 рублей, как было прежде, – 190. Правда, вряд ли граждане поняли, что это первый шаг в программе Владимира Путина по снижению потребления алкоголя.
Президент весьма обеспокоен тем фактом, что на душу населения в России по статистике приходится от 16 до 19 литров чистого алкоголя. По данным ВОЗ, это один из самых высоких показателей по миру. Поэтому к 2020 году (такое дополнение к Стратегии-2020) Путин решил сократить это количество вдвое.
Если и дальше перечислять цифры, то с алкоголем в России связано как минимум 20% смертей среди мужского населения и 9% среди женского. В 2012 году от алкогольного отравления умерло 23 тысячи человек, а от сопутствующих алкоголизму болезней – 75 тысяч. По данным Института Гайдара, на российском рынке алкогольной продукции преобладают крепкие напитки – 51%. Такое преобладание характерно для «северного типа» потребления алкоголя. На пиво приходится 38%, а на вино 11%. Если пиву и вину удастся заместить собой крепкие напитки и получить большую долю на рынке, то это будет менее вредно для населения.
Но с 1 января текущего года акциз на 25% подняли и на пиво. В следующем году планируется поднять его еще на 20%, несмотря на то, что 2012 год тоже был отмечен подъемом налогового сбора, который ослабил позиции таких иностранных производителей, как Carlsberg и Anheuser Busch Inbev. Невысокий спрос в Западной Европе приводит пивные концерны в Россию, где между тем сохраняется «северный тип» потребления, с этого года запрещена реклама алкоголя в Интернете и СМИ, а также ежегодно повышается акцизный сбор. Но есть и неоспоримые плюсы этого рынка и они не ограничиваются высоким спросом и большим числом потребителей.
Конечно, жизнь концернам несколько осложняет и новый закон, согласно которому пиво можно купить в ограниченном количестве с 8 утра до 23 часов вечера. Но он оставляет право продавать слабоалкогольные напитки уличным ларькам, для которых это более существенная проблема. В 2011 году запрет на продажу пива в ларьках угрожал малому предпринимательству, о чем неоднократно заявляло объединение мелких предпринимателей «ОПОРА России».
С введением строгих мер и поднятия налогов растет и черный рынок. По данным «РИА Новости», в 2012 году на алкогольном рынке России находилось 1,3 млрд бутылок крепкого спиртного, которые не были обложены налогом. В новом году это количество может вырасти на 300 тысяч единиц, что будет являться обратной реакцией на рост цен. Согласно исследованию Института Гайдара поднятие цен на крепкие алкогольные напитки в ходе 2000-х годов привело к тому, что выросло потребление пива и вина. Еще в 1995 году 80% рынка алкогольных продуктов занимала водка, а пиво только 14%.
Сегодняшняя проблема сводится к тому, что налоги на крепкие и слабоалкогольные напитки сравнялись. Разница между налоговыми сборами на водку и алкоголь составляет 25%. Тем не менее, российские акцизы значительно ниже европейских при сопоставимой цене и это главное, почему концерны все еще топчут здесь траву. В Европе акциз на пиво равняется 19,1% от его стоимости, тогда как в России при той же цене 13,8%. То же самое и среди крепких алкогольных напитков: в Европе 37,5%, а в России – 28,8%. Именно это различие позволяет российской пороговой экономике быть привлекательной для мировых производителей алкоголя.
Понятно также и то, почему сам Путин достаточно дистанцировался от антиалкогольной кампании. Опыт Михаила Горбачева середины 1980-х годов показывает, как нелегко приходится политику в России, решившему объявить сухой закон. Но если в 80-х действовали ограничительными мерами, то сегодня в ход пущены экономические инструменты регулирования, подающиеся как невидимая рука рынка. Из исследования Института Гайдара следует, что сбалансированная и согласованная налоговая политика могжет привести к смене типа потребления алкоголя, не сокращая при этом приток средств от акцизных сборов в государственную казну.
Но любые реформы в области распространения алкоголя всегда сопряжены не только с политикой и экономикой. Немаловажным остается и здравоохранение. В 1980-х от сухого закона эта область пострадала наибольшим образом. Задирание цен на традиционную водку в России может привести к резкому росту употребления стеклоочистителей и одеколонов среди населения. И забывать об этом нельзя.
Написать комментарий