Большой театр завершил 249-й сезон, отметив его фестивалями русской классики. В центре внимания — Мусоргский, Чайковский и Прокофьев, чьи шедевры звучали на главной сцене страны.
Завершился 249-й предъюбилейный сезон Большого театра. Какими музыкальными акциями он был знаменателен? В начале сезона были представлены оперные фестивали русских композиторов-классиков 19-го века. И первый из них был посвящен творчеству Модеста Мусоргского. И получил название «Наш Мусоргский. Из глубины…». В его программе прозвучали два шедевра композитора — исторические народные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина» и две комические оперы на сюжеты произведений Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба», а также неоконченная драматическая опера «Саламбо», впервые представленная на сцене Большого театра.
Следующий фестиваль назывался «Чайковский. Коллекция». В его программе были представлены как оперные, так и балетные спектакли. Среди них самые любимые публикой оперы на сюжеты Александра Пушкина — «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и «Мазепа», а также «Чародейка», «Иоланта» и весенняя сказка «Снегурочка» драматурга Александра Островского, очаровательную музыку к которой написал Петр Чайковский. Три балета композитора — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», которые постоянно входят в репертуар Большого театра. К каждому из названных фестивалей были выпущены великолепные буклеты. (фото).
Третий фестиваль, осуществленный на сцене Большого театра, был посвящен русскому композитору, классику 20-го столетия Сергею Прокофьеву. Он назывался «Прокофьев. Коллекция». Как известно, композитор подарил Большому театру много страниц совершенной балетной и оперной музыки. В программу фестиваля вошли непревзойденный балет «Ромео и Джульетта» и историческая постановка «Иван Грозный», оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Маддалена», а еще два известных детских спектакля «Петя и волк» и «Гадкий утенок».
Последней премьерой 249-го сезона Большого театра стала опера Сергея Прокофьева «Семен Котко», написанная композитором в 1939 году. Тематику для своей оперы автор выбирал очень тщательно. В основе либретто оперы «Семен Котко» известная повесть Валентина Катаева «Я, сын трудового народа» о событиях Гражданской войны 1918-го года на Украине. Новую версию оперы, как поучительной исторической притчи, представили музыкальный руководитель Валерий Гергиев и режиссер-постановщик Сергей Новиков. Финальная фраза главного героя «Пришел солдат с фронта и пришел на фронт» становится смысловым камертоном масштабного спектакля. Выразительность партитуры Прокофьева велика и многообразна, в ней немало глубинных красот, тревог и «предсказаний». Однако в летописи Большого театра значится лишь одно обращение к данному названию: в 1970 году спектакль поставил великий Борис Покровский в декорациях Валерия Левенталя. Ансамбль исполнителей был «золотым»: Семен Котко — Владимир Атлантов в окружении Елены Образцовой, Галины Вишневской и Тамары Милашкиной. Четырьмя годами позже именно в этом составе спектакль был показан на гастролях в миланском театре La Scala. Интерес был огромен, но путь на иные крупные сцены он опере не проложил. Но ныне опера обрела не только назидательную актуальность, но и блистательный состав исполнителей — нынешних звезд Большого театра, таких как Игорь Морозов, Екатерина Морозова, Светлана Лачина, Алина Черташ.
Заметим также, премьерный спектакль оперы Сергея Прокофьева «Семен Котко» транслировался на огромном экране на здании Большого театра в Москве. «Мечта Прокофьева стать первым композитором музыкального театра осуществилась. Он верно угадал свое место в истории русской сцены. Без музыки Прокофьева немыслим ни театральный ХХ век, ни Большой театр нашего времени», — написала музыковед Ирина Коткина.
Написать комментарий