Банкиры получают премии за убытки и провоцируют кризис
Кризис обнажил колоссальные недостатки в современной финансовой системе. Один их них связан с практикой выплат бонусов банковскому менеджменту. Каковы же реалии в этой сфере? И как с этим начинают бороться регулирующие органы всех стран?
Система бонусов и премий в банках грозит подорвать доверие к банковской системе и вызвать новую волну банковского кризиса. Волна общественного возмущения несоразмерно высокими доходами банкиров заставила правительства ряда стран попытаться ограничить размер банковских премий и бонусов и поставить их в зависимость от результатов работы банка в течение более продолжительного времени. Однако подобные ограничения имеют смысл, лишь если они действуют на международном уровне. Пока же главам 20 ведущих стран мира не удалось достичь единого мнения по этому вопросу, а банкиры стремятся действовать в обход их предписаниям.
1. Бонусные выплаты зачастую превышают прибыль банков. Несмотря на кризис и необходимость сокращения расходов, многие банки не намерены экономить на бонусах и премиях своим сотрудникам. Банковское руководство мотивирует подобную позицию стремлением удержать ценных специалистов. Примечательно, что подобная забота о служащих характерна, в первую очередь, для крупных банков, получивших солидную антикризисную помощь от государства.
В начале августа в США с новой силой разгорелся скандал по поводу выплат годовых бонусов банками, получившими финансовую помощь от правительства. Генеральный прокурор Нью-Йорка Эндрю Куомо считает, что "бонусные выплаты во всех ведущих банках в прошлом году не соответствовали условиям экономического кризиса и тем серьезным потерям, которые эти финансовые институты понесли. Bank of America, который получил от властей 45 млрд. долл., выплатил бонусов на 3,3 млрд. долл. При этом 172 работника получили по 1 млн. долл., а четыре топ-менеджера поделили между собой 64 млн. долл. Citigroup, который в настоящее время на треть принадлежит правительству, выдал вознаграждений по 1 млн. долл. 738 своим сотрудникам. И это на фоне годовых потерь в размере 18,7 млрд. долл. и госпомощи на 45 млрд. долл. Merrill Lynch выплатил бонусов на 3,6 млрд. долл., при этом четырем топ-менеджерам достался 121 млн. долл. Пикантности ситуации добавляет то, что сам банк из-за финансовых проблем был поглощен Bank of America. Всего же в девяти банках вознаграждение свыше 1 млн. долл. получили 4793 сотрудника", - сообщает РБК daily.
"Примечательно, что бонусные выплаты таких финансовых гигантов, как Goldman Sachs, Morgan Stanley и JP Morgan Chase, оказались значительно больше чистой прибыли банков по итогам 2008 года. Goldman Sachs, получивший от правительства 10 млрд. долл., выплатил в виде бонусов 4,8 млрд. долл., в то время как его прибыль составила всего лишь 2,3 млрд. долл. Morgan Stanley, также получивший 10 млрд. долл. госкредита, выплатил 4,5 млрд. долл. премиальных, хотя заработал 1,7 млрд. долл. Пакет госпомощи JP Morgan составил 25 млрд. долл., бонусные выплаты - 8,69 млрд. долл., а годовая прибыль - 5,6 млрд. долл. При этом JP Morgan занял первое место по числу сотрудников, получивших бонусы свыше 1 млн. долл.: таких в банке оказалось 1,6 тыс. из 225 тыс. сотрудников", отмечается в издании. Общая сумма бонусов, выплаченных девятью национальными банками, составила 32,6 млрд. долл. - это примерно четверть от всего объема средств, предоставленных государством (125 млрд. долл.).
Конгресс США считает, что правительство должно иметь право непосредственно вмешиваться в процесс принятия решений о выплате вознаграждений руководителям Уолл-стрит. В противном случае подобные траты денег налогоплательщиков в разгар финансового кризиса могут поставить под угрозу не только жизнеспособность самих банков, но и экономику США, подчеркивают законодатели.
Российский Минфин в начале года тоже попытался ограничить доходы руководства банков, в особенности тех, которые получили господдержку. Однако его инициатива несколько запоздала. Сбербанк, например, к этому времени уже выплатил 23 членам правления 933 млн. рублей премиальных. Те же банки, которые в начале года отказались от выплаты бонусов, с лихвой компенсируют это теперь, выплачивая "размороженные" годовые бонусы или заменяя их полугодовыми и ежемесячными. По данным "Обзора банковского сектора Российской Федерации" Банка России, во втором квартале банки на треть увеличили долю управленческих и организационных расходов, включая затраты на персонал. Ранее, начиная со второго полугодия прошлого года, банки сокращали эту статью расходов, в том числе за счет закрытия филиалов и увольнения сотрудников. Самое резкое падение - в три раза - было зафиксировано в первом квартале текущего года. Сегодня затраты на персонал в Промсвязьбанке, например, по словам начальника управления сводной отчетности банка Антона Ефремова, составляют не менее половины в организационных и управленческих расходов.
При этом в большинстве банков доходы топ-менеджеров растут на фоне замедления, а то и снижения зарплат рядовых сотрудников - таков вывод из результатов подсчетов "Ъ", составленных по данным ежеквартальной отчетности более 50 банков. Например, средняя зарплата члена правления ВТБ во втором квартале выросла на 6,8% и составила 1,9 млн. руб. в месяц, при этом доход рядового сотрудника увеличился на 1,8% - до 71,6 тыс. руб. Как пояснили "Ъ" в пресс-службе банка ВТБ, в квартальном отчете учитываются не только зарплаты, но и какие-либо другие выплаты руководству банка. "Увеличение объясняется началом отпускного сезона и соответствующими выплатами. У сотрудников показатель по заработной плате обусловлен сокращением количества персонала в течение второго квартала", - пояснили в пресс-службе ВТБ.
Доход руководителей банка "КИТ Финанс" во втором квартале оказался на 25,5% больше, чем в первом - по 450,12 тыс. руб. на каждого члена правления, зарплаты рядовых сотрудников выросли в среднем на 12,3% - до 44 тыс. руб. Доходы члена правления Юниаструмбанка выросли на 102% до 718,4 тыс. руб., зарплата рядового сотрудника упала почти на 3%, составив во втором квартале 38,3 тыс. руб. Подобные тенденции также следуют из отчетности Газэнергопромбанка, Россельхозбанка, БТА банка. При этом представители банков уверяют, что эти колебания доходов связаны не с повышением или изменением зарплат, а с изменением числа сотрудников или количества рабочих дней.
2. Можно ли ограничить доходы руководства банков? Самую решительную позицию по этому вопросу занял президент Франции Николя Саркози. Согласно представленной им программе, все банки обязаны раскрывать сведения о вознаграждениях, а также информацию о методике оценки рисков и эффективности деятельности банкиров и трейдеров (то есть, людей, которые в интересах банка заключают договоры на фондовых биржах, валютном и товарном рынках). При этом в договоры с новыми сотрудниками не будет включаться пункт о гарантированных премиальных. Кроме того, как сообщает LENTA.RU, "предполагается заморозка всех бонусных выплат банковским трейдерам сроком на три года. Руководство финансовых организаций продолжит получать премии, но по новой схеме: треть суммы бонуса будет выплачиваться в виде опционов на акции или самих акций. Остальные две трети премии банкиры смогут получить не раньше, чем через три года после получения первой трети". При этом размер этой оставшейся части "будет зависеть от результатов деятельности всего банка в целом. В случае убытков, размер компенсации может быть сокращен, а то и вовсе получатель бонуса окажется должен финансовой организации - за убытки от действий топ-менеджмента предусмотрена система штрафов".
Пока этот закон носит обязательный характер лишь для банков, получивших госпомощь. Однако Саркози настоятельно порекомендовал придерживаться этих правил и руководству остальных банков (в том числе и иностранных, но работающих на территории Франции), предупредив, что в противном случае государство откажется с ними сотрудничать. В частности, власти не будут нанимать "строптивые" банки для размещения очередных выпусков гособлигаций. "В 2009 году Франция разместит облигаций на 155 миллиардов евро. Для этого уже были привлечены британские банки Barclays и HSBC, швейцарский Credit Suisse, а также французские BNP Paribas и Societe Generale", поясняет LENTA.RU.
К запрету на бонусы, гарантированные на период более года, в начале сентября призвали также министры финансов Швеции, Франции, Испании, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов, справедливо считая, что система ограничительных мер будет эффективной лишь после принятия ее на международном уровне. В совместном заявлении на страницах шведской ежедневной газеты Dagens Nyheter министры отметили, что "риски, связанные с системами бонусов должны быть под очень строгим наблюдением". "Риски слишком высоки, когда ошибки нескольких людей могут повлиять на все население", - говорится в статье.
Общие рекомендации по ограничению бонусных выплат частично были выработаны на прошедшем в начале сентября в Лондоне саммите глав финансовых ведомств и Центробанков 20 крупнейших государств мира. В согласованном проекте заявления "Группы двадцати" (G20) говорится, что выплата премий должна производиться только через несколько лет - когда станет очевидным позитивный результат деятельности того или иного менеджера. Предлагается также включать в контракты банкиров пункт, согласно которому бонус придется вернуть в том случае, если по прошествии времени их решения окажутся неверными. Кроме того, премии предполагается выплачивать не деньгами, а акциями компаний. Таким образом, финансовое положение менеджеров будет напрямую зависеть от успеха их компаний. По мнению министра финансов Великобритании Алистера Дарлинга, подобные меры заставят руководящих работников думать о долговременных перспективах своих банков и действовать более ответственно. Обсуждение этих предложений продолжится на саммите лидеров G20 в Питтсбурге 24-25 сентября.
Международный опыт регулирования вознаграждений банкиров учтен и в России. В первой декаде сентября Центробанк опубликовал в "Вестнике Банка России" письмо "О регулировании систем материального стимулирования в кредитных организациях". Согласно этому документу, размер бонусов должен напрямую зависеть от рентабельности в долгосрочной перспективе, уровня принимаемых рисков и стоимости капитала банков. Предусматривается также обязательное "раскрытие информации о принципах начисления вознаграждений, запрет на вознаграждения при отрицательных результатах деятельности, отсрочка в выплате бонусов, санкции к банкам за выявленные недостатки в системе вознаграждения. В документе ЦБ есть ссылка на закон США об экономической стабилизации, который вовсе не предполагает бонусов и "золотых парашютов" для топ-менеджеров банков, получавших господдержку до момента ее возврата", сообщает "Коммерсантъ".
Однако многие эксперты сомневаются в жизнеспособности всех этих мер. Глава Ассоциации британских банков (BBA) Анджела Найт считает, что ограничение бонусов приведет к бегству талантов из одного финансового центра в другой. "Это может привести к тому, что квалифицированные специалисты просто уйдут из этой сферы", - опасается председатель правления Оргрэсбанка Игорь Буланцев. "Если рекомендации ЦБ будут носить обязательный характер, российские банкиры будут применять схемы их обхода", - предполагает партнер агентства Top Contact Артур Шамилов. Можно, например, заменить бонусы выплатой дополнительных вознаграждений за участие в советах директоров дочерних банков и компаний, не получивших господдержку, рассуждает эксперт. Кроме того, бонусы можно заменить разработкой дополнительных опционных программ.
1. Бонусные выплаты зачастую превышают прибыль банков. Несмотря на кризис и необходимость сокращения расходов, многие банки не намерены экономить на бонусах и премиях своим сотрудникам. Банковское руководство мотивирует подобную позицию стремлением удержать ценных специалистов. Примечательно, что подобная забота о служащих характерна, в первую очередь, для крупных банков, получивших солидную антикризисную помощь от государства.
В начале августа в США с новой силой разгорелся скандал по поводу выплат годовых бонусов банками, получившими финансовую помощь от правительства. Генеральный прокурор Нью-Йорка Эндрю Куомо считает, что "бонусные выплаты во всех ведущих банках в прошлом году не соответствовали условиям экономического кризиса и тем серьезным потерям, которые эти финансовые институты понесли. Bank of America, который получил от властей 45 млрд. долл., выплатил бонусов на 3,3 млрд. долл. При этом 172 работника получили по 1 млн. долл., а четыре топ-менеджера поделили между собой 64 млн. долл. Citigroup, который в настоящее время на треть принадлежит правительству, выдал вознаграждений по 1 млн. долл. 738 своим сотрудникам. И это на фоне годовых потерь в размере 18,7 млрд. долл. и госпомощи на 45 млрд. долл. Merrill Lynch выплатил бонусов на 3,6 млрд. долл., при этом четырем топ-менеджерам достался 121 млн. долл. Пикантности ситуации добавляет то, что сам банк из-за финансовых проблем был поглощен Bank of America. Всего же в девяти банках вознаграждение свыше 1 млн. долл. получили 4793 сотрудника", - сообщает РБК daily.
"Примечательно, что бонусные выплаты таких финансовых гигантов, как Goldman Sachs, Morgan Stanley и JP Morgan Chase, оказались значительно больше чистой прибыли банков по итогам 2008 года. Goldman Sachs, получивший от правительства 10 млрд. долл., выплатил в виде бонусов 4,8 млрд. долл., в то время как его прибыль составила всего лишь 2,3 млрд. долл. Morgan Stanley, также получивший 10 млрд. долл. госкредита, выплатил 4,5 млрд. долл. премиальных, хотя заработал 1,7 млрд. долл. Пакет госпомощи JP Morgan составил 25 млрд. долл., бонусные выплаты - 8,69 млрд. долл., а годовая прибыль - 5,6 млрд. долл. При этом JP Morgan занял первое место по числу сотрудников, получивших бонусы свыше 1 млн. долл.: таких в банке оказалось 1,6 тыс. из 225 тыс. сотрудников", отмечается в издании. Общая сумма бонусов, выплаченных девятью национальными банками, составила 32,6 млрд. долл. - это примерно четверть от всего объема средств, предоставленных государством (125 млрд. долл.).
Конгресс США считает, что правительство должно иметь право непосредственно вмешиваться в процесс принятия решений о выплате вознаграждений руководителям Уолл-стрит. В противном случае подобные траты денег налогоплательщиков в разгар финансового кризиса могут поставить под угрозу не только жизнеспособность самих банков, но и экономику США, подчеркивают законодатели.
Российский Минфин в начале года тоже попытался ограничить доходы руководства банков, в особенности тех, которые получили господдержку. Однако его инициатива несколько запоздала. Сбербанк, например, к этому времени уже выплатил 23 членам правления 933 млн. рублей премиальных. Те же банки, которые в начале года отказались от выплаты бонусов, с лихвой компенсируют это теперь, выплачивая "размороженные" годовые бонусы или заменяя их полугодовыми и ежемесячными. По данным "Обзора банковского сектора Российской Федерации" Банка России, во втором квартале банки на треть увеличили долю управленческих и организационных расходов, включая затраты на персонал. Ранее, начиная со второго полугодия прошлого года, банки сокращали эту статью расходов, в том числе за счет закрытия филиалов и увольнения сотрудников. Самое резкое падение - в три раза - было зафиксировано в первом квартале текущего года. Сегодня затраты на персонал в Промсвязьбанке, например, по словам начальника управления сводной отчетности банка Антона Ефремова, составляют не менее половины в организационных и управленческих расходов.
При этом в большинстве банков доходы топ-менеджеров растут на фоне замедления, а то и снижения зарплат рядовых сотрудников - таков вывод из результатов подсчетов "Ъ", составленных по данным ежеквартальной отчетности более 50 банков. Например, средняя зарплата члена правления ВТБ во втором квартале выросла на 6,8% и составила 1,9 млн. руб. в месяц, при этом доход рядового сотрудника увеличился на 1,8% - до 71,6 тыс. руб. Как пояснили "Ъ" в пресс-службе банка ВТБ, в квартальном отчете учитываются не только зарплаты, но и какие-либо другие выплаты руководству банка. "Увеличение объясняется началом отпускного сезона и соответствующими выплатами. У сотрудников показатель по заработной плате обусловлен сокращением количества персонала в течение второго квартала", - пояснили в пресс-службе ВТБ.
Доход руководителей банка "КИТ Финанс" во втором квартале оказался на 25,5% больше, чем в первом - по 450,12 тыс. руб. на каждого члена правления, зарплаты рядовых сотрудников выросли в среднем на 12,3% - до 44 тыс. руб. Доходы члена правления Юниаструмбанка выросли на 102% до 718,4 тыс. руб., зарплата рядового сотрудника упала почти на 3%, составив во втором квартале 38,3 тыс. руб. Подобные тенденции также следуют из отчетности Газэнергопромбанка, Россельхозбанка, БТА банка. При этом представители банков уверяют, что эти колебания доходов связаны не с повышением или изменением зарплат, а с изменением числа сотрудников или количества рабочих дней.
2. Можно ли ограничить доходы руководства банков? Самую решительную позицию по этому вопросу занял президент Франции Николя Саркози. Согласно представленной им программе, все банки обязаны раскрывать сведения о вознаграждениях, а также информацию о методике оценки рисков и эффективности деятельности банкиров и трейдеров (то есть, людей, которые в интересах банка заключают договоры на фондовых биржах, валютном и товарном рынках). При этом в договоры с новыми сотрудниками не будет включаться пункт о гарантированных премиальных. Кроме того, как сообщает LENTA.RU, "предполагается заморозка всех бонусных выплат банковским трейдерам сроком на три года. Руководство финансовых организаций продолжит получать премии, но по новой схеме: треть суммы бонуса будет выплачиваться в виде опционов на акции или самих акций. Остальные две трети премии банкиры смогут получить не раньше, чем через три года после получения первой трети". При этом размер этой оставшейся части "будет зависеть от результатов деятельности всего банка в целом. В случае убытков, размер компенсации может быть сокращен, а то и вовсе получатель бонуса окажется должен финансовой организации - за убытки от действий топ-менеджмента предусмотрена система штрафов".
Пока этот закон носит обязательный характер лишь для банков, получивших госпомощь. Однако Саркози настоятельно порекомендовал придерживаться этих правил и руководству остальных банков (в том числе и иностранных, но работающих на территории Франции), предупредив, что в противном случае государство откажется с ними сотрудничать. В частности, власти не будут нанимать "строптивые" банки для размещения очередных выпусков гособлигаций. "В 2009 году Франция разместит облигаций на 155 миллиардов евро. Для этого уже были привлечены британские банки Barclays и HSBC, швейцарский Credit Suisse, а также французские BNP Paribas и Societe Generale", поясняет LENTA.RU.
К запрету на бонусы, гарантированные на период более года, в начале сентября призвали также министры финансов Швеции, Франции, Испании, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов, справедливо считая, что система ограничительных мер будет эффективной лишь после принятия ее на международном уровне. В совместном заявлении на страницах шведской ежедневной газеты Dagens Nyheter министры отметили, что "риски, связанные с системами бонусов должны быть под очень строгим наблюдением". "Риски слишком высоки, когда ошибки нескольких людей могут повлиять на все население", - говорится в статье.
Общие рекомендации по ограничению бонусных выплат частично были выработаны на прошедшем в начале сентября в Лондоне саммите глав финансовых ведомств и Центробанков 20 крупнейших государств мира. В согласованном проекте заявления "Группы двадцати" (G20) говорится, что выплата премий должна производиться только через несколько лет - когда станет очевидным позитивный результат деятельности того или иного менеджера. Предлагается также включать в контракты банкиров пункт, согласно которому бонус придется вернуть в том случае, если по прошествии времени их решения окажутся неверными. Кроме того, премии предполагается выплачивать не деньгами, а акциями компаний. Таким образом, финансовое положение менеджеров будет напрямую зависеть от успеха их компаний. По мнению министра финансов Великобритании Алистера Дарлинга, подобные меры заставят руководящих работников думать о долговременных перспективах своих банков и действовать более ответственно. Обсуждение этих предложений продолжится на саммите лидеров G20 в Питтсбурге 24-25 сентября.
Международный опыт регулирования вознаграждений банкиров учтен и в России. В первой декаде сентября Центробанк опубликовал в "Вестнике Банка России" письмо "О регулировании систем материального стимулирования в кредитных организациях". Согласно этому документу, размер бонусов должен напрямую зависеть от рентабельности в долгосрочной перспективе, уровня принимаемых рисков и стоимости капитала банков. Предусматривается также обязательное "раскрытие информации о принципах начисления вознаграждений, запрет на вознаграждения при отрицательных результатах деятельности, отсрочка в выплате бонусов, санкции к банкам за выявленные недостатки в системе вознаграждения. В документе ЦБ есть ссылка на закон США об экономической стабилизации, который вовсе не предполагает бонусов и "золотых парашютов" для топ-менеджеров банков, получавших господдержку до момента ее возврата", сообщает "Коммерсантъ".
Однако многие эксперты сомневаются в жизнеспособности всех этих мер. Глава Ассоциации британских банков (BBA) Анджела Найт считает, что ограничение бонусов приведет к бегству талантов из одного финансового центра в другой. "Это может привести к тому, что квалифицированные специалисты просто уйдут из этой сферы", - опасается председатель правления Оргрэсбанка Игорь Буланцев. "Если рекомендации ЦБ будут носить обязательный характер, российские банкиры будут применять схемы их обхода", - предполагает партнер агентства Top Contact Артур Шамилов. Можно, например, заменить бонусы выплатой дополнительных вознаграждений за участие в советах директоров дочерних банков и компаний, не получивших господдержку, рассуждает эксперт. Кроме того, бонусы можно заменить разработкой дополнительных опционных программ.
Написать комментарий
Доводы о важности фактора ухода высоко квалифицированных топ-менеджеров (из-за невозможности выплатить им дополнительное вознаграждение) на дальнейшее ведение бизнеса банка – это жалкая уловка, которую руководство банка использует для шантажа акционеров/инвесторов. Когда речь идет об увольнениях рядовых сотрудников теми же управленцами произносится сакраментальная фраза "незаменимых людей нет - есть незаменённые" и в качестве обоснования приводятся доводы об эффективности организационной системы управления и контроля за рисками, при которых индивидуальным решениям, например дилера, должна "противостоять" система контроля за лимитом, процедурами, операций на рынках и.т.д. Если отстроенная орг.система работает четко как часы, т.е. контролеры выполняют свою работу качественно, дилеры не могут превышать полномочия и все "винтики" крутятся, то компания останется на плаву. А вот если в банке руководитель позволяет квалифицированному "топу" замкнуть объемы на себя, выстраивая в первую очередь личные отношения, тогда жалобы на необходимость выплаты бонусов, как единственное средство удержать ценные кадры превращается в единственную возможность сохранить руководителю свое лицо.
Конечно, сегодняшнее положение топ-менеджеров крупнейших банков весьма завидное. Изложенные в статье решения проблемы увеличивающихся бонусов при одновременном сокращении доходов самого банка интересны, но спорны. Ведь, действительно, после запрета таких бонусов, менеджеры либо уйдут в другую сферу, либо найдут им другое название. Но, с другой стороны, ситуацию неизменной оставлять нельзя, ведь менеджеры теряют мотивацию развивать банк, которым управляют, так как все равно получат бонусы. Программа Николя Саркози является наиболее оптимальной, но наверняка в ближайшей перспективе такая система в мире возможна только для банков, поддерживающихся государством.