Арктика на триллион. Во что готовы вложиться российские власти, чтобы открыть дорогу инвесторам?
В апреле были озвучены стратегические планы по освоению российской Арктики. О них говорили и на международном Арктическом форуме в Санкт-Петербурге, и на Ямале в поселке Саббета на выездном совещании Совета Федерации РФ по опережающему развитию Арктики. Государство рассчитывает вложить около 1 трлн рублей в создание инфраструктуры в этом регионе.
Государственные приоритеты
По словам Владимира Путина, Арктика – это мировые запасы ресурсов, которые должны работать для блага всего человечества.
Глава государства уверен, что освоение Арктики обязательно даст новый импульс для роста инновационных технологий и экономики. При реализации перспективных проектов в этом регионе будет создано большое количество новых вакансий для ученых, инженеров, рабочих в разных отраслях промышленности, прежде всего судостроительной, дорожной, строительной.
Президент РФ поручил разработать систему преференций для инвесторов, которые готовы вкладываться в проекты по освоению и развитию российской Арктики. Проект соответствующего закона будет внесен в Государственную Думу до первого июля, рассмотрен во время осенней сессии, а с 1 января 2020 года - вступит в силу.
Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко подчеркнула, что необходимо разработать законодательную базу для четкого и плодотворного сотрудничества федеральных и региональных властей, представителей частного бизнеса и государства, а также защищать социальные и экологические интересы при развитии арктических регионов.
Далекая и доступная
Арктика должна стать одним из самых привлекательных для инвестиций российских регионов. Для этого государство решило создать на Крайнем Севере новую транспортную инфраструктуру.
По словам вице-премьера РФ Максима Акимова, объем финансирования этого проекта за счет государственных и частных средств может превысить триллион рублей. «Пока что запланированы инвестиции в 730 миллиардов, из них около 400 миллиардов – это государственные средства из разных уровней бюджета, потому что там есть и финансирование от регионов. Но мы оцениваем, что достигнем триллиона рублей к 2024 году», – сказал Акимов в интервью РИА «Новости».
Глава Минвостокразвития Александр Козлов в свою очередь подчеркнул, что инфраструктура в Арктике должна появляться раньше, чем запускается новое производство. «Инфраструктура – это ответственность государства. Если мы сделаем раньше, а инвестор немножко задержится, мы сможем это пережить. Если инвестор сделает раньше, то он не сможет это время подождать, и для предприятия это может закончиться плохо», – заявил министр на полях Международного Арктического форума.
Здесь же было сказано, что через пять лет грузопоток по Северному морскому пути будет увеличен в четыре раза – до 80 миллионов тонн.
«В горизонте 2030-х годов мы рассчитываем добавить значимую часть международного транзита и выйти только в восточном направлении растущих рынков Юго-Восточной и Восточной Азии на 110-120 миллионов тонн», – заявил на МАФ глава атомной корпорации Алексей Лихачёв.
К этому времени «Росатом» рассчитывает сделать навигацию по Севморпути круглогодичной, создав флот новых атомных ледоколов-пять новых универсальных судов по 60 МВт и сверхмощный ледокол «Лидер» на 120 МВт.
Прямо на форуме в Санкт-Петербурге между «Совкомфлотом» и новой российской верфью «Звезда» на Дальнем Востоке заключено соглашение о строительстве первого российского танкера-газовоза класса Arc7 для «Арктик СПГ 2». По техническим требованиям этот танкер будет соответствовать судам типа «Кристоф де Маржери», заказанным в 2013 году в Южной Корее для обслуживания «Ямал СПГ» и круглогодичной транспортировки в сложных ледовых условиях. «НОВАТЭК» уверен, что к 2030 году только СПГ с Ямала по Севморпути будет экспортироваться 70 миллионов тонн в год.
Арктический газ
Еще в семидесятые годы прошлого века на Ямале было открыто крупное Южно-Тамбейское месторождение природного газа. В 2010 году приняли решение о строительстве газоперерабатывающего предприятия. Выяснилось, что климатические условия Арктики идеальны для подобного производства. Завод собирали из готовых блоков, доставленных по Северному морскому пути. А в 2017 уже была произведена первая партия сжиженного природного газа на "Ямал СПГ". К 2025 году объемы поставки СПГ и других грузов должны достигнуть восемьдесят миллионов тонн. Уже сейчас "НОВАТЭК" начинает реализацию следующего грандиозного проекта на Ямале – «Арктик СПГ-2».
В морском порту Ямала – поселке Саббета еще недавно жили только небольшие партии геологов, а сейчас вахтовым методом здесь работает более тридцати тысяч человек.
Производство СПГ стало одним из приоритетов развития региона. Именно сжиженный газ как топливо все больше используют для водного грузового и пассажирского транспорта, СПГ является основным ресурсом газа в Японии и все больше – в Китае. Доля России на этом рынке сейчас около полутора процентов. Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко сообщила, что к 2030 году Россия должна занять пятую часть мирового рынка СПГ. И для этого даже не потребуется строительство трубопроводов. Уже сегодня морские перевозки по Северному морскому пути осуществляются с помощью современных танкеров-газовозов, а в дальнейших планах – полностью автоматизированные управляемые перевозки.
По воздуху, земле и воде
На Ямале в ближайшие пять лет будет реализовано самое большое количество транспортных проектов среди всех арктических регионов. Это строительство Северного широтного хода (СШХ) и СШХ-2, автодороги Надым – Салехард, реконструкция аэропорта Нового Уренгоя, строительство моста через реку Пур, расширение морского порта Сабетта, строительство СПГ-терминала «Утренний» для «Арктик СПГ 2» и нефтяного терминала «Ямбург», а также аэродрома на Гыдане.
При этом «НОВАТЭК» будет создавать инфраструктуру для еще двух своих СПГ-заводов, а «Газпром» реконструирует порт в Харасавэе. Таким образом до 2024 года в экономику Ямало-Ненецкого автономного округа будет вложено 500–600 миллиардов рублей.
Не только ЯНАО, но и вся Арктика от Мурманска до Чукотки будет участвовать в инновационных проектах. Уже сейчас активно развиваются авиационные перевозки, создается компания "Арктика" авиаторами Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
В результате появится возможность полноценного освоения минерально-сырьевой базы центральной части Российской Арктики, включая ее шельфовую часть. А западная часть округа перестанет быть «островной», из Нового Уренгоя до Салехарда можно будет добираться на поезде и по автомагистрали круглый год.
Написать комментарий
Глупость очередная, чтобы круглогодично ходить через Севморпуть нужны грузоаые суда усиленного ледового класса, их нет у нас и еще нет у иностранцев, так кого там собираются проводить ледоколы ?
Красиво! Только что от этого получит простой россиянин: учитель, врач, комбайнёр, металлург. А что будут иметь олигархи и бизнесмены? А может всё это по дешёвке уйдёт за границу, например в Китай?
Патриотично радует! Класс!