Американская оборона от китайской электромобильной экспансии 1. Дракон расправил крылья.

Некогда грандиозный автомобильный сектор промышленности США до сих пор имеет решающее значение для общего состояния экономики, несмотря на эпохальные серии сжатий, продолжающихся под ударами конкурентов уже более 50 лет. Однако американская автомобильная промышленность слишком велика, чтобы потерпеть неудачу, если Америка хочет иметь надежный производственный сектор и динамичную экономику с передовыми технологиями, которая в конечном итоге помогает поддерживать обороноспособность США.
Исторически на долю этого сектора приходилось от 3 до 3,5% валового внутреннего продукта США. В этой отрасли в общей сложности занято 9,7 млн американцев, что составляет около 5% от общей занятости в частном секторе. Около 1 млн рабочих мест непосредственно в сборочном процессе со средней заработной платой 29 долларов в час. Кроме того, каждое рабочее место в автомобильной промышленности США создает почти 10,5 других рабочих мест в отраслях по всей экономике. В 2022 году американские компании инвестировали 48,4 млрд долларов в автомобильные исследования и разработки (НИОКР), что составило около 39 процентов мировых инвестиций в автомобильные НИОКР. Эта отрасль поддерживает целую экосистему производителей США: от сталелитейной промышленности до производства полупроводников. Например, эта отрасль представляет собой ядро металлообработки и связанных с ней отраслей, которые содержат важные возможности двойного назначения (например, ключевые роли, которые Ford и GM сыграли в строительстве танков, транспортных средств и самолетов во время Второй мировой войны).
Однако былое американское автомобильное могущество интенсивно угасает и мощный удар по нему наносит Китай, который уже более 15 лет как опережает США на мировом рынке (Рис.1). Отметим, наиболее агрессивное падение США началось после 2001 года когда Китай был принят в ВТО.

Китай уже стал не просто серьезной силой, а доминирующим игроком в мировом автомобильном производстве: с 1985 года, когда страна производила всего 5200 легковых автомобилей, до 26,8 миллионов — 21 процент мирового производства — в 2024 году. В 2023 году Китай обогнал Японию, став крупнейшим в мире экспортёром автомобилей. Если текущие тенденции мирового производства сохранятся, аналитики прогнозируют, что к 2030 году Китай будет производить 36 миллионов автомобилей в год, или 4 из каждых десяти автомобилей, производимых в мире, поскольку годовой экспорт автомобилей достигнет 9 миллионов автомобилей, что в девять раз превышает экспорт Китая в 1 миллион автомобилей в 2000 году.
Китайское лидерство на рынке электромобилей еще более впечатляющее. В 2024 году Китай произвел около 70 процентов из 17,3 миллионов электромобилей, произведенных в мире. В том же году Китай лидировал в мире по объему экспорта электромобилей – 1,25 млн единиц, что составило 40 процентов от мирового рынка. Аналогичным образом, мощность производства аккумуляторов в Китае в 2022 году составляла 0,9 тераватт-часов, что составляет примерно 77 процентов от общего мирового объема. Китай также установил почти монополию на производство компонентов аккумуляторов для электромобилей, поставляя почти 85 процентов активных катодных материалов, включая химические соединения на основе никеля, марганца и кобальта (NMC) и фосфата лития-железа (LFP), а также более 90 процентов производства активных анодных материалов.
Наконец, Китай уже добился лидерства в инновационных разработках для производства электромобилей. Китайские автопроизводители сейчас опережают практически всех остальных на протяжении всей цепочки поставок электромобилей. Например, китайская компания BYD сейчас разрабатывает технологию «мгновенной зарядки» — систему зарядки/аккумулятора, которая, по утверждениям компании, «может добавлять два километра запаса хода в секунду или 400 километров за пять минут», что будет в три раза быстрее, чем у суперчарджера Tesla (и в среднем быстрее, чем зарядка мобильного телефона). Т.е. Китай не просто едет впереди всех на мировом рынке электромобилей, но едет с продолжающимся ускорением. Темп технологического обновления модельного ряда китайских электромобилей достиг немыслимых высот. Китайские производители электромобилей предлагают модели для продажи в среднем в течение 1,3 лет, прежде чем они будут обновлены или освежены, по сравнению с 4,2 годами для иностранных брендов.
Сегодня размах китайской автомобильной отрасли в целом и ее передового электромобильного сектора достиг таких впечатляющих масштабов, что позволяет говорить о полном экономическом превосходстве над конкурентами. В 2018 году в Китае было зарегистрировано более 500 стартапов, занимающихся электромобилями, к середине 2024 года их число сократилось примерно до 200, а к августу 2025 года — примерно до 130. Тем не менее, сохраняется значительный избыток мощностей по производству электромобилей в Китае от 5 до 10 миллионов автомобилей в год.
Достигнутый эффект масштаба в производстве электромобилей является главным фактором, помогающим сектору выпускать электромобили с меньшими затратами и наращивать инновации. Распределение затрат на НИОКР на растущий объем выпуска и продаж помогает китайским компаниям как сокращать издержки производства и отпускную цену изделия, так и увеличивать вложения в инновации. По одной из оценок стоимость производства китайских электромобилей вдвое ниже, чем европейских за счет достигнутого технологического превосходства.
Итак, китайский электромобильный дракон расправил крылья и покрывает всю планету своим могуществом. Но уж очень быстро этот «дракарис» прошел путь от едва вылупившегося малыша, ползающего по телу матери, до матерого доминирующего хищника. Секреты этой акселерации раскроем в следующей статье.
Написать комментарий