Американцы оценивают шансы мира на Украине
В то время как избранный президент Дональд Трамп продолжает говорить о своей решимости достичь мира на Украине – хоть и не за 24 часа, но быстро, как только придет в Белый дом, его помощники, будущие руководители администрации выдвигают в прессе различные варианты, как будут достигнуты прекращение огня, перемирие, разрешение конфликта. В это же время американцы высказывают свои суждения на этот счет, отвечая на опросы общественного мнения.
Декабрьский опрос службы Гэллапа показал, что во многом их оценки основаны на их нынешних представлениях, что ни одна сторона не получает военные преимущества на поле боя – так считают 68%, при этом 24% полагают, что военное преимущество у России и 12%, что у Украины. Кроме того, с начала конфликта, большинство американцев высказывает симпатии и поддержку Украине, а не России. Так, апрельский опрос The Economist/YouGov показал, что 68% считают Украину «союзником или дружественной страной», и лишь 14% - «недружественной или враждебной», остальные затруднились дать оценку. В отношении России оценки противоположные: только 16% считают её союзником или дружественной страной, а 83% - страной недружественной, враждебной.
Надо сказать, что американцы оценивали позиции Джо Байдена и Дональда Трампа по конфликту на Украине как сильно отличающиеся.
Оценки американцами позиций Дж.Байдена по конфликту на Украине близки к их собственным – по их мнению, Байден видит в Украине «союзника и друга» - так думали 77%, по сравнению с 5%, которые полагали, что Байден считает Украину врагом.
Позицию Трампа в отношении конфликта они оценивают иначе. По мнению 42% участников опроса, Трамп считает Россию «союзником или дружественной страной», и также 42% американцев - что Трамп оценивает Россию как «врага». Столь же противоречивые отношения у Трампа к Украине – по мнению 36% американцев он относится к этой стране как к «другу», и 38% как к «недругу». Остальные не имели мнения.
Эта близость отношения американцев к конфликту позициям демократов должна была бы дать дополнительные голоса Камале Харрис, преемнице Байдена. Так, вероятно, и произошло, только прибавка эта была весьма незначительной, поскольку проблемы внешней политики, и в частности, конфликта на Украине играли на выборах весьма малую роль – только 7% называли их важными при выборе кандидата.
Дональду Трампа больше не избираться, тем не менее, ему хочется добавить к своим достижениям ореол миротворца среди своего населения и в мире, поэтому ему важна поддержка общественным мнением тех вариантов завершения конфликта, которые исходят от его будущей администрации.
Прежде всего следует отметить, что американское общественное мнение с начала конфликта в феврале 2022 года было на стороне Украины, и соответственно, поддерживало военную и иную помощь США. По данным Гэллапа, в первые месяцы конфликта, в августе 2022 года, большинство в 74% считало, что оказываемая американская помощь - такая, какая должна быть или её нужно увеличить, лишь 24%считало, что помощь слишком велика. За почти три года конфликта постепенно выросло до 37% число людей, считающих, что США делают слишком много для помощи Украине, но по-прежнему почти две трети – 61% считают, что помощь оптимальна или недостаточна.
Как и по многих другим проблемам, мнения демократов значительно отличаются от предпочтений республиканцев: 67% сторонников республиканской партии считают сейчас, что Америка делает слишком много для помощи Украине, по сравнению с 11% демократов и 35% независимых избирателей. При этом надо понимать, что оценка «делается слишком много», означает требование сократить военную помощь.
Эти оценки ситуации на Украине и роли Америки в помощи этой стране проявляются в оценках американцев путей прекращения военного конфликта, которые на данный момент обсуждаются в прессе, как потенциальные предложения администрации Трампа.
Эти варианты фактически сводятся к двум подходам к будущим переговорам, которые и рассматриваются в опросах: «Какие действия США в российско-украинском конфликте вы бы предпочли – пытаться закончить конфликт как можно быстрее, даже если это будет означать сохранение Россией территорий, которые она заняла на Украине, или поддерживать Украину в возвращении территорий, которые заняла Россия, даже если это приведет к продолжению конфликта между двумя странами».
Этот вопрос задавался в опросах Гэллапа два с половиной года, и ответы на него существенно менялись. В августе 2022 года 66% американцев выступали за возвращение потерянных территорий, даже ценой продолжения вооруженного конфликта; в декабре 2024 года число сторонников этого варианта снизилось до 48%. Напротив, численность сторонников окончания конфликта «как можно скорее» выросла за это время с 31% до 50%. Эта динамика связана, прежде вего с позицией республиканцев – численность их сторонников «мира любой ценой» выросла до 74%.
В целом же отношение американцев к этим двум подходам остановки военных действий разделилось примерно пополам – 48% на 50%, что можно считать «свободу рук» для Трампа. В то же время, исход возможных переговоров и соглашений будет в не меньшей степени зависеть от позиций других сторон конфликта. Гэллап провел сходный опрос на Украине, который показал, что больше половины украинцев выступают за скорейшее прекращение военных действий путем переговоров. Несколько больше половины из них готово пойти на территориальные уступки как часть мирного соглашения.
Написать комментарий