08 ИЮЛ, 10:52 МСК
USD (ЦБ)    78.7185
EUR (ЦБ)    92.4138


Актуальная тематика работы российско-индийской межправительственной комиссии

8 Июля 2025 127 0 Экономика
Актуальная тематика работы российско-индийской межправительственной комиссии

Российско-индийская межправительственная комиссия укрепляет сотрудничество: от регулярных заседаний до цифровизации и новых рабочих групп. Как развивается ключевой инструмент двустороннего взаимодействия?

В предыдущей статье мы описали роль российско-индийской межправительственной комиссии в экономическом сотрудничестве стран, а теперь разберем некоторые конкретные вопросы и механизмы работы этого института.

Начиная с 23-го пленарного заседания, проведённого 14 сентября 2018 года (Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией: подписана 04 октября 2000 года. – Текст: электронный // Министерство Иностранный Дел РФ. – URL: www.mid.ru/... (дата обращения: 25.03.2025).) в российской столице, наблюдается устойчивая тенденция

к институционализации цикличности как полноформатных заседаний Межправительственной комиссии, так и регулярных двусторонних встреч сопредседателей. Пространственно-временное чередование площадок (Москва — Нью-Дели — формат видеоконференцсвязи), реализуемое на основе принципов функционального паритета, подтверждает равноправность сторон в архитектуре двустороннего взаимодействия, подчеркивая симметричную природу политико-организационного баланса внутри данного механизма.

Формализованная периодичность встреч на высоком уровне, включая сессии, состоявшиеся 8 ноября 2022 года В Русском доме в Нью-Дели прошла конференция "Индия-Россия: Международный семинар молодых исследователей" / Текст: электронный // Министерство Иностранных Дел РФ. – URL: mid.ru/.../ (дата обращения: 25.03.2025)., 6 марта 2023 года

(в дистанционном формате) Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе / Текст: электронный // Правительство РФ. – 2025. – URL: government.ru/... (дата обращения: 25.03.2025), а также 26 декабря 2023 года Протокол к Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Индией о сотрудничестве в сооружении в Индии атомной электростанции от 20 ноября 1988 г. и Дополнению к нему от 21 июня 1998 г., подписанный 26 декабря 2023 г. (временно применяется Российской Федерацией с 27 декабря 2023 г.). – Текст: электронный // Официальное опубликование правовых актов. – URL: publication.pravo.gov.ru/... (дата обращения: 25.03.2025), указывает

на консолидацию устойчивого управленческого цикла, обладающего функциями мониторинга исполнения достигнутых договоренностей, так и механизмами модификации повестки, обусловленной актуальными трансформациями макроэкономического и геоэкономического характера. В этом контексте 24-е (апрель 2023 года) и 25-е (ноябрь 2024 года) заседания зафиксировали не только количественное и качественное расширение спектра взаимодействия, но и обозначили трансгрессию МПК

от традиционно-консультативного инструмента к программно-целевому модулю, ориентированному на управляемую реализацию многоуровневых двусторонних инициатив.

По состоянию на первую половину 2025 года, в институциональной конфигурации Комиссии обеспечивается функционирование 18 рабочих групп и 9 подгрупп Совместное заявление по итогам XXI российско-индийского саммита «Россия – Индия: партнёрство во имя мира, прогресса и процветания»: опубликовано 6 декабря 2021 года. – Текст: электронный // Кремль. – URL: special.kremlin.ru/... (дата обращения: 25.03.2025), каждая из которых обладает высокой степенью институциональной автономности при неизменном сохранении функциональной стратификации в рамках интегративной управленческой модели. Дерегуляция процесса формирования указанных рабочих структур, осуществляемая преимущественно посредством протокольных решений Комиссии, обеспечивает процедурную оперативность и нормативную эластичность, позволяя гибко адаптировать структурные единицы к динамично меняющимся приоритетам двусторонней повестки.

Функционально-тематическая диверсификация рабочих групп охватывает ключевые сегменты национального и наднационального экономического развития — от традиционной индустриальной и энергетической проблематики до современных форм цифровизации, гуманитарного взаимодействия, логистической синергетики и финансово-банковской координации. Такая комплексная стратификация способствует глубокому тематическому проникновению в предметные области, институционализированной проработке проблемных полей и методическому оформлению нормативно-правовых актов, меморандумов

и соглашений, транслируемых в повестку заседаний МПК. Собственные регламентные процедуры, включающие утверждение повесток и ведение протоколов, закрепляют статус данных структур как полноценных субинституциональных субъектов внутри Комиссии, обладающих как координационными, так и инициативно-экспертными функциями.

В соответствии с административно-правовым предписанием Правительства Российской Федерации от 22 мая 2023 года № МД-П2-6655, функции системного координатора реализации решений, принятых

в рамках 24-го заседания МПК, были централизованы в ведомственной юрисдикции Минэкономразвития России, что свидетельствует

о закреплении концепта «якорного ведомства» как института целевого управления межгосударственными процессами. Подобный подход отражает общую тенденцию к централизации административного контроля и институционализации ответственных субъектов управления в рамках внешнеэкономической политики РФ.

К исполнению обозначенных решений были привлечены 29 субъектов — как федеральных органов исполнительной власти, так и институциональных единиц частно-государственного взаимодействия, включая МИД России, Минфин, Минпромторг, Минэнерго, Минсельхоз, Банк России, Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», а также деловые ассоциации и корпоративные участники внешнеэкономической деятельности (АО «РЭЦ», ТПП России, АК «АЛРОСА», ОАО «РЖД», ГК «Автодор», Деловой совет по сотрудничеству с Индией). Указанным структурам было делегировано исполнение 77 управленческих директив, сопряженных с необходимостью интенсификации межведомственной координации, а также с задачей институционального уплотнения механизма имплементации внешнеэкономических решений в едином стратегическом контуре Денис Мантуров провёл 25-е заседание Межправительственной Российско-Индийской комиссии / Текст: электронный // Правительство России. – 2024. – URL: government.ru/... (дата обращения: 20.03.2025).

Эта архитектура институциональной сопряжённости демонстрирует высокий уровень инкорпорации МПК в национальную парадигму стратегического планирования и, тем самым, транслирует её статус как ключевого связующего элемента между уровнем межгосударственной политической артикуляции и административной конкретизацией вектора внешнеэкономического развития.

Функционирование Комиссии осуществляется на основании договорной модели принятия решений, представляющей общепринятый принцип международного межправительственного взаимодействия, что в свою очередь обеспечивает необходимый уровень политической легитимности, институциональной устойчивости и правовой воспроизводимости. Регулярность проведения заседаний, институциональная фиксация достигнутых договоренностей, а также стратегическая направленность протокольных решений способствуют формированию кумулятивного политико-правового капитала в рамках двустороннего партнёрства, обеспечивая преемственность и устойчивость институционального курса.

Одной из характерных особенностей структурного дизайна МПК является возможность формирования рабочих органов ad hoc, что обеспечивает системе высокую адаптивность к изменяющимся внешним

и внутренним условиям. В условиях усиливающейся геоэкономической турбулентности, нестабильности глобального нормативного порядка и эскалации санкционного давления, подобная организационная гибкость становится краеугольным элементом устойчивости, повышая способность МПК оперативно реагировать на вызовы международной среды.

Тем не менее, несмотря на относительную зрелость институциональной модели, в деятельности Комиссии сохраняется ряд ограничений, требующих стратегического осмысления и управленческой трансформации. К числу таковых относятся:

  • нерегулярность экспертного взаимодействия в межсессионный период;
  • избыточная нормативно-бюрократическая нагрузка на процесс согласования инициатив;
  • дефицит цифровой трансформации процедур контроля и мониторинга;
  • ограниченная вариативность механизмов оценки эффективности реализуемых решений.

В качестве инструментов институционального усиления МПК целесообразно рассматривать развитие специализированных цифровых платформ взаимодействия, расширение автономности рабочих органов в пределах мандатной модели, а также более активную интеграцию в процесс принятия решений представителей академического сообщества, частного сектора и неправительственных акторов. Расширение институционального ландшафта за счет вовлечения квазигосударственных и мульти-акторных структур может стать катализатором дальнейшей институциональной эволюции Комиссии и повысить ее адаптационный потенциал в условиях многополярной и высоко конкурентной геополитической реальности.

Таким образом, Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству представляет собой многоуровневый, функционально стратифицированный и политически релевантный институт, органично интегрированный в архитектуру стратегического взаимодействия двух государств. МПК выполняет трансмиссионную функцию в цепочке "политическое решение — административная реализация", служит каналом институциональной артикуляции приоритетов и площадкой для выработки скоординированных ответов на вызовы глобального характера.

Анохина Полина Дмитриевна, сотрудник Центрального аппарата Минэкономразвития России
Толкачев Сергей Александрович, д.э.н., профессор
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Полина Анохина
Полина Анохина (соавторы: Толкачев Сергей Александрович)

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more