28 МАР, 19:41 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Может ли туризм стать спасательным кругом для российских регионов?

3 Сентября 2009 9543 4 Редакционные статьи
Может ли туризм стать спасательным кругом для российских регионов?

В некоторых регионах при реализации стратегии выхода из кризиса делается ставка на внутренний туризм. Есть ли в этом какой-то резон? Можно ли так поднять региональную экономику? Какие сложности возникают на этом пути?

1. Развитие туризма - одна из антикризисных мер. Экономические трудности заставляют руководителей многих регионов искать новые возможности пополнения регионального бюджета. В качестве своеобразной палочки-выручалочки зачастую рассматривается туризм. Так, в ряде регионов Урала туризм уже объявлен приоритетной отраслью, власти выделяют средства на его развитие и принимают законы, призванные его поддержать.

Развитие внутреннего туризма рассматривается как одна из антикризисных мер и правительством России. Министерству спорта, туризма и молодежной политики поручено к осени разработать концепцию федеральной целевой программы до 2025 года по развитию внутрироссийского туризма с учетом пожеланий и возможностей всех регионов. Государство готово взять на себя развитие инфраструктуры - дороги, энергетику. Строительство гостиниц и создание курортов будет осуществляться за счет инвесторов.

"Туризм в условиях кризиса - это та сфера деятельности, которая может вобрать в себя высвобождающиеся кадры из других отраслей. Тут не нужна долгая система переобучения персонала. Сейчас, например, правительство поручило нам срочно разработать проект расширения туристической отрасли в городе Байкальске, чтобы вовлечь туда работников закрывшегося комбината", - отмечает Надежда Назина, директор департамента туристической деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики.

2. Проекты на любой вкус и кошелек. Еще в начале 2007 года было принято постановление о создании в России семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Две из них расположены на Байкале, остальные - на Алтае, в Карелии, в Краснодарском крае (так называемая Новая Анапа), в Калининградской области и на Ставрополье. Планируется, что полностью потенциал этих зон будет реализован в течение ближайших 20 лет. Пока же строительство объектов там только начинается. Лишь на Алтае, где территория зоны "Бирюзовая Катунь" совпала с частично существующей инфраструктурой, в прошлом году уже приняли 130 тысяч туристов и получили первую прибыль.

Конечно, масштабные туристические проекты приносят наибольшую выгоду, но и требуют наибольших вложений, что весьма затруднительно в условиях кризиса. Однако существуют и менее затратные варианты: маршруты для молодежи и студентов, велосипедные маршруты, маршруты на байдарках, пешие походы. В условиях кризиса отмечается рост самодеятельного туризма - ему весьма поспособствуют автокемпинги как социальная альтернатива гостиницам. Интересные для туристов места есть практически в каждом регионе: красивые ландшафты, историко-культурные или этнографические памятники, экстремальные маршруты и т.д. Региональным властям нужно только грамотно реализовать этот потенциал.

3. Статистика внутреннего туризма. Пока, по данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики, большинство россиян (38%) предпочитают пляжный отдых; 20% наших сограждан увлекаются культурно-познавательным туризмом; деловой туризм составляет 18%; 8% россиян предпочитают спортивный или экстремальный отдых, 7% - оздоровительный, 3% - круизный, 2% - сельский. Сегмент экологического, паломнического, событийного и других видов туризма составляет 4% от общей картины, однако в связи с кризисом интерес к нему заметно возрос. Например, количество эко-туристов в первом полугодии, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 18%.

4. Что мешает реализации турпроектов в регионах? Основными трудностями при реализации большинства туристических проектов является неразвитая инфраструктура, высокие цены на транспорт и проживание и нехватка информации.

По соотношению цены и качества внутрироссийские турпродукты чаще всего проигрывают зарубежным. Подмосковные санатории с лечением и отели с развлечениями обходятся в среднем в 1400-3000 рублей в сутки. В Сочи 4-звездочный отель стоит от 5 тысяч рублей в сутки, гостиница экономкласса - от 2 тысяч рублей. В эту сумму обычно входит либо завтрак, либо завтрак или обед, дополнительное питание - в ресторанах за отдельные деньги, развлечения отдыхающие также обеспечивают себе за свой счет. На курортах Кавминвод санаторий с лечением будет стоить 1500-2000 рублей в сутки с полным пансионом и определенными медуслугами. Для сравнения: в Крыму предлагаются отели за 800-1000 рублей в сутки с полным пансионом. Путевка в Турцию в пятизвездочный отель по системе "все включено" в начале августа на восемь дней стоила около 14,3 тыс. рублей на человека. 12-дневный отдых в Греции предлагался за 23 тыс. рублей.

Благодаря хорошему сервису и разумным ценам первое место среди российских курортов занимает сейчас Анапа. Количество отдыхающих в Сочи в этом году сократилось на 30% из-за высоких цен, низкого сервиса и неудобств, связанных со строительством олимпийских объектов.

Стоит отметить, что высокая стоимость туристических услуг в России вызвана не только "алчностью" тех, кто их предоставляет, но и вполне объективными причинами, например, высокой стоимостью аренды и электроэнергии, обилием налогов и т.д. "Мы просим региональные власти снижать налоги для предприятий туристической сферы. Большинство ведь удушающих туризм налогов - региональные. Мы предлагает снизить НДС, ведь в той же Турции этого налога на перевозки нет. Нам надо гармонизировать налоговую политику с международной, иначе наш турпродукт становится неконкурентоспособным", - отмечает Надежда Назина.

Охоту к путешествиям по стране отбивают и неоправданно высокие цены на бензин, а также непомерная стоимость авиа- и железнодорожных билетов. "Цена авиабилета в тот же Улан-Удэ доходит до 30 тысяч рублей на одного человека, семья из четырех человек заплатит уже 120 тысяч. За эти же деньги можно купить тур на Мальдивы или в Италию. И если государство заинтересовано в развитии туристско-рекреационных зон в Сибири, на Алтае, оно должно проводить политику, направленную на снижение стоимости билетов", - считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии.

В этом направлении уже есть первые положительные сдвиги. Впервые за много лет снижены летние тарифы РЖД, предоставляются хорошие скидки на конец августа. В качестве антикризисных мер заключен договор между Росавиацией и авиакомпаниями о субсидировании дальневосточных перевозок пенсионеров и молодежи. Что же касается государства, то никаких субсидий на авиабилеты оно предоставлять не собирается: "Когда особая экономическая зона заработает, число желающих приехать сюда будет больше, чем она сможет принять", - заявил Алексей Кудрин, отвечая на вопрос "Российской Газеты".

Все вышеперечисленные трудности мешают и привлечению инвестиций в туристичкую отрасль. По мнению Ирины Тюриной, учитывая сравнительно медленную окупаемость туристических объектов (7-10 лет, тогда как вложения в строительство офисов и жилья окупаются через два года), инвесторам туристических объектов необходимо предоставлять льготы. "Например, в Греции инвесторам, вкладывающим деньги в строительство гостиницы, проект которой получил одобрение и прошел серьезную экспертизу, государство по завершении работ возмещает 30 процентов затрат", - поясняет Ирина Тюрина.

Она отмечает также отсутствие возможностей для развития в России круизного туризма: "свои теплоходы почти не делают, ввоз импортных судов обложен пошлинами, а иностранные речные суда на внутренние воды не пускают. И сейчас по рекам ходят буквально музейные экспонаты".

5. Развитием внутреннего туризма необходимо заниматься на государственном уровне. По оценкам Всемирной туристской организации при ООН, в среднем по миру доходы от туризма составляют 10,4% от ВВП. В отдельных странах этот вклад значительно выше: в Хорватии - 19%, в Испании - 18,2%, в Австрии - 15%. В России этот показатель в 2008 году составил лишь около 2% ВВП.

При этом понятно, что туристический потенциал нашей страны огромен и спрос в этой отрасли растет даже при нынешнем неблагополучном состоянии дел. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, в прошлом году в России отдохнуло на базах отдыха, санаториях и курортах около 30 млн. человек, за рубеж на отдых выехало 11,7 млн. человек. По данным председателя Госдумы Бориса Грызлова, в 2008 году по внутренним маршрутам страны путешествовало около 32 млн. россиян, что на 16% больше, чем в предыдущем году.

Развитие внутреннего туризма должно стать одним из государственных приоритетов, считает Борис Грызлов. "С туризмом прямо или косвенно связано более 30 отраслей экономики. Для его успешного развития требуется качественная инфраструктура, включающая дороги, мосты, гостиницы, предприятия питания. Все это создает новые рабочие места, дает возможность решить сложные региональные проблемы, преодолеть неоднородность экономического пространства. Наконец, туризм - действенное средство сохранения историко-культурного и природного наследия", - поясняет председатель Госдумы. "Возрождение внутреннего туризма станет знаком возрождения и регионов, и всей страны", - считает Б.Грызлов.

При этом он подчеркивает, что туристические проекты должны быть ориентированы на людей различного уровня достатка. В этой связи необходимо развивать социальный туризм, который "позволяет обеспечить путешествия и отдых всем слоям населения объединенными усилиями и средствами коммерческих предприятий, профсоюзов, общественных организаций, государства".

"Туризм в России имеет огромные перспективы. Но и проблемы, которые предстоит преодолеть, чрезвычайно серьезны. Поэтому только комплексная, грамотно скоординированная государственная политика может послужить рычагом, который будет способствовать динамичному развитию отрасли", - считает Борис Грызлов.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
К
05.05.2011 0 0
Ксения:

Совершенно соглассна с выше сказанными словами...Труизм в России надо развивать,ведь у нас столько красивых мест,которые в несколько даже не побоюсь тысяч раз лучше ,чем заграницой,столько потенциала....только на это требуется много денег,но главное не это ,а хорошие,ответственные люди,которые не будут класть себе в карман.А я вот хотела бы узнать как у нас в России ну например возмем Волгоград, начиная с 2006 года и по 2011г. анализ развития туризма проходил...

Е
25.12.2009 0 0
Екатерина Тишкова:

Про развитие туристического бизнеса в нашей стране можно говорить бесконечно. И всё равно тема останется открытой.У нас самая большая страна в мире. Пусть мы не можем похвастаться субтропическим климатом и морским побережьем типа средиземноморского, посмотреть у нас всегда что-нибудь найдется. Если говорить про туризм России не курортного типа, а именно Урал, Забайкалье, Камчатка, то безусловно по красоте данных мест, с нами мало кто может сравниться. Так вот обладая такими уникальными природными заповедниками наше государство не предоставляет возможности жителям же нашей страны насладиться красотами Дальнего Востока. Один перелет для туристов обойдется дороже, чем двойной отпуск Европе. Относительно курортов России мнение однозначное. Абсолютное несоответствие цены и качества предоставляемых услуг.Природа Черного моря поистине завораживающая..и при грамотном распределении сил и вложенных средств из городов -курортов нашей страны можно было бы сделать любимейшее место отдыха всех россиян и место привлечения иностранных туристов почти на равне с Западно-Европейскими типами городов.. Что у нас делают. Цены оставляют на уровне европейских курортов.Сервис хромает на обе ноги. Если же выбрать вариант самого комфортабельного отеля, то за такие деньги можно два раза в Испании побывать.Вывод...В погоне за престижем, мы забываем что завышенная цена на услуги это не престиж и не определение статуса.И тем не менее народ каждое лето едет отдыхать на Черное море...Каждый год туристы пополняют бюджет Краснодарского края и каждый год администрация остается довольна полученным результатом. А значит ничего не меняется.

Т
24.12.2009 0 0
Тимошенко Екатерина:

Затронутая тема очень актуальна для России – страна большая, действительно есть на что посмотреть, но при нынешнем состоянии наших регионов это становится затруднительно, а порой и не возможно. Проверено на личном опыте, когда прошлой весной отважились прокатиться по "Золотому Кольцу". Мы были шокированы состоянием дорог, кое-где хамским отношением персонала гостиниц, несоответствию цены и качества номеров, пунктов питания и т.д. Перечислять можно много. И ведь это всего в 200-300 км от столицы! Не каждый согласится на такой "экстрим по-русски" и предпочтет скорее заграницу с ее "олл инклюзивом". Абсолютно согласна с автором статьи, что развитием внутреннего туризма надо заниматься на государственном уровне. Действительно необходимо строить дороги, гостиницы, предприятия питания, тем самым создавая новые рабочие места и приумножая бюджет региона. Важно также поддерживать и охранять памятники историко-культурного и природного наследия. Не могу сказать, что подобная работа не ведется. Ведется, но очень медленно и зачастую приурочена к какой-либо знаменательной дате, как, например, 1150-летие великого Новгорода или 1000-летие Казани и Ярославля. Но ведь никто не знает, дождутся ли другие города и их достопримечательности такого юбилея, а значит и реставрации. Заниматься всем этим нужно уже сейчас.

З
16.12.2009 0 0
Зенкович Александра:

Полностью согласна с автором. Туристическая отрасль в России развита очень и очень плохо. И, прежде всего, это, как было сказано в статье, несоответствие цены и предлагаемого качества услуг. Ощущение, что во многих городах развитие остановилось на уровне 70-80х годов прошлого века. Условия в гостиницах оставляют желать лучшего.… Помню, как во время гастролей с балетным коллективом в одном из городов Московской области, в гостинице в центре города, при попытке открыть номер, из-под двери врассыпную бросилась куча тараканов…. Во многих городах Сибири зимой просто не работало отопление и отсутствовала горячая вода. Авиаперелеты между городами стоят нередко столько, что можно за эквивалентную цену одного только авиабилета, полноценно отдохнуть на заграничном курорте, где будет приветливый персонал в отелях, чистые номера и 3х разовое питание. В Европе давно уже существуют и продолжают развиваться, так называемые, бюджетные авиакомпании. В стоимость билета там не включается питание на борту, и билеты зачастую только электронные с регистрацией на рейс через сеть Интернет. Из одного крупного города в другой можно купить авиабилет стоимостью порядка 15-20 евро. У нас нечто похожее можно найти только при перелете между двумя столицами, и то в редких случаях. В нашей стране очень много прекрасных и красивых мест, которые могли бы при должном сервисе и развитой инфраструктуре привлекать много туристов, в том числе и иностранцев. И ведь это могло бы приносить значительные денежные средства в бюджет страны.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more