ФАС как орган, сдерживающий инфляцию
В России цены растут всегда – и в период перегрева экономики, и в кризис. Как же с этим бороться? Как можно обуздать инфляцию? Какую роль в этом процессе играет Федеральная антимонопольная служба? Является ли антимомнопольная политика эффективным инструментом сдерживания цен?
1. Госрегулирование цен или борьба с монополиями? В условиях кризиса российское правительство вынуждено, с одной стороны, использовать все возможные средства для пополнения госбюджета, а, с другой - не допустить роста социальной напряженности. Задачи эти отчасти взаимоисключающие - во всяком случае, если решать их теми методами, которые власти используют сейчас. Так, например, одним из спорных моментов является рост цен. С одной стороны, это один из способов поддержать отечественных производителей, с другой - фактор, сильнее всего влияющий на рост протестных настроений.
Чтобы снизить социальную напряженность и при этом "не обидеть" крупные корпорации и естественные монополии, вместо введения госрегулирования цен на различные категории продукции (за исключением цен на лекарства) государство предоставило бороться с завышением цен Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Деятельность ФАС должна помочь развитию конкуренции, которая и станет естественным механизмом сдерживания цен. До сих пор наибольшее внимание ФАС уделяло отслеживанию ситуации на топливном рынке и на рынке медикаментов - отчасти, возможно, это связано с "госзаказом" от правительства.
2. Больше лекарств - дешевых и разных. С марта этого года ФАС установила постоянный контроль за ростом цен на лекарства. Территориальные органы ведомства ежеквартально отслеживают цены на 100 наиболее востребованных населением лекарственных препаратов среди аптечных учреждений, занимающих доминирующее положение. Причем цены анализируются как на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших, так и не входящие в него. По включенным в перечень лекарственным средствам в каждом субъекте РФ установлены предельные розничные надбавки, превышение которых влечет за собой нарушение закона "О защите конкуренции" (нарушение порядка ценообразования). Розничные цены на лекарства, которые не входят в указанный перечень, сравниваются со средними ценами на сопоставимых рынках. Кроме того, органы ФАС сравнивают рост цен на лекарства с уровнем инфляции и изменением стоимости бивалютной корзины.
По всем случаям установления доминирующими аптеками монопольно высоких цен, нарушения ими порядка ценообразования или участия их в ценовых сговорах ФАС возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Хотя цены на лекарства продолжают расти, но определенные результаты деятельности ФАС все же есть. Так, например, в августе было выявлено 18-67-процентное завышение цен в сети белгородских аптек и 5-20-процентное - в аптеках Воронежа. Областные прокуратуры предложили губернаторам соответствующих регионов принять меры по снижению наценок.
Помимо наказания алчных монополистов ФАС намерена развивать конкуренцию и другими путями. Одним из них, по мнению антимонопольщиков, может стать продажа лекарств в магазинах розничной торговли - с таким предложением выступил Минпромторг. Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что перечень лекарственных средств, разрешенных к продаже в розничных торговых сетях, должен утверждаться Правительством РФ или Минздравсоцразвития. В него могут войти витамины, биологически активные добавки и некоторые безрецептурные препараты. Однако участники фармацевтического рынка опасаются наплыва контрафактной продукции в супермаркеты. "У меня лично данное нововведение вызывает опасение, так как продажу фальсифицированных препаратов через лицензированные аптечные сети не всегда удается отследить, а что будет, когда лекарства будут продаваться через десятки тысяч торговых точек. Кто сможет гарантировать, что мы покупаем то, что покупаем? Уверена, что процент фальсификатов будет стремительно расти. Аптечный рынок может оказаться под угрозой, так как безрецептурные препараты являются самым рентабельным товаром", - поясняет Генеральный директор группы компаний ENMEDCOM Ольга Бажова.
3. Нефтяники не сдаются. Борьба ФАС с завышением цен на бензин стала уже "притчей во языцех". За 2008-2009 гг. было рассмотрено около 200 дел в отношении российских нефтяных компаний - касающихся как оптовых, так и розничных цен. В 113 случаях были признаны нарушения и наложены штрафы, которые в регионах достигли почти полуторамиллиардного уровня. Однако лишь порядка десяти решений уже прошли три судебные инстанции и вступили в законную силу.
Основные претензии ФАС предъявляет четырем крупнейшим российским компаниям: "Роснефть", "ЛУКойл", ТНК-ВР и "Газпромнефть". Каждой из них грозит штраф в миллиард с лишним долларов. Однако "Газпромнефть" в начале года добилась отмены штрафа - ФАС тут же подала протест в суд, но окончательного решения пока не вынесено. ТНК-ВР удалось отстоять свою "дочку" уже в двух инстанциях. Лишь в споре с "Лукойлом" ФАС одержала победу, оштрафовав его на 1,443 млрд. рублей за прошлогоднее повышение цен. Этот единичный успех не оказал существенного влияния на ситуацию с ценами на бензин - он по-прежнему неадекватно дорожает.
Возможно, позиции ФАС усилятся благодаря принятым в конце августа поправкам в антимонопольное законодательство. Они предоставляют антимонопольной службе больше возможностей доказывать свою правоту в судах и предусматривают более суровые наказания для нарушителей - дисквалификацию сроком от 6 месяцев до 3 лет, большие штрафы, возмещение в госказну причиненного ущерба, а также в отдельных случаях тюремное заключение. В так называемом "втором антимонопольном пакете" более точно прописаны понятия "монопольно высокой" и "монопольно низкой" цены, а также "круга лиц, входящих в одну группу и действующих в одном экономическом интересе".
Однако, по мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Александра Шатилова, даже новый антимонопольный пакет вряд ли поможет ФАС добиться серьезных санкций против сговора нефтяных монополистов. "Всерьез нефтяникам ничего не угрожает - нефтяное лобби слишком сильно", - считает Шатилов. Кроме того, по оценке эксперта, как обычно, могут возникнуть проблемы с доказательной базой, поскольку посадить в тюрьму конкретного человека, к тому же топ-менеджера крупной компании, в доказательном плане значительно сложнее, чем наложить штраф.
Гораздо более действенным с точки зрения стабилизации цен может оказаться принудительное требование к монополистам реализовать часть своей продукции на биржах. Такая возможность теперь у ФАС появилась. По мнению аналитика ИК "Финам" Александра Еремина, эта мера, конечно, не понравится нефтяникам, которые при продолжающемся росте цен на нефть стремятся максимально увеличить объемы экспорта, чтобы получить наибольшую прибыль. Зато это поможет уменьшить дефицит сырья на внутреннем рынке, и тем самым устранить одну из причин роста цен на топливо. Инициатива ФАС "позволит, как минимум, стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, причем, возможно, она поспособствует снижению цен на 3-7% от текущего уровня. Таким образом, решение ФАС несет в себе скорее социальную функцию, направленную на борьбу с повышением цен на нефть и его последствиями - главным образом инфляцией, социальной напряженностью и др", - считает аналитик.
4. Система электронных торгов поможет добиться прозрачности рынка. Главным системным решением глава ФАС Игорь Артемьев считает введение системы электронных торгов по госзакупкам, которая, по его мнению, позволит добиться прозрачности рынка. "Сейчас у нас все торги начинаются со сговора чиновника-заказчика и компании, в пользу которой всеми правдами и неправдами отдается лот. Кроме того, есть случаи, когда компания угрожает конкурентам, требуя, чтобы они не приходили на тендер. Анонимность участников исключит подобные ситуации. Если же электронная площадка преждевременно раскроет информацию об участнике аукциона заказчику, то к ней будут предъявляться очень серьезные санкции, вплоть до отстранения от электронных торгов».
Игорь Артемьев готов к тому, что, когда система электронных торгов заработает в полную силу (а случится это уже в будущем году), требование анонимности участников торгов встретит серьезное сопротивление чиновников. Но если удастся ее сохранить, то, по мнению главы ФАС, "система госзаказа станет значительно чище", сообщает "Российская газета.
"Второй антимонопольный пакет" позволяет ФАС обязать компании участвовать в электронных торгах по госзакупкам. Антимонопольщики намерены использовать эти полномочия и вывести на электронные торги около 15% нефтяного рынка.
5. ФАС и новый закон о торговле. ФАС будет проверять также правомерность торговых наценок и следить за исполнением закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", который находится сейчас на рассмотрении в Госдуме. Новый документ, помимо прочего, запрещает включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции (так называемую объемную скидку). Как отметил Игорь Артемьев, в этом законопроекте так называемый порог доминирования фактически приравнен к нулю. Это значит, что ФАС может без предупреждения проверить любую организацию, доля которой на рынке, по мнению ФАС, превышает долю конкурентов. При этом Артемьев отметил, что, если недобросовестными практиками будут заниматься производители товаров, это также будет считаться нарушением, и они будут привлечены к ответственности.
6. Другие сферы внимания ФАС. Антимонопольщики не оставляют без внимания и другие сферы экономики. Желая предупредить взвинчивание цен на электроэнергию в Сибири в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, глава ФАС заявил, что его ведомство будет пристально следить за ценами на электричество и в случае их необоснованного повышения будет возбуждать дела в отношении недобросовестных компаний.
Определенных успехов удалось добиться ФАС в борьбе с монополизацией рынка Интернет-провайдеров в регионах. В частности, "Сибирьтелеком", дочка "Связьинвеста", была вынуждена снизить для местных операторов цены на подключение в 11 раз - с 2500 до 200 рублей, и ежемесячную оплату более чем вдвое - с 250 до 110 рублей. Хотя на затратах потребителей напрямую это не скажется, но зато повысит шансы местных Интернет-провайдеров и создаст здоровую конкуренцию. Пока же в России, как сообщает internet.ru, всего две крупные магистральные сети - "Ростелеком" (дочерняя компания "Связьинвеста") и "Транстелеком". Не ограничиваясь предложением аренды каналов, они предлагают в регионах и услуги провайдеров. При этом до проверки ФАС трафик продавался другим местным операторам по такой цене, что лишал их способности конкурировать с дочками монополистов. В результате, по данным ведущего консультанта J'son&Partners Consulting Григория Бецкова, в Алтайском крае, Иркутской области и республиках Бурятия и Хакасия доля "Сибирьтелекома" сегодня составляет более 70%, в остальных регионах Сибирского ФО - колеблется в районе 25-45%.
В последнее время внимание ФАС привлекли также неоправданно высокие цены на питание и услуги в аэропортах. Представители заведений общепита объясняют их высокой арендной платой, а антимонопольщики - отсутствием конкуренции. Возможно, в ряде случаев ФАС и удастся установить виновных и добиться некоторого снижения цен. Однако создание настоящей конкуренции - например, "независимых" заведений общепита за пределами аэровокзалов - вряд ли удастся добиться. У аэропортовского начальства на этот счет есть такой весомый и непробиваемый аргумент как "обеспечение безопасности".
РЖД, которая решила последовать примеру авиаторов, поводом для изгнания всех точек общепита с вокзалов объявила антисанитарию. В результате к 2010 году следует ожидать нереального взлета цен и в вокзальных буфетах - ФАС снова будет чем заняться.
Впрочем, у антимонопольной службы есть и более глобальные цели. По словам ее главы Игоря Артемьева, принятие третьего "антимонопольного пакета", разработка которого уже началась, поможет ФАС "уничтожить" тормозящий развитие рыночной экономики закон "О естественных монополиях", передает ИТАР-ТАСС.
Чтобы снизить социальную напряженность и при этом "не обидеть" крупные корпорации и естественные монополии, вместо введения госрегулирования цен на различные категории продукции (за исключением цен на лекарства) государство предоставило бороться с завышением цен Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Деятельность ФАС должна помочь развитию конкуренции, которая и станет естественным механизмом сдерживания цен. До сих пор наибольшее внимание ФАС уделяло отслеживанию ситуации на топливном рынке и на рынке медикаментов - отчасти, возможно, это связано с "госзаказом" от правительства.
2. Больше лекарств - дешевых и разных. С марта этого года ФАС установила постоянный контроль за ростом цен на лекарства. Территориальные органы ведомства ежеквартально отслеживают цены на 100 наиболее востребованных населением лекарственных препаратов среди аптечных учреждений, занимающих доминирующее положение. Причем цены анализируются как на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших, так и не входящие в него. По включенным в перечень лекарственным средствам в каждом субъекте РФ установлены предельные розничные надбавки, превышение которых влечет за собой нарушение закона "О защите конкуренции" (нарушение порядка ценообразования). Розничные цены на лекарства, которые не входят в указанный перечень, сравниваются со средними ценами на сопоставимых рынках. Кроме того, органы ФАС сравнивают рост цен на лекарства с уровнем инфляции и изменением стоимости бивалютной корзины.
По всем случаям установления доминирующими аптеками монопольно высоких цен, нарушения ими порядка ценообразования или участия их в ценовых сговорах ФАС возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Хотя цены на лекарства продолжают расти, но определенные результаты деятельности ФАС все же есть. Так, например, в августе было выявлено 18-67-процентное завышение цен в сети белгородских аптек и 5-20-процентное - в аптеках Воронежа. Областные прокуратуры предложили губернаторам соответствующих регионов принять меры по снижению наценок.
Помимо наказания алчных монополистов ФАС намерена развивать конкуренцию и другими путями. Одним из них, по мнению антимонопольщиков, может стать продажа лекарств в магазинах розничной торговли - с таким предложением выступил Минпромторг. Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что перечень лекарственных средств, разрешенных к продаже в розничных торговых сетях, должен утверждаться Правительством РФ или Минздравсоцразвития. В него могут войти витамины, биологически активные добавки и некоторые безрецептурные препараты. Однако участники фармацевтического рынка опасаются наплыва контрафактной продукции в супермаркеты. "У меня лично данное нововведение вызывает опасение, так как продажу фальсифицированных препаратов через лицензированные аптечные сети не всегда удается отследить, а что будет, когда лекарства будут продаваться через десятки тысяч торговых точек. Кто сможет гарантировать, что мы покупаем то, что покупаем? Уверена, что процент фальсификатов будет стремительно расти. Аптечный рынок может оказаться под угрозой, так как безрецептурные препараты являются самым рентабельным товаром", - поясняет Генеральный директор группы компаний ENMEDCOM Ольга Бажова.
3. Нефтяники не сдаются. Борьба ФАС с завышением цен на бензин стала уже "притчей во языцех". За 2008-2009 гг. было рассмотрено около 200 дел в отношении российских нефтяных компаний - касающихся как оптовых, так и розничных цен. В 113 случаях были признаны нарушения и наложены штрафы, которые в регионах достигли почти полуторамиллиардного уровня. Однако лишь порядка десяти решений уже прошли три судебные инстанции и вступили в законную силу.
Основные претензии ФАС предъявляет четырем крупнейшим российским компаниям: "Роснефть", "ЛУКойл", ТНК-ВР и "Газпромнефть". Каждой из них грозит штраф в миллиард с лишним долларов. Однако "Газпромнефть" в начале года добилась отмены штрафа - ФАС тут же подала протест в суд, но окончательного решения пока не вынесено. ТНК-ВР удалось отстоять свою "дочку" уже в двух инстанциях. Лишь в споре с "Лукойлом" ФАС одержала победу, оштрафовав его на 1,443 млрд. рублей за прошлогоднее повышение цен. Этот единичный успех не оказал существенного влияния на ситуацию с ценами на бензин - он по-прежнему неадекватно дорожает.
Возможно, позиции ФАС усилятся благодаря принятым в конце августа поправкам в антимонопольное законодательство. Они предоставляют антимонопольной службе больше возможностей доказывать свою правоту в судах и предусматривают более суровые наказания для нарушителей - дисквалификацию сроком от 6 месяцев до 3 лет, большие штрафы, возмещение в госказну причиненного ущерба, а также в отдельных случаях тюремное заключение. В так называемом "втором антимонопольном пакете" более точно прописаны понятия "монопольно высокой" и "монопольно низкой" цены, а также "круга лиц, входящих в одну группу и действующих в одном экономическом интересе".
Однако, по мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Александра Шатилова, даже новый антимонопольный пакет вряд ли поможет ФАС добиться серьезных санкций против сговора нефтяных монополистов. "Всерьез нефтяникам ничего не угрожает - нефтяное лобби слишком сильно", - считает Шатилов. Кроме того, по оценке эксперта, как обычно, могут возникнуть проблемы с доказательной базой, поскольку посадить в тюрьму конкретного человека, к тому же топ-менеджера крупной компании, в доказательном плане значительно сложнее, чем наложить штраф.
Гораздо более действенным с точки зрения стабилизации цен может оказаться принудительное требование к монополистам реализовать часть своей продукции на биржах. Такая возможность теперь у ФАС появилась. По мнению аналитика ИК "Финам" Александра Еремина, эта мера, конечно, не понравится нефтяникам, которые при продолжающемся росте цен на нефть стремятся максимально увеличить объемы экспорта, чтобы получить наибольшую прибыль. Зато это поможет уменьшить дефицит сырья на внутреннем рынке, и тем самым устранить одну из причин роста цен на топливо. Инициатива ФАС "позволит, как минимум, стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, причем, возможно, она поспособствует снижению цен на 3-7% от текущего уровня. Таким образом, решение ФАС несет в себе скорее социальную функцию, направленную на борьбу с повышением цен на нефть и его последствиями - главным образом инфляцией, социальной напряженностью и др", - считает аналитик.
4. Система электронных торгов поможет добиться прозрачности рынка. Главным системным решением глава ФАС Игорь Артемьев считает введение системы электронных торгов по госзакупкам, которая, по его мнению, позволит добиться прозрачности рынка. "Сейчас у нас все торги начинаются со сговора чиновника-заказчика и компании, в пользу которой всеми правдами и неправдами отдается лот. Кроме того, есть случаи, когда компания угрожает конкурентам, требуя, чтобы они не приходили на тендер. Анонимность участников исключит подобные ситуации. Если же электронная площадка преждевременно раскроет информацию об участнике аукциона заказчику, то к ней будут предъявляться очень серьезные санкции, вплоть до отстранения от электронных торгов».
Игорь Артемьев готов к тому, что, когда система электронных торгов заработает в полную силу (а случится это уже в будущем году), требование анонимности участников торгов встретит серьезное сопротивление чиновников. Но если удастся ее сохранить, то, по мнению главы ФАС, "система госзаказа станет значительно чище", сообщает "Российская газета.
"Второй антимонопольный пакет" позволяет ФАС обязать компании участвовать в электронных торгах по госзакупкам. Антимонопольщики намерены использовать эти полномочия и вывести на электронные торги около 15% нефтяного рынка.
5. ФАС и новый закон о торговле. ФАС будет проверять также правомерность торговых наценок и следить за исполнением закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", который находится сейчас на рассмотрении в Госдуме. Новый документ, помимо прочего, запрещает включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции (так называемую объемную скидку). Как отметил Игорь Артемьев, в этом законопроекте так называемый порог доминирования фактически приравнен к нулю. Это значит, что ФАС может без предупреждения проверить любую организацию, доля которой на рынке, по мнению ФАС, превышает долю конкурентов. При этом Артемьев отметил, что, если недобросовестными практиками будут заниматься производители товаров, это также будет считаться нарушением, и они будут привлечены к ответственности.
6. Другие сферы внимания ФАС. Антимонопольщики не оставляют без внимания и другие сферы экономики. Желая предупредить взвинчивание цен на электроэнергию в Сибири в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, глава ФАС заявил, что его ведомство будет пристально следить за ценами на электричество и в случае их необоснованного повышения будет возбуждать дела в отношении недобросовестных компаний.
Определенных успехов удалось добиться ФАС в борьбе с монополизацией рынка Интернет-провайдеров в регионах. В частности, "Сибирьтелеком", дочка "Связьинвеста", была вынуждена снизить для местных операторов цены на подключение в 11 раз - с 2500 до 200 рублей, и ежемесячную оплату более чем вдвое - с 250 до 110 рублей. Хотя на затратах потребителей напрямую это не скажется, но зато повысит шансы местных Интернет-провайдеров и создаст здоровую конкуренцию. Пока же в России, как сообщает internet.ru, всего две крупные магистральные сети - "Ростелеком" (дочерняя компания "Связьинвеста") и "Транстелеком". Не ограничиваясь предложением аренды каналов, они предлагают в регионах и услуги провайдеров. При этом до проверки ФАС трафик продавался другим местным операторам по такой цене, что лишал их способности конкурировать с дочками монополистов. В результате, по данным ведущего консультанта J'son&Partners Consulting Григория Бецкова, в Алтайском крае, Иркутской области и республиках Бурятия и Хакасия доля "Сибирьтелекома" сегодня составляет более 70%, в остальных регионах Сибирского ФО - колеблется в районе 25-45%.
В последнее время внимание ФАС привлекли также неоправданно высокие цены на питание и услуги в аэропортах. Представители заведений общепита объясняют их высокой арендной платой, а антимонопольщики - отсутствием конкуренции. Возможно, в ряде случаев ФАС и удастся установить виновных и добиться некоторого снижения цен. Однако создание настоящей конкуренции - например, "независимых" заведений общепита за пределами аэровокзалов - вряд ли удастся добиться. У аэропортовского начальства на этот счет есть такой весомый и непробиваемый аргумент как "обеспечение безопасности".
РЖД, которая решила последовать примеру авиаторов, поводом для изгнания всех точек общепита с вокзалов объявила антисанитарию. В результате к 2010 году следует ожидать нереального взлета цен и в вокзальных буфетах - ФАС снова будет чем заняться.
Впрочем, у антимонопольной службы есть и более глобальные цели. По словам ее главы Игоря Артемьева, принятие третьего "антимонопольного пакета", разработка которого уже началась, поможет ФАС "уничтожить" тормозящий развитие рыночной экономики закон "О естественных монополиях", передает ИТАР-ТАСС.
Написать комментарий
Проблема, ИМХО в 2х вещах: 1) психология - наши люди (бизнес) привыкли повышать цены последние 20 лет, и им в общем-то, все равно, пусть спрос при этом хоть в 3 раза падает, но главное, чтобы МАРЖА росла. 2) Инфляция издержек есть, но здесь все зло от монополий - энергия, ГСМ, газ, РЖД (они при любоых обстоятельствах будут только повышать цены, пока их релаьно не начнут контролировать ФАС). На все остальное цены ниже - зарплаты, аренда, % ставки. ИМХО, в росте составляющие распределены так: 80% - психология, 20% рост издержек. Кстати, прогнозирую даже ускорение этого процесса (роста цен) летом. Денежная масса больше, бюджетникам повысили опять чего-то в апреле, с экрана прет дикий позитив о конце кризиса и т.д. - чем не повод еще раз повысить цены. Если брали - будут брать и дальше, а если что-то не брали, то вдруг увидят, что дорожает, и начнут брать?!
Глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев предлагает установить государственный контроль за выделением участков под строительство, чтобы сдержать рост цен на жилье. Мы считаем, что государство должно установить контроль за выделением земельных участков, - сказал Артемьев на пресс-конференции в Москве. По его словам, рост цен на жилье можно сдержать только резким увеличением предложения, а для этого нужно побороть коррупцию в сфере выделения участков под строительство с помощью земельных аукционов. За первый квартал текущего года и четвертый квартал прошлого года нарушения в выделении земельных участков под строительство были зафиксированы в 70-80% случаев с учетом выделения участков под индивидуальное жилищное строительство, сообщил глава ФАС. С нарушениями выделялись участки, в частности, в Калининграде, Томске и Омске. По словам Артемьева, в Москве таких нарушений было сравнительно немного. Чтобы доказать сговор чиновников и компаний (по допуску на строительный рынок), антимонопольным органам нужно выявить письменные доказательства, - сказал Артемьев. По его словам, после выявления таких доказательств ФАС передает дело в прокуратуру. В прошлом году было передано в прокуратуру порядка 200 уголовных дел, связанных с махинациями по выделению природных ресурсов, в том числе и земельных участков, сообщил Артемьев, передает РИА Новости.