Система ранжирования стран по уровню инвестиционной привлекательности.
В Группе Всемирного Банка, в которую входит Международная Финансовая Корпорация (IFC) существует глобальный инструмент ранжирования стран по уровню сложности ведения бизнеса. Наши коллеги ежегодно проводят опрос экспертов из 175 государств.
То есть, учитываются те факторы, которые способствуют или, напротив, сдерживают развитие частного бизнеса. Результаты исследования находятся в открытых источниках, они традиционно вызывают интерес у правительств изучаемых стран. Информация предоставляется в виде рейтинга, и становится сразу ясно, кто на первом месте, а кто на последнем. Кроме того, представители власти понимают, что необходимо менять и в каком направлении двигаться, чтобы улучшить деловой климат в своей стране.
Рейтинг сложности ведения бизнеса в некоторых странах, 2007.
Значение 1 – сравнительно самые простые условия, значение 175 – сравнительно самые сложные условия.
1 |
Сингапур |
14 |
Финляндия |
16 |
Литва |
17 |
Эстония |
24 |
Латвия |
34 |
Армения |
37 |
Грузия |
45 |
Монголия |
63 |
Казахстан |
90 |
Киргизия |
93 |
Китай |
96 |
Российская Федерация |
99 |
Азербайджан |
103 |
Молдова |
128 |
Украина |
129 |
Беларусь |
133 |
Таджикистан |
147 |
Узбекистан |
175 |
Конго |
Источник: Doing Business database (www.doingbusiness.org)
Кроме того, в рамках консалтинговых проектов IFC в ряде стран бывшего СССР мы регулярно проводим опросы предпринимателей и интересуемся их мнением о качестве бизнес среды, в которой они ежедневно работают. Для нас не является целью выстроить рейтинг государств, мы изучаем ситуацию внутри каждой страны и сравниваем между собой регионы.
В первую очередь нас интересуют такие показатели: сколько документов приходится получать предпринимателю у государства прежде чем он начнет свой бизнес; сколько стоят административные процедуры – регистрация бизнеса, получение лицензий, разрешений, согласований, сертификатов, прохождение проверок и т.п. - во времени и деньгах; как часто предпринимателю приходится проходить административные процедуры в течение года; насколько распространена практика решения вопросов с государственными органами неофициальным образом.
Наши опросы дают понимание того, что на самом деле беспокоит бизнесменов, и на какие проблемы правительству следует обратить особое внимание на национальном уровне и в каждом регионе. Естественно, все полученные результаты мы озвучиваем представителям власти.
- Есть ли ощутимые результаты Вашей деятельности.
- Этот вопрос мы постоянно себе задаем, и уже на этапе дизайна проектов. К сегодняшнему дню у нас есть интересные результаты. Вот некоторые из них.
Совсем недавно в Таджикистане принят закон о системе проверок, который регламентирует несколько важных вещей. Согласно этому документу, любой из инспектирующих органов за исключением налоговой инспекции может проверять одно и то же предприятие не чаще одного раза в два года.
Кроме того, закон определяет процедуру проведения проверок. По последним данным, сейчас за год 96% предприятий Таджикистана проверяются различными контролирующими органами, в среднем 13 раз. Теперь представьте, что закон сокращает это огромное количество проверок. К чему это приведет – к значимому сокращению затрат компаний: теперь не нужно тратить деньги на персонал, решающий вопросы с инспекторами, в том числе часто и неофициальным образом; теперь меньше станет случаев простоя предприятий в результате проверок, а за это время компании будут продолжать работать и получать прибыль.
В итоге, по нашим расчетам, сектор МСБ Таджикистана сможет за год сократить свои прямые и непрямые издержки на более чем 7,5 млн. долларов США.
Эту цифру можно оценивать по-разному, но это те деньги, которые кроме прочего могут быть проинвестированы в развитие своего производства, то есть потрачены более рационально. Подобные оценки мы сделали и в отношении других стран, где реализуются наши проекты.
В целом, за период работы наших специалистов по улучшению бизнес-среды только в четырех странах: Украина, Узбекистан, Таджикистан и Беларусь, нам удалось подойти к уровню сокращения издержек предпринимателей на более чем 80 миллионов долларов США в год. Это стало следствием принятия законов, постановлений правительства и президентских указов о регистрации бизнеса (Беларусь и Узбекистан), лицензировании и системе разрешений (Украина и Узбекистан), системе отчетности (Узбекистан) и системе государственных проверок (Узбекистан и Таджикистан). Таким образом, когда мы идем на диалог с правительством и предлагаем принять какое-то решение, то демонстрируем его стоимость. Тогда становится понятной экономическая целесообразность такого решения.
Новоселецкий Эдуард
Аналитик, координатор программ технического содействия Департамента Центральной и Восточной Европы Международной Финансовой Корпорации (IFC).
Написать комментарий