Специфика хай-тека: глобализация в пространстве и локализация во времени
Несмотря на виртуальный характер, хай-тек обладает некоторыми свойствами, которые делают его весьма привлекательным в глазах новых инвесторов. Что же это за свойства? И какие преимущества есть у хай-тека перед остальными сферами дефтельности?
В борьбе за привлечение инвестиций конкурируют различные экономические сегменты рынка. Среди них все явственней начинает проявлять себя сфера хай-тека. Однако по-прежнему не снимается с повестки дня вопрос о наличии преимуществ бизнеса, ориентированного на создание и внедрение высоких технологий. Может ли в России эта отрасль противостоять топливно-энергетическому комплексу, жилищному строительству, финансовым услугам или, например, производству алкогольных напитков?
Как правило, инвестора отпугивает идеальный характер хай-тека. Действительно, его продукт часто нельзя пощупать, а высокие риски определяются субъективными факторами, когда, например, успех или неуспех проекта может зависеть от экспертной оценки 1-2 человек. Кроме того, чем выше наукоемкость высокотехнологичного старт`апа, тем уже круг его потребителей. Можно даже сказать, что вершина данного бизнеса еще не имеет потребителя. Вернее, он (потенциальный потребитель!) еще не знает о своих потребностях. И как при таких обстоятельствах рынку информационного продукта конкурировать, например, с рынком строительных материалов?
Как ни странно, но сфера высоких технологий является вполне конкурентоспособной. Данный факт обусловлен целым рядом факторов.
Во-первых, рентабельность успешных проектов в хай-теке чрезвычайно высока. Например, прибыльность ипотечных кредитов банков уже сейчас снижается до 11-15% годовых, в то время как прорывные старт`апы иногда дают тысячи процентов. И это реальный шанс для начинающих инвесторов.
Во-вторых, рынок сложного программного продукта состоит из весьма ограниченного числа игроков, между которыми разворачивается не столько конкуренция, сколько сотрудничество. Например, операционную систему сейчас создают фактически две компании в мире. Можно привести и еще один интересный пример. На рынке кинематографии работает сравнительно небольшое количество специалистов, реализующих спецэффекты и ошеломляющие сцены современных фильмов. Спрос на таких специалистов, пожалуй, превышает предложение. Если же говорить о внедрении нано-технологий, то этот рынок в России вообще еще пустой: федеральные власти финансируют разработки, но совершенно забыли о рынке сбыта. И кто первым удачно войдет на этот рынок, тот, скорее всего, надолго останется на нем в качестве лидера.
В-третьих, продукт хай-тека глобализуется в пространстве, расширяя рынок сбыта до невообразимых размеров. Например, операционной системой компании «Microsoft» пользуется весь мир. Фильмы, произведенные в Голливуде с участием высококлассных программистов, распространяются по всему земному шару, захватывая колоссальную зрительскую аудиторию. Одно из самых второстепенных ответвлений нано-технологий – производство крема от загара и для загара – не имеет национальных границ.
В-четвертых, продукт компьютерных технологий локализуется во времени, сокращая инвестиционный цикл. Так, на то, чтобы снять хороший голливудский фильм с головокружительными трюками, основанными на современных информационных технологиях, как правило, достаточно одного года. Это, к примеру, быстрее, чем строительство большого жилого дома. Возврат же средств и получение прибыли осуществляется в течение нескольких недель проката ленты в разных странах.
В-пятых, сфера сложного софта оттягивает на себя все большую стоимость готового высокотехнологичного продукта. Хрестоматийный пример опять из Голливуда. Несмотря на баснословные гонорары киноактеров, большая часть бюджета таких фильмов, как «Матрица» и «Властелин колец», была израсходована на хай-технологов. Более того, роль этих специалистов все больше возрастает. Достаточно сказать, что во многих фильмах от кинозвезд остается только лицо и некая специфическая харизма; тела их часто заменяют, а головоломные трюки за них «осуществляют» программисты. Судя по всему, этот процесс в дальнейшем будет только нарастать, а следовательно, и заработки специалистов по монтажу будут тоже увеличиваться.
Если правильно использовать перечисленные преимущества хай-тека, то его инвесторы могут намного оторваться от своих собратьев по традиционным видам бизнеса.
Если говорить о российской специфике, то здесь преимущества высоких технологий, пожалуй, еще более очевидны, чем в целом по мировой экономике. Например, в 2005 г. внешнеторговое сальдо (экспорт минус импорт) России было отрицательным в таких сегментах, как низкотехнологичные отрасли, среднетехнологические отрасли низкого и высокого уровня. В то же время сальдо по линии научных исследований и разработок составляло 2,3 млрд. руб., что недвусмысленно свидетельствует о преимуществах российского хай-тека по сравнению с традиционными отраслями. Более того, перспективы у «мягкого», легкого сегмента этого рынка гораздо более радужны, чем «жесткого», тяжелого. Так, в 2005 г. внешнеторговый баланс высокотехнологичных отраслей составлял всего лишь 72 млн. руб., что почти в 33 раза меньше аналогичного эффекта от исследований и разработок. Все это говорит о том, что интеллектуалоемкие ноу-хау, включая программный продукт, российского происхождения пользуются большим спросом на мировом рынке. По крайней мере, по сравнению с отечественным машиностроением. А для инвестора это главный козырь.
Написать комментарий
После прочтения данной статьи становится ясным, что будущее за хай-тек технологиями. Но при всей их привлекательности российский бизнес не стремиться делать инвестиционные вливания в их развитие. Мне кажется, что это обусловлено спецификой нашего сознания. Инвесторы охотнее вкладывают деньги в то, что точно принесет хоть какой-нибудь стабильный доход. Именно этим объясняется мощь строительного, топливно-энергетического и др. комплексов. Рисковать и инвестировать в создание хай-тек продукта они не хотят, ведь чтобы создать один успешный рентабельный проект необходимо предварительно затратить определенные средства на менее успешные или даже провальные проекты. Хотя, конечно, можно и с первого раза с лихвой окупить затраченные средства, но это слишком рискованно, тем более что на уже имеющихся рынках можно получать высокую прибыль не за счет совершенствования своего продукта, а за счет поднятия цены. Самое страшное, что если сейчас мы не обратим должное внимание на поддержку развития хай-тек технологий, мы упустим шанс, хоть немного сократить то огромное отставание в развитии от лидирующих стран, которое нам приходится наблюдать сейчас. Для России это еще и возможность жить не только за счет продажи сырья, но и за счет производства интеллектуального продукта. Я думаю для этого государство должно всячески стимулировать развитие этого направления. Создавать привлекательную инвестиционную и законодательную базу для наших и зарубежных инвестиций.
Полностью согласна с автором, развитие Хай-тека в России будет пользоваться большим спросом, и эффективность данного направления очевидна. Наука, интеллектуальные и нано-технологии развиваются в России, не стоят на месте и их показатели внушают доверие. В данных отраслях экономики, Россия может сделать огромный рывок, показатели и результаты не заставят себя долго ждать.