Улучшение инвестиционного климата в регионах: 8 факторов успеха
ООО "Деловая Россия", союз предпринимателей, работающих в несырьевом секторе, разработал программу по улучшению инвестиционного климата в регионах. Об основных положениях этой программы президент «Деловой России» Александр Галушка рассказал на пресс-конференции "Регионы в конкуренции за инвесторов", состоявшейся в рамках Международного инвестиционного форума "Сочи-2010".
Программа "Деловой России"
Общественная организация "Деловая Россия" разработала модельную программу, в которой описаны восемь ключевых факторов, необходимых для улучшения инвестиционного климата в регионах. По этим факторам предложены конкретные 56 мер. Общий объем программы составляет порядка 8 страниц текста. Подробно ознакомиться с ним и высказать свои предложения можно на сайте "Деловой России".
Основные факторы
I. Благоприятная административная среда
Ключевую роль в улучшении инвестклимата играет позиция губернатора. Она складывается из 4 компонентов:
1) Ясная и практически реализуемая стратегия. Причем эта стратегия должна быть не просто продекларирована, а должна реализовываться, и вызывать доверие у инвесторов
2) Сплоченная и компетентная команда
3) Губернатор своей личностью гарантирует инвесторам, что не будет кардинальных изменений в условиях ведения бизнеса.
4) Личное участие губернатора.
II. Доступное финансирование
Финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций. По опыту успешных регионов, имеет место логика бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы. При этом учитываются не только выпадающие доходы бюджета, но и будущие поступления. В этом случае можно принять взвешенное, сбалансированное решение. Линейка различных инструментов стимулирования достаточно широка: субсидирование процентной ставки, госгарантии, льготы по налогу на имущество, налогу на землю.
III. Доступная инфраструктура
IV. Привлекательные тарифы
Подготовка промышленного участка включает в себя:
1) межевание удачно расположенного земельного участка,
2) подведение к нему всех необходимых коммуникаций
3) бесплатность подключения к этим сетям.
Эта мера кардинально сокращает сроки начала и реализации инвестпроекта, качественно снижает затраты в его стартовой фазе и значительно улучшает показатели эффективности инвестпроекта.
V. Обеспеченность поставщиками
Важно отметить, что успешные регионы не навязывают инвесторам своих местных поставщиков. Если нужна помощь - помогают. Некоторые успешные регионы уже сегодня поставили перед собой задачу формирования центров технологических компетенций - чтобы оперативно формировать компетенции с точки зрения поставщиков, которые необходимы для инвесторов, приходящих в регион.
VI. Обеспеченность кадрами
Очень важно учить, в первую очередь, чиновников. Необходима также профориентация.
VII. Налоговое стимулирование инвестиций
VIII Cтимулирование спроса.
Стимулирование спроса возможно по четырем основным направлениям. Некоторые передовые регионы уже озадачились созданием долгосрочных планов госзакупок, поддержкой экспорта, нормальным, а не патерналистским импортозамещением, реализацией кластерной политики.
Особо отметил Александр Галушка проблемы, связанные с созданием индустриальных парков. Без этого очень важного инструмента не смогла обойтись ни одна развитая страна мира. Но при этом в 50% случаев индустриальные парки оказались неуспешными. Успешными парки становятся, только если они создаются частными девелоперами и в основе их создания лежит понятная бизнес-логика, в том числе и в основе создания профилей этих индустриальных парков. Есть исключения, которые подтверждают правила - это успешные государственные индустриальные парки. Но если внимательно проанализировать логику их создания, фактически имеет место умная региональная администрация, которая в бизнес-логике создает государственный индустриальный парк.
Хорошие результаты приносит создание агентств по привлечению инвесторов и обслуживанию инвестиций. Такие агентства концентрируют в себе компетенцию и административный ресурс. На практике работа таких агентств приводит к созданию единых общих проектных команд с инвесторами. Начальной точкой формирования таких команд является практическая реализация принципа одного окна при привлечении инвестиций - это означает, что инвестор приходит не 20 или 30 разрешающих и согласующих инстанций, а работает только с агентством. Агентство, учрежденное субъектом федерации, является не госучреждением, а акционерным обществом со 100%-ным участием региона, наблюдательный совет агентства возглавляет губернатор. Поэтому оно не стеснено рамками госслужбы. Инвестор может выдать доверенность сотруднику этого агентства, который и будет иметь дела со всеми инстанциями. Сроки сокращаются кардинально.
Инвестора надо любить
Александ Галушка подчеркнул, что для улучшения инвестиционного климата очень важно использовать все эти предлагаемые меры в комплексе - только тогда они дают очень мощную синергию. В условиях макроэкономической стабильности и возрастающей развитости институтов позиция региональных властей приобретает все большее значение.
Уже сегодня в России появилась принципиально новая культура работы с инвесторами. В основе ее - понимание того, что инвестора нужно не "доить", а любить, и ждать его и создавать для него наилучшие условия. Чтобы устранить худшие практики и распространить лучшие, оптимальный рецепт - это конкуренция регионов. И у федерального центра достаточно рычагов для того, чтобы такую конкуренцию стимулировать.
Общественная организация "Деловая Россия" разработала модельную программу, в которой описаны восемь ключевых факторов, необходимых для улучшения инвестиционного климата в регионах. По этим факторам предложены конкретные 56 мер. Общий объем программы составляет порядка 8 страниц текста. Подробно ознакомиться с ним и высказать свои предложения можно на сайте "Деловой России".
Основные факторы
I. Благоприятная административная среда
Ключевую роль в улучшении инвестклимата играет позиция губернатора. Она складывается из 4 компонентов:
1) Ясная и практически реализуемая стратегия. Причем эта стратегия должна быть не просто продекларирована, а должна реализовываться, и вызывать доверие у инвесторов
2) Сплоченная и компетентная команда
3) Губернатор своей личностью гарантирует инвесторам, что не будет кардинальных изменений в условиях ведения бизнеса.
4) Личное участие губернатора.
II. Доступное финансирование
Финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций. По опыту успешных регионов, имеет место логика бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы. При этом учитываются не только выпадающие доходы бюджета, но и будущие поступления. В этом случае можно принять взвешенное, сбалансированное решение. Линейка различных инструментов стимулирования достаточно широка: субсидирование процентной ставки, госгарантии, льготы по налогу на имущество, налогу на землю.
III. Доступная инфраструктура
IV. Привлекательные тарифы
Подготовка промышленного участка включает в себя:
1) межевание удачно расположенного земельного участка,
2) подведение к нему всех необходимых коммуникаций
3) бесплатность подключения к этим сетям.
Эта мера кардинально сокращает сроки начала и реализации инвестпроекта, качественно снижает затраты в его стартовой фазе и значительно улучшает показатели эффективности инвестпроекта.
V. Обеспеченность поставщиками
Важно отметить, что успешные регионы не навязывают инвесторам своих местных поставщиков. Если нужна помощь - помогают. Некоторые успешные регионы уже сегодня поставили перед собой задачу формирования центров технологических компетенций - чтобы оперативно формировать компетенции с точки зрения поставщиков, которые необходимы для инвесторов, приходящих в регион.
VI. Обеспеченность кадрами
Очень важно учить, в первую очередь, чиновников. Необходима также профориентация.
VII. Налоговое стимулирование инвестиций
VIII Cтимулирование спроса.
Стимулирование спроса возможно по четырем основным направлениям. Некоторые передовые регионы уже озадачились созданием долгосрочных планов госзакупок, поддержкой экспорта, нормальным, а не патерналистским импортозамещением, реализацией кластерной политики.
Особо отметил Александр Галушка проблемы, связанные с созданием индустриальных парков. Без этого очень важного инструмента не смогла обойтись ни одна развитая страна мира. Но при этом в 50% случаев индустриальные парки оказались неуспешными. Успешными парки становятся, только если они создаются частными девелоперами и в основе их создания лежит понятная бизнес-логика, в том числе и в основе создания профилей этих индустриальных парков. Есть исключения, которые подтверждают правила - это успешные государственные индустриальные парки. Но если внимательно проанализировать логику их создания, фактически имеет место умная региональная администрация, которая в бизнес-логике создает государственный индустриальный парк.
Хорошие результаты приносит создание агентств по привлечению инвесторов и обслуживанию инвестиций. Такие агентства концентрируют в себе компетенцию и административный ресурс. На практике работа таких агентств приводит к созданию единых общих проектных команд с инвесторами. Начальной точкой формирования таких команд является практическая реализация принципа одного окна при привлечении инвестиций - это означает, что инвестор приходит не 20 или 30 разрешающих и согласующих инстанций, а работает только с агентством. Агентство, учрежденное субъектом федерации, является не госучреждением, а акционерным обществом со 100%-ным участием региона, наблюдательный совет агентства возглавляет губернатор. Поэтому оно не стеснено рамками госслужбы. Инвестор может выдать доверенность сотруднику этого агентства, который и будет иметь дела со всеми инстанциями. Сроки сокращаются кардинально.
Инвестора надо любить
Александ Галушка подчеркнул, что для улучшения инвестиционного климата очень важно использовать все эти предлагаемые меры в комплексе - только тогда они дают очень мощную синергию. В условиях макроэкономической стабильности и возрастающей развитости институтов позиция региональных властей приобретает все большее значение.
Уже сегодня в России появилась принципиально новая культура работы с инвесторами. В основе ее - понимание того, что инвестора нужно не "доить", а любить, и ждать его и создавать для него наилучшие условия. Чтобы устранить худшие практики и распространить лучшие, оптимальный рецепт - это конкуренция регионов. И у федерального центра достаточно рычагов для того, чтобы такую конкуренцию стимулировать.
Написать комментарий