Инвестиционная активность и религиозные конфессии
Инвестиционная активность разных стран и народов довольно явно коррелирует с типом их религии; куда будут сдвигаться «прогрессивные» религии, туда будут сдвигаться и инвестиционные центры мира. Что же позволяет делать столь далеко идущие утверждения?
Как ни странно, но зависимость между инвестиционной активностью и религией все же существует. Разумеется, связь эта неоднозначная и не простая, но она все же есть. Эта связь хорошо прослеживается при изучении глобальной динамики мирового богатства. Например, до 15 века включительно главным экономическим центром была Азия и, прежде всего, Китай со своей религией, в которой, строго говоря, нет бога как такового. Конфуцианство и даосизм являются, скорее, философскими учениями, нежели религиями. Отсутствие какого-либо идолопоклонства и вывело в средние века Китай на передовые экономические рубежи, в то время как в Европе в это же самое время свирепствовала инквизиция. Азия активно торговала и концентрировала на своей территории капитал, который вкладывался в разные отрасли экономики.
Следующий виток производственной, торговой и инвестиционной активности был связан с расколом в Европе католичества и выделением из ее недр протестантизма. Новое учение отвергало особую роль священнослужителей и исходило из того, что право попасть в рай надо заслужить самой жизнью, которая должна быть деятельной и материально благополучной. Тем самым протестантизм провозгласил бизнес и богатство в качестве положительных явлений человеческой жизни. Результат не заставил себя долго ждать: представители протестантской конфессии заполнили ряды земледельцев, торговцев и ремесленников. Именно эти люди создали и сосредоточили в своих руках богатство Европы; благодаря протестантам в Европе начался активной кругооборот капитала. Оплотом же протестантизма стала Англия, и именно она встала у кормила нового делового мира, именно в ней постепенно сосредоточилась основная масса европейских капиталов.
Однако начавшиеся религиозные войны против протестантов, когда данная конфессия была поставлена вне закона и когда представителей неугодной религии либо просто вырезали (Варфоломеевская ночь во Франции), либо третировали путем конфискации их имущества и лишения всех должностей и привилегий, не остались без результатов. Протестанты начали бежать в открытый к тому времени Новый свет. Там была свобода веры, и туда не дотягивались руки консервативной королевской власти и официальной религии. Итогом стало то, что Соединенные Штаты Америки и Канада наполнились активными профессионалами, к числу которых и принадлежали протестанты. Данный факт и послужил началом деловой активности новых стран, их нового государственного устройства и последующего притока туда огромных инвестиций. Отныне именно здесь укрепился центр мировых капиталов.
Ослабление протестантских традиций в США путем их разводнения неграми-мусульманами и католиками-латиноамериканцами привело к тому, что инвестиции снова начали смещаться в страны Азии, где опять-таки была все та же религиозно нейтральная философия. Индия, Таиланд и Япония со своим буддизмом, который называют самой атеистичной религией в мире, начали демонстрировать экономическую активность. Китай, отказавшись от оголтелого коммунизма, стал спокойно перенимать деловые навыки Запада и закрепил за собой роль нового инвестиционного центра мира.
Любопытным фактом является то, что исламские страны не оказывали за все время своего существования существенного влияния на мировую цивилизацию. Как правило, до сих пор самыми бедными странами мира остаются именно исламские государства. Католические страны Латинской Америки тоже не продемонстрировали никаких цивилизационных достижений и пребывают в весьма двусмысленном положении. Одна Боливия чего стоит: за последние 200 лет – 200 военных переворотов. Об этом почти не говорят, но и православные государства тоже оказались отброшены на периферию мировой инвестиционной системы. Сегодня самыми бедными и слаборазвитыми странами Европы являются православные Болгария и Греция, за ними следует наполовину православная Румыния. Православная же Россия каких-либо заметных экономических результатов достигла только в период власти социализма; ни до, ни после значительных успехов не просматривается. Между тем иудаизм был всегда ориентирован на деловые и финансовые достижения. Данный факт проявился в том, что экономическое благосостояние многих государств базировалось на деятельности евреев-иммигрантов. Аналогичным образом и падение многих государств было вызвано исходом с их территории евреев. Это случилось, в частности, с Венецианской республикой, отчасти это же случилось и с Испанией.
Таким образом, перемещение инвестиционного центра мира хорошо коррелирует с религиозными движениями. Однако это еще не все. Отмеченная связь усиливается за счет совместной миграции инвестиций и религий. Например, Европа, утратившая свои передовые технологические, финансовые и институциональные позиции, все больше исламизируется. Германию заполняют турки, Францию – алжирцы, Великобританию – пакистанцы, Балканы – албанцы и т.д. Сегодня уже многие футурологи и политологи предрекают Европе закат именно по причине «захлебывания» ею исламом. Если такой прогноз окажется верным, то в долгосрочной перспективе у европейских стран почти нет шансов сохранить себя в качестве значимого инвестиционного центра мира. Одновременно с этим идет активная исламизация африканского континента, страны которого на протяжении нескольких столетий демонстрируют полную экономическую несостоятельность и неконкурентоспособность. В отношении России ЦРУ США считает, что она постепенно превратится в огромный исламский халифат. Оставляя в стороне вопрос о правдоподобности такого прогноза, можно констатировать, что инвестиционная активность России, несмотря на благоприятное стечение обстоятельств, пока далека от желаемой.
В противоположность этим тенденциям имеет место и миграция передового христианства в сегодняшний инвестиционный центр мира – в Китай. Как это ни удивительно, но христианство среди китайцев получает все большие распространение и популярность. Есть примеры, когда экономический успех мусульманских стран идет рука об руку с ослаблением позиций официального ислама. Примером тому может служить быстро развивающаяся Турция, которая отделила светское государство от ортодоксальных мусульманских традиций.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Мировые центры инвестиций зависят от территориальной структуры распределения мировых религий. Кто угадает дальнейший расклад религиозных сил, тот и будет иметь фору при осуществлении эффективных долгосрочных вложений капитала.
Написать комментарий
Сколь в полу жребий не бросай, а последнее слово за Господом! Куда пойдут инвестиции? Какие страны будут в фаворе? Что тут гадать на кофейной гуще. Везде хорошо, где нас нет. Но лучше там, где имеешь большую вероятность сохранить образ человеческий. Это Россия матушка. А басурманам с их продажными религиями здесь проку нет и не будет. На том стояла, стоит и будет стоять Русская Земля
Любопытная взаимосвязь религии и экономической активности. Исторический экскурс это только подтвердил. Шансы христиан заполонить Китай видятся весьма смутно. Но исламизация Европы - это процесс, продвигающийся семимильными шагами.Что уже привело в парламенты некоторых европейских стран националистические партии. То,что мировые центры инвестиций так зависят от распределения мировых религий, вызывает сомнения.
На мой взгляд религия безусловно имеет связь с инвестированием и экономическим состоянием страны в целом...Так как сильная духовная власть дает государственной власти некую фундаментальность,если в государстве не будет духовной жизни, то нация будет слабеть.Сильная духовная власть,это здоровая и крепкая нация,я не говорю о том что религия является важнейшим фактором инвестиций,но он является далеко не маловажным,и является одним из весомых факторов.Что касается европейских стран, то там реализуется светская модель государства.
Религия, безусловно, оказывает воздействие на нацию. Сильная и крепкая религия подразумевает сплоченность нации, она является некой основой, фундаментом государства (часто на себя такую роль берет идеология). Сильная и единая нация имеет больше возможностей для развития, и ,естественно, становится привлекательной для инвесторов - здесь всегда привлекательные горизонты (разумеется если только они не ограничиваются исскуственным путем, как в случае с советами). поэтому, конечно, определенная связь между религией, экономическим состоянием и инвестициями есть. Возможно, религия не единственный и не ключевой - косвенный фактор, но довольно весомый.
Отсутствие идолопоклонства повело за собой рост инвестиций. Быть может это связано с тем, что в католической, православной и мусульманской религиях четко или размыто прописано, что наличие богатства, сам факт обладания материальным благом – все это греховно, и такой человек в рай заведомо не попадет. Предположение, что религия и инвестиции настолько тесно связаны поначалу вызывает недоверие и аморальность подобного высказывания, но автору статьи удалось доходчиво пояснить всю суть, что даже оспорить сложно. Но что если эта связь является всего лишь аспектом исторического развития стран. Рассуждать на эту тему можно бесконечно. А пример с Россией звучит более, чем убедительно, во время власти социализма церковь и государство были двумя воюющими сторонами, однако в этот период рейтинг СССР был намного выше, чем в настоящей православной Росси, где церковь и государство, условно, единое целое, находятся в постоянном более менее мирном взаимодействии.
К сожалению циничность современного мира диктует свои правила, тем самым стирая грань между духовностью и материальными ценностями. Я,будучи не глубоко религиозным человеком,ситаю,что это неправильно. Но комментировать статью наверное надо с экономической точки зрения. Скорее всего определенные религиозные ценности и установки могут способствовать развитию или упадку экономической системы. Если религиозная этика ориентирует на трудолюбие, прилежание, самоограничение и скромный образ жизни, служение "делу", а не самоублажение, то она может способствовать умножению богатств. Однако такого рода мотивация должна подкрепляться действием других факторов, сама по себе она не является ни достаточной, ни необходимой. В современном мире значение религиозной системы в экономике развитого типа весьма умеренно и определяется тем, что она может выступать в качестве подспорья в социоэкономических изменениях.
Хочется спросить, когда же автор наконец определится с положением многострадального Китая...в одной статье пишется о том, что Конфуцианство - это лишь философское учение, слабым образом влияющее на общество в Китае, в другой конфуцианство – это сильная идеология, определяющая развитие этой страны (речь идёт о статье «Почему Китай не станет центром мира»). Буду солидарна с мнениями двух выше комментирующих людей, и тоже поинтересуюсь на счёт протестантизма…откуда такой убийственный взгляд на основные догматы этого религиозного учения? Опять же, если обращаться к источникам и поднимать всё историю этого учения, то можно выяснить, что: «Одним из главных догматов кальвинизма является учение об "абсолютном предопределении": еще до "сотворения мира" бог якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим — ад, и никакие усилия людей, никакие "добрые дела" не могут изменить то, что предначертано всевышним. И это в корне противостоит написанному автором этой статьи: «Новое учение отвергало особую роль священнослужителей и исходило из того, что право попасть в рай надо заслужить самой жизнью, которая должна быть деятельной и материально благополучной.» Вообщем, странно как-то, вы не находите? И эти смехотворные идеи о том, что: « до 15 века включительно главным экономическим центром была Азия и, прежде всего, Китай со своей религией…».
Соглашусь с мнением предыдущего автора и продолжу мысль - действительно, а как же Древний Египет, Майя, Римская Империя...?! Неувязочка какая-то. На мой взгляд, нельзя жестко связывать религию и экономику вместе. Если только не делать из одного инструмент достижения другого, тогда конечно - можно считать, что Китай впереди планеты всей. НО! Здесь одно большое НО - ведь, если даже грубо сравнить буддизм и ислам - то это как небо и земля. В одной религии нет таких жестких правил и ограничений как в другой, да даже отношение Бога и людей абсолютно разные. И здесь возникает парадокс - если религию сделать инструментом достижения эффективно развитой экономики, то почему не ислам?!
«Прогрессивные» религии - а что это такое? Хочется спросить автора: - Во-первых, из каких книг автор вынес свои представления о протестантской этике вообще и об отношении добродетели к богатству в частности? Похоже из мультика о Скрудже МакДаке. Хочется спросить – в какой из своих проповедей Кальвин провозгласил «бизнес и богатство в качестве положительных явлений человеческой жизни», тем самым отменив Новый Завет Спасителя – «Скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, нежели Богатый попадет в Царство небесное»? Похоже, автор данной статьи несколько путает экономическую этику талмудистского иудаизма и христианства. Новый Завет отличается от Старого. Кальвин говорил, что блага, которые человек создал СОБСТВЕННЫМ трудом, не являются греховными… Подчеркиваю - собственным. Никогда и нигде ни один христианский теолог не говорили, что ростовщичество (суть нынешней экономики) «положительное явление человеческой жизни». Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что любые упражнения на финансовых рынках есть суть ростовщичество, т.е. с точки зрения христианской (да и исламской и буддистской) морали грех. Но мир греховен.… И это данность. Но эта данность не должна стать авторской парадигмой, по которой надо строить жизнь – «разбогатей или сдохни..». - Во-вторых, «…экономическое благосостояние государств базируется на деятельности евреев…». В общем, позиция автора проста, как «Пионерская правда»: в мире есть только две «прогрессивные» религии - иудаизм и протестантство. Остальные, либо никчемная обочина мировой истории (православие, католицизм, буддизм), либо откровенный негатив в виде ислама («…закат Европы именно по причине «захлебывания» ею исламом…»). И в конце хотелось бы отметить фразу: «…до 15 века включительно экономическим центром мира был Китай…»…я конечно извиняюсь... А Индия, а Шумер, а Египет, а Греция.. про Рим я молчу.… Без комментариев…
Очень интересный вопрос о связи религии и экономики. Думаю, что корреляция здесь действительно имеет место быть, и её надо учитывать. Однако к этому вопросу стоит подходить очень щепетильно. Изначально религия кроилась не по экономическим лекалам. Иначе, откуда бы появились «невыгодные» экономически восточные религии? Религия является исторической данностью. Смена её возможна и мы видели в истории такие примеры. Однако, этот процесс протекает, как правило, болезненно и кровопролитно. В связи с этим считаю возможным использовать связь между экономикой и религией исключительно для прогнозирования экономики, но не для изменения ситуации, путём влияния на религиозный менталитет с целью его переделывания. Хотелось бы также добавить, что, на мой взгляд, если мы говорим о западных странах православного вероисповедания, то религия не является той частью культуры, которая оказывает решающее значение на жизнь людей, в том числе и экономическую, потому что эти страны не только в теории, но и на практике реализуют светскую модель государства.