Энергомашиностроение привлекает инвесторов
Потребность России в развитии электроэнергетики была очевидной еще на протяжении 1990‑х гг., когда поддержание энергосистемы осуществлялось на минимальных уровнях. Длительный перерыв в развитии энергосистемы РФ привел, в частности, к тому, что в настоящее время страна отстает от ведущих экономик мира по вводу генерирующих мощностей. И если в условиях стагнации 1990‑х медленное развитие электроэнергетики не являлось сильным сдерживающим фактором, то после оживления экономики неадекватность энергосистемы потребностям страны превратилась в серьезную помеху развитию.
Благодаря рекордным сырьевым доходам последних лет и росту экономики государство смогло приступить к реализации крупных проектов по развитию инфраструктуры, включая модернизацию и наращивание энергетических мощностей. Проблему энергообеспечения планируется решать, в частности, широкой программой в атомной энергетике, развитием малой энергетики и внедрением энергосберегающих технологий. Однако наиболее важным, масштабным и привлекательным с точки зрения инвестора направлением развития остаются традиционная энергетика и связанные с ней отрасли.
РАО ЕЭС переписало план
В феврале РАО ЕЭС подвергло пересмотру пятилетнюю инвестиционную программу. Согласно озвученным планам, до 2011 г. должно быть введено уже не 23,4 ГВт, а 40,9 ГВт генерирующих мощностей. При этом страна должна приблизиться к беспрецедентным показателям ввода генерирующих мощностей в 35 ГВт в год. Инвестиции в электроэнергетику в 2007 г. должны составить 20 млрд долл., увеличившись к предыдущему году в 3,5 раза.
Решаясь на очередное увеличение планов по вводу энергомощностей, менеджмент РАО, вероятно, не только заручился поддержкой властей, но и принял во внимание фактические производственные возможности российского энергомашиностроения. Но при этом сохраняются существенные риски выполнимости амбициозных планов. Даже обеспечив себе контроль над крупнейшими энергомашиностроительными активами, РАО ЕЭС и другие заинтересованные игроки вряд ли смогут повлиять на весь производственный цикл, затрагивающий множество смежных отраслей. Очевидно, что резкое наращивание производства в энергомашиностроении натолкнется на целый ряд узких мест, которые станут либо препятствиями осуществлению планов, либо новыми полюсами роста промышленности.
Даже исходя из наиболее общих показателей планируемого роста энергомощностей становится ясно, что производство продукции энергетического машиностроения в течение ближайших лет возрастет в несколько раз, что повлияет не только на показатели отдельных предприятий, но и на структуру отрасли в целом. Для потенциального инвестора столь масштабные преобразования в энергетической отрасли в целом и эффект, производимый в смежных отраслях, представляют широкие возможности для перспективных вложений. Однако именно масштабность и всеохватность энергетического инвестиционного проекта подчас создает трудности для выбора конкретной формы участия в нем.
Большая энергетика задвигает малую?
Даже внутри энергомашиностроительной отрасли существует несколько уровней бенефициаров инвестиционного процесса (бенефициар – лицо, получающее доходы от своего имущества, переданного в доверительное управление другому лицу). Наиболее очевидными являются крупнейшие предприятия сектора, занятые в крупной энергетике, – это ОАО «Силовые машины», Уральский турбинный завод, НПО «Сатурн». Активное участие этих компаний в создании новых генерирующих мощностей неоспоримо, но возможности для стороннего инвестирования здесь достаточно узки – фактически они ограничиваются операциями с акциями «Силовых машин». Уральский турбинный завод несколько лет назад был консолидирован холдингом «Ренова», а цена акций «Сатурна» зависит в первую очередь от авиастроительной деятельности предприятия.
Производители, работающие в сегменте малой и промышленной энергетики, также примут значительное участие в компенсации недостатка энергомощностей, однако спрос на их продукцию будет носить локальный характер. Еще год-два назад малая энергетика рассматривалась как магистральный вариант решения проблемы энергообеспечения предприятий и небольших городов; здесь показателен пример «Энергомашкорпорации», сделавшей ставку на развитие газотурбинных ТЭЦ малой мощности. Малая энергетика действительно является частичным и временным решением системной проблемы нехватки электроэнергии; при большей удельной стоимости мощностей и выработки энергии она может обеспечить оперативное покрытие локальных нужд. Однако сейчас, после утверждения амбициозных планов наращивания мощностей уже в ближайшее время, это направление теряет свою актуальность.
Ключевой сегмент
Один из наиболее интересных сегментов в энергомашиностроении – выпуск компонентов и комплектующих для энергетики. Сюда входят предприятия, производящие комплектующие для генерирующих мощностей, электротехнические материалы и компоненты для трансформаторных мощностей и сетей. Спектр деятельности этих предприятий достаточно широк и включает, например, производителей электрокабеля и металлургические предприятия, производящие специальную стальную продукцию. Преимуществом этих компаний является то, что они, как правило, не завязаны на единственного потребителя продукции.
Кроме того, в отличие от производителей основного генерирующего оборудования, производители компонентов в большей степени задействованы в модернизации энергосистемы, не ограничивая свою деятельность созданием новых генерирующих мощностей. Напомним, что на ремонт существующего оборудования планируется направить средства, сравнимые по масштабу с расходами на ввод новых мощностей. Еще одним фактором в пользу инвестирования в данный сегмент является более короткий по сравнению с турбиностроителями инвестиционный и производственный цикл. Большинство производителей энергокомпонентов в ближайшее время продемонстрируют более динамичный рост показателей, нежели крупнейшие компании сектора.
Препоны для инвесторов
Несмотря на очевидную привлекательность энергомашиностроения, спектр инструментов для инвестора в секторе остается довольно узким. Возможности для операций с акциями энергомашиностроительных компаний на рынке сильно ограничены. Лишь немногие предприятия энергетического машиностроения представлены ликвидными финансовыми инструментами, хотя в среднесрочной перспективе их количество будет расти. На настоящий момент сектор доступен в основном для инвесторов, имеющих возможность осуществлять долгосрочные высокорисковые вложения в низколиквидные инструменты. Акции немногих представленных на биржах предприятий энергомаша уже продемонстрировали впечатляющую динамику, почувствовав на себе интерес инвесторов к отрасли. Тем не менее, они остаются перспективным инструментом биржевых операций с учетом плотного потока новостей, который должен сопровождать данные компании в будущем.
Другой вид участия в развитии энергомашиностроения – стратегические инвестиции и приобретение предприятий. Отрасль, представленная в основном компаниями среднего масштаба, имеет большой потенциал к консолидации. В ближайшие годы интенсивность деятельности по слияниям и поглощениям в российском энергомашиностроении будет чрезвычайно высока. В конечном счете это приведет к объединению наиболее интересных компаний сектора в рамках нескольких крупных холдингов. Ускоренная консолидация сектора послужит дополнительным стимулом для роста стоимости ценных бумаг энергомашиностроительных компаний.
Кроме собственно инвестиций в энергетическое машиностроение, бурное развитие энергетики создает и другие интересные возможности. Проблема недостаточности энергетических мощностей будет решаться не только их наращиванием, но и внедрением энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии. Эти сегменты пригодны для прямых инвестиций и вряд ли получат самостоятельное представление на фондовом рынке.
Критерии привлекательности
В рамках любой инвестиционной стратегии одна из основных задач – прогнозирование результатов деятельности предприятий. Проблема справедливой оценки предприятий энергетического машиностроения связана с новизной текущего инвестиционного этапа электроэнергетики. Значительное, подчас многократное увеличение оборотов предприятий также существенно влияет на всю структуру финансовых показателей, осложняя прогнозирование.
Тем не менее, существует ряд базовых критериев, которые позволяют выбирать наиболее перспективный объект инвестирования. Во‑первых, это состояние производственных активов и технологической базы предприятия – его способность создавать актуальную продукцию и наличие свободных мощностей для увеличения выпуска. Во‑вторых, это уникальность продукции или услуг: в энергомашиностроительной отрасли даже небольшие предприятия могут занимать околомонопольное положение по определенным видам продукции. Кроме того, следует учитывать структуру связей предприятия с потребителями и другими компаниями сектора; консолидация энергомашиностроения осуществляется на основе сложившихся внутриотраслевых связей.
В целом российское энергомашиностроение обладает значительным потенциалом, который получит развитие в течение следующих лет. В случае успешной реализации намеченных планов развития электроэнергетики повышенная инвестиционная активность в секторе способна сделать энергетическое машиностроение одним из лидеров фондового рынка.
Денис Демин, аналитик ЗАО «Инвестиционная компания «Энергокапитал»
Написать комментарий