Инвесторы против профессоров: безлюдные технологии в сфере образования
Сегодня намечается постепенное вытеснение живых университетских профессоров бумажными и электронными учебными пособиями, а университеты будущего могут превратиться в безлюдные обучающие центры.
Согласно видному футурологу современности Э.Тоффлеру, одной из важнейших мегатенденций современности является так называемый процесс протребления, представляющий собой гибрид производства и потребления. Его суть состоит в том, что потребитель «вплетается» в производственно-реализационный цикл компаний и тем самым обеспечивает им экономию на рабочей силе. Проявления этого эффекта повсеместны. Классическим примером такового служит супермаркет, где корзинка на колесиках, предоставляемая покупателю, заменяет продавцов, приборы для сканирования покупок и снятия денег с кредитной карточки вытесняют кассиров, а видеокамеры сокращают штат охранников.
Приведенный пример уже никого не удивляет, тогда как нечто похожее в сфере образование еще не стало нормой. Между тем тенденция протребления и здесь начинает себя проявлять. В системе высшего образования уже давно назрел методический кризис: монотонные лекции никто не хочет записывать, учиться по ним довольно-таки неудобно, воспринимать лекции в многолюдных шумных аудиториях почти невозможно, ходить на занятия в мегаполисе становится все труднее из-за перегруженности транспортной системы и т.п. Между тем число студентов растет, в университетах начинает сказываться дефицит аудиторного фонда, заработки профессоров растут, а желающих преподавать – все меньше. Многие частные вузы вообще с трудом сводят концы с концами за счет использования труда преподавателей-аутсайдеров со смехотворной зарплатой. Как же распутать такой тугой узел противоречий?
Выход есть и он, как ни странно, до безобразия прост. Он состоит в том, чтобы заменить профессоров современными методическими материалами, к каковым относятся хорошо продуманные программы и учебники, компьютерные тесты и курсовые работы. Зачем каждый год читать одни и те же лекции, когда их можно изложить в компактном учебном пособии? Зачем нанимать армию некомпетентных преподавателей, когда их всех можно заменить несколькими хорошими учебниками? Тогда в чем, собственно, проблема?
Во-первых, в том, что по-настоящему хороших учебников пока мало и желающих их писать параллельно с большой педагогической нагрузкой немного. Здесь необходимо однозначное решение о специализации профессора: либо читать лекции, либо писать книги; совмещать две процедуры очень сложно. Во-вторых, традиционная система образования делает акцент именно на аудиторной нагрузке преподавателей, а не на их методической работе. Деньги в университетах платят за лекции, а не за учебные пособия. В-третьих, в сознании администраторов и чиновников укоренилось ошибочное мнение, что профессор – это, скорее, учитель, нежели специалист. Соответственно он должен говорить (т.е. учить), а не писать (т.е. создавать печатный продукт).
Как же быть?
Выход в том, чтобы передовые государственные и частные вузы начали финансировать создание мощной методической базы учебного процесса. На это нужны деньги, и надо не бояться их вкладывать, так как в будущем это сулит экономию на живом труде профессоров и повышение рентабельности вуза. Как же обстоит дело в этой области?
Уже сейчас многие отечественные университетские администраторы отдают предпочтение заочной и дистанционной формам обучения. Данные контингенты почти не нуждаются в аудиторном фонде, им почти не нужны преподаватели, но зато им нужно максимально хорошее методическое обеспечение. При наличии такового им необходимо лишь иногда получать консультации профессоров и сдавать необходимые контрольные мероприятия. Ведущие западные университеты все активнее внедряют дистанционное обучение, которое воспринимается ими как «золотое дно». Таким образом, осознание выгод таящихся в новых формах высшего образования уже имеется, проблема лишь в реализации.
Скорее всего, через некоторое время – лет через 10-15 – передовая университетская система будет во многом похожа на современные супермаркеты: в них будет небольшое число профессоров, ограниченный контингент обслуживающего персонала и мощный библиотечный фонд, включая специализированные электронные библиотеки. Бумажные и электронные пособия вытеснят живых профессоров. Пока же слабым звеном нарождающейся новой системы являются ее скудная инвестиционная составляющая и неудовлетворительный менеджмент.
Хотя деньги, необходимые для превращения современных университетов в «безлюдные» обучающие центры, не так велики, инвесторов, желающих их потратить на указанные цели, пока не много. Между тем переход частных вузов на рельсы безлюдных технологий уже фактически предопределен. Кто быстрее поймет это, тот и получит доход в новой «экономике знаний». Спасение же «лишних» профессоров – дело рук самих профессоров, ведь университеты – не богадельня.
Написать комментарий
Автор прав.. Только сроки я бы меньше поставила: не 10-15, а 5-10. И еще одно уточнение: "максимально хорошее методическое обеспечение" при современной загрузке ППС - утопия.. Будет, а, в части вузов уже началось примерное так: небольшое число ППС, ограниченный контингент обслуживающего персонала и электронный библиотечный фонд. А вот что будет в этом фонде - уже вопрос.... если уже сейчас в каждом втором учебнике опечатки считаются нормой.... ЗЫ. А глубокие моральные терзания про живое общение - хех, страшно далеки они от современной системы ВПО...
Я, тоже с вами согласна. Я даже боюсь что скоро люди перестанут понять что такой труд. Все будут лежать дома, за них все будет делать роботы, так что ли?! Эти все придуманные идеи: дистанционное обучение, интернет-сайты, придуманные гением всякие программы это же конечно хорошо, даже супер, но в будущем психологический разум людей перестанет думать, мыслить, работать. Они становятся лентяем, из за них будет решать только компьютеры. Это даже кому то нравиться, сидеть сложа руки и ничего не делать, а кому то не нравиться такое бездельничество. Неужели профессора отстают от будущее, неужели за них работает молодые человеческие создания которое придумали все эти электронные программы.
Я не считаю, что замена живого труда книгами не приведет ни к чему хорошему. Да, у кого-то нет возможности учиться на дневном или вечернем отделении и поэтому существует необходимость дистанционного обучения,что является безусловным плюсом его введения. Однако, если полностью отменить традиционную систему образования - сильно ухудшится система образования, потому что не все студенты готовы заниматься учебой, так сказать "на дому". Поэтому необходимо найти баланс между системой традиционного и дистанционного обучения.
Абсолютно с Вами не согласна! Невозможно заменить живое общение с преподавателями, учителями, профессорами, пускай даже хорошо изложенным материалом в учебном пособии. Если студент будет все время заниматься самообразованием,просиживать часы за безукоризненно написанными за учебниками, то у него не возникнет живой тяги к изучению данного предмета,потому что ведь кроме задачи научить у любого педагога стоит цель ,в том числе, и заинтересовать обучаемого в сфере своей компетенции. Я считаю полным абсурдом перевод определенной части студентов на форму дистанционного обучения. По причинам того,что тогда не будет гарантировано качество образования,ведь экзамены, тесты и различные контрольный задания, проверочные работы будут так же решаться и обдумываться дистанционно,что нисколько не мешает студенту посмотреть ответы в интернете, посоветоваться с родителями, да элементарно найти ответ в учебнике и отослать его обратно в ВУЗ... Поэтому стоит задуматься наоборот о более жестком контроле за очной формой обучения,а не упрощать работу педагогам и жизнь обучающимся, переводя их на полное самообразование.
Я считаю, что "замена профессоров современными методическими материалами, к каковым относятся хорошо продуманные программы и учебники, компьютерные тесты и курсовые работы..." не приведет ни к чему хорошему. Да, не спорю, что порой просиживание без толку на скучных лекциях, не понимая и не пытаясь воспринимать ничего, пустая трата времени. Но ни один электронный материал не может заменить живое общение преподавателя со студентами. Действительно, кому то удобнее дистанционное обучение, ведь остается много свободного времени. Но не факт, что эта форма обучения является полезной и качественной.
"Лет через 10-15 – передовая университетская система будет во многом похожа на современные супермаркеты" Безусловно процесс образования идет к этому, но, я думаю, сроки будут намного больше. Но, более важным является вопрос снижения качества образования. Я думаю, что любой методический материал, даже курс видио-лекций не сможет полноценно заменить преподавателя!
Согласен с комментариями первого автора. Никакое дистанционное обучение и электронные книги не смогут заменить самих профессоров. Конечно, можно перейти на Американский метод обучения, где всё ссылается на самостоятельность студентов в изучении материала и лекции существуют только для того, что бы задавать вопросы по непонятным моментам. Тогда стоит вопрос о необходимости самих ВУЗов. Хотелось бы отметить, что наше общество на данный момент не готово перейти к самообучению, т.к. оно «не доросло» до восприятия и обработки информации таким образом. К сожалению не все ответственно относятся к обучению и к выполнению определенных обязанностей. У нас осталась привычка предполагать, что мы учимся в Высших Учебных Заведениях не для себя, а для преподавателя, что бы он поставил нам зачет, для родителей, что бы они задавали нам меньше вопросов, поэтому очень трудно просто взять и заставить себя прочитать тот или иной материал самостоятельно. Нельзя забывать и о том, что у многих студентов хорошо развита слуховая память и им легче воспринимать лекции, чем электронный материал или книгу, а у некоторых наоборот. Им легче прочитать и увидеть материал своими глазами, чем сидеть на лекции и стараться вслушиваться в неё. В заключении хочу сказать, что переход на данную систему образования не сможет укрепить имеющийся опыт преподавания и подачи знаний, а наоборот усугубит сложившуюся обстановку в сфере обучения!
Полностью поддерживаю последний комментарий. Да, в наш век информационных технологий, человечество стремится как можно больше облегчить себе жизнь за счёт технологических инноваций во все сферы своей жизнедеятельности. Это нормально и легко воспринимается, потому что действительно, как выразился предыдущий комментатор, для людей с ограниченными способностями, а от себя добавлю, и с ограниченным количеством времени на обучающий процесс, это верных выход из сложившейся ситуации. Но например, основываясь на собственных ощущениях и опыте, мне намного приятнее посещать учебное заведение, общаться с профессорами (пускай не со всеми, но без этого никуда), да банально, обмениваться впечатлениями и опытом с другими студентами, ведь сейчас и так уже всё общение между людьми сведено к электронной переписке и телефонным звонкам. Но, как не прискорбно писать, но скорее всего, прогнозы, приведённые автором в этой статье обречены на исполнение.
Вообще вопрос дистанционного обучения и замена профессоров методическими материалами неоднозначен. Во-первых, соглашусь с автором первого комментария, что никакие пособия не смогут заменить передаваемые, и излагаемы материалы непосредственно преподавателем. И что понять самостоятельно некоторые пособия без разъяснений автора иногда просто невозможно. Во-вторых, попытка заменить профессоров современными методическими материалами, к каковым относятся хорошо продуманные программы и учебники, компьютерные тесты, скорее всего полностью приведет к потере обратной связи между студентом и преподавателем, уменьшению степени контроля, а так же к возможности искоренения такой профессии как преподаватель. В-третьих, я считаю, что на современном этапе развития образовательной системы в России, такие модели обучения как дистанционные подходят в основном только для заочного обучения или (единственный действительный плюс) для людей с ограниченными возможностями, которые позволят им иметь равновозможный доступ ко всем материалам и лекциям преподавателей. В конце хотелось бы сказать, что даже после внедрения такой системы, вряд ли многое изменится, так как студенты, которые хотят получать знания все равно будут их получать, а те, кто не хочет, так и будут ссылаться на то, что «неудобно, воспринимать лекции в многолюдных шумных аудиториях и что ходить на занятия в мегаполисе становится все труднее из-за перегруженности транспортной системы».
Я согласна с автором статьи в том, что за дистанционным обучением будущее. В наш век высоких скоростей и постоянного цейтнота эта форма обучения может стать очень востребованной. Вот только хорошо ли это? Мне кажется, что ничто не заменит живого общения с профессорами – специалистами. И если с лекционным материалом вполне можно ознакомится в электроном виде, то возникающие во время семинарских занятий дискуссии сложно заменить сухой теорией. Мне сложно представить, что бумажные и электронные пособия способны полностью вытеснить живых профессоров. Хотя сократить долю непрофессионалов им вполне под силу. Дистанционное образование может прижиться в России еще и на фоне огромных размеров ее территории. С помощью этой формы обучения жители отдаленных уголков России смогут получить доступ к высококачественному образованию, не покидая пределы родных мест, что поможет повысить общий уровень образования и решит вопросы с концентрацией студентов в нескольких крупных центрах России. Также дистанционное образование за счет экономии времени поможет решить проблему переподготовки кадров. Работающим людям намного проще будет обучаться, т.к. они смогут это делать в удобное для них время. Опасение вызывает лишь качество учебного материала. Многие учебные пособия написаны сложным языком, разобраться в котором без посторонней помощи зачастую бывает непросто. Но, мне кажется, если будет существовать устойчивый спрос на качественные учебные материалы, то их предложение не заставит себя долго ждать.
Дистанционное обучение- этос одной стороны огромный плюс т.к. студенты правда могут работать и совмещать это с учёбой....полюс и в том, что на лекциях бывает порой сидеть очень тяжело, а при дистанционной системе обучения лекции можно просто сохранить в электронном виде и прочитать. Но есть тут и минусы...например если студенту что-то не понятно, то грамотный преподаватель сможет объяснить интерессующее, а с компьютером тяжелее поговорить о проблеме. Есть преподаватели после чьих лекций просто прекрасно понимаешь предмет, а пои дистанционной системе такого уже не будет...но скорее всего будущее за технологиями...
Большим плюсом дистанционного обучения, по моему мнению, является экономия времени - студенты смогут совмещать работу и учебу, что, безусловно, немаловажно. Действительно, воспринимать лекции зачастую достаточно тяжело, особенно студентам вечернего отделения, и здесь могли бы помочь качественные методические материалы, которые, к сожалению, у нас в избытке. Таким образом, дистанционная система выгодна и студентам и профессорам, у которых наконец появилось бы время для создания так нужных нам учебных материалов.
В корне не согласна с лейтмотивом данной статьи о профессорском факторе как лишнем в системе обучения будущего. Я сама являюсь студенткой и, соответственно, знаю тему «изнутри». Мой опыт показывает, что даже самые хорошие пособия не в состоянии заменить преподавательский состав. Причём, происходит это по многим причинам. Приведу некоторые из них. Во-первых, учебные пособия, которые создаются профессорами, являются трудными для восприятия большинства студентов. Профессор – это человек науки. Научный язык в чистом виде без дополнительных пояснений преподавателя, которые и даются на лекции, понять довольно непросто. Во-вторых, фактор интеракции между преподавателем и студентами. Гораздо лучше усваивается материал, который был показан, донесён до аудитории, нежели прочитанные в учебном пособии параграфы. Дистанционное обучение выигрывает экономически, но проигрывает в качестве. Престижность вуза, качество образования, которое предоставляется им, напрямую зависит от преподавательского состава, а не только от количества и качества пособий. Иначе вуз был бы не вузом, а библиотекой. Я ни в коем случае не умаляю роль методических материалов в получении образования. Безусловно, следует улучшать качество учебных пособий, которые должны быть не просто научным текстом, труднодоступным к восприятию, а действительно обучающим материалом. Однако, до тех пор, пока люди остаются людьми, а не роботами, подключающимися к информационной базе, преподавательский фактор в обучении будет играть весомую роль.