Региональная инициатива - тенденции федеральной инвестиционной политики и возможности их использования
Анализ последних событий вокруг Инвестиционного фонда позволяет сделать вывод, что федеральные власти меняют приоритеты расходования средств Фонда: задуманный как механизм поддержки инвестиционных проектов общегосударственного значения, в ближайшее время этот институт будет сосредоточен на проектах регионального и межрегионального значения.
Одобрение основного массива стратегических проектов, а также передача полномочий по управлению Инвестиционным фондом от Минэкономразвития в Минрегионразвития в сентябре 2007 года повлекла изменение приоритетов расходования средств Фонда. Минрегионразвития взял курс на региональную политику, которая в целом будет характеризоваться:
· предоставлением регионам России большей экономической свободы, включая право выбора объектов и проектов для инвестирования средств федерального бюджета (эта позиция активно декларируется Минрегионом с декабря 2007 года и новые Правила формирования и предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда содержат процедуры для реализации регионами инвестиционной инициативы);
· ориентированностью на менее масштабные проекты регионального характера (на сегодня на рассмотрении Правительства РФ находятся Правила предоставления субсидий регионам РФ и Методика оценки эффективности региональных проектов; в целом эти документы устанавливают более упрощенный порядок выделения средств Инвестфонда на региональные проекты среднего и небольшого масштаба);
· сосредоточением контрольных полномочий за расходованием инвестиций в МЭРиТ и Минрегионразвития, для чего вводятся новые правила отчетности;
· вовлечением регионов России в работу иных (помимо Инвестфонда) государственных институтов развития (прежде, Банка развития и особых экономических зон, позволяющих получить финансирование на создание инфраструктуры).
На сегодня для нас очевидны следующие тенденции:
1. Крупные проекты-стратеги, политический «парад» которых имел место в 2006-2007 годах, постепенно сходят на «нет».
2. В составе бюджета Инвестфонда будет установлена квота, определенный объем средств, предназначенных для субсидирования регионов России. В задачи Минрегионразвития на 2008 год будет входить распределение этого бюджета. Актуальность вопроса существенно повысится после принятия окончательного комплекта нормативных документов по Инвестфонду, которые сейчас находятся в разработке.
3. Средства Инвестфонда для финансирования региональных проектов будут аккумулироваться путем: 1) отказа от финансирования крупных транспортных концессий, 2) ежегодного пополнения Фонда на 100 млрд. рублей (сумма, на сегодня обсуждаемая Минфином и Минрегионразвития).
4. Для региональных проектов будет снижен порог стоимости (500 млн. рублей вместо 5 млрд рублей минимальных) и упрощены процедуры отбора.
5. Для получения денег регион-инициатор должен будет показать федеральному центру наличие пула инвесторов, готовых профинансировать частную составляющую проекта (их объединение – задача региона).
6. Задачей регионов для успешного прохождения конкурсного отбора станет также подготовка проекта, комплектной заявки и подтверждение соблюдения формальных требований к проекту.
7. Откроется возможность получить в Инвестфонде средства на разработку проектной документации на концессионные проекты регионального значения. Это может быть использовано для развития ЖКХ и региональных транспортных концессий (например, строительства транспортных обходов городов).
8. В ближайшее время стартует финансовая программа Банка развития, направленная на долгосрочное кредитование инфраструктурных и промышленных проектов на условиях, не конкурирующих с условиями коммерческих кредитных организаций. Для этих целей в уставный капитал Банка передано 180 млрд. рублей, утвержден Меморандум о финансовой политике, определяющий правила их размещения. На площадке Банка ведется работа по созданию Центра развития государственно-частных партнерств, в задачи которого будет входить подготовка инвестиционных проектов на базе региональных стратегий развития.
9. Продолжатся конкурсы по отбору заявок на создание ОЭЗ. Как показала практика, данный инструмент интересен прежде всего для целей получения финансирования на создание инфраструктуры ОЭЗ.
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период 2008-2010 годов учтено использование нефтегазовых доходов на цели государственных институтов развития (ГИР) в размере 430 млрд. рублей. Практика работы показывает, что наиболее эффективным оказывается комплексное применение различных ГИР для реализации единых инвестиционных задач, не исключая и применение Федеральных целевых программ.
В связи с вышеизложенным, просматривается следующий алгоритм действий региональных администраций, направленных на получение федеральных инвестиционных ресурсов и льгот:
· Подготовка Стратегий и Программ социально-экономического развития региона, с включением в них всех инструментов государственной поддержки, необходимых региону в обозримой перспективе (Инвестфонд, ФЦП, финансирование инфраструктуры ОЭЗ, Банк развития, концессионные проекты). В дальнейшем заявки регионов на получение средств могут основываться на этих документах.
· Параллельное проведение работ по территориальному планированию.
· Подготовка собственной инвестиционной программы развития, подлежащей утверждению на уровне региональных властей. Такая программа станет основным документов в деле привлечения частных инвесторов.
· Проведения мониторинга инвестиционных задач региона на выбор проектов, которые могут претендовать на средства Инвестиционного фонда и (или) Банка развития. Подготовка таких проектов.
· Определение проектов, которые могут быть реализованы по концессионным схемам. Определение их моделей, источников финансирования, включая Инвестфонд и Банк развития.
· Определение инвестиционных задач региона, которые могут быть решены с помощью федеральных целевых программ.
· Определение целесообразности создания ОЭЗ, трудозатрат и выгод региона; оценка возможности привлечения федерального финансирования на создание инфраструктуры ОЭЗ.
Такой комплексный подход, на наш взгляд, позволит получить эффект синергии, поскольку все намеченные и сформированные задачи по развитию в комплексе решаются проще, чем каждая в отдельности. Это касается как вопроса создания имиджа инвестиционной привлекательности для целей задействования частных инвесторов, так и взаимоотношений с федеральным центром в вопросах государственной поддержки региона.
Справка о юридической фирме «РайтСол КСМ»:
Профессиональная команда консультантов Юридической фирмы «РайтСол КСМ» с 2000 года специализируется на сопровождении инвестиционных процессов и проектов в области транспорта и инфраструктуры и имеет в активе более ста успешно реализованных клиентских поручений этого профиля. С 2005 года, с развитием институтов государственно-частного партнерства в России, консультанты работали над реализацией проектов Инвестиционного фонда Российской Федерации, сформированных на принципах государственно-частного партнерства, реализовывали ГЧП-проекты в сфере ЖКХ, работали над применением концессионных механизмов. Консультанты фирмы тесно сотрудничают с государственными органами и оказывают помощь в совершенствовании законодательной базы, в частности, принимали участие в разработке новых Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда.
Татьяна Старостина,
Партнер Юридической фирмы "РайтСол КСМ"
115093, Москва, 3-й Павловский переулок, д. 1 стр. 57
Тел/факс: +7 (495) 781 20 20
Написать комментарий