24 НОЯ, 21:08 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Почему Китай не станет центром мира

3 Июня 2008 9670 33 Политика
Почему Китай не станет центром мира

Оголтелая демографическая политика Китая, архаичная модель семьи его населения и консервативная конфуцианская философия не позволят Поднебесной стать мировым лидером.

         В последнее время Китай довольно уверенно выдвигается в качестве центра мировой политики и экономики. Практически все аналитики предсказывают ему светлое будущее. По крайней мере, никто не сомневается в Китае как мировом экономическом гегемоне. На этом фоне не очень убедительно смотрятся скептические комментарии в отношении экономических возможностей Китая. Несмотря на малочисленность второй группы экспертов, мы солидаризируемся именно с ними и рассмотрим некоторые аргументы в пользу того, что Китай не сможет надолго удержать позиции мирового экономического лидера.

        Во-первых, Китай нарушил один из ключевых принципов человеческого бытия, а именно: он осуществил совершенно немыслимую демографическую экспансию. Дело в том, что по-настоящему серьезные экономические проблемы возникают именно тогда, когда возникает избыток человеческой массы, а не ее дефицит. В свое время лауреат Нобелевской премии биолог Конрад Лоренц в своей книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» в качестве первого греха указывал на перенаселение. Другой исследователь-биолог – Десмонд Моррис – указывал на эксперимент, в котором численность популяции золотых рыбок в аквариуме искусственно повышалась сверх некоторого критического уровня. В этом случае безобидные крошечные рыбки начинали осуществлять взаимное нападение, отгрызая друг у друга плавники. Лишние особи безжалостно уничтожались в целях выживания самого вида. Этот же эффект лежит в основе повышенной криминогенности в мегаполисах, где высокая плотность населения провоцирует зверское отношение людей друг к другу.

        Именно перенаселенность Китая может встать на пути его процветания и могущества. Уже сейчас природа преподносит сюрпризы Поднебесной: то в 2003 г. там прокатилась волна вируса атипичной пневмонии (SARS), то ровно через 5 лет в 2008 г. начал свою деятельность желудочно-кишечный вирус пузырчатка, то землетрясение 2008 года в районе Тибета, то еще что-нибудь; уже сейчас проводятся исследования по поводу того, сможет прокормить себя Китай или нет в условиях глобального потепления. Некоторые специалисты полагают, что китайцы вообще особенно чувствительны к вирусным заболеваниям, что делает их особенно уязвимыми. Не исключено, что это только начало действия саморегулирующего механизма; дальше будет хуже.

        Во-вторых, конфуцианство препятствует инновационной активности китайского населения. Данный тезис нуждается в пояснении. Дело в том, что конфуцианское мировоззрение, разделяемое большинством китайцев, в своей основе содержит огромный потенциал технологического и институционального консерватизма. Чуть ли не главная мысль Конфуция состояла в том, чтобы ничего не придумывать, а только передавать. Иными словами, по его мнению, надо перенимать от предков традиции и ритуалы и передавать их потомкам. Этого, по мнению Конфуция, вполне достаточно, чтобы обеспечить правильную жизнь в обществе. Однако такая идеология направлена на копирование и сохранение сложившихся институтов и социальных технологий. Если эту позицию проводить в жизнь, то она будет преломляться в имитационную, а не инновационную стратегию. И именно эта стратегия сейчас доминирует в китайской экономике, где отдельные участники стараются перенимать и копировать чужие технологии и продукты, но пока не в состоянии придумывать что-то свое, принципиально новое.

        Пока конфуцианская идеология не мешала бурному развитию Китая, ибо он послушно сплавлялся в направлении, указанном ему западной цивилизацией. Однако в будущем, когда ему придется определять свой собственный вектор развития и навязывать его всему миру, такая «философия равновесия» может помешать институциональным и технологическим инновациям. Тысячелетние китайские традиции учили население только сохранять и передавать уже готовое, а мировое экономическое лидерство требует постоянно ломать старое и генерировать новое. Когда перед Китаем станет выбор между сохранением и ломкой традиций, то не факт, что он выберет второе. И тем более не факт, что он сможет эффективно реализовать такую стратегию.

        В-третьих, китайское население следует традиции очень сильной семьи, что мешает построению современного корпоративного сектора экономики. До сих пор китайская семья напоминает скорее род или клан, нежели нуклеарную семью западного образца. Такая модель семьи способствует формированию обширного сектора малого бизнеса, но мешает созданию крупных компаний с профессиональным управлением со стороны сторонних менеджеров. Как правило, крупные китайские семьи не идут на наем «чужих» управленцев и стараются сохранить свое влияние в бизнесе. И, разумеется, проигрывают из-за такой политики на мировом рынке. Неспособность китайского частного сектора сформировать корпоративный сектор частично компенсируется государством, которое берет на себя функции по созданию крупных национальных компаний. Однако, как известно, к государственным предприятиям во всем мире относятся с недоверием и подозрительностью. Кроме того, государственные компании опираются только на государственный бюджет страны, а транснациональные корпорации подпитываются ресурсами мирового рынка капитала. Перейти на западную модель нуклеарной семьи с последующим созданием современного корпоративного сектора экономики для Китая почти невозможно в краткосрочной перспективе. Если же Китай все же отойдет от своей традиционной модели семьи, то это уже будет не совсем тот Китай, который мы знаем.

        На наш взгляд, перечисленные три фактора являются достаточно весомыми, чтобы блокировать усилия Китая по превращению в мирового экономического лидера.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
О
21.01.2011 0 0
Олег Высочанский:

Господа вы глубоко ошибаетесь. Перечисленные аргументы как раз и говорят в пользу того, что Китай сможет надолго удержать позиции мирового экономического лидера.

А
20.01.2011 1 0
Артём:

На мой взгляд, Китай - это придаток мировой экономики. В стране очень много людей, поэтому очень низкая заробатная плата (и, кстати, ВВП на душу населения там тоже очень низкий). Компании (коммерческие) переносят туда своё производство с целью снизить затраты на рабочую силу. Отсюда у Китая большой экспорт. Например, я не знаю названия ни одной китайской фирмы (правда сейчас вспомнил производителя машин Cherry, но эти машины пользуются очень низким спросом из-за своего плохого качества). Я не представляю, как Китай может "двигать" мировую экономику - китайцы не придумывают и не производят ничего "нового". Выше было упомянуто об огромных социальных проблемах китайского общества, что при увеличении безработицы может только ухудшаться.

К
02.06.2010 0 0
Козлова Наталья:

Позволю не согласиться с автором в той части, где говориться о запрете конфуцинством на инновационной мышление, и что это повлияет на развитие Китая. Дело в том, что сейчас в Китайском производстве распространилась практика по доработке подделываемых им образцов техники и электроники. На пример Китай выпускает телефоны, включающие в себя очень много не профильных функций или в нижнем ценовом сегменте появляется телефоны с функциями из высшего сегмента. А если еще и вспомнить о чудовищном трудолюбии и огромных материальных запасах, то можно подозревать, что у Китая есть много шансов стать мировым центром.

Б
02.06.2010 1 0
Бондарев Игорь:

Я согласна с Вашим мнением. Ведь для того чтобы превратиться в главную державу мира, Китаю необходимо урегулировать растущее противоречие между рыночной моделью экономики и политической системой страны, авторитарно управляемой Коммунистической партией. Динамичный характер экономического развития входит во всё большее противоречие с диктатурой партии власти. Таким образом, всё более актуальной становится необходимость демократизации политической жизни страны. Достаточно ввести хоть какие-то элементы демократии в китайское общество, как экономическое чудо Китая начнет давать сбои. Выполнение требований китайских трудящихся обеспечить их элементарные права на достойное повышение зарплаты и радикальное увеличение социальных расходов приведет к удорожанию китайской продукции. В результате снизятся конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке и рентабельность иностранных инвестиций в экономику Китая. Именно поэтому руководство страны опасается демократизации и стремится мобилизовать общество под лозунгами великого будущего Китая. Опасаться Китая в будущем следует не из-за его мощи, а из-за его слабости и потенциальной возможности порождения хаоса, в том случае, если страна не справится с задачей создания новой экономической модели.

К
01.06.2010 0 0
Константин Марусич:

Согласен с тем, что Китаю будет довольно сложно стать мировым центром, не отказавшись от старых обычаев и привычек, ведь каждый шаг вперед, заставляет оставить что-то позади. Но, даже не смотря на свои проблемы, Китай активно развивается, поставляя свою продукцию по всему миру, и не будет ничего удивительного, если он станет центром мира.

Л
01.06.2010 0 0
Ларионов Александр:

Пожалуй соглашусь с автором статьи с тем, что именно перенаселенность Китая окажется фактором экономического спада страны. Также полагаю, что культурные и семейные традици Китая являются тем, что будет тормозить развитие в будующем. И захотят ли китайцы коренным образом изменить свой образ жизни, свои традиции - от этого будет зависить их роль как мирового экономического лидера.

В
31.05.2010 0 0
Валерия Егорова:

Действительно Китай - это огромная машина, поглощающая все больше и больше ресурсов. НО это и огромный перспективный рынок для всех, кто сможет на него пробиться. И на данный период зависимость от дешевых китайских товаров растет. Но при этом растет и недовольство Властей Еврозоны и других стран дешевизной юаня, что сильно снижает конкурентоспособность товаров производимых в странах импортерах. Но как видно попытки оказать влияние на финансовую систему пока остаются без результата. Так как курс юаня пока особо не изменяется. Честно говоря, зависимость мирового господства и численности населения раньше не встречала, но тоже согласна с такой точкой зрения. А вот исторически сложившиеся особенности восприятия мира и некая враждебность, закрытость по отношению к другим, может очень сильно повлиять на будущее Китая. На мой взгляд, Китай часто поступает по принципу: " Давай сначала съедим твое, а потом каждый сам свое" Все известно , что Китай, покупая любую технику: танки, самолеты, автомобили, компьютеры - стремится ее разобрать до винтика, изучив все. А в сотрудничестве с любыми компаниями основной целью стоит заполучить знания и технологии. При этом китайская сторона часто не готова во главе совместных компаний ставить опытных, но "чужих" руководителей. Стремление заполучить как можно больше и не заплатить за это- очень частое желание. Страна, которая претендует на лидерство должна не только поглощать , но и быть открытой для полноценного взаимодействия и сотрудничества. Страна, в которой пытаются в разы больше взять, чем дать не скоро добьется лидерства и мирового признания. "Китай болен шизофренией: он уверен в себе, разумен и жаждет серьезно конкурировать на мировом рынке, но при этом страдает паранойей в отношении окружающего мира и боится его" Достаточно пессимистичное отношение к Китаю сформировала книга Джеймса Макгрегора "Ваш миллиард покупателей". Бизнес по-китайски очень далек от мировых стандартов. А соответственно это огромный барьер на пути к мировому лидерству. " Китайцы могут попросить вас о чем угодно - просто в надежде на то, что у вас хватит глупости согласиться на это+" И еще не маловажная проблема Китая то, что он идет по пути заимствования, а не предложения чего -то своего. НО становясь лидером ты сам должен предлагать, Китай к этому пока не готов. К тому же лидерство предполагает выражение и отстаивания общих интересов. А на данный момент интересы многих стран и Китая идут в разрез. Следовательно мощь и стремления Китая позволят ему иметь стойкую, сильную, независимую экономику, но не авторитет для всего мирового сообщества.

Ч
31.05.2010 0 0
Чернов Никита:

На мой взгляд, статья иллюстрирует социальные недостатки Китая. Но разве не Китай в нынешнее время задает темп мировой экономики. Что касается моего мнения, то именно Китаю по силам стать экономическим центром мира. Все производство происходит именно там. И лично я думаю, что положительными экономическими чертами, Китай перекроет все свои недостатки. Что касается перенаселения страны, то китайское правительство с этим очень активно борется, ввели лимит на одного ребенка, основная масса жителей Китая сейчас составляет пожилые люди. Поэтому я думаю, что Китай в ближайшие десять лет сможет справиться со всеми социальными проблемами и стать экономическим центром мира.ф

К
27.05.2010 0 0
козлова анжелика:

Китайские товары заполонили рынок, но качество оставляет желать лучшего. Хотя если сравнить наши ГАЗ и ВАЗ с китайскими моделями авто, то наши явно проигрывают. Несомненно, избыточное количество людей или "человеческой массы" является одной из причин возникновения экономичеких проблем, но все-таки порядок в стране есть. Китай задушит себя своей численностью. И, конечно конфуцианство мешает внутреннему развитию страны

А
24.05.2010 0 0
Абрамян Виктор:

Думаю, основная проблема китайской экономики - ориентация на экспорт. Грубо говоря, сеглдня Китай - страна для других. Поясню. Сегодня в Китай вкладываются огромные средства, ТНК переносят туда своё производство в погоне за дешёвой и непритязательной рабочей силой. Но вот социальные "болезни" современного Китая никто не отменял. Внутренний же спрос ни в коем случае не сможет обеспечить не то, что рост, но даже сохранение уровня развития экономики страны. Так что, Китай, вытягивающий из кризиса мировую экономику представляется мне телегой, тащущей в гору лошадь.

М
24.05.2010 0 0
Митин Роман:

Целиком поддерживаю автора статьи. Китай со своим гигантским потенциалом мог бы покорить мир, если бы ему это было вообще нужно. какие то порывы к экспансионизму наблюдались веке в 16-17, когда благодаря своему флоту и армии они подмяли под себя всю юго-западную азию и корею, но затем с возвращением к рулю традиционалистов-конфуцианистов наступила стагнация, замена китая голландией и португалие, францией и англией, в общем более динамичные европейцы запихнули китай обратно к себе, превратив в 19 веке его в полуколонию. да, сейчас китай претендует на ведущие роли в экономике и политике, но правильный вопрос смогут ли подстроиться под быстро изменяющийся мир сами китайцы, чтобы он шёл за ними? ведь пока всё наоборот - это западные компании приезжают в китай со своими мозгами за дешёвой рабочей силой, китайцы правда тоже делают попытки по самоличному выходу на рынки запада, и небезуспешные. в общем, дальнейшее развитие китая зависит от ломки их собственных стереотипов, при этом нам необходимо внимательно следить за этим и чутко реагировать на ситуацию, так как любые перемены в этой стране-соседе не пройдут для нас бесследно.

Ш
22.05.2010 0 0
Шамиль:

Фиданян, затронул вопрос о зависимости Китая от экспорта. Но затронуд вскользь. гораздо интереснее этот вопрос раскрыт в статье А.Ю.Железнова "Новый подход к оценке экономики" в газете "Знание-Власть". Рекомендую прочесть.

Д
13.04.2010 0 0
Димасикофф:

Хм... Финиш... Наверное пора бы расслабиться и отдохнуть

В
04.04.2010 0 0
ВЯЧЕСЛАВ ФОКС:

Уважаемый,Балацкий,Вы бы написали о том как запад строя свою экономику попирал и попирает основной закон природы-что не у тебя в кармане то не ваше-настало время возвращать долги с процентами.КИТАЙ живет только по закону приды-кто работает тот и хозяин.ВСЕГДА ПРОИСХОДИТ ТО ЧЕГО ОПАСАЕШЬСЯ-КИТАЙ ДАЛ МИРУ ЖИЗНЬ-ОН ЁЁ И ЗАБЕРЁТ-НЕ ОБЛЕГЧАЙТЕ СЕБЕ УЧАСТЬ...

Ф
04.04.2010 0 0
фокс:

Уважаемый Белецкий ,вы бы написали о том как весь запад шел против осного закона природы.А сейчас получив естественный отпор от КИТАЯ, начинает говорить о разумности. В ПРИРОДЕ СУЩЕСТВУЕТ ОДИН ЗАКОН-КТО РАБОТАЕТ ТОТ ПРАВ-ХОЗЯИН ПОЛОЖЕНИЯ. ЗАПАД ВСЮ СВОЮ ЭКОНОМИКУ ПОСТРОИЛ НА ВОРОВСТВЕ.C ВОРАМИ ВСЕГДА ПОСТУПАЛИ ОДИНАКОВО-ОПУСКАЛИ НА ЗЕМЛЮ...

А
01.04.2010 0 0
Александр:

Общее впечатление от китайцев: молодцы, довольствуются малым, но не упускают возможности ухватить побольше, используя лукавство, обман... При этом они вполне приятные люди, стараются угодить всячески, даже если в этот же момент пытаются вас коварно "надуть". Гнут свою линию всегда, мягко, но верно. Вот так вот потихоньку и пролезают везде... Но самое главное - у них в стране порядок, несмотря на огромное кол-во жителей.

T
30.03.2010 0 0
Takblanvalk:

Кому выгодны Это все к чему? )

М
24.02.2010 0 0
Максим Попов:

Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов. Мы являемся свидетелями непрерывного и стремительного становления будущей мировой державы, обладающей огромнейшими ресурсами, амбициозными запросами, сильными рыночными позициями и всеми финансовыми и технологическими средствами хорошо развитой диаспоры, которой присуща экономическая смекалка. Развивающийся Китай будет оказывать мощное влияние, как на развитые, так и на развивающиеся страны, вынуждая их разрабатывать соответствующие стратегии и ответные действия. В Европе обучается довольно много китайских аспирантов, но работа в самом Китае до недавнего времени представлялась западным специалистам не столь привлекательной. Сейчас, когда многие сотрудники китайских лабораторий свободно владеют английским языком, положение дел изменилось. Иностранцы приезжают на восток и работают по программам научного обмена. Китай является второй по популярности страной для международного сотрудничества после России. Конечно, не все так гладко: слишком велики иногда культурные различия. Например, в Поднебесной традиционно очень сильны иерархические отношения. На практике это приводит к тому, что местный технический персонал не обладает полномочиями для закупки реактивов или для ведения стандартизованного протокола экспериментов. На Западе этим занимаются лаборанты, а в Китае – только научные сотрудники, так что приглашенным западным ученым приходится осваивать новые функции. Развивается не только сельское хозяйство. В Китае открыли свои центры крупнейшие западные фармацевтические компании. Сейчас идет подготовка местных кадров в фармакологии, биологии болезней и других областях, в которых представители китайской медицины до сих пор отставали от западной научной школы.

Ш
05.02.2010 0 0
Шульгина Нина:

Нейтральное развитие событие— главным государством мира станет Китай. Это возможно, если в мире в посткризисный период создадут три экономических блока: американский, европейский и восточный. Транснациональные корпорации будут вынуждены конструировать тройственные стратегии. Кризис в США и Западной Европе прогрессирует, рецессия становится глубже. Развивающиеся страны ради спасения своих экономик от торговой экспансии закрывают границы и перестают следовать демократической западной модели развития. Богатый наличностью Китай становится мировым лидером, увеличивая собственные инвестиции и используя избыток средств для соглашений с богатыми ресурсами странами, которые страдают от недостатка ликвидности. Доллар и евро теряют статус главных резервных валют. Среднегодовой рост мирового ВВП — 3,2%, в США и Европе — 1,2%, в развивающихся странах — 9%. Возможно Китай и станет центром мира, если будет все так же двигаться-кризис в старне, в России в том числе и Россию будут заполнять китайцы

Ч
03.02.2010 0 0
Чинков Петр:

Китай страна экспортер,в нее идет большой поток инвестиций и сейчас их такая ситуация более чем устраивает, тут уж ничего не попишешь. А станет ли Китай мировым лидером вопрос времени и желания, а желание у них есть, да и времени на решение этих проблем тоже найдется

Д
03.02.2010 0 0
Данилюк Екатерина:

По мнению китайский специалистов, быстрый бесконтрольный рост населения сводит и будет сводить практически на нет достижения в экономической области. Страна, по их мнению, должна «взяться за два вида производства» – экономику (в направлении ее неуклонного развития) и демографию (в направлении резкого сокращения темпов роста населения). Чтобы решить существующие проблемы, китайским властям волей-неволей приходиться идти на жесткий демографический контроль. Это прежде всего совершенствование политики строго планирования рождаемости, поиск действенных путей реализации государственной установки «одна семья – один ребенок». Вместе с тем государство намерено и впредь принимать строгие меры к нарушителям этой установки. Ряд экспертов предлагают даже увеличить размеры штрафов за «внеплановых» детей. Сторонники более разумного подхода призывают вести широкую, продуманную, комплексную, разъяснительную работу, пропагандировать важность и неотложность плановой рождаемости, воспитывать крестьян, объясняя им политику государства, что бы они, разделяя его озабоченность, ограничивали рост семьи.

В
03.02.2010 0 0
Вислогузов Денис:

Всемирный экономический кризис оказывает на Китай чрезвычайно противоречивое влияние, которое само по себе определяется внутренними противоречиями в развитии этой страны. Однако противоположные тенденции дают, как это ни парадоксально, один итог – рост экспансионистских устремлений. Но этот рост требует все больше ресурсов, коих у самого Китая недостаточно, и ведет к катастрофическому ухудшению экологической обстановки. Разрыв в уровне жизни между городом и деревней и между восточными и западными регионами очень велик и угрожает социальной стабильности, а возможно, и территориальной целостности КНР.

А
31.01.2010 0 0
Арам Фиданян:

Большой уязвимостью китайской экономики является ее ориентирование на экспорт. Причем основным потребителем является США,в связи с чем у Китая сегодня начались серьезные экономические проблемы.Как следствие, власти этой страны начинают внеэкономическое стимулирование внутреннего спроса,что быстро надувает в китайской экономике масштабные пузыри.Рассчитывать на рост внутреннего спроса китайское руководство всерьез не может: при переориентации производства на внутренний спрос прибыль и зарплаты начнут падать,тут будут необходимы колоссальные многолетние программы,времени в условиях развития кризиса уже просто нет.Давать кредиты, которые никогда не будут возвращены? Но это значит, что будет серьезно подорвана финансовая система страны.Так что ,я думаю ,что Китай -как локомотив по выходу из Мирового кризиса - миф. И с мыслями автора статьи абсолютно согласен.

Ч
28.01.2010 0 0
Чармадов Герман:

Всемирный экономический кризис оказывает на Китай чрезвычайно противоречивое влияние, которое само по себе определяется внутренними противоречиями в развитии этой страны. Однако противоположные тенденции дают, как это ни парадоксально, один итог — рост экспансионистских устремлений. Ожидается, что в 2009 году рост ВВП КНР может составить 6-7%. Западные страны могут об этом только мечтать. В Германии, например, ожидается падение ВВП на те же самые 6-7%. Таким образом, Китай теперь имеет шанс выйти на второе место в мире не только по паритету покупательной способности, но и по абсолютному объему ВВП. То есть в результате кризиса влияние КНР в мире может резко возрасти. Однако особого счастья в Китае пока не испытывают. Дело в том, что рост ВВП ниже 8% может привести к резкому ухудшению социальной ситуации в стране из-за увеличения уровня безработицы. В этом случае экономика не только не поглощает новую рабочую силу, поступающую на рынок труда (то есть молодежь), но и высвобождает тех, кто уже имел работу.

З
27.01.2010 0 0
Занина Дарья:

В определенном смысле Китай уже достиг мирового господства: если бы сейчас все население Земли каким-то чудесным образом смешалось, то получившийся в результате представитель человечества больше всего имел бы именно китайских черт. Однако такое гипотетическое господство может удовлетворить только особо продвинутых эстетов. «Рост Китая предопределен самой его природой. На протяжении последних 2000 лет Китай несколько раз обретал статус супердержавы. Даже относительно недавно – за 20 лет до опиумных войн в 1820 году Китай производил около 30% мирового валового продукта. История своей страны с одной стороны дает основания китайцам гордиться ею, с другой — вселяет печаль относительно сегодняшнего ее мирового статуса. Китайцы уверены, что упадок Китая был исторической ошибкой, которую они обязаны исправить», — пишет Ень Сюэтон (Yan Xuetong) в книге «The Rise of China in Chinese Eyes». Однако будучи страной с огромным населением и большими амбициями и собираясь побороться за мировое господство, Китай понимает, со сколь низкого уровня во всех отношениях он начал нынешний рост, сколь уязвимы его сегодняшние позиции и как осторожно надо проявлять свои амбиции в мировом общественном мнении, чтобы не напугать потенциальных соперников до срока.

Ж
27.01.2010 0 0
Жарков Арсений:

На мой взгляд Китай вполне может стать центром мира, но не в общем смысле, а некотором. Прожив там 4 года я много видел и интересное и ужасное. За последнее время Китай очень сильно эволюционировал. Чтобы это понять надо просто видеть это своими глазами, просто так этого не объяснить. Китай такая страна которая не может подходить не под одну категорию, в нем сочетаются и философия и бездарность, и сила и слабость, организация и хаос, дисциплина и не опрятность общества. Все это происходит из-за порывистого роста прогресса в Китае. Так что точно сказать может ли Китай стать центром мира или нет, думаю даже самые изощренные умы возьмутся за эту задачку, то получиться либо бред человека который не ел Тофу и говорит об ее вкус или просто рассказы о философе и психологие.

Н
27.01.2010 0 0
Никитина Екатерина:

Статья очень интересна. Прочитав ее, я изменила свое мнение по поводу Китая. До этого момента я была уверена, что за Китаем будущее, и что он не только всех обгонит, но и станет на две головы выше. После прочтения мнение поменялось, и я задумалась, что видимо Китай "поглотит" сам себя, задушив себя своей численностью, и его не спасет даже их проводимая демографическая политика. Да, конечно, соблюдение традиций и поддержание сильной семьи - все это очень хорошо, но не для страны, которая претендует на господство во всем мире. Что касается производимого товара в Китае, конечно он обувает и одевает все страны без исключения, но, по всей вероятности, он так и останется этим "обеспечением", не продвинувшись дальше. Но...время покажет. Посмотрим.

Е
20.01.2010 0 0
Евгений Шаврей:

На мой взгляд Китай-это современная развивающаяся сверхдержава.Несмотря на устоявшиеся традиции и соблюдения конфуцианской идеологии,китайцы умело приспосабливают изречения великого Конфуция под быстро меняющиеся условия современности.У них очень сильная промышленность,ведь даже в Америке продаются далеко не настоящие американские джинсы, не говоря уже о бытовой технике.В России на сегодняшний день намного больше китайских товаров,чем отечественных.Если раньше эти товары славились низким качеством, то теперь техника вышла на определенно новый уровень.Товары стали качественнее,сотовые телефоны придуманы уже на 3 сим карты и именно китайскими умельцами. Китайцы, покупая нашу вооруженную технику, очень быстро разбираются в ней и начинают ее производить у себя,продавая вдвое дешевле нашим же партнерам. Автомобили тоже постепенно начинают пользоваться все возрастающим спросом на рынке. Я думаю, с годами китайцев будет становиться все больше и больше, несмотря на их демографическую политику,они будут расселяться по всему земному шару,поглощая маленькие народы.Китай достигнет успехов на мировой арене и, возможно, станет сильнее США.

К
20.01.2010 0 0
Куренной Аркадий:

Статья очень интересная. Китай это сильная страна с сильным народом. И если просто взглянуть на окружающий мир, скажем просто то что есть у нас дома, то я уверен на все 100, что что-нибудь да найдется сделанное в Китае. Эта страна "давит" не качеством, а количеством. Продукты китайского производства абсолютно везде...в любой стране мира! Китайский автопром начинает захватывать рынок: огромное количество моделей авто на данный момент очень успешно продается в российских автосалонах...причем по очень низкой цене, а качество кстати если не высокое, то по крайней мере лучше чем ВАЗ или ГАЗ. Китай это своеобразный трудяга, а не управленец миром и он таковым не станет...

Ч
30.12.2009 0 0
Черноплекова И.:

Спасибо за статью, материал представлен в очень доходчивой форме, честно говоря, узнала много нового. Раньше не сомневалась, что Китай со временем станет центром мира, но прочитав факты, изложенные в статье, поняла, что даже если это когда-нибудь и случится, то очень и очень не скоро. Особенно заинтересовала взаимосвязь традиции очень сильной семьи и построения современного корпоративного сектора экономики.

П
30.12.2009 0 0
Петров Пётр Петрович:

Интересный взгляд. Об этих трёх факторах действительно мало говорят. Но, опасность всё же существует. Первую проблему, Китай надеется решить за счёт оккупирования территорий соседних государств. Пока не военным путём, но исключить такой вариант мы не можем. Армия Китая хорошо вооружена и многочисленна. Вторая проблема, на мой взгляд, не может быть существенной преградой на пути к мировому господству. Китай берёт не качеством, а колличеством. Разве важно, кто изобрёл самолёт? Важно у кого их больше. Третий фактор вообще является сильной стороной Китая. Эта нация, воспитанная на крепких семейных традициях, очень корпоративна и патриотична. Но, пожалуй трудно поспорить с тем, что выход на транснациональный рынок для них пока закрыт. Но, вероятнее всего, Китай найдёт пути решения и этой проблемы.

М
25.12.2009 0 0
Мешкова Ольга:

Я согласна что, в ближайшем будущем Китай не может стать мировым лидером, но теоретически шансы для этого у них есть. Что касается демографической экспансии: их правительство принимает определенные меры и условия, чтобы приостановить бурный рост населения (вводят специальные налоги на имущество при рождении в одной семье более одного ребенка), и увеличить ВВП на душу населения. Действительно, конфуцианство мешает внутреннему развитию страны. Их внутренний рынок развивается исключительно экспортно-производственным методом. На сегодняшний день у Китая мало собственных изобретений, но при этом он является одним из мировых лидеров производства, делая качественный продукт по доступным ценам. По идее денежные потоки для собственного развития у них есть, и они могут их вкладывать на обучение уже собственных специалистов и разработок своих новых технологий. С тем, что Китайская модель семьи может препятствовать его становлению крупным мировым лидером, я согласна. Но здесь в основе лежат их древние традиции, и нарушить, изменить их, скорее всего не получится. Если Китай сможет направить свои денежные потоки в правильное русло – собственное развитие, приостановить демографический рост населения, у них есть шанс стать центром мира.

F
14.07.2009 0 0
frurmouct:

Да уж Читаю и поинмаю, что ничего не понимаю о чем речь:)

Показать еще комметарии (26)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more