Экономика российских регионов развивается по-прежнему неравномерно
Рейтинговое агентство АК&M при поддержке Совета Федерации РФ провело исследование кредитоспособности российских регионов. Интернет журнал КАПИТАЛ СТРАНЫ оказывал информационную медиа-поддержку Исследованию относительной кредитоспособности субъектов РФ 2008.
Согласно полученным данным, несмотря на наличие положительных тенденций, экономика российских регионов развивается крайне неравномерно. Это обусловлено не только объективными факторами (разным географическим и природно-климатическим положением, разной степенью обеспеченности сырьевыми ресурсами, инфраструктурными предпосылками), но и субъективными факторами – в том числе политикой региональных властей, которая определяет качество управления экономическими процессами и финансово-бюджетной сферой.
Так же, как и по итогам 2006 года, наиболее высокие бюджетные и экономические показатели отмечены у Москвы и Санкт-Петербурга. Это во многом связано с хорошим качеством бюджетного управления и мощным экономическим потенциалом этих городов. Они являются лидерами по доле прибыльных предприятий. Отношение объема государственного долга к объему доходов бюджета без учета финансовой помощи бюджетов других уровней у Москвы и Санкт-Петербурга составляет 7,95 и 1,95% соответственно. При этом оба бюджета в 2007 году исполнены с профицитом, а доля капитальных расходов - одна из самых высоких среди регионов РФ.
Интернет журнал Автомобили и Цены о Mitsubishi
Третье место в рейтинге кредитоспособности занял Ханты-Мансийский АО. Он стал лидером по объему производства товаров и услуг на душу населения, отношению задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей. По доле собственных доходов бюджета он вышел на второе место.
При этом результаты исследования обнаруживают и существенные изменения по сравнению с итогами 2006 года. Одни регионы улучшили свои позиции, другие – ухудшили - это объясняется колебаниями бюджетных показателей. Наиболее заметно улучшились экономические показатели Сахалинской области, которая поднялась с 15-го на 6-е место. Во многом это объясняется снижением долговой нагрузки, которая и годом ранее была невысокой, ростом профицита бюджета и уменьшением задолженности по налогам.
Для определения кредитоспособности российских регионов эксперты рейтингового агентства АК&М на основании данных на 1 января 2008 года проанализировали две группы критериев: одна из них определяет финансовое состояние региона, а другая - уровень его экономического развития и предпосылки формирования доходной части бюджета. По каждому из критериев было рассчитано место региона по шкале от 0 до 100. Эти относительные значения критериев суммировались с учетом весовых коэффициентов, которые определяют степень влияния критериев на кредитоспособность. В результате был определен относительный уровень кредитоспособности регионов по финансовым и экономическим показателям. Затем определялся интегрированный уровень относительной кредитоспособности – то есть, сумма значений относительного уровня кредитоспособности по финансовым показателям и относительного уровня кредитоспособности по экономическим показателям с весовыми коэффициентами 0,55 и 0,45 соответственно.
Финансовое состояние региона определялось по следующим критериям:
Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы (вес в первой группе критериев при расчете рейтинга 0,40) определяет долговую нагрузку на бюджет и, соответственно, кредитоспособность региона.
Доля собственных доходов в общем объеме доходов (вес 0,30, к собственным доходам отнесены доходы бюджета без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ) отражает степень независимости регионального бюджета от федерального центра.
Объем собственных доходов бюджета (вес 0,15) в абсолютном выражении характеризует объем собственной доходной базы бюджета субъекта РФ, а следовательно, позволяет оценить возможности региона выполнять свои обязательства по долгам. Рассчитывается как суммарные доходы регионального бюджета за вычетом безвозмездных поступлений.
Отношение дефицита бюджета к доходам бюджета (вес 0,10). Бюджетный дефицит определяет уровень превышения расходов над доходами регионального бюджета. Большой дефицит бюджета свидетельствует о несоответствии уровня доходов инвестиционным потребностям региона. Увеличение дефицита бюджета в настоящем исследовании рассматривается как повышение кредитного риска.
Отношение текущих расходов к суммарным расходам (вес 0,05) характеризует уровень капитальных расходов регионального бюджета. Чем ниже это отношение, тем выше доля капитальных расходов в структуре бюджета. Высокая доля капитальных расходов, с одной стороны, свидетельствует об инвестиционной ориентированности бюджета, а с другой - повышает возможности финансового маневра региональных властей, так как в случае необходимости можно сократить объем финансирования инвестпрограмм и направить средства на текущие расходы.
Уровень экономического развития региона определялся по следующим критериям:
Объем производства товаров и услуг на душу населения (вес во второй группе 0,25) характеризует уровень экономического развития региона, что в свою очередь определяет предпосылки формирования регионального бюджета. Объем производства товаров и услуг в регионе рассчитывается как сумма объема производства по трем базовым видам экономической деятельности («добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды»), объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», и объема платных услуг населению.
Отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей (вес 0,20) -- один из наиболее важных факторов, определяющих качество функционирования налоговой системы региона, что в свою очередь напрямую связано с формированием налоговых доходов регионального бюджета.
Доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона (вес 0,20) качественно определяет уровень поступления налога на прибыль в доходную часть регионального бюджета. Значительную долю суммарных доходов бюджетов составляет налог на прибыль предприятий. Ухудшение финансового положения предприятий неминуемо приведет к снижению налоговых поступлений, что обусловит рост кредитного риска.
Сальдо прибылей и убытков крупных и средних предприятий (вес 0,15) определяет уровень поступлений налога на прибыль в региональный бюджет. Этот показатель дополняет предыдущий и определяет абсолютную величину поступления налога на прибыль.
Среднедушевые денежные доходы населения (вес 0,15) косвенно определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в доходах бюджетов. Снижение денежных доходов ведет к уменьшению поступления соответствующего налога, что в конечном итоге увеличивает кредитный риск региона.
Инвестиции в основной капитал на душу населения (вес 0,05) характеризуют инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Другими словами, данный показатель определяет предпосылки экономического развития субъекта федерации.
См. таблицу " Интегрированный уровень относительной кредитоспособности регионов России" Источник данных : "Исследование относительной кредитоспособности субъектов РФ" Рейтинговое агентство AK&M
При подготовке статьи использованы материалы "Исследования АК&M", а так же материалы газеты "Время новостей".
Написать комментарий