22 НОЯ, 02:11 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


«Аристос» Джона Фаулза или мировоззрение интеллектуала

8 Июня 2009 9669 2 Рецензии на книги и фильмы
«Аристос» Джона Фаулза или мировоззрение интеллектуала

В 2008 г. в издательстве «АСТ» вышла книга Джона Фаулза «Аристос». Данная книга является особенной, ибо в ней автор раскрывает суть своего мировидения и обсуждает самые захватывающие философские вопросы. Но насколько хорошо ему это удалось?

        В 2008 г. в издательстве «АСТ» вышла книга Джона Фаулза «Аристос». Данная книга, безусловно, является особенной, ибо в ней автор выступает не как привычный российскому читателю романист, а раскрывает суть своего мировидения и обсуждает самые захватывающие философские вопросы. Но насколько хорошо ему это удалось? И что может вынести из этой книги человек 21-го века?

        1. Модель жизни Джона Фаулза. Прежде, чем приступить к самой книге, хотелось бы коротко остановиться на биографии ее автора, которая явно заслуживает того. Здесь важна следующая линия жизни. Фаулз преподавал и в Англии, и во Франции, и в Греции. Он прекрасно знал соответствующие языки (немецкий, французский, греческий). Но первое же его произведение «Коллекционер», получившее широкое признание, позволило ему бросить дурацкую работу и поселиться вместе со своей любимой женой Элизабет в уединенном доме с садом в маленьком рыбацком городке Лайм-Риджисе. Тем самым он убежал от толпы и получил долгожданную свободу вообще и свободу творчества в частности. При этом он отнюдь не оборвал все связи с миром, впав в болезненный аутизм; в его дом как в некую литературную Мекку постоянно шли ученые пилигримы. И маститым литераторам, и аспирантам, готовящим диссертации, хотелось пообщаться с Фаулзом, которого уже тогда воспринимали в качестве литературного гуру.

        Мне кажется, что такая модель жизни является поистине великолепной. По крайней мере, для меня эта модель выступает в качестве некоего идеала, к которому следует стремиться. И здесь Фаулз задает высокий стандарт качества творческой жизни. По-видимому, эта модель жизни и лежит в основе всех размышлений и философских положений литератора, который считается одним из самых крупных писателей 20-го века.

        2. Оригинальные идеи Фаулза. Если же перейти к собственно содержанию «Аристоса», то здесь, пожалуй, стоит выделить несколько интересных и свежих идей.

        Первый пассаж Фаулза состоит в понимании связи между энергией, информацией и сложностью. И хотя эта связь Фаулзом раскрывается буквально в одном абзаце, она является значимой для нашего времени. Писатель абсолютно верно подмечает, что у атомов, как и у человека, усложнение ведет к потере энергии [1, с.105]. Додумывая за Фаулза этот тезис, можно сказать следующее. Усложнение личности за счет переработки больших объемов сложной информации само по себе требует колоссальной внутренней энергии. Более того, состоявшееся усложнение также требует большой энергии для поддержания этой сложности; в противном случае вся эта сложная конструкция может легко рассыпаться. Учитывая аналогию атомов с человеком, можно предположить, что эта закономерность является всеобщей. Прямым следствием данной закономерности является тот факт, что настоящий интеллектуал не стремится активно проявлять себя во внешней среде.

        Второй пассаж состоит в непосредственной расшифровке связи между высоким уровнем интеллекта и слабой волей. По мнению Фаулза, высокоразвитый интеллект ведет к множественности интересов и обостряет способность предвидеть последствия любого действия. Соответственно воля теряется в лабиринте гипотез [1, с.105]. Тем самым высокая сложность личности требует повышенных затрат энергии на осмысление и выбор альтернатив. Именно этим фактом и объясняется факт традиционной пассивности интеллигенции. Можно сказать, что активные и прямолинейные действия - это удел простых людей.

        На первый взгляд, может показаться, что рассмотренные два пассажа Фаулза служат своеобразным оправданием немощности и бездеятельности интеллектуалов. Однако писатель эти рассуждения дополняет третьим пассажем, который все ставит на свои места. Фаулз полагает, что любой благой поступок по определению является бескорыстным, т.е. не связан с достижением каких-то внутренних интересов личности. Но коль скоро это так, то сам по себе благой поступок есть противодействие инерционному ходу развития. Такое противодействие возможно только благодаря высвобождению избыточной, излишней с биологической точки зрения, энергии [1, с.120]. Тем самым деятельность истинных интеллектуалов чаще всего выражается в благих поступках. И не удивительно, что такие деяния менее заметны, чем эгоистичные действия примитивных индивидуумов. Следовательно, повышенная энергетика интеллектуалов просто-напросто проявляется в иной форме, чем энергия эгоистичных глупцов.

        Характерен еще один пассаж писателя, который дополняет все предыдущие три. Его суть состоит в том, что благие поступки осуществляются потому, что они ведут к так называемому функциональному наслаждению, наподобие актов дефекации, еды и дыхания. Следовательно, творение добра - это не оргазм, а рутинное отправление [1, с.119]. Но такое возможно только тогда, когда личность усложняется таким образом, что в ее архитектонике формируются новые естественные потребности в совершении благих поступков. Именно тогда включается механизм, когда отсутствие хороших дел приводит к дискомфорту и разрушению личности, а, в конце концов, и к гибели общества. Тем самым усложнение личности приводит к тому, что избыточная энергия высвобождается в форме благих поступков. Здесь Фаулзом окончательно провязываются такие категории, как энергия, информация, индивидуальная сложность и общественное благо.

        3. Взгляд на творчество и язык. Еще одним интересным рассуждением Фаулза представляется выстраиваемая им система приоритетов относительно разных видов искусства. Коснемся этого момента более подробно.

        Лично мне всегда казалось, что высшим видом искусства является музыка. Довольно тонкое философское обоснование этого тезиса имеется в работе Хазрата Инайят Хана [2]. Леонардо да Винчи полагал, что вершиной искусства является живопись [3]. Фаулз же считает, что главенство все-таки следует отдать литературе. Почему?

        Как полагает Фаулз, литература с помощью языка передает смыслы, тогда как ни живопись, ни музыка, ни скульптура не могут передать смыслов, а продуцируют лишь настроение; без словесных комментариев ни полотно художника, ни пьеса композитора не будут до конца и адекватно поняты. Без слов любое искусство содержит слишком большой элемент неопределенности. Неопределенность же снимается словами. И именно поэтому литература является венцом человеческого творчества.

        Любопытную диалектику науки и литературы рисует Фаулз в своем «Аристосе». Здесь Фаулз отдает предпочтение литературе потому, что наука требует точности, а поэзия - содержательной всеохватности [1, с.317]. Соответственно, наука - это точность внутри особой сферы ради практических целей абстрагированной от сложностей реальной действительности. Поэзия и литература не прибегают к абстрагированию какой-либо особой сферы и при этом не теряют точности. Если перефразировать Фаулза, то литература является богаче, универсальнее, реальнее и правдивее науки. Язык литературы первичен, тогда как язык науки - вторичен.

        Несмотря на некоторую спорность таких утверждений, в целом они правильно отражают место литературы в жизни человечества. И здесь Фаулз поразительно точен!

        4. Фаулз в контексте современности. Чем еще поражает «Аристос» Фаулза?

        Дело в том, что создавать это произведение писатель начал, будучи студентом Окфордского университета. И этот факт является по-настоящему поразительным. Как мог студент задумываться над такими фундаментальными вопросами бытия? И, более того, как мог он выдавать такие точные формулировки по поводу сложнейших вопросов нашей жизни? И, наконец, как ему удалось остаться настолько актуальным до сегодняшнего дня?

        Данный факт невольно сопоставляешь с сегодняшним российским студенчеством, которое не интересуется почти ничем большим и универсальным. Его интересуют только сегодняшние насущные нужды; все вечное и глобальное остается за бортом его интересов. Такое сопоставление подводит к пониманию той пропасти, которая лежит между лучшими представителями культурного общества (Англия) и массами деградирующей культуры (России). И именно поэтому российскому читателю трудно воспринимать Фаулза. И именно поэтому его будут читать только избранные единицы.

 

Литература


        1. Фаулз Дж. Аристос. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
        2. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. М.: Сфера, 2004.
        3. Капра Ф. Наука Леонардо: Мир глазами великого гения. М.: Издательство «София», 2009.
Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
02.02.2010 0 0
Антон Дикарев:

"Эта книга была впервые опубликована вопреки советам почти всех, кто ее читал. Мне говорили, что она повредит моему "имиджу"... Я воспользовался своим "успехом", чтобы выпустить в свет этот "провал"; таким образом, налицо обвинение в беспринципном упрямстве. Должен признать себя виновным в упрямстве, но не в беспринципности; я действовал в соответствии с тем, что писал..." (Джон Фаулз) Книга уникальна, т.к. являет собой высокие мысли Фаулза, его представления об устройстве общества,о добре, об образовании, о человеческой неудовлетворенности, об искусстве, его же мысли о христианстве, ламаизме, гуманизме, фашизме, экзистенциализме и многом другом.Не могу не отметить, что мысли Фаулзы не типичны, не страдают отсутствием оригинальности, не избиты и отличаются, может быть, даже некой свежестью.

В
31.01.2010 0 0
Волостных Анастасия:

Аристос: Философская эссеистика. "Аристос" - сборник философских эссе и афоризмов, где знаменитый писатель, отвергая точку зрения, будто только специалисты вправе высказываться о вещах, касающихся всех и каждого, рассуждает о смысле жизни, природе справедливого общества и естественных пределах человеческого существования.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more