Смогут ли россияне сэкономить на летнем отдыхе?
Кризис бьет по карману россиян, что сказывается на их планах относительно летнего отдыха. Какие же эффекты уже наблюдаются в этой сфере? Почему россияне не реагируют на кризис таким же образом, как люди во всем мире? И как лучше отдохнуть нынешним летом?
1. Экономить на путешествиях и отдыхе намерены лишь 36% россиян. Таковы данные опроса, который провел российский холдинг "Ромир" в рамках международного исследования по оценке восприятия финансового кризиса в разных странах мира. Удивительно, но этот показатель ниже общемирового уровня - 45%. В США на путешествиях намерены экономить 42% граждан, во Франции - 50%, в Японии - 57%, в Мексике и Аргентине - 60%, в Исландии - 72% опрошенных.
Столь же невелика и доля россиян, сокративших свои расходы на досуг и развлечения. На вопрос об экономии в этой сфере утвердительно ответили 36% опрошенных и отрицательно - 15%. Для сравнения: в среднем по миру экономящих на досуге гораздо больше - 48%. Активнее всех на ресторанах, кино и прочих развлечениях экономят жители США (69% опрошенных), Аргентины (66%), Исландии (63%) и Мексики (62%). Меньше всего экономят граждане Катара - всего 23% респондентов. В списке экономящих на досуге Россия оказалась ближе к хвосту - среди не самых экономных стран.
2. Сэкономить на отдыхе могут лишь те, кто привык отдыхать. На первый взгляд, эти цифры свидетельствуют о том, что россияне, руководствуясь принципом "один раз живем", махнули рукой на кризис и не захотели лишать себя радостей жизни. Однако причины столь низких показателей вовсе не в беспечности или материальном благополучии россиян, а скорее в его отсутствии.
Согласно результатам того же опроса, у 41% граждан нашей страны вообще не предусмотрены траты на поездки и отпуск, так что экономить им просто не на чем. Около 35% взрослых жителей нашей страны не тратят ни копейки на досуг, походы в кафе, кино, театры. Среди 25 стран, где проводились аналогичные опросы, такого высокой доли людей, которые не тратят на отдых вообще, нет нигде.
Лишь немного приближаются к уровню России по количеству аскетов соседи по блоку БРИК. В Бразилии вообще не тратятся на отдых 27% опрошенных, а на развлечения - 20%. В Китае таких 20% и 14% соответственно, в Индии - 12% и 9%.
В России путешествует лишь "небольшая часть населения. А доля развлечений в структуре расходов очень маленькая - 0,3%", - отмечает экономист аналитического департамента экономики и финансовых рынков региона «EMEA ING Group» Татьяна Орлова. В результате опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в марте, выяснилось, что 69% россиян не могут побывать на курортах и в санаториях в последние годы из-за недостатка средств на оплату лечения и проезда. По данным холдинга "Ромир", чаще других сокращают расходы на путешествия жители Северо-Западного федерального округа (60%) и Сибири (36%). Показатель по этим регионам выше общероссийского. Характерно, что почти половина опрошенных жителей сельской местности (47%) вообще не предусматривает в своем бюджете расходы на отдых. Отдых и путешествия стали почти обязательной частью нормальной жизни в основном лишь для жителей мегаполисов. Вопрос, ехать или не ехать, для них не стоит, главное теперь - цена поездки. Лишь 20% из них не собираются сокращать расходы на путешествия.
3. Как уменьшить отпускные расходы? В условиях кризиса россияне отказываются от эксклюзивной экзотики в пользу менее продолжительных и более дешевых туров. Самые решительные предпочитают приобретать билеты, получать визы и бронировать места в отелях самостоятельно, без посредничества турагентов - это позволяет в разы уменьшить стоимость отдыха. По словам президента Российского союза туроператоров Сергея Шпилько, спрос на турпоездки предстоящим летом снизится примерно на 20%.
При этом, как ни странно, отдых за рубежом может оказаться дешевле, чем в России. "В июне этого года двухместный номер при трехразовом питании в Анапе будет стоить дороже, чем в Турции, в среднем на 20%, в Крыму - на 14% и в Сочи - на 7%", - отмечает Сергей Шпилько. А в июле цены возрастут еще больше, тогда разница в стоимости российских и турецких пансионатов составит около 50%. С российскими курортами конкурирует и Абхазия, где природа живописнее, море теплее, а цены на путевки снижены в среднем на 15-20%. Отдых же в российских здравницах в основном продолжает дорожать. Так, на Кавказских Минеральных Водах удорожание составит 30-40% - "ввиду увеличения стоимости минеральной воды и лечебной грязи".
Впрочем, даже снижение цен не гарантирует всплеска интереса к российским пансионатам. Так, в Подмосковье, несмотря на то, что многие дома отдыха снизили цены на 20-30%, их услугами намерены воспользоваться лишь 9% жителей столицы.
Развитию внутрироссийского туризма мешает низкий уровень сервиса и непомерные цены на переезды по стране. В 2009 году тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки в поездах дальнего следования выросли: в плацкарте на 12%, а в купейных и мягких вагонах - на все 20%. В сезон отпусков РЖД готово снизить цены - но только на билеты в купейных и мягких вагонах. Кроме того, около 10% можно будет сэкономить, если билеты в CВ и купе приобретать за месяц до даты поездки, а 20% экономии можно получить если ехать против основного потока, то есть в начале лета с черноморских курортов в центр России, а в конце лета - наоборот, на курорты. Если купейный или мягкий вагон окажется в дополнительных поездах 400-й и 500-й нумерации "с более низким уровнем комфорта", то РЖД снизит цену билета на 20%. Единственная скидка, которая распространяется как на купе, так и на плацкарты и общие вагоны, это 15-18-процентное снижение за поезда без кондиционеров.
Однако из-за временных финансовых трудностей не стоит отказываться от "удовольствия от перемены мест". Даже самый малобюджетный вариант летнего отдыха может принести настоящую радость - надо только на него настроиться. Если нет денег на дальние путешествия и отдых на море, оглянитесь, быть может, совсем недалеко есть удивительные исторические места и живописная природа. Отдых в "нераскрученной" российской провинции, хотя и пугает возможной бытовой неустроенностью, может запомниться не меньше заморских круизов, принесет новые ощущения и поможет выстоять в трудовых буднях.
Столь же невелика и доля россиян, сокративших свои расходы на досуг и развлечения. На вопрос об экономии в этой сфере утвердительно ответили 36% опрошенных и отрицательно - 15%. Для сравнения: в среднем по миру экономящих на досуге гораздо больше - 48%. Активнее всех на ресторанах, кино и прочих развлечениях экономят жители США (69% опрошенных), Аргентины (66%), Исландии (63%) и Мексики (62%). Меньше всего экономят граждане Катара - всего 23% респондентов. В списке экономящих на досуге Россия оказалась ближе к хвосту - среди не самых экономных стран.
2. Сэкономить на отдыхе могут лишь те, кто привык отдыхать. На первый взгляд, эти цифры свидетельствуют о том, что россияне, руководствуясь принципом "один раз живем", махнули рукой на кризис и не захотели лишать себя радостей жизни. Однако причины столь низких показателей вовсе не в беспечности или материальном благополучии россиян, а скорее в его отсутствии.
Согласно результатам того же опроса, у 41% граждан нашей страны вообще не предусмотрены траты на поездки и отпуск, так что экономить им просто не на чем. Около 35% взрослых жителей нашей страны не тратят ни копейки на досуг, походы в кафе, кино, театры. Среди 25 стран, где проводились аналогичные опросы, такого высокой доли людей, которые не тратят на отдых вообще, нет нигде.
Лишь немного приближаются к уровню России по количеству аскетов соседи по блоку БРИК. В Бразилии вообще не тратятся на отдых 27% опрошенных, а на развлечения - 20%. В Китае таких 20% и 14% соответственно, в Индии - 12% и 9%.
В России путешествует лишь "небольшая часть населения. А доля развлечений в структуре расходов очень маленькая - 0,3%", - отмечает экономист аналитического департамента экономики и финансовых рынков региона «EMEA ING Group» Татьяна Орлова. В результате опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в марте, выяснилось, что 69% россиян не могут побывать на курортах и в санаториях в последние годы из-за недостатка средств на оплату лечения и проезда. По данным холдинга "Ромир", чаще других сокращают расходы на путешествия жители Северо-Западного федерального округа (60%) и Сибири (36%). Показатель по этим регионам выше общероссийского. Характерно, что почти половина опрошенных жителей сельской местности (47%) вообще не предусматривает в своем бюджете расходы на отдых. Отдых и путешествия стали почти обязательной частью нормальной жизни в основном лишь для жителей мегаполисов. Вопрос, ехать или не ехать, для них не стоит, главное теперь - цена поездки. Лишь 20% из них не собираются сокращать расходы на путешествия.
3. Как уменьшить отпускные расходы? В условиях кризиса россияне отказываются от эксклюзивной экзотики в пользу менее продолжительных и более дешевых туров. Самые решительные предпочитают приобретать билеты, получать визы и бронировать места в отелях самостоятельно, без посредничества турагентов - это позволяет в разы уменьшить стоимость отдыха. По словам президента Российского союза туроператоров Сергея Шпилько, спрос на турпоездки предстоящим летом снизится примерно на 20%.
При этом, как ни странно, отдых за рубежом может оказаться дешевле, чем в России. "В июне этого года двухместный номер при трехразовом питании в Анапе будет стоить дороже, чем в Турции, в среднем на 20%, в Крыму - на 14% и в Сочи - на 7%", - отмечает Сергей Шпилько. А в июле цены возрастут еще больше, тогда разница в стоимости российских и турецких пансионатов составит около 50%. С российскими курортами конкурирует и Абхазия, где природа живописнее, море теплее, а цены на путевки снижены в среднем на 15-20%. Отдых же в российских здравницах в основном продолжает дорожать. Так, на Кавказских Минеральных Водах удорожание составит 30-40% - "ввиду увеличения стоимости минеральной воды и лечебной грязи".
Впрочем, даже снижение цен не гарантирует всплеска интереса к российским пансионатам. Так, в Подмосковье, несмотря на то, что многие дома отдыха снизили цены на 20-30%, их услугами намерены воспользоваться лишь 9% жителей столицы.
Развитию внутрироссийского туризма мешает низкий уровень сервиса и непомерные цены на переезды по стране. В 2009 году тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки в поездах дальнего следования выросли: в плацкарте на 12%, а в купейных и мягких вагонах - на все 20%. В сезон отпусков РЖД готово снизить цены - но только на билеты в купейных и мягких вагонах. Кроме того, около 10% можно будет сэкономить, если билеты в CВ и купе приобретать за месяц до даты поездки, а 20% экономии можно получить если ехать против основного потока, то есть в начале лета с черноморских курортов в центр России, а в конце лета - наоборот, на курорты. Если купейный или мягкий вагон окажется в дополнительных поездах 400-й и 500-й нумерации "с более низким уровнем комфорта", то РЖД снизит цену билета на 20%. Единственная скидка, которая распространяется как на купе, так и на плацкарты и общие вагоны, это 15-18-процентное снижение за поезда без кондиционеров.
Однако из-за временных финансовых трудностей не стоит отказываться от "удовольствия от перемены мест". Даже самый малобюджетный вариант летнего отдыха может принести настоящую радость - надо только на него настроиться. Если нет денег на дальние путешествия и отдых на море, оглянитесь, быть может, совсем недалеко есть удивительные исторические места и живописная природа. Отдых в "нераскрученной" российской провинции, хотя и пугает возможной бытовой неустроенностью, может запомниться не меньше заморских круизов, принесет новые ощущения и поможет выстоять в трудовых буднях.
Написать комментарий
На мой взгляд, существует две категории людей: 1. те, кто предпочитают вкладывать свой капитал в обустройство жилья (ремонт квартиры или строительство загородного дома); 2. или те, кто стремиться расширить свой кругозор, совершая путешествия по миру. Россияне, не раз страдавшие от последствий дефолтов, наученные горьким опытом, стремятся потратить накопленные сбережения с выгодой для себя. Кризисное состояние возникло в целом не только в мире. Внутри каждого кризис породил такие эмоции, как: страх потерять всё, душевное беспокойство. Из-под ног выбили почву… Возникла необходимость смены обстановки, чтобы получить заряд положительных эмоций… Результат деятельности человека, вернувшегося из отпуска, будет гораздо выше, чем замученного трудоголика.