Важно знать, куда инвестировать
В связи с ежегодным увеличением доходов населения РФ, растет и желание россиян поучаствовать в инвестиционном процессе, что зачастую заканчивается печально. Виной тому – финансовая некомпетентность.
Результаты недавнего мониторинга, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) показали, что одной из определяющих тенденций, оказывающих существенное влияние на развитие российского финансового рынка, является рост доходов населения.
Он вызывает появление денежных накоплений, и, соответственно – активность граждан на финансовых рынках. Многим хочется попробовать себя в роли инвестора и использовать свой капитал для эффективного вложения в какую-нибудь отрасль. Например, в стремительно растущий рынок недвижимости. Также можно поместить накопленные средства в финансовые инструменты.
В прошлом году эксперты отметили существенный прирост ПИФов. Владельцы немалых капиталов предпочитают вкладывать деньги в собственный бизнес. Однако большинство новоиспеченных инвесторов крайне неразборчиво и несостоятельно в обращении с существующими законами инвестиционного рынка.
Как отмечают эксперты, по-прежнему сохраняется довольно высокий уровень неосведомленности населения об основных правилах и игроках.
На фоне роста сбережений и инвестиционного потенциала населения эти факторы становятся серьезным препятствием для полноценного вовлечения и полноправного участия граждан в финансовом процессе. Кто-то, к примеру, вкладывает средства в рисковые операции и потом выражает крайнее удивление в случае потери, хотя это одно из естественных свойств данных активов. Рынок не может существовать без победителей, чьи имена у всех на слуху, а лица – на первых полосах газет, на телеэкранах, и проигравших, остающихся в тени.
Помимо финансовой некомпетентности, наблюдается отсутствие элементарной гибкости в использовании своего капитала. Например, по данным НАФИ, половина населения нашей страны традиционно доверяет деньги банкам, не проявляя интереса к другим видам управления финансами (паевые инвестиционные фонды, акции и многое другое), остальные же и вовсе предпочитают хранить наличные.
Несколько другая ситуация с россиянами, недовольными уровнем своих доходов (25% респондентов). Они скорее готовы тратить деньги, чем делать сбережения. Все расходуется на текущее потребление. Этим вызвано непропорциональное развитие отдельных видов финансовых услуг и продуктов: против высоких показателей роста потребительского кредитования (20% респондентов) – всего 1% у ипотеки и 5% у банковских депозитов.
Из банковских услуг население нашей страны хорошо знакомо, в среднем, с семью операциями: вкладами до востребования, приемом коммунальных платежей, обменом валюты, кредитованием на неотложные нужды, срочными вкладами и перечислением зарплат и пенсий. Менее известны кредиты различного назначения, например, на покупку недвижимости, автомобиля, земельного участка и др.
Большая часть респондентов (62%) признались, что в банковских продуктах и услугах сложно разобраться. Около 64% граждан выказали недоверие к банкам, полагая, что вкладывать в них деньги – рискованно.
Подробности функционирования системы страхования вкладов также известны очень малой доле респондентов, а пятая часть населения совершенно не знает о том, что такое ипотека.
На сегодняшний день банки активно рекламируют свои услуги, предоставляемые населению. 70,5% опрошенных видели рекламу и легко вспоминают название банка, рассказывающего о своей деятельности. Эксперты отмечают двойственность сложившейся ситуации. С одной стороны, рекламное воздействие банков на потребителя приносит определенные плоды. Но вместе с тем, приведенные данные свидетельствуют об общем низком уровне финансовой грамотности населения и малой вовлеченности его в финансовую сферу. Это объясняется спецификой рекламного канала коммуникации финансовых институтов с населением.
Сама по себе реклама, в том виде, в каком она существует, не может в полной мере повысить уровень осведомленности людей, изменить их восприятие финансовых структур с «настороженного» до «позитивного», доступно объяснить основы и принципы работы финансовых рынков. Это должно достигаться скоординированной разъяснительной работой государства и бизнеса.
Сегодня развитие инвестиционного рынка ограничено неспособностью людей правильно оценивать свои возможности. Россияне, к примеру, зачастую берут на себя кредитные обязательства, последствия которых трудно просчитать, в силу сохраняющейся высокой неопределенности как рынка труда, так и экономической ситуации в целом. При этом банки естественным образом пытаются компенсировать существующие риски за счет высоких ставок. Это не всегда очевидно для клиентов. Получается порочный круг.
Можно также отметить и эффект стадности. Многие дружно стали инвестировать свои капиталы в недвижимость, оставив без внимания альтернативные возможности.
Таким образом, наблюдается перегрев рынка в какой-то одной его части, и этот дисбаланс представляет собой определенную опасность. Возможно, где-то участникам существующего инвестиционного рынка выгодно играть роль финансово-некомпетентных, перекладывая ответственность на третьи лица. Но, в итоге, это неизбежно обернется против них самих.
Сложившаяся ситуация говорит о необходимости проведения целенаправленной системной политики в области разъяснения и популяризации услуг российских финансовых институтов. «Могут, но не знают», - так охарактеризовали эксперты НАФИ потенциал финансового рынка в сегменте участия в нем рядовых граждан. В таких условиях государство и компании-игроки финансового рынка должны, прежде всего, позаботиться об улучшении финансовой культуры населения РФ.
Ольга Еленская
Он вызывает появление денежных накоплений, и, соответственно – активность граждан на финансовых рынках. Многим хочется попробовать себя в роли инвестора и использовать свой капитал для эффективного вложения в какую-нибудь отрасль. Например, в стремительно растущий рынок недвижимости. Также можно поместить накопленные средства в финансовые инструменты.
В прошлом году эксперты отметили существенный прирост ПИФов. Владельцы немалых капиталов предпочитают вкладывать деньги в собственный бизнес. Однако большинство новоиспеченных инвесторов крайне неразборчиво и несостоятельно в обращении с существующими законами инвестиционного рынка.
Как отмечают эксперты, по-прежнему сохраняется довольно высокий уровень неосведомленности населения об основных правилах и игроках.
На фоне роста сбережений и инвестиционного потенциала населения эти факторы становятся серьезным препятствием для полноценного вовлечения и полноправного участия граждан в финансовом процессе. Кто-то, к примеру, вкладывает средства в рисковые операции и потом выражает крайнее удивление в случае потери, хотя это одно из естественных свойств данных активов. Рынок не может существовать без победителей, чьи имена у всех на слуху, а лица – на первых полосах газет, на телеэкранах, и проигравших, остающихся в тени.
Помимо финансовой некомпетентности, наблюдается отсутствие элементарной гибкости в использовании своего капитала. Например, по данным НАФИ, половина населения нашей страны традиционно доверяет деньги банкам, не проявляя интереса к другим видам управления финансами (паевые инвестиционные фонды, акции и многое другое), остальные же и вовсе предпочитают хранить наличные.
Несколько другая ситуация с россиянами, недовольными уровнем своих доходов (25% респондентов). Они скорее готовы тратить деньги, чем делать сбережения. Все расходуется на текущее потребление. Этим вызвано непропорциональное развитие отдельных видов финансовых услуг и продуктов: против высоких показателей роста потребительского кредитования (20% респондентов) – всего 1% у ипотеки и 5% у банковских депозитов.
Из банковских услуг население нашей страны хорошо знакомо, в среднем, с семью операциями: вкладами до востребования, приемом коммунальных платежей, обменом валюты, кредитованием на неотложные нужды, срочными вкладами и перечислением зарплат и пенсий. Менее известны кредиты различного назначения, например, на покупку недвижимости, автомобиля, земельного участка и др.
Большая часть респондентов (62%) признались, что в банковских продуктах и услугах сложно разобраться. Около 64% граждан выказали недоверие к банкам, полагая, что вкладывать в них деньги – рискованно.
Подробности функционирования системы страхования вкладов также известны очень малой доле респондентов, а пятая часть населения совершенно не знает о том, что такое ипотека.
На сегодняшний день банки активно рекламируют свои услуги, предоставляемые населению. 70,5% опрошенных видели рекламу и легко вспоминают название банка, рассказывающего о своей деятельности. Эксперты отмечают двойственность сложившейся ситуации. С одной стороны, рекламное воздействие банков на потребителя приносит определенные плоды. Но вместе с тем, приведенные данные свидетельствуют об общем низком уровне финансовой грамотности населения и малой вовлеченности его в финансовую сферу. Это объясняется спецификой рекламного канала коммуникации финансовых институтов с населением.
Сама по себе реклама, в том виде, в каком она существует, не может в полной мере повысить уровень осведомленности людей, изменить их восприятие финансовых структур с «настороженного» до «позитивного», доступно объяснить основы и принципы работы финансовых рынков. Это должно достигаться скоординированной разъяснительной работой государства и бизнеса.
Сегодня развитие инвестиционного рынка ограничено неспособностью людей правильно оценивать свои возможности. Россияне, к примеру, зачастую берут на себя кредитные обязательства, последствия которых трудно просчитать, в силу сохраняющейся высокой неопределенности как рынка труда, так и экономической ситуации в целом. При этом банки естественным образом пытаются компенсировать существующие риски за счет высоких ставок. Это не всегда очевидно для клиентов. Получается порочный круг.
Можно также отметить и эффект стадности. Многие дружно стали инвестировать свои капиталы в недвижимость, оставив без внимания альтернативные возможности.
Таким образом, наблюдается перегрев рынка в какой-то одной его части, и этот дисбаланс представляет собой определенную опасность. Возможно, где-то участникам существующего инвестиционного рынка выгодно играть роль финансово-некомпетентных, перекладывая ответственность на третьи лица. Но, в итоге, это неизбежно обернется против них самих.
Сложившаяся ситуация говорит о необходимости проведения целенаправленной системной политики в области разъяснения и популяризации услуг российских финансовых институтов. «Могут, но не знают», - так охарактеризовали эксперты НАФИ потенциал финансового рынка в сегменте участия в нем рядовых граждан. В таких условиях государство и компании-игроки финансового рынка должны, прежде всего, позаботиться об улучшении финансовой культуры населения РФ.
Ольга Еленская
Написать комментарий