Новоселецкий Эдуард. Аналитик, координатор программ технического содействия ДепартаментаНовоселецкий Эдуард. Аналитик, координатор программ технического содействия Департамента Центральной и Восточной Европы Международной Финансовой Корпорации (IFC), груп
Инвестиционный климат регионов: проблемы формирования и способы достижения успеха.
- Инвестиционный климат, бесспорно, имеет большое значение для привлечения и освоения капитала. Принимая решение об инвестировании, предприниматель должен оценить все риски, которые повлияют или могут повлиять на результат. Принято считать, что благоприятные условия для инвестирования, и в целом – для экономического развития базируются на четырех ключевых составляющих, для удобства я называю их «ССКС». Сейчас поясню. Первая буква С – означает Свободу экономической деятельности, т.е. предприниматель должен быть свободен в выборе рынков и вида свей деятельности на нем. Вторая буква С это Собственность. Инвестор, будь то внутренний или внешний, хочет быть уверенным в том, что права собственности на том рынке, где он работает или намерен работать, четко определены, понятны и главное – защищены. Буква К – это конкуренция, не менее важная составляющая, отвечающая за понятные и прозрачные правила игры на рынке. И последняя буква – С – так сказать обрамляет все предыдущие и означает стабильность, как экономическую так и политическую. Понятно, что нестабильные внешние условия работы (например, высокие темпы инфляции или резкая динамика валютного курса, изменения условий лицензирования) усиливают риски для инвестирования. Во многом обеспечить все четыре составляющие может и должно государство.
- Как Вы считаете, должно ли государство занимать активную инвестиционную позицию или оно может переложить значительную часть издержек на плечи частных предпринимателей?
- Вопрос неоднозначный. Ответ, который напрашивается: а почему бы и нет? Почему бы государству, являясь экономическим субъектом и имея ресурсы, не инвестировать в ту или иную сферу, важную для жизни граждан? Ведь есть такие ситуации, когда рынок самостоятельно «не справляется» с той или иной отраслью, но для общества она, допустим, важна. В зависимости от уровня развития рынка, можно посмотреть, насколько инвестиционные потоки со стороны частного сектора достаточны для обеспечения нужного уровня развития. Если частных вложений недостаточно, то государство может участвовать в процессе создания определенного базиса (например, инфраструктуры региона), чтобы потом привлечь туда частных инвесторов.
- Наблюдаете ли Вы существенную разницу в работе государственных структур, обслуживающих различные регионы?
- Если предприниматель начинает свое дело, предположим, он открывает магазин или автомастерскую, то ему очень важно знать правила игры именно на этой территории, а также с кем и как общаться в местной администрации. Приведу несколько примеров. Мы проводим исследования бизнес-среды (это понятие мы привыкли использовать вместо инвестиционного климата) в нескольких странах бывшего СССР на предмет оценки качества взаимодействия бизнеса и власти. Результаты позволяют точно сказать, что нет однородности в регионах даже одной и той же страны. В одних административных областях или регионах вопросы решаются быстро, в других для этого необходимо значительно больше времени и средств. Например, опрос индивидуальных предпринимателей Таджикистана показал, что средние сроки их государственной регистрации в регионах республики колеблются от 3 до 7 рабочих дней, а разница в стоимости этой процедуры составляет три с лишним раза. Или вот пример, в ходе опроса предпринимателей Узбекистана, работающих в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ), мы выяснили, что контролирующие органы в столичном регионе (городе Ташкент и области) самые активные, они проверяют до половины всех субъектов МСБ (49% и 42% соответственно). В то время как их коллеги из остальных регионов страны за год проверяют от 4% до 36% предприятий. Это значит, что государственные структуры, работающие в регионах, по-разному строят свои отношения с бизнесом, и это в итоге сказывается на благоприятности инвестиционного климата.
Как бы Вы описали благоприятную бизнес-среду и неблагоприятную? Какие критерии необходимо использовать для этого?
- В мировой практике принято полагать, что экономика сильна своим сектором малого и среднего предпринимательства, где по-хорошему должны работать порядка 50-70 % трудоспособного населения, производя при этом не менее половины валового продукта страны. Потому что именно сектор МСБ обладает определенными преимуществами по сравнению с крупными предприятиями. Я их сейчас перечислю: 1) для того, чтобы начать дело, нужно сравнительно меньше ресурсов, 2) если это дело нужно закончить, ресурсы можно быстрее «вытащить» и перенаправить в другое дело, 3) этот сектор предоставляет работу значительной части рабочей силы и позволяет получать доход, достаточный для нормальной жизни. И все это не требует пристального внимания государства. В социальном плане это очень важный аспект для развития той или иной страны.
Однако и условия, которые обозначает государство для бизнеса, конечно же важны. Здесь нужно говорить о том, что в регуляторной политике не нужно создавать что-то особенное для сектора МСБ, а скорее – государству нужно просто не мешать его работе. Эти условия включают в себя многое: что нужно для регистрации бизнеса; какие лицензии и разрешительные документы необходимо получить; чего потом следует ждать от государства: придут проверять – не придут, если придут, то зачем? Сколько раз следует ожидать проверок? По каким критериям будут проводится проверки? Сколько времени на это уйдет? Какие будут последствия и т.д.? Стоит ли ожидать, что по каким-то причинам, возможно, не очень внятным, предприятие вынуждено будет простаивать и в этот период не получать прибыль? И так далее. Одним словом, под бизнес-средой мы с коллегами понимаем то, что следует ожидать бизнесмену в процессе общения с государственными структурами.
Еще одно. Для принятия решения на государственном или региональном уровне, нужно сравнительно небольшое количество времени, гораздо больше времени уходит на подготовку проекта этого решения. Другое дело - сколько времени необходимо для того, чтобы это решение (например, закон или постановление правительства) выполнить правильно и в полном объеме. Например, закон о разрешительной системе, принятый в Украине в 2005 году, должен был заметно снизить давление на бизнес со стороны органов, выдающих разрешительные документы. Однако данные опроса предпринимателей, проведенного там в этом году, показывают, что закон до сих пор не работает в полной мере: на фоне двукратного уменьшения сроков выдачи разрешений, что, безусловно, является положительным результатом, за два года на 10% выросло число предприятий, которые были вынуждены их получать, чего мы никак не ожидали. В то же время в Узбекистане, реформа системы государственных инспекций, начавшись несколько лет назад, сразу начала давать положительные результаты: среднее число проверок в год на одно предприятие заметно снизилось, а доля предприятий, к которым за год не приходил ни один инспектор, продолжает расти. В итоге узбекские бизнесмены перестали воспринимать проверки в качестве административного барьера для их работы. Вместе с этим выросла доля предпринимателей – до 27%, проинвестировавших в основной капитал своего предприятия, чего не было в республике за весь период наших наблюдений с 2001 года.
Одним словом, то, насколько чиновники способны правильно и полностью выполнить реформаторские решения национального правительства, тоже влияет на качество бизнес-среды.
- С точки зрения привлекательности региона важно ли заниматься пиаром. Работает ли эта схема сегодня?
- Бизнес принимает решения исключительно рационально. А для этого ему нужно наиболее полно владеть необходимой информацией. Поэтому одного только PR недостаточно для того, чтобы заполучить инвестиционные ресурсы.
С другой стороны, если правительство сделало очередной шаг на пути привлечения капитала, то молчать об этом не стоит. О нем должны знать все заинтересованные круги, и прежде всего субъекты инвестирования внутри страны, потому что они очень хорошо ориентируются в экономическим реалиях, так сказать, у себя дома, и смогут правильно отреагировать на то или иное решение. Если же это касается иностранных инвесторов, то до их сведения эту информацию необходимо также довести.
- Что необходимо для улучшения инвестиционного климата страны или региона?
- Я думаю, все зависит от уровня проблем, который существует в той или иной стране или регионе. Например, в одной стране (Украина) есть колоссальная проблема с получением различного рода разрешений на ведение бизнеса, но неплохо решены вопросы с регистрацией. В другой стране, напротив, получение лицензий или разрешений не так мешает бизнесу, как инспекции контролирующих органов (Таджикистан). Прежде всего, государству необходимо обращать внимание на те проблемы, которые волнуют бизнес-сообщество в первую очередь. Кроме того, нужно сообщать о том, когда данные задачи будут решены, когда вступит в силу принятое постановление и т.п. А решенные проблемы только улучшают качество бизнес-среды.
- Различается ли инвестиционный климат регионов в Украине? И если да, то является это случайным процессом или представляет результаты усилий отдельных руководителей?
- Приведу несколько примеров. Исследование бизнес-среды, которое мы провели в Украине в этом году, показало, что во всех 24 административных областях страны и Автономной Республике Крым большинство предпринимателей отметили, что деловая среда в течение прошлого года не изменилась. Однако, есть регионы, где предприниматели в среднем настроены более оптимистично: во Львовской, Ровенской, Днепропетровской и Закарпатской областях от 26% до 39% опрошенных отметили улучшения в деловом климате в 2006 году. Сложно сказать, насколько эти ответы зависели от работы региональных руководителей.
И другой пример. Несколько лет назад мэрия Ивано-Франковска стала инициатором создания у себя в городе службы «Единого окна» по регистрации бизнеса – Регистрационной палаты. Это было сделано для того, чтобы человек, желающий заняться своим делом, не бегал по разным государственным органам (всего 8), а мог в единой службе: 1)узнать, какие документы нужно подготовить и сдать; 2)сдать аппликационные документы и 3)забрать регистрационное свидетельство. Идея была успешно реализована. В течение первого месяца после открытия службы количество регистрирующихся предприятий увеличилось на 13%, а период регистрации сократился в среднем с 28 до 10 дней, а сама процедура стала «дешевле». В итоге эта инициатива привела к пополнению местного бюджета и снизила уровень безработицы в городе. Кроме того, она стала хорошим, заразительным примером для других городов. В Ивано-Франковск приезжали делегации из разных населенных пунктов Украины с тем, чтобы понять, как эта служба работает, каким образом мэру удалось договориться с разными не подотчетными его администрации структурами и свести их всех под одну крышу. Известно, что это непростая задача. Но, тем не менее, все удалось, и этот опыт стал без прямого участия центрального правительства распространяться на другие регионы.
Похожий пример – это город Николаев, где мэрия пошла еще дальше. Она устроила все так, что в Единой Комиссии, работающей по принципу «Единого окна», бизнесмены смогли получать разрешительные документы, необходимые для начала деятельности (включая, например, что очень непросто, разрешения от органов СЭС и Охраны труда). В итоге инновационная деятельность городских властей привела к заметному сокращению сроков и стоимости разрешительных процедур, что, конечно же, отметили предприниматели Николаева.
Смотреть резюме эксперта
Написать комментарий