БРИКи ищут не ликвидность, а капитал
Недавно замечено, что мировые биржи все больше используют IPO компаний, пришедших с «новых рынков», для увеличения своего листингового оборота.
Так, за протекшие четыре недели на Лондонской Бирже объем размещения зарубежных акций вырос на $4.2 млрд. (€2.7 млрд.). В течение последнего месяца там появились новые эмитенты из России, Чехии, Египта, Мексики и Пакистана.
Однако если эмитенты и их советники не будут относиться к размещению на вторичном рынке достаточно серьезно, биржи не смогут превратить удачный листинг в успешные торги.
Анализ среднего недельного оборота акций из Бразилии, России, Индии и Китая на Нью-йоркской и Лондонской биржах демонстрирует высокий объем «спящих» активов на обеих площадках.
С начала 2006 года на биржах NYSE Euronext (Нью-йоркской Euronext) и LSE (Лондонской), только девять компаний стран BRIC размещали акции с недельным оборотом более 3% (средний недельный объем торговли по отношению к общему размещаемому объему).
С большим отрывом в этой группе лидируют две солнечно-энергетические компании, фигурирующие в списках NYSE.
Одна из них: LDK Solar, производитель мульти-кристаллических плат для солнечных элементов, и Yingli Green Energy Holding Company, специализирующаяся на фото-вольтажных компонентах. У обеих компаний недельный оборот составил 15%.
Инвесторский энтузиазм в отношении этого сектора перекинулся отчасти и на Jetion Holdings, который также производит солнечные элементы и продается на альтернативной площадке лондонской биржи: Aim (Alternative Investment Market). В прошлом году он показал недельный оборот в 5%, это намного больше, чем у любой другой китайской компании, продававшейся по лондонскому списку в прошлом году.
Недостаточный оборот особенно характерен для Aim, где продается много небольших молодых компаний. Так, в текущем году средний недельный оборот для 19 китайских компаний, появившихся здесь в прошлом году был всего только 0.5%.
Патрик Хамфрис, пресс-секретарь LSE, прокомментировал это следующим образом: «Одни компании присутствуют в списке Aim с целью привлечь капитал широкого круга инвесторов; другие – небольшой группы инвесторов. Известно, что чем меньше радиус размещения и число инвесторов, тем меньше ликвидности попадет к эмитенту. Мы стремимся предоставить как компаниям, так и инвесторам самую широкую свободу выбора».
От недостатка ликвидности страдают не только маленькие компании. Здесь все зависит от стратегии эмитента. Марк Джарвис, партнер Ernst & Young в Лондоне, уточняет, что для эмитентов из России, Казахстана и Украины вторичный рынок акций не является приоритетным, когда они планируют выход на мировую арену.
Их первоочередные задачи - привлечение средств и создание международной репутации. Только после этого компании думают о развитии своей акционерной базы, хотя с развитием рынков, это становится все более трудной задачей.
Например, некоторые из украинских компаний начали свою международную листинговую деятельность в Варшаве. Причина этого кроется в том, что в Польше, в связи с высокой биржевой инвестиционной активностью пенсионных фондов, возник большой спрос на IPO. Эти компании достигли высоких котировок, но вторичное обращение оказалось низким, а для укрепления международного статуса, безусловно, существуют более престижные биржи.
Именно поэтому для компаний, пришедших из «бурно-растущих» стран, гораздо более перспективным является, например, Лондон, где помимо общей «имиджевой» составляющей, участники рынка металлов и полезных ископаемых встречают традиционно высокую активность как продавцов, так и покупателей.
Dawn Cowie
Financial News Online US
23 мая 2008 г.
Написать комментарий