Конкурс по созданию портовых ОЭЗ реально будет проходить лишь на Дальнем Востоке

МЭРТ продлило до 30 апреля конкурс по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон. Как сообщил на конференции "Российские порты. Инвестиционные возможности и стратегии финансирования" зам. руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Кирилл Янков, ожидается поступление от 10 до 15 заявок, а реально создать портовые особые экономические зоны в 6-7 точках. Конверты с заявками будут вскрыты 5 мая, а завершится конкурс 3 июня в 18.00. Затем наиболее экономически выгодные проекты будут представлены на рассмотрение правительства.
Уже известно, что реально "конкурс" будет проходить только на Дальнем Востоке, где будут поданы заявки по Восточному, Советской Гавани и Петропавловску-Камчатскому. В остальных бассейнах подано по одной заявке - от Мурманска, Усть-Луги и Новороссийска.
Как отметил зам. генерального директора Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота (ДНИИМФ) Евгений Новосельцев, "закон о создании портовых ОЭЗ - это некий компромисс между портовой и промышленной зонами. Он позволяет развиваться не только портам, но и затрагивает всю морехозяйственную деятельность, которая вокруг них существует. В зоне можно торговать, организовывать логистику, создавать таможенные и консигнационные склады, организовывать сборку, развивать рыбопереработку, судоремонт и т.д.". По мнению, Е. Новосельцева, портовые ОЭЗ на Дальнем Востоке могут стать конкурентами только в плане качества подготовки заявок. А в том, что касается их специализации, все они - разные и могут только дополнить друг друга.
В Камчатской ПОЭЗ предполагается создание современной рыбопереработки и судоремонтных мощностей для рыбопромысловых судов, грузовых и транспортных терминалов, складов, а также создание рыбной биржи и строительство холодильника на 32 тыс. тонн (с расширением до 47 тыс. тонн). Мощность цехов по выпуску консервов и пресервов, по предварительной оценке, достигнет 850 тыс. условных банок в сутки, полуфабрикатов - 152 тонн в сутки, копченой, вяленой и сушеной продукции - 35 тонн в сутки, деликатесной продукции - 25 тонн в сутки. Через 10-15 лет планируется увеличение мощности рыбоперерабатывающего комплекса в 2-2,5 раза.
ПОЭЗ "Авача" предлагается разместить к северу от центра Петропавловска-Камчатского. Глубины бухты позволяют создать глубоководные причалы для приемки практически всех типов судов. Площадь ПОЭЗ, по предварительным данным, - около 43 га с перспективой увеличения до 157 га.
В Хабаровском крае портовая ОЭЗ в районе Советской Гавани будет специализироваться на экспорте грузов. Основным ее конкурентом станет порт Восточный. По мнению Евгения Новосельцева, "самый оптимальный вариант для Восточного - транспортно-торговая специализация. Порт имеет хорошие возможности для развития терминалов. Грузооборот зоны может возрасти до 90 млн тонн в год за счет развития контейнерных терминалов (мощность - до 6,4 млн TEU), угольного (10 млн тонн), зернового (3,5 млн тонн), терминала для рефрижераторных грузов (250 тыс. тонн). Здесь можно построить консигнационные и таможенные склады, создать мультимодальный транспортно-логистический комплекс. Портовая ОЭЗ обеспечит работой до 20 тыс. человек, и эти трудовые ресурсы здесь имеются". По словам Е. Новосельцева, предварительно под портовую зону запланировано 45 кв. км, но, вероятно, проект будет реализован поэтапно. В создании этой ПОЭЗ заинтересованы все ведущие российские транспортные компании, работающие в Восточном. "Есть заявка и от одной японской компании, причем она никогда раньше в Приморье не работала. Ажиотажа среди стивидорных компаний не было, так как они ожидали больших льгот от закона, но в виду отсрочки поиск инвесторов будет продолжен".
Редакция журнала Капитал Страны
Написать комментарий