Точка роста или точка кипения - Куда ведет мировой путь инвестиционного развития
Тенденции мировой экономики меняются. Естественно, этот процесс отражается на структуре и направленности прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Каким образом – с этим следует разобраться отдельно.
В начале ХХ века капитал направлялся в основном на освоение месторождений природных ресурсов. Затем с 50 до 80 гг. предприниматели старались вложить деньги в производство готовых товаров. Именно в это время многие сборочные предприятия были перенесены на территорию развивающихся стран. В 90-х ситуация изменилась – фаворитами по объему привлеченных средств стали сервисные отрасли: транспортные компании, финансовые и страховые институты.
Неизменно менялась и траектория финансовых потоков. Если в течение второй половины ХХ века США, Великобритания и Франция привлекали большую часть мировых объемов ПИИ, то в начале ХХI века капитал был направлен в сторону развивающихся стран. Этому в основном способствовали два обстоятельства: неблагоприятная ситуация в Америке, обусловленная терактами и войной в Ираке, а также готовностью «восточных» государств принять невостребованный на Западе «излишек» денег.
Первоначально в качестве основных реципиентов выступили Китай и Индия. Растущие рынки, кадровый потенциал, невысокая заработная плата, готовность властей оказывать поддержку иностранным предпринимателям – все это способствовало импорту капитала. Таким образом, ориентированный на производство товаров Китай и заявившая о себе как о поставщике услуг Индия встали в авангарде инвестиционного процесса. Вскоре к ним присоединились другие государства: Бразилия, Малайзия, Мексика, Таиланд. Активными реципиентами стали страны бывшего соцлагеря: Венгрия, Польша, Чехия и т.д. Чуть позже заявила о своих планах и Россия. В мире заговорили о настоящем буме ПИИ, который был спровоцирован, во-первых, интеграцией мировых экономик (на рынке стали доминировать транснациональные корпорации, амбиции которых давно уже переросли пределы одного государства), а во-вторых, формированием рынка ссудного капитала, позволившего перемещать денежные активы из одной страны в другую.
Выгоды от импорта капитала оказались огромные. ПИИ заметно обогащали экономику государств, позволяли вводить новые технологии и стандарты качества. Деньги, ввозимые таким образом, работали намного эффективнее, чем государственные программы, международные системы поддержки или просто портфельные инвестиции. Это было обусловлено несколькими причинами:
- непосредственным направлением финансовых ресурсов в сферу производства;
- улучшением качества менеджмента;
- появлением новых рынков сбыта;
- ростом занятости;
- увеличением налоговых поступлений в бюджет.
В результате страны-реципиенты стали постепенно превращаться в доноров. В настоящее время наметился отток средств из «восточных» держав в развитые страны. Китай, Россия, Индия и ряд других государств уже представляют достаточно серьезную силу, способную изменить дизайн мировой экономики. Казалось бы все вполне закономерно.
Согласно теории роста «Путь инвестиционного развития», разработанной в 1994 году двумя учеными Даннингом и Нарулой, путь инвестиционного развития предполагает, что импорт и экспорт страной ПИИ находится в прямой зависимости от уровня ее экономического развития. Всего выделяется пять стадий роста:
- импортер ПИИ (это характерно для стран с трудоемкими и низкотехнологичными производствами, а также с превалированием добывающей промышленности);
- активный импортер ПИИ (когда государство использует новые технологии в своих интересах);
-начинающий экспортер (в этом случае намечается не только приток, но и отток ПИИ)
- активный экспортер (когда экспорт ПИИ превышает импорт);
- импортер и экспортер (при таком раскладе экспорт и импорт сбалансированы).
Таким образом, теория развития показывает, что путь к экспорту капитала лежит через его первоначальный импорт. Благодаря прямым иностранным инвестициям страна получает недостающие технические и интеллектуальные ресурсы, позволяющие ей в скором времени начать собственную финансовую экспансию.
Однако эта теория применима не только для отдельно взятой страны, но и для целого агломерата государств. Бывшие импортеры постепенно становятся агрессивными экспортерами, активно завоевывая мировое экономическое пространство. Это вызывает опасения и даже страх у развитых стран, привыкших воспринимать «восточные» государства в лучшем случае как братьев меньших, нуждающихся то в опеке, то в порке. Что только стоит только одна угроза Китая начать избавляться от всего объема долларовых активов, находящихся под управлением китайского Центробанка (а это около 1000 млрд. долларов). Подобный шаг моментально обесценил бы американскую валюту и вызвал бы панику на мировом финансовом рынке.
Желая хоть как-то защититься, на западе стремятся принять меры против капитала из России, Китая, Индии, Сингапура и ряда других стран, но процесс уже запущен, и остановить его практически невозможно. Это то же самое, что пытаться препятствовать движению набирающего скорость локомотива. Таким образом, все мы являемся свидетелями четвертой стадии движения ПИИ – смещения финансовой и политической активности с запада на восток. В этом случае остается надеяться, что вскоре наступит пятый этап – «Эра баланса», и точка роста не превратится в точку кипения, а возрастающие политические амбиции экс-реципиентов останутся в рамках «дозволенного» и не приведут к переделу мира и краху всей экономической системы в целом.
Написать комментарий