22 ДЕК, 04:32 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


«Очевидное-невероятное» экономики США или почему Америка никак не вползет в кризис 3

9 Января 2024 9745 0 Экономика
«Очевидное-невероятное» экономики США или почему Америка никак не вползет в кризис 3

«Зажглись огни Рождественских елок на Манхэттене, но не радуют они простых американцев» - в такой стилистике, как помнят читатели заставшие времена СССР, начинали свои репортажи из Нью-Йорка в каком-нибудь 1977 году советские журналисты-международники для программы «Время» или для «Международной панорамы».


 

 

И далее наши авторитетные журналисты совершенно правдиво описывали нелегкие будни простых американцев, угнетаемых властью крупного капитала и страдающих от проблем преступности, безработицы и инфляции в мире империализма. По крайней мере, инфляция в США в 1977 году была практически такой же высокой как в тревожном 2022 году, о чем мы говорили в предыдущей статье (Рисунок 2). https://kapital-rus.ru/articles/article/myagkaya_posadka_ekonomiki_ssha_v_2023_godu_ili_pochemu_amerika_nikak_ne_vp/

Данную статью мы завершили вопросом о том, насколько правдивы и адекватны индикаторы «мягкой посадки» американской экономики в 2023 году в виде феноменально низких значений одновременно безработицы и инфляции, а также роста ВВП на 2.5 процента. Попробуем разобраться в этих результатах, заодно поддержав престиж экономической науки, поскольку доверие к ее прогностическим возможностям находится в пространстве анекдотов о прогнозах погоды.

Прежде всего, отметим, что «простые американцы» отнюдь не рукоплещут результатам «байденомики» (https://kapital-rus.ru/articles/article/kak_rabotaet_promyshlennaya_baidenomika/) в 2023 году и не спешат сравнивать экономический курс нынешнего почтенного Президента с политикой Ф.Д.Рузвельта, как это делают некоторые сторонники либерально-прогрессивных идей, о чем мы писали в статье «Противоречия политической экономии байденомики» (Вопросы политической экономии, 2023, № 4. https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2Fz8C%2F9zu84PW2lrjM9F%2B3YfIfDvTUdBIc9TUbm50HJ4FF5GIoPdWdWTnpDPNQS5k8q%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=%D0%92%D0%9F%D0%AD_4_2023_.pdf&nosw=1).

Кстати, не надо путать либералов-прогрессистов как с неолибералами, так и с консерваторами. Первые (сплотившиеся вокруг Байдена) ратуют за рыночную экономику с заметным государственным участием, поскольку не верят во всесильность рынков. Неолибералы, угасающие ныне и процветавшие во времена Клинтона-Обамы, всегда доверяли рынкам, особенно финансовым, и стремились минимизировать государство в экономике. Ну а консерваторы, в лице сторонников Трампа, предпочитающие скорее рынки, чем государство, в качестве главного приоритета экономики выдвигают реальный сектор, ругают избыточный финансовый сектор, и допускают государственный активизм для возврата к «старой доброй» производящей Америке, правда, не столько за счет государственных расходов как либералы-прогрессисты, сколько за счет силовых акций в отношении иностранного бизнеса и снижения налогов для собственного «правильного» бизнеса.

Однако, мы отвлеклись от забот «простых американцев». Им далеко до академических восторгов по поводу «мягкой посадки» экономики США в 2023 году. Даже большинство избирателей Байдена, поддержавших его в 2020 году, не видят процветающей экономики в 2023. Согласно опросу Нью-Йорк Таймс и Сиенского колледжа среди 3662 зарегистрированных избирателей, проведенные с 22 октября по 3 ноября в Аризоне, Джорджии, Мичигане, Неваде, Пенсильвании и Висконсине, где идет предвыборная борьба между Трампом и Байденом, 62 процента «демократических» избирателей считают, что состояние экономики либо «удовлетворительное», либо «плохое», т.е. на «тройку» и «двойку». В то же время такие оценки выставляют экономике 97 процентов тех, кто голосовал за Дональда Трампа! (https://www.nytimes.com/2023/11/28/business/economy/democrats-biden-economy.html)

Рисунок 1. Отношение к состоянию экономики США сторонников Президента Байдена по возрастным и доходным группам.

Как показывает Рисунок 1 наибольшую поддержку оказывают политике Байдена пожилые (62%) и зажиточные слои населения с доходами свыше 100 тыс. долл. в год (42%), в то время как «молодые» и «бедные» оценивают экономику на «хорошо» и «отлично» более чем сдержанно – 11 и 30% соответственно. И данная статистика не просто тревожна, она убийственна для перспектив Байдена, поскольку основной рефрен его либерально-прогрессистских реформ был направлен на выравнивание социального неравенства и перераспределение доходов от крупного капитала в пользу трудящихся и малообеспеченных.

Значит, «простые американцы» никак не почувствовали необыкновенно благоприятных результатов американской экономики в 2023 году! Куда там! Они по-прежнему изнывают от высокой потребительской инфляции. Сколько-сколько там официальная инфляция, 3,1 или даже 2,5%?! К таргету приблизились говорите?! А вот что говорят «простые американцы»: «Маккензи Кайзер, 20 лет, и Лоусон Миллвуд, 21 год, студенты Университета Северной Джорджии, в этом году сумели купить дом. Дохода г-на Миллвуда как системного администратора информационных технологий в университете было достаточно, чтобы претендовать на него … . Тем не менее, этот опыт оставил горький привкус. «Рынок жилья абсолютно безумен», — сказала г-жа Кизер. … «Мы заплатили за наш одноэтажный дом 1950-х годов постройки из шлакоблоков с одной спальней столько же, сколько моя мама заплатила за свой трехэтажный дом с четырьмя спальнями менее десяти лет назад». https://www.nytimes.com/2023/11/28/business/economy/democrats-biden-economy.html

По вышеприведенной ссылке можно найти фотографию этого, с позволения сказать, «дома», более соответствующего российскому сараю, и остается только позавидовать маме и «восхититься» реальной американской жилищной инфляцией – какие там проценты, не менее 4-х раз (четыре спальни вместо одной), за менее чем 10 лет! Это чересчур даже для насквозь проинфляционной российской экономики.

Можно и дальше приводить бесчисленные примеры бытовой инфляции в США, вроде подорожавшего за пару лет с 7 до 14 долларов гамбургера, что ощущается «простыми американцами» очень болезненно, поскольку в течение многих лет до этого гамбургер практически не дорожал и «всегда» стоил в воспоминаниях потребителей «свои» 7 долларов.

Вот здесь как раз пора переключиться на более «научное» объяснение не сопряжения бытовых инфляционных тягот и официальных показателей инфляции. Все дело в психологическом неразличении протяженности инфляции по годам. Пессимизм потребительских настроений, заключается в том, что несмотря на снижение годовой инфляции, потребители, как мы видели выше, все еще «переваривают» последствия повышения цен в предыдущие годы. Например, хотя в 2023 году цены в США выросли всего на 3,1 процента, за последние три года они выросли в совокупности на 18,6 процента, и предшествующее повышение цен все еще может оказывать негативное влияние на настроения потребителей.

Нил Махони, профессор Стэнфордского университета, отмечает: «Мы оцениваем влияние инфляции предыдущих лет на потребительские настроения и обнаруживаем, что это влияние снижается со скоростью около 50 процентов в год. Несмотря на гораздо более низкую годовую инфляцию, совокупное негативное влияние недавней инфляции на настроения снизилось всего на 40 процентов в период с июня 2022 года по сегодняшний день. Если мы столкнемся с инфляцией в 2,5 процента в течение следующих 12 месяцев, по нашим оценкам, совокупное «сопротивление» снижению инфляции снизится еще на 50 процентов» (https://www.briefingbook.info/p/digesting-inflation).

Опираясь на эти нехитрые в целом рассуждения, популярный колумнист Нью-Йорк Таймс (и по «совместительству» нобелевский лауреат по экономике) Пол Кругман делает оптимистические прогнозы: «…средний годовой уровень инфляции за последние два года (2022-23) составил 5 процентов, и это все еще очень высокий уровень; но если будущая инфляция (2024 года) достигнет 2,4 процента, которые сейчас прогнозирует ФРС , что, по моему мнению, немного выше, к ноябрю следующего (2024) года средний двухлетний показатель снизится до 2,7 процента. Так что, если экономика останется там, где она есть сейчас, потребители, вероятно, начнут лучше относиться к инфляции». https://www.nytimes.com/2023/12/31/opinion/economy-presidential-election.html.

А какие еще ухищрения со статистикой нарушают восприятие инфляции со стороны обывателя? В США, стране с самой развитой экономической статистикой, запутаться в этом вопросе не мудрено. Рисунок 2 отражает динамику двух самых популярных и близких, но не совпадающих показателей инфляции, на которые ориентируется ФРС и вся остальная официозная экономическая рать.

Рисунок 2. Динамика базового индекса потребительских цен и шестимесячного базового индекса расходов на личное потребление в годовом выражении. https://www.nytimes.com/2023/12/19/opinion/inflation-statistics-economy.html?action=click&module=RelatedLinks&pgtype=Article

Первый показатель (голубая линия) – это базовый индекс потребительских цен (The Core Consumer Price Index - CCPI), который в отличие от «обычного» CPI, не рассматривает цены на энергию и продовольствие, т.к. они порождают ненужный «белый шум» и искажают картину инфляции своими слишком волатильными ценами. Второй показатель (красная линия) - базовый дефлятор расходов на личное потребление (The Core Personal Consumption Expenditure Deflator - CPCE, рассчитываемый за 6 месяцев, но в годовом выражении. Приставочка «базовый» здесь также означает исключение из подсчетов изменение волатильных цен на продукты и энергию.

Но и даже без этой приставочки между показателями существуют отличия. CPI измеряет изменение собственных расходов всех городских домохозяйств, а PCE измеряет изменения в товарах и услугах, потребляемых всеми домохозяйствами и некоммерческими учреждениями, обслуживающими домохозяйства.

Погрузившись в методические тонкости подробнее, выделим четыре основные причины заметной разницы в динамике этих показателей:

Формулы: прирост двух индексов за один период времени (месяц, квартал, год) рассчитывается по существенно различным формулам;

Веса: они применяют разные веса к своим категориям потребления. Например, расходы на жилье составляет 33 процента корзины ИПЦ, но только 15 процентов PCE. Это объясняет, кстати, более низкую инфляцию по PCE в последние два года с учетом опережающего роста цен на жилье.

Область применения: они измеряют цены на несколько разные потребительские товары и определяют, кто их покупает. Эти два показателя также имеют разный охват — например, PCE включает в себя цены на все медицинские товары и услуги, приобретенные за счет страховки, предоставляемой работодателем, а также государственных программ, таких как Medicare. CPI, напротив, включает только медицинские услуги, приобретенные домохозяйствами за счет собственных средств;

Разные данные о ценах на один и тот же продукт. Например, и CPI, и PCE измеряют стоимость авиабилетов, но CPI рассчитывает ее с использованием фиксированной корзины авиамаршрутов, тогда как PCE рассчитывает ее с использованием данных о доходах авиакомпаний от пассажиров и пройденных пассажирских милях. Кроме того, эти два показателя включают разные модели сезонной корректировки.

https://www.whitehouse.gov/cea/written-materials/2023/09/29/crosswalk-talk-whats-the-difference-between-the-pce-and-the-cpi/#:~:text=The%20two%20measures%20have%20different,%2Dof%2Dpocket%20by%20households.

Вопрос с долей расходов на жилье в корзине обоих показателей является критически важным для обоснования столь заметной разницы двух показателей. Бюро статистики труда США измеряет стоимость жилья с использованием арендной платы — фактической арендной платы, которую люди платят, если они на самом деле являются арендаторами, и условной арендной платой, которую они платят как бы сами себе, если они владеют своими домами. Обычно эта процедура не вызывает особых проблем.

Но большинство домохозяйств в США арендуют жилье, поэтому средняя арендная плата в настоящее время отстает от рыночной арендной платы — той, которую люди платят за недавно арендованное жилье. Обычно это не имеет большого значения. Но в 2021–2022 годах на рынке произошел огромный рост арендной платы, что, вероятно, отражало рост удаленной занятости под влиянием ковида. Сейчас этот всплеск утих, но он все еще отражается в стандартных цифрах арендной платы. Рисунок 3 отражает динамику «арендных ставок для новых арендаторов» (синяя линия), и официальной средней арендной платы (красная линия).

Рисунок 3. Динамика роста арендной платы для «новых арендаторов» и средней арендной платы.

https://www.nytimes.com/2023/12/19/opinion/inflation-statistics-economy.html

Опережающий рост цен на арендуемое новое жилье в 2021-22 гг., в плоть до 12 % в отдельные периоды в годовом выражении, способствовал разгону «красного» повышательного тренда среднего показателя арендной инфляции, но бурный спад темпов «синей» инфляции со второй половины 2022 года с лагом в три четверти года стал оказывать влияние на снижение средней арендной инфляции.

Это говорит нам о том, что во многом измеренная инфляция для потребителей отражает события, произошедшие много месяцев назад, а не то, что происходит сейчас. Поэтому, показатель PCE, отражающий более короткий шестимесячный временной интервал, является и более адекватным измерителем текущей инфляции, по сравнению с консервативным CPI.

Вот таково объяснение «очевидной невероятности» инфляционной картины США в 2023 году и вытекающие отсюда перспективы инфляции в наступившем 2024 году. Хотя, против популярного и уже классического аргумента – есть ложь, большая ложь и главная ложь - статистика – которым раздраженный отечественный читатель хочет сопроводить данную статью, у нас нет столь же безукоризненно исчерпывающего и лаконичного ответа.

Сергей Толкачёв
Сергей Толкачёв

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more