Восемь «трамповских ударов»
В продолжение темы предыдущей статьи вспомним как мы уже не раз отмечали, что активизация политики на содействие реиндустриализации американской экономики, столь отчетливо проявляемой при нынешнем Президенте Байдене, началась даже не при республиканце Д.Трампе, а еще при демократе Б.Обаме, но именно трампономика стала отчетливо ассоциироваться с проиндустриальной тематикой.
Неординарный Президент США Дональд Трамп (2017-2020) запомнился в том числе своей бескомпромиссной и агрессивной политикой по защите американских производителей от иностранной конкуренции, в частности, путем проведения серии этапов повышения импортных (ввозных) тарифов. Эти повышения были настолько остры и внезапны, что напоминали наступательные боевые операции и тем самым немного отсылают к теме «десяти сталинских ударов» в 1944 году. Трамповские удары также как и сталинские были направлены на освобождение экономической территории США от засилья иностранных оккупантов.
В течение 2018 года было проведено шесть этапов повышения тарифов на импорт в США на сумму 283 миллиарда долларов, а в 2019 году были проведены еще два дополнительные уровни тарифов. Как показано на рисунке 1, средневзвешенный тариф на импорт в США резко вырос с менее чем 2 процентов до более чем 5 процентов, при этом существенно выросло количество товарных позиций, по которым ставка тарифа достигла 10 и более процентов.
В 2018 и 2019 годах президент Трамп повысил ставки тарифов от 10% до 25% на импорт из Китая многих видов продукции. Под действие тарифов попала примерно половина из 500 млрд долл. ежегодных поставок Китая в США. Непосредственным результатом стало сокращение американского импорта из Китая. Да, этот эффект в некоторой степени компенсируется резким ростом импорта в США из остального мира, начавшимся в конце 2021 года, когда прекратились Ковид-ограничения. В целом, за период с «дотарифного» 2017 года по 2022 год импорт товаров в США вырос на 39% - с 2,34 трлн до 3,25 трлн долл. Заметный рост импорта связан с последствиями фантасмагорической бесплатной раздачи денег в 2020-21 гг. под ковидные проблемы, осуществленную уже администрацией Байдена. При этом импорт из Китая вырос всего на 6%, достигнув в 2022 году 537 млрд долл. Другими словами, тарифы снизили роль Китая в торговле США с 21,6% американского импорта в 2017 до всего лишь 16,5% в 2022 году. Импорт на сумму около 164 млрд. долл. был перенаправлен из Китая в другие страны.
В импорте потребительской продукции доля Китая упала более чем вдвое, с 58,2% до 24,5%. В компьютерах, одной из крупнейших категорий импорта из Китая, доля Китая сократилась на 15 пунктов, до 44,8%. В мобильных телефонах доля Китая упала всего на 2,6 пункта, до 77,1%, но эта доля должна упасть еще больше, если Apple осуществит ожидаемый перенос производства в Индию.
Исключением из этой тенденции стали автомобили, доля Китая в которых несколько увеличилась и достигла 5,5% мирового импорта. И это несмотря на 25-процентный тариф на автомобили и запчасти из Китая. Тенденция к росту свидетельствует о решимости китайских автопроизводителей и некоторых американских автопроизводителей, таких как General Motors, извлечь выгоду из перехода на электромобили, переместив больше производства в Китай. GM и другие по-прежнему полны решимости завоевать большую долю рынка на двух крупнейших автомобильных рынках: в Китае (25 миллионов автомобилей в год) и в США (14 миллионов).
Конечно, надо понимать, что во многих случаях Китай по-прежнему участвует в производстве товаров, импортируемых в США. Импорт одежды из Китая сократился, но импорт из Юго-Восточной Азии, вероятно, по-прежнему будет производиться из тканей, будь то хлопок или синтетика, произведенные в Китае. В неизвестном количестве случаев может иметь место прямая перегрузка, т.е. переупаковка китайских товаров в третьей стране для отправки в США (незаконная в соответствии с законодательством США). Но в любом случае тарифы увеличивают расходы Китая. Они также закладывают основу для экономического развития других стран, некоторые из которых не особенно дружелюбны к Китаю. В 2022 году ВВП Вьетнама вырос на 8% до 409 миллиардов долларов. Поставки в США, составляющие 127 миллиардов долларов, или более четверти вьетнамской экономики, являются основным двигателем этого роста. Вьетнам — исторический враг Китая.
Надо понимать, что главной целью «Трамповских ударов» было не столько наказание Китая, сколько содействие росту внутреннего производства, чтобы «сделать Америку снова великой». Ведь благородный Дон, не будучи прожженым циником «вашингтонского болота» собирался выполнять свои предвыборные обещания, в отличие от «нормальных» политиков. Посмотрим, насколько ковбойские методы Трампа содействовали притоку иностранных инвестиций и решорингу в США.
Положительное влияние трамповских тарифов иллюстрируют два случая: стиральные машины и сталь.
Хорошо известно, что многие изделия бытовой электроники, потребляемые американцами уже давно отданы на откуп иностранным поставщикам. Стиральные машины в том числе. Тарифы на стиральные машины были введены в 2018 году, начиная с 20% и повышаясь до 50% при общем количестве 1,2 миллиона единиц в год. Два крупных южнокорейских производителя стиральных машин, Samsung и LG Electronics, отреагировали на это объявлением о планах строительства заводов в США для беспошлинного сбыта на рынке США. Samsung выбрала Ньюбери, штат Южная Каролина, для своего местоположения, а LG выбрала Кларксвилл, штат Теннесси. Сегодня на каждой фабрике работает около тысячи человек, производящих стиральные, а также сушильные машины и сопутствующие товары. Завод Samsung создал более 1300 косвенных рабочих мест в штате в дополнение к 1074 сотрудникам на основном сборочном заводе Samsung.
Тарифы дали толчок развитию производства бытовой техники США с точки зрения производства, занятости и инвестиций. Кроме того, это ускорило конкуренцию, поскольку здесь доминировали два указанных корейских производителя. Американские производители бытовой техники, включая Whirlpool и принадлежащую Китаю GE Appliances, были вынуждены более активно сосредоточиться на повышении конкурентоспособности из-за корейской конкуренции.
Результаты в сталелитейной отрасли были еще более впечатляющими. В исследовании Комиссии по международной торговле США, использовалось экономическое моделирование для оценки влияния тарифов на стальную отрасль. Исследование показало, что тарифы на сталь снизили уровень импорта на 24% и повысили загрузку сталелитейных мощностей в США до 80%. Загрузка производственных мощностей на уровне 80% или выше необходима для того, чтобы отрасль была достаточно прибыльной, чтобы продолжать инвестировать в новые объекты и улучшать продукцию [U.S. International Trade Commission, Economic Impact of Section 232 and Section 301 Tariffs on U.S. Industries, Publication no. 5405, March 2023].
При этом важно понимать, что сталелитейная отрасль отличается крайне высокой заработной платой всех категорий персонала, в первую очередь, не имеющих высшего образования. Средняя заработная плата американского сталелитейщика в крупной сталелитейной компании в 2021 году составляла чуть более 126 000 долларов в год. И в целом, обрабатывающая промышленность, и особенно производители товаров длительного пользования, платят гораздо более высокую заработную плату лицам, не имеющим высшего образования, которые составляют большую часть рабочей силы США.
Очевидно, что соображения национальной безопасности для введения тарифов на сталь были очень важными. Но не менее важна и экономическая логика: основной способ стимулировать экономический рост — стимулировать рост высокооплачиваемых рабочих мест. Ведущие технологические новаторы в сталелитейной промышленности, Nucor и Steel Dynamics, платят высокую заработную плату, потому что компании достигают высокой производительности на одного работника. Они также следуют более эгалитарным методам управления, таким как премии, привязанные к прибыли, выплачиваемые всему персоналу. Тарифы на сталь создали стабильность в отрасли, позволив другим сталелитейным компаниям перейти к методам, применяемым двумя лидерами отрасли. Распространение инновационных технологий в американской «сталелитейке» закрепляют лидерство США в сфере передовых и экологически чистых методов производства.
Разумеется, надо признать, что в целом прирост доходов от переноса производства и рабочих мест в США за счет трамповских тарифов был меньше, чем многие надеялись. Лидеры ключевой для Америки информационной отрасли не спешат приступать к прямому решорингу, но, хотя бы, переводят свои производственные мощности из Китая. Apple постепенно переориентирует свою цепочку поставок в Индию. Согласно новому спику поставщиков, опубликованном 25.05.2023 основная часть производства Apple остается в Китае, где у компании 151 из 188 крупнейших раскрытых поставщиков. В глобальном масштабе Apple добавила 18 новых поставщиков, сократив 19, что привело к небольшой корректировке цепочки поставок, но сделало Индию явным победителем. Количество производственных площадок Apple в Индии увеличилось до 14 в прошлом году по сравнению с 11 в 2021 году, что свидетельствует об ускоренной экспансии производителя iPhone в стране. В этом году компания также открыла свои первые два розничных магазина в Индии.
Dell, третий по величине производитель компьютеров в мире, переориентирует свою цепочку поставок так, чтобы все компьютеры и компоненты, поступающие на рынок США, не производились в Китае, присматриваясь к Малайзии, Вьетнаму, Индии и Мексике.
О несбывшихся надеждах
Однако, общие итоги «трамповских ударов» не столь плодотворны как это могло показаться даже его сторонникам. Следующий рисунок, составленный американской общественной организацией «Инициатива решоринга», поддерживающей протекционистские мотивы трамповской политики, признает, что с 2017 по 2019 г. произошел спад в темпах прироста рабочих мест, созданных на территории США, благодаря решорингу и притоку прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), хотя по сравнению с динамикой начала 2010-х гг уровни прироста оставались значительными.
По оценкам старшего экономиста Института экономической политики Роберта Э. Скотта трампономика была неудачной с точки зрения восстановления обрабатывающей промышленности. С 2016 по 2018 год при Трампе исчезло почти 1800 фабрик. В целом с 1997 по 2020 гг. США потеряли более 91 000 производственных предприятий и почти 5 миллионов рабочих мест в обрабатывающей промышленности. США действительно получили примерно 500 000 рабочих мест в обрабатывающей промышленности США с 2016 по 2019 год, но большая часть этого была связана с увеличением внутренних закупок, вызванным снижением налогов и значительными федеральными расходами.
Однако прирост в 2016–2019 гг. не является улучшением по сравнению с предыдущими годами в этом десятилетии, и даже общий прирост за десятилетие позволил восстановить лишь часть из почти 5 миллионов рабочих мест в обрабатывающей промышленности, потерянных с 1998 г.
Популярный либеральный экономист, преданный сторонник демократический партии Пол Кругман, всегда отрицательно относившийся к трампономике, считает, что «торговая политика Трампа была просто некомпетентной: поскольку она повысила тарифы на промышленные ресурсы, а также на потребительские товары, она повысила затраты и вполне могла сократить занятость в обрабатывающей промышленности. А снижение налогов Трампом было основано на убеждении, что если вы позволите корпорациям оставить себе большую часть своей прибыли, они будут инвестировать деньги, а не использовать их, скажем, для выкупа акций; это убеждение оказалось ошибочным».
Трамп разбудил Америку
Как бы то ни было, трамповская «кавалерийская атака» на зарубежный капитал дала крупные всходы в виде окончательной переориентации всего американского истеблишмента на доктрину реиндустриализации и промышленной политики. Промышленное сообщество Америки, которое в свое время приветствовали реиндустриализацию республиканской администрации Д.Трампа, в целом поддерживают государственный вектор промышленной политики демократической администрации Дж.Байдена, о чем мы расскажем в следующей статье. Тем самым, все более уверенно можно констатировать, что американские элитные группировки, контролирующие обе политические партии, достигли консенсуса по поводу долгосрочного вектора развития США, связанного с реиндустриализацией и окончательным отказом от финансиалистской парадигмы глобализации.
Существует традиционные «вкусовые» отличия по вопросу стимулирования экономики между двумя партийными группировками. Демократы выступают за использование налоговых льгот, в то время как республиканцы, или, по крайней мере, растущее число членов Республиканской партии Конгресса, предпочитают использование тарифов. Тем не менее, обе стороны сейчас сходятся во мнении, что производство в США важно по геостратегическим и экономическим причинам. Роберт Лайтхайзер, который был торговым представителем Трампа в США, и Кэтрин Тай, ныне торговый представитель Байдена, по-разному объясняют свои рассуждения, но оба решительно настаивают на переориентации производства в США.
Тарифы имеют преимущество интеллектуальной последовательности для восстановления производственной базы США, будь то по геостратегическим или экономическим причинам. Тарифы обеспечивают прямую изоляцию от дешевых иностранных товаров. Они также соответствуют истории США и принципам опоры на собственные силы, заложенным отцами-основателями американского государства. Экономический рост США с 1816 по 1945 год проходил под защитой высоких тарифов.
Более того, ясно, что, столкнувшись с высокими тарифами США, иностранные компании готовы инвестировать в производство в США, чтобы избежать этих тарифов и выйти на многотриллионный американский рынок. Наличие нескольких компаний-производителей в США в каждой отрасли гарантирует сильную конкуренцию и предотвращает чрезмерное повышение цен. Кроме того, тарифы приносят доход федеральному правительству. Несмотря на критику либеральных экономистов о тарифах и повышении цен в годы правления Трампа, цены были фактически ограничены сразу после введения этих тарифов. Инфляция взлетела только в 2021 году, и это было связано с кризисом глобальных цепочек поставок (слишком большая зависимость от импорта) и неэффективной фискальной/монетарной политикой.
Написать комментарий