Как лидер влияет на команду
«Вы не станете лидером, если сначала не научитесь следовать и быть ведомым» (Тиорио)
Мне всегда было любопытно и интересно, в чем «секрет» команд, которые добились сверхэффективности. Что в них такого, чего лишены остальные. Почему одни меняют мир, а другие прозябают. Достижения «игрока» - самого по себе, одиночки, не может сравниться с тем, чего может добиться команда. Это неоспоримый факт. Я хочу исследовать, как лидеры со своими командами достигают высоких результатов. Исследования, проведённые в Йельском университете показали, что эффективная команда не должна быть большой.
Итак:
- У лучшей команды есть понимание общей цели. Участники не ограничиваются стандартными решениями, а постоянно ищут неординарные варианты. Они осознают свой потенциал, у них высокая самооценка, они предъявляют высокие требования к собственным возможностям.
- Лучшие команды умеют действовать автономно и самостоятельно, поэтому сами принимают решения и реализовывают их.
- Многофункциональность. В лучшие команды входят специалисты по планированию, разработкам, производству, продажам и распространению. Так сказать, команда полного цикла.
Безусловно, самое основное в командах - это налаженная коммуникация.
Эрик Берн исследовал коммуникации между людьми и определил 3 эго-состояния, из которых общается каждый человек в зависимости от своего внутреннего состояния: взрослый, родитель и ребёнок. И любая выгода или польза контакта связана с сохранением физического и психического равновесия: например, освободиться от напряжения, устранить психологически опасные ситуации, приобрести «поглаживания» и поддержать достигнутое равновесие. При коммуникации двоих людей, команды, начальника и подчиненного всегда важно знать и чувствовать из какого эго-состояния общается каждый. Грамотный лидер, слышащий такие нюансы вовремя может отследить это состояние и заменить его на более эффективное в данный момент. Берн называет это успешной транзакцией. Именно от этого зависит исход встречи, переговоров. Это очень важный момент.
Межличностный аспект очень важен, особенно то, как лидеры влияют на жизнь тех, кто работает и живет с ними.
Ведущий мыслитель Европы в области менеджмента Манфред Кетс де Врис пишет о том, как важен эмоциональный интеллект. Чем выше находится человек на карьерной лестнице компании, тем более важным для него становится EQ, нежели технические навыки. Это значит, что вы реалистично относитесь к себе и другим, принимая человеческую природу со всем ее многообразием, и правильно используете чувства. Высокий EQ ведёт к принятию более адекватных решений, добавляет реализм во взаимодействия с другими и предотвращает разочарования.
На стратегию и структуру компании личность лидера оказывает мощнейшее влияние. Устойчивая психологическая ориентация ключевых фигур компании является определяющей для невротического стиля всей организации.
Итак, в зависимости от психической структуры руководителя, выстраивается определённый тип стратегии компании. Рассматривая компании в данном ключе, можно выделить 5 видов компаний:
- Драматическая. Ведущая тема: я хочу привлечь внимание всех и производить впечатление на всех, кто встречается мне в жизни. Руководитель. Ищет внимания, жаждет энтузиазма, активности, поощрения, страдает от мании величия.
- Мнительная. Ведущая тема: враждебные силы уже готовы покончить со мной. Лучше я буду на чеку. Я не могу никому доверять по-настоящему. Руководитель постоянно готов отразить любую атаку и угрозу со стороны других людей. Он сверхчувствителен, мнителен и недоверчив, слишком занят правилами и деталями, которые оберегают его тотальный контроль, жаждет информации; иногда мстителен.
- Отчужденная. Ведущая тема: реальность не приносит никакого удовлетворения. Взаимодействия с окружающими обречены на провал, поэтому лучше держаться на расстоянии. Руководитель замкнутый и отстранённый. Не хватает заинтересованности в настоящем и в будущем. Иногда безразличен к похвале и критике.
- Депрессивная. Основная тема: бесполезно пытаться изменить ход событий. Я недостаточно хорош для этого. Руководителю недостаёт уверенности в себе, страдает от проблем с самооценкой. Не знает об успехе, поэтому терпим к посредственности и неудачам. Зависит от «мессий»
- Принуждающая. Основная тема: я не хочу полагаться на милость событий. Я должен контролировать все, что касается меня. Руководитель склонен доминировать на всех уровнях компании, настаивает на том, чтобы все строго придерживались предписанных правил. Догматичен и упрям. Одержим педантизмом, деталями, рутиной, ритуалами, эффективностью и строгой системой организации.
Отнесение компании к определённому виду может предупредить аналитиков о ряде незаметных, но часто связанных симптомов (и таким образом помочь в выборе соответствующей стратегии вмешательства) и начать поиски причин, лежащих в основе различных симптомов. Зная причины, аналитики могут перейти к разработке изменений.
Компании, во главе которых стоят лидеры, страдающие расстройствами, описанными выше, могут выработать модели защитных механизмов, которые отвлекают компанию от работы. Беспричинная тревога или дисфункциональные коллективные фантазии не дают служащим спокойно трудиться, ухудшают моральный дух компании, ослабевает мотивация, удовлетворение работой становится очень низким.
Эффективным лидером может стать лишь тот, кто готов к переменам. Те руководители, которые поняли, что нельзя игнорировать перемены, хотят знать, какие последствия эти изменения будут иметь для их компаний, какие полномочия им будут необходимы, чтобы справиться с этими последствиями. И что диктуют изменения в плане того, как выбирать и растить будущих лидеров.
Какие же особенные характеристики лидера можно выделить? Роберт Хоган выделяет 5 черт, важных для поведения лидера:
- Обнажённости вовне
- Готовность искать согласие
- Добросовестность
- Чувствительность
- Открытость новому опыту
Наиболее эффективные руководители обладают набором навыков в следующих трёх областях:
- Личные навыки, такие как мотивация, уверенность в себе, энергия и личная эффективность.
- Социальные навыки: влияние, политическая осведомленность, сочувствие.
- Познавательные навыки: концептуальное мышление, масштабное видение
Некоторые навыки тесно связаны с личными чертами:
- Динамизм: стремление к достижению. Они стремятся действовать
- Коммуникабельность
- Восприимчивость
- Готовность соглашаться: они гибкие, идут навстречу, готовы посмотреть на ситуацию под другим углом. Поэтому они превосходные командные игроки.
- Надежность: держат слово, всё доводят до конца.
- Аналитический интеллект, помогает выстраивать стратегию. Но слишком высокий IQ нежелателен, так как из-за него происходит излишняя рационализация собственной точки зрения, что мешает принимать адекватные решения.
- Эмоциональный потенциал. У них развито чувство сопереживания, вместе с тем, они эмоционально устойчивы.
Эффективные лидеры выполняют две роли: харизматическая и архитектурную. В харизматичной роли ок рисует лучшее будущее и воодушевляет своих подчинённых. В архитектурной роли он обращается к системам контроля и поощрения в компании. Без одной роли не существует другой. Реализация лидером структуры и правил, обеспечивают ему функции провидца, вдохновителя, свойственные харизматичному лидеру.
Лидером движет увлеченность и гордость за свою компанию. Что бы она ни делала - она должна быть лучшей в своей сфере. Харизматичный лидер способен вовлечь большое количество людей в свой проект и затем делегировать.
И ещё, на мой взгляд, один из самых важных аспектов успешности лидера - он должен быть здоровым как психически, так и физически, способным привлечь таких же здоровых личностей и сделать организацию живым, вдохновляющим и приносящим удовлетворение местом работы. Определения «здоровой» личности очень отличаются. Я соглашусь с Манфредом в том, что
- здоровые люди обладают стабильным ощущением собственной индивидуальности, хорошо понимают, кто они такие
- здоровые люди имеют больше сил для испытания реальностью
- здоровые люди прибегают к зрелым механизмам защиты в общении с окружающим миром. Они берут на себя ответственность за свои действия, а не обвиняют в неудачах других.
- здоровые люди осознают собственную эффективность и изобретательность, они уверены в своей способности контролировать или влиять на события, которые воздействуют на их жизнь
- здоровые люди положительно воспринимают образ и работу собственного тела. Они не занимаются саморазрушительной деятельностью из-за искаженного восприятия и не страдают РПП
- здоровые люди испытывают полный спектр эмоций. Они эмоционально относятся ко всему, что делают
- сексуальность и чувствительность - важны в их жизни.
- умеют справляться с беспокойством
- ценят близость и взаимность. Умеют начинать и строить зрелые отношения
- они находятся в сообществе и получают удовлетворение от социального окружения, в котором живут.
- знают, как пережить неудачу или поражение
- умеют не соответствовать ожиданиям
- смотрят на мир позитивно
- способны на самонаблюдение и самоанализ. (М.Кетс де Врис, 2022)
Можно долго перечислять лучшие человеческие качества, так необходимые лидеру, но из многих выделю всего лишь еще 4 совершенно необходимых чувства и качества эффективного лидера.
- Надежда - лидер должен создать чувство надежды, перспективы, без которого все стремления потерпят крах.
- Гуманность - прежде всего лидер - человек и окружают его люди. Поддерживать человеческие отношения в компании.
- Скромность - хороший лидер осознает, что ни одна победа не принадлежит ему одному.
- Юмор - смеяться над неудачами, собственными слабостями, в общем, юмор - показатель душевного здоровья.
Написать комментарий
Согласен с утверждением автора о том, что эффективным лидером может стать тот, кто готов к переменам. Современные организации постоянно находятся в состоянии изменений, и способность адаптироваться к новым условиям является ключевым качеством успешного лидера. Важна также готовность к реорганизации внутренних структур и процессов компании. Лидеры должны быть готовы не только к текущим задачам, но и к тому, что возможности и требования могут быстро изменяться. Привлечение и развитие талантливых людей, способных эффективно реагировать на изменения, становится важнейшим приоритетом. Белогруд И.Н. преподаватель Финуниверситета